Здавалка
Главная | Обратная связь

Повседневная одежда



Керамика Скопина.

Возникновение декоративной керамики Скопина исследователи единодушно относят к 1860-м гг. Выпуск художественных гончарных изделий первыми освоили братья Федор и Василий Оводовы. Их фамилия фигурирует как в литературе о Скопине, так и в устных рассказах гончаров. Оводовы первыми узнали секрет приготовления свинцовой глазури, переняв его у липецких мастеров, и стали делать глазурованные изделия. Вслед за ними изготовление декоративной глазурованной керамики освоили отец и сын Желобовы, Иван Тащеев и другие мастера.

Керамика Скопина отличается яркой узорчатостью, что проявилось в народном рязанском костюме, узорном сапожковском ткачестве, михайловском кружеве. Замечательная скопинская керамика — лишь одно из достижений народного искусства рязанских земель. (Скопин — районный центр Рязанской области. )

Как делаются изделия:Вытягивание формы на гончарном круге теперь сочеталось с проработкой ее вручную, а возросшая роль декора вела к широкому использованию различных художественных приемов, к эволюции художественного образа. При этом скопинские мастера сохранили один из древнейших способов выполнения изделий, когда вещь не тянется на круге целиком, а формуется по частям из длинных кусков глины, «жгутов-налепков», которые потом соединяются вместе при помощи жидко разведенной глины-шликера. Изделия скопинцев создаются подобно архитектурному сооружению: на коническую ножку ставится кольцевое тулово квасника, на котором поднимается вверх сложное рельефное горло, завершающееся высокой крышкой, изгибаются ручка и носик. Между носиком и горлом часто помещали скульптурные изображения птиц. Фигурки птиц, медведей, львов располагали в отверстии кольца и на крышке.

В конце XIX — начале XX в. керамика Скопина представляла собой сложное явление, в котором можно обнаружить влияние городского стиля, позднее в ней нашли отражение и черты стиля модерн. Но при этом следует отметить и сохранение фольклорного начала, и связь с лубком.

· Пожалуй, наиболее полно керамика Скопина 1930-х гг. представлена в собрании Рязанского областного художественного музея.

И еще можно сказать что керамика с каждым годом усложнялась, появлялись новые техники а в современное время возникли небольшие сложности ,так как непростая ситуация в стране , но все равно часто проходят всякие крупнейшие Российские выставки. (ГРМ, ГИМ, Государственного Эрмитажа, Всероссийского музея декоративно- прикладного и народного искусства и тд)

 

19. Белорусская народная вышивка.Одним из древнейших и развитых видов бытового искусства белорусов является вышивка, сохранившая в силу экономических и при-родно-географических условий немало самобытных черт и особенностей. Являясь составным элементом культуры, вышивка отражает социальную среду ее бытования, художественные вкусы и мастерство ее создателей, их представления об окружающей действительности.

Подобно другим видам народного орнаментального творчества вышивка несет на себе яркий отпечаток общеэтнической и локальной принадлежности, отражая тем самым историю развития народа в целом и его отдельных груш.

Народная вышивка белорусов конца XIX — начала XX в. рассматривается автором как историческая категория, в развитии которой нашла отражение культурная преемственность прошлых поколений. Методология исследования вышивки, как одного из компонентов народной культуры, базируется на принципах и законах диалектики, на позициях действительного историзма.

Особенности :

- развитие вышивки шло по линиям: условная геометрическая орнаментика — геометризованно-растительные композиции — изображение реальных форм растительного мира; многофункциональный комплекс счетного шитья — украшающие швы; монохромный колорит красного, иногда белого, черного цветов — равноправное сочетание красного с черным — полихромия; магическая основа древней семантики — эстетическое начало поздних узоров;

- наибольшие изменения белорусская народная вышивка претерпевает в период развития капитализма;

- орнаментальный комплекс народной вышивки конца XIX — начала XX в., сформировавшийся на протяжении нескольких столетий, отличается генетическим единством основных элементов на всей территории Белоруссии, общность черт не исключает наличия локальных особенностей;

- формирование локальных типов вышивок относится к различным историческим периодам и определяется этническими традициями, социально-экономическими факторами, историко-культурными связями;

- белорусская народная вышивка — ценный историко-этногра-фический источник.

ВАЖНО!В белорусской вышивке использовалась хлопчатобумажная пряжа натурального белого цвета ("бель", "белька"), а также окрашенная в красный, синий, черный цвета, для обозначения которых применялись следующие названия: "забалаць"( красные нити для вышивания), "горань"( красная хлопчатобумажная пряжа), "блахва"(голубые хлопчатобумажные нити), "бавэлна", "бумага", "кета"( хлопчатобумажные нити исключительно красного цвета), "валопш"( хлопчатобумажную мягкую тонкую пряжу черного цвета). Картографирование наиболее характерных терминов показывает "географию" их распространения на территории Белоруссии

Таким образом, на рубеже прошлого и настоящего столетий основным материалом для вышивки служили льняные полотна — изделия домашних промыслов. Использовались также полотна отечественной бумаготкацкой промышленности. Однако эта продукция употреблялась в ограниченных размерах и шла в основном для изготовления праздничной вышитой одежды.

20. Дымковская игрушка.Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски"

!В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

В конце 19 века промысел пришел в упадок. В 30-е годы 20 столетия в рамках возрождения некоторых народных промыслов была оказана поддержка возрождению и промысла дымковской игрушки. Несколько потомственных мастериц организовали артель "Вятская игрушка" при поддержке первого исследователя промысла – художника А.И. Деныпина.

ВАЖНО! Игрушка лепится из местной красной глины по частям. Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.

За 400 лет развития промысла, несмотря на разнообразие композиционных решений, устоялись определенные сюжеты дымковской игрушки, закрепились определенные оформительские приемы и определенная цветовая гамма. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов. Вплоть до сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка – неповторимая авторская работа. По-прежнему основными мотивами дымковской игрушки являются кони, барыни, индюки, бараны, петухи, олени, а также групповые композиции. Исторически сначала основной тематикой были все-таки животные и женские фигурки. Позже, с развитием промысла, возникли и городские мотивы. Дымковской игрушке по-прежнему свойственна некоторая ирония: козлы и бараны наряжены в яркие шаровары, медведи играют на музыкальных инструментах.

21.Белорусский народный костюм.

Белорусский национальный костюм —сложившийся на протяжении веков комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался белорусами в повседневном и праздничном обиходе.

Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершенность, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

!Являясь этноопределяющим признаком для всей Беларуси, костюм в разных регионах страны имел определенные особенности, создающие неповторимые колориты. Это архаичность и чистота линий на Западном Полесье, живописность на Восточном Полесье, гармоничная уравновешенность в Центральной Беларуси, некоторая торжественность в Наддвинье, динамичный силуэт в Понемонье, необычайное разнообразие и богатство декора в Поднепровье.

Локальные разновидности:

Мужской костюм

Повседневная одежда

Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, ноговиц (поясная одежда)

Верхняя одежда

В качестве верхней одежды использовались кожухи из овчины, которые у зажиточных людей сверху обшивались дорогой тканью и украшались вышивкой и аппликациями. Очень богатые люди носили шубы из меха. Также существовала верхняя одежда из сукна, которая называлась по-разному: «епанча», «кирея», «бурка», «чуя».

Головные уборы

Существовало большое разнообразие мужских головных уборов: магерка из валяной шерсти, брыль из соломы, зимой — меховая шапка (аблавуха) .Головные уборы также делали из домашней овчины коричневого, чёрного или серого цвета.

Обувь

Традиционная белорусская обувь делалась дома или сапожниками-ремесленниками. Археологические находки говорят, что сапожное ремесло было развито с XI в. До XX в. белорусы носили лапти, постолы, в городе — кожаные сапоги (боты), шнуровки.

Женский костюм







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.