Здавалка
Главная | Обратная связь

Региональная и локальная традиции в белорусском народном искусстве



26. Искусство Хохломы.Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным и золотым цветом по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы Хохломы —красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи вот 2 наиболее распространенные:

1 версияПо наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.

2 версияСпособ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды

27. Национальные особенности белорусского народного искусства .Белорусское народное искусство развивалось преимущественно как домашнее ремесло. Основные черты белорусского народного искусства: глубокая традиционность, ярко выявленная функциональная направленность изделий, обобщенность форм, сдержанный, преимущественно геометрический декор символического характера.

Этими принципами решения утилитарно-декоративных задач руководствовались мастера, которые занимались художественной обработкой дерева . Изделиям белорусских мастеров не присуща богатая декоративная резьба, их художественная выразительность достигается пластичностью и своеобразной скульптурностью форм. В формах мелкой долбленой утвари нередко просматриваются зооморфные мотивы — отзвук древних культов животных и птиц. Некоторые изделия, прежде всего орудия труда, связанные с обработкой льна, украшались декоративной резьбой.

Логика и функциональность форм отличает также образцы гончарной посуды, изготовление которой было распространенным промыслом. Художественный облик ее создавался за счет пластичности и отточенности форм, ярко выявленных и подчеркнутых природных свойств материала, особенностей химико-термической обработки — дымления или закаливания. Этими же качествами отличается и глиняная игрушка.

Традиционным, типично народным ремеслом было плетение из природных материалов — соломы, лозы, корня, коры и пр.

Изысканность и деликатность колористики и орнаментики свойственны тканым изделиям, среди которых особое место занимают полотенца («рушники»), издавна выполнявшие в народном быту белорусов не только утилитарно-декоративные, но и важные обрядовые функции. Древние ромбогеометрические мотивы преобладают в тканом или вышитом орнаменте символического красного цвета.

Усиление изобразительной, декоративной стороны белорусского народного искусства наблюдается с конца 19 в. в связи с развитием капитализма и связанными с ним социально-экономическими изменениями в традиционном народном быту. Улучшение планировки, оснащения и общего вида народного жилища вызвало необходимость в определенном ее украшении. В интерьере получают распространение декоративные ткани, кружевные изделия, фигурная керамика, вышивка и т. д., с ними органически сочетаются и новые виды народного искусства — ажурные узоры из бумаги («вытинанка»), росписи по дереву, ткани, стеклу.

29 вопросе можно рассказать тоже самое, ведь это и есть история и истоки белорусского народного искусства ,больше в нете ничего нету.)

 

28. Русская народная роспись по дереву.Городец, Полхов-Майдан. Городецкая роспись - один из самых знаменитых художественных промыслов России. На протяжении всей истории промысла народные мастера создали оригинальную живописную систему, нашли неповторимые образы и разработали богатейший арсенал приемов живописной проработки деталей сюжета и элементов орнамента.

Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Это — быт крестьянства и купечества. Значительное место занимают цветочные мотивы. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу.

Городец – родина самых разнообразных промыслов. Городецкие плотники строили расшивы, баржи, беляны, украшая их борта затейливой глухой резьбой. Постепенно резьба по дереву внедрялась в крестьянскую архитектуру, а это усиливало значение декоративного искусства в деревенском быту. Резьбой обрабатывались шкафы, киоты, столы, скамьи, домашняя утварь и орудия крестьянского труда.

На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву.

Майдан, как называют его сами жители, вскоре становится известен своими яркими, пестро раскрашенными деревянными игрушками. Главное в этих работах - конечно же роспись, имеющая свою гармонию и привлекательность. Народные промыслы издавна были семейным занятием. Как правило, мужчины делали заготовки - так называемое "белье", а женщины расписывали готовые изделия.Каждая из деталей головного убора, сарафанного убранства матрешки выписывается отдельно.

Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают. Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.

В основном местные игрушки, или, как их называют, "майданские тарарушки", отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза". А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.

Эта роспись заслуженно пользуются широкой популярностью.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.