Глава II Актуальные проблемы сотрудничества с Россией
Введение Ассоциация стран Юго-Восточной Азии это политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН. Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министрами иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в г. Джакарта и возглавляется Генеральным секретарём (на ноябрь 2008 г. — бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван, 9 января 2013 года бывший заместитель министра иностранных дел Вьетнама Ле Лыонг Минь стал новым генсекретарём данной организации, сменив на этом посту Сурина Питсувана, срок полномочий составляет 5 лет.). Также работа ведётся в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.
Региональная интеграция — важная особенность развития современных международных отношений. В мире практически не осталось государств, которые не были бы членами, по крайней мере, одной или нескольких региональных группировок. Общепризнанным считается факт, что созданная в 1967 г. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии — АСЕАН — за прошедшие десятилетия стала наиболее успешным примером региональной интеграции за пределами Европы[1]. Начав с хрупкой, как бы экспериментальной антикоммунистической коалиции пяти развивающихся стран региона, АСЕАН превратилась во влиятельного игрока в региональном и мировом масштабе. Вокруг АСЕАН, объединяющей ныне 10 государств ЮВА с населением около 600 млн человек и совокупным ВВП, превысившим в 2008 г. 1 трлн долл. США, разворачиваются все более интенсивные интеграционные процессы, в которые вовлечены все влиятельные акторы современной мировой политики. Ведущие мировые державы стремятся к установлению тесных связей с АСЕАН и конкурируют между собой за влияние на эту организацию. С серьезным опозданием, но все более энергично к ним подключается и Российская Федерация. Вместе с тем страны АСЕАН сталкиваются с многочисленными внутренними и внешними вызовами, включая разразившийся в 2008 г. мировой финансовый кризис, социальную нестабильность, экономический и военный дисбаланс в регионе. Естественно, что у АСЕАН имеется немало критиков и даже активных противников, которые обличают пассивность организации в некоторых проблемах, медлительность в принятии решений и неэффективность механизмов их реализации. Государства, образующие те или иные интеграционные группировки, меньше всего озабочены неким всеобщим благом, а в первую очередь реализуют свои национальные интересы или то, что их элиты считают таковыми. И среди них на первом плане — необходимость защитить себя и свои страны от неуправляемых рисков глобализации и потрясений мировых экономических кризисов, подобных тому, который, начавшись в 2008 г. в США, охватил всю мировую экономику. Взяв курс на экономическую модернизацию, страны АСЕАН придают первостепенное значение сохранению социальной и политической стабильности как важнейшего условия национального бытия. На этот раз страны АСЕАН встретили обрушившийся на них кризис в значительно лучшем положении, чем десять лет назад. Сделав правильные выводы из уроков предыдущего (азиатского) финансового кризиса 1997 г., многие из них отвергли навязываемые МВФ условия кредитования. В результате они стали не столь зависимы от США, не обременены непосильными долгами и располагают определенным механизмом коллективного противодействия вызовам кризиса в рамках объединения АСЕАН+3. Одним из самых важных элементов этого взаимодействия стали поддержка и развитие регионального сотрудничества в финансовой сфере, которое включало создание азиатских облигационных фондов (ABF-1 и ABF-2) с целью привлечения капитала для инвестиций, а также целый ряд валютных своп-соглашений, двусторонних и многосторонних. Главную отличительную черту АСЕАН, которая предопределяет успешное продвижение регионализма, составляет основанный на консенсусе механизм принятия решений, который в самых критических ситуациях отдает приоритет коллективным интересам над индивидуальными интересами государств-членов. АСЕАН с самого начала строилась на прагматизме. Идеология и раньше, но особенно после окончания холодной войны, никогда не была проблемой для лидеров стран Ассоциации. Отцы-основатели АСЕАН действительно были неутомимы в поисках согласия, и им это часто удавалось. Бывший генеральный секретарь АСЕАН Н. Г. Рейес (Филиппины) метко заметил, что, для того чтобы измерить значение АСЕАН, нужно спросить себя, а что бы стало с Юго-Восточной Азией без АСЕАН? «ЮВА минус АСЕАН, — отвечал он сам, — означает большую дестабилизацию, большую экономическую разруху и наверняка господство экспансионистских сил в регионе на фоне слабости, изолированности и раскола всех других [сил]»[2]. Хартия АСЕАН, вступившая в силу 15 декабря 2008 г., направлена на создание более эффективного механизма сотрудничества и координации действий стран ЮВА, против давления глобализации, а также на выстраивание сбалансированных отношений с соседями, не входящими в эту группировку. АСЕАН не является донором, выделяющим некоторым своим членам регулярную и немалую экономическую помощь, как в Европейском союзе. Страны-участницы рассчитывают прежде всего на себя и на взаимопомощь, на синергетический эффект от сложения усилий на важнейших направлениях своего развития. Они нуждаются в единой Юго-Восточной Азии не для того, чтобы создать «Соединенные Штаты ЮВА». Об этом и речи никогда не было. Но довольно высокая степень политической интеграции оказалась необходимой для более эффективной защиты своих законных интересов, национальной идентичности и ценностей в условиях глобализирующегося мира и на фоне неуклонного усиления комплексной мощи Китая и Индии в АТР. Это попытка, если не создать свой полюс в формирующемся многополярном мире, то хотя бы не дать другим растащить себя по разным полюсам. В практике АСЕАН экономическая интеграция используется элитами этих стран как инструмент укрепления политической стабильности (сохранения своей власти и привилегий), государственной независимости, ускорения хозяйственного и культурного развития, выживания в условиях глобальной конкуренции через построение защитных механизмов, в том числе и с помощью коллективного протекционизма. Стоит обратить внимание на то, с какой осторожностью и гибкостью эти страны продвигаются от состояния скорее номинальной экономической группировки ко все более реальной интеграции, от простейших к более сложным формам взаимодействия и сотрудничества в политической, экономической и социально-культурной областях, вплоть до создания Сообщества АСЕАН, а в более отдаленном будущем — и Восточно-азиатского сообщества. Полувековой опыт Европейского союза показывает, что для успеха интеграции нужны лидеры интеграционного «ядра», каковыми для ЕС стали Франция и Германия (в самой АСЕАН эту роль на протяжении 30 лет играла Индонезия). Поскольку международные отношения в «Большой Восточной Азии» остаются весьма сложными, эта роль лидера досталась именно АСЕАН и останется за ней, по мнению большинства аналитиков, еще надолго, так как это наиболее приемлемый вариант для всех. Существует, однако, и другая точка зрения, согласно которой в самой АСЕАН слишком много проблем, мешающих осуществлять эту миссию, и динамика региональной интеграции будет определяться скорее развитием китайско-японских отношений. Пока же все страны региона формально соглашаются с ролью именно АСЕАН как двигателя региональной интеграции, неизменно подчеркивая это во всех документах, принимаемых различными международными форумами. Лидеры стран АСЕАН, со своей стороны, давно пришли к выводу, что Ассоциация не сможет реализовать свои цели без тесной кооперации с крупными азиатскими экономиками, включая создание с ними зон свободной торговли. В итоге начала строиться система двусторонних соглашений со странами Восточной Азии вокруг АСЕАН как центра, на базе которого в будущем должно быть построено Восточноазиатское сообщество (ВАС)[3]. В стратегическом плане АСЕАН создает различные широкие региональные или межрегиональные структуры сотрудничества на основе принципа концентрических кругов «особых» отношений. Их образовалось уже целых пять: самый узкий — в рамках самой АСЕАН; более широкий — по линии отношений в формате АСЕАН+3, т. е. с Китаем, Японией и Республикой Корея; еще более широкий — в формате строящегося Восточноазиатского сообщества (пока АСЕАН+6, включая Индию, Австралию и Новую Зеландию); и, наконец, самый широкий круг, включающий все страны АТЭС и других так называемых партнеров по диалогу, в том числе США, Канаду, ЕС, Россию и другие внерегиональные государства. Логика здесь такова: наращивая интеграционные усилия по сотрудничеству внутри АСЕАН, эта группа стран может эффективно вступать в более широкие региональные объединения, а те, в свою очередь, могут содействовать продвижению интересов АСЕАН и усиливать сотрудничество стран-членов на глобальном многостороннем уровне. В общественном мнении укоренился некий предрассудок, будто только в сотрудничестве с Западом возможна модернизация нашей экономики и страны, а с Востока идут лишь консерватизм, деспотия и отсталость. Потребовалось немало времени и усилий, чтобы преодолеть этот стереотип. То, что у России не только были, есть и всегда будут жизненно важные интересы в Азии, сейчас уже практически никто не подвергает сомнению. Прочно стоять «на двух ногах» на Западе и на Востоке — безальтернативная для нее политика, обусловленная и российской историей, и уникальным геополитическим положением страны. В современных условиях, с ускорением процессов глобализации и при бурном росте Восточной Азии, которой большинство экспертов предрекают роль «двигателя» мирового развития в XXI в., эта аксиома особенно актуальна. Регион АСЕАН имеет большое стратегическое значение. Через него проходят важнейшие морские коммуникации, связывающие наш Дальний Восток с европейской частью страны, и Россия не меньше других заинтересована в поддержании здесь мира и стабильности. Поэтому российская дипломатия уже много лет выступает в поддержку усилий АСЕАН, направленных на создание устойчивой, сбалансированной системы региональной безопасности, основанной на равноправном сотрудничестве всех расположенных здесь государств. На протяжении последних десятилетий АСЕАН во многом способствовала сохранению мира и стабильности в ЮВА. Ей удалось связать определенными обязательствами все крупнейшие державы АТР. Сделаны важные шаги на пути экономической интеграции региона, что позволило повысить его конкурентоспособность, привлекательность для иностранных инвесторов, создать новые рабочие места, повысить доходы и снизить потребительские цены. АСЕАН позволила создать региональную сеть организаций, занятых преодолением таких общих для всего АТР вызовов и угроз, как терроризм, сепаратизм и морское пиратство, трансграничная преступность, эпидемии и пандемии, деградация природной среды и др. Новая, экономически и политически объединяющаяся Азия — это незаменимый, потенциально мощный фактор хозяйственного подъема России, особенно ее восточных регионов. Одна из главных задач России — поднять экономическое сотрудничество со странами АСЕАН на уже достигнутый уровень политического диалога с ними. Нам во многом благоприятствует то, что в общественном мнении большинства стран АСЕАН доминирует благожелательное отношение и доверие к России в отличие от сохраняющихся сомнений и даже подозрений к истинным намерениям Китая, Японии, США и других стран Запада. Прошлый опыт АСЕАН подтверждает позитивную роль региональной многосторонней организации в формировании нового мирового порядка, если и пока такая организация действует на основе открытого регионализма, равноправного сотрудничества и ненаправленности против третьих стран. Глава II Актуальные проблемы сотрудничества с Россией
Исторически Россия неразрывно связана с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Она имеет жизненно важные политические и экономические интересы в АТР. Они сосредоточены на создании благоприятных условий для обеспечения безопасности страны, ее важнейших коммуникаций и модернизации всего региона Восточной Сибири и Дальнего Востока на базе инновационного развития. В целом политическая обстановка в регионе сохраняется стабильной, несмотря на разразившийся финансово-экономический кризис, наличие множества серьезных вызовов и угроз, попыток нарушить существующий стратегический баланс. Одним из важных факторов, работающих на стабилизацию, стало интенсивное формирование в регионе нового центра мировой политики и глобальной экономики — АСЕАН. С принятием в ноябре 2007 г. Хартии АСЕАН начался новый этап развития Ассоциации, ее качественной трансформации в действенную организацию, обладающую полномасштабной международной правосубъектностью.[4] Какие тенденции возобладают в АТР, как они будут соотноситься с национальными интересами нашей страны, в немалой степени зависит от того, как будут складываться отношения между Россией и АСЕАН. Отсюда растущее внимание российской дипломатии к этой по-своему уникальной, системообразующей региональной группировке. В практическую плоскость отношения нашей страны с АСЕАН вступили с окончанием холодной войны и эры биполярного противостояния. В 1991 г. впервые в истории АСЕАН делегация СССР была приглашена в качестве гостя для участия в 24-й конференции министров иностранных дел Ассоциации. В 1994 г. между Россией и АСЕАН были установлены отношения консультативного партнерства. В 1996 г. Россия получила статус полномасштабного партнера АСЕАН по диалогу. Тем самым было положено начало формированию нормативно-правовой базы и созданию многостороннего механизма партнерства Россия - АСЕАН1. Отношения России с АСЕАН строятся в рамках диалогового партнерства — основной формы внешних связей Ассоциации. Диалоговыми партнерами АСЕАН являются также Австралия, Новая Зеландия, США, Канада, Китай, Индия, Республика Корея, Япония, а также ЕС. К началу XXI в. эти отношения приобрели динамичный и разносторонний характер и стали неотъемлемым фактором сохранения стабильного мира и безопасности в АТР. Неизменной поддержкой нашей страны пользуются, предпринимаемые асеановской «десяткой» шаги по укреплению мира, региональной безопасности и сотрудничества. В 2003 г. министры иностранных дел Российской Федерации и АСЕАН подписали совместную Декларацию о партнерстве в деле мира и безопасности, процветания и развития в АТР. В 2004 г. Россия присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, который уже более трех десятилетий определяет фундаментальные основы обеспечения мира и стабильности в регионе. Она также заявила о своем позитивном отношении к усилиям АСЕАН по созданию в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия, рассматривая их как реальный вклад в укрепление режима нераспространения ядерного оружия, в упрочение региональной и глобальной безопасности[5]. 2005 г. был особенно насыщен событиями в плане развития двусторонних отношений России с государствами АТР и дальнейшего расширения российского участия в деятельности АСЕАН. Был сделан ряд крупных, а на отдельных направлениях — новаторских шагов по реализации генеральной линии на упрочение авторитета и веса России в региональных делах, наращивание российского участия в набирающих здесь силу интеграционных процессах. На первом саммите Россия—АСЕАН, состоявшимся 13 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре, была принята Декларация о развитом и всеобъемлющем партнерстве между Россией и АСЕАН, цель которого состоит в обеспечении «экономического роста, устойчивого развития, процветания и социального прогресса Российской Федерации и АСЕАН на основе принципов равенства, взаимной выгоды и общей ответственности, а также содействия миру, стабильности, безопасности и процветанию в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Одновременно участники саммита приняли Комплексную программу действий по развитию сотрудничества на 2005— 2015 гг., нацеленную на его углубление и диверсификацию. Специальный раздел Программы посвящен проблемам развития сотрудничества в сфере экономики, включая торговлю и инвестиции, промышленность, энергетику, транспорт, финансы, малое и среднее предпринимательство, науку и технику, информационно-коммуникационные технологии. Важное место в Программе отводится сотрудничеству в области предупреждения и преодоления последствий стихийных бедствий, природопользования, восстановления и охраны окружающей среды. В документе закреплена также договоренность о расширении сотрудничества 22 июля 2009 г. на о. Пхукет (Таиланд) состоялась очередная «постминистерская» встреча в рамках диалогового партнерства Россия—АСЕАН. Она показала, что это взаимодействие набирает обороты и становится все более предметным. Стороны зафиксировали успешную реализацию шести проектов в рамках финансового фонда диалогового партнерства между нашей страной и АСЕАН. К этому времени были реализованы проекты в области выработки новых вакцин, в области возобновляемых источников энергии; дополнительные проекты находятся в стадии осуществления. Все это происходит за счет взноса России в фонд «Россия—АСЕАН», в котором уже имеется I млн. долл. Выступая с докладом «Обзор сотрудничества России—АСЕАН и его перспектив», министр иностранных дел России С. В.Лавров сообщил о решении Правительства РФ сделать дополнительный взнос в размере 750 тыс. долл. Он выразил удовлетворение динамикой российско-асеановских отношений, отметив, что особый интерес партнеры проявляют к сфере энергетики: нефтегазовой сферы, электроэнергетике, мирному использованию атомной энергии. [6] Госкорпорация Росатом выразила готовность предложить содействие в разработке нормативно-правовой базы и подготовке специалистов по проектированию, строительству и эксплуатации ядерных реакторов, а также провести семинар на тему взаимодействия в ядерно-энергетической сфере. Заинтересованность в обсуждении вопросов участия российской стороны в сооружении трансасеанского газопровода проявляет ОАО Газпром. Готовность к сотрудничеству в развитии электрораспределительных сетей в странах Индокитая выражает такой крупный оператор электроэнергетических проектов как ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС». Серьезным шагом на пути развития сотрудничества в такой взаимовыгодной сфере, как туризм, стал запуск механизма консультаций между профильными ведомствами России и стран — членов АСЕАН. Все эти и другие российские инициативы приняты на проработку в соответствующих структурах АСЕАН. Таким образом, магистральные направления взаимодействия России с АСЕАН уже наметились. Реализация совместных проектов вырабатывает у сторон привычку к сотрудничеству, главным критерием которого является практическая отдача. Постепенно они нащупывают зоны общих интересов, с тем чтобы выходить на более крупные проекты. Генеральный секретарь АСЕАН С. Питсуван и ректор МГИМО (У) МИД России академик А. В. Торкунов подписали Меморандум о создании Центра АСЕАН при Московском государственном институте международных отношений. В условиях рыночной экономики все более ощутимым стало противоречие между требованиями развития экономики и бюрократическими способами управления ею. Встал вопрос о необходимости более эффективной адаптации системы управления к новой экономической среде. Эта система должна охватывать не только общегосударственный уровень, министерства и ведомства, но прежде всего сами субъекты взаимодействия. Одна из особенностей нового этапа отношений между РФ и странами АСЕАН состоит в том, что если вплоть до конца 1990-х годов наша страна выстраивала свои связи с ними исключительно на двусторонней основе, то сегодня во взаимоотношениях с каждым государством этой региональной группировки приходится учитывать не только двусторонние аспекты сотрудничества, но степень и характер их участия в региональных и глобальных проектах.[7] С учетом этого весьма полезным было бы налаживание консультаций с соответствующими органами АСЕАН по вопросам макроэкономической и внешнеэкономической политики. Это дало бы нашей стране ощутимые результаты в плане выхода на емкий региональный рынок АСЕАН, способствовало формированию согласованных правил и стандартов, облегчило работу российских компаний в Юго-Восточной Азии, а компаний государств — членов АСЕАН — в России. Повышению уровня взаимодействия должно также способствовать взаимное открытие в Джакарте и Москве специальных представительств Российской Федерации и АСЕАН. Одной из первоочередных задач в их деятельности должна стать проработка российско-асеановских соглашений по системным аспектам торгово-экономического сотрудничества. Сближению законодательных аспектов многостороннего сотрудничества В развитии институциональных аспектов сотрудничества особое внимание предстоит уделить созданию таких условий, которые способствовали бы вовлечению в сотрудничество малых и средних предприятий. Особо важной является активная поддержка со стороны государства различных организационно-юридических форм венчурного бизнеса. Малым и средним предприятиям принадлежит важная роль поставщика услуг и субподрядчика крупных компаний. Они, как правило, быстрее включаются в мирохозяйственные процессы, инновационную деятельность, производственную кооперацию с зарубежными фирмами. Однако для эффективного использования возможностей малого и среднего бизнеса предстоит решить проблему их кредитования, страхования, взаиморасчетов. Положительную роль в развитии диалогового партнерства призвано сыграть созданное в России в марте 2006 г. общественное движение «Восточное измерение».[8] Эту общественную организацию возглавляет заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ М. Е. Николаев. Участники движения планируют сконцентрировать усилия на создании благоприятных условий, в том числе в законодательной сфере, для развития сотрудничества бизнесменов обеих сторон и контактов граждан России и государств АСЕАН. В целом имеются все основания утверждать, что благодаря активным усилиям сторон с начала века создана определенная договорно-правовая и институциональная основа для полнокровного сотрудничества России и АСЕАН в самых разных областях политики, экономики, науки и культуры, которая, естественно, нуждается в дальнейшем дополнении и совершенствовании. Заключение Видя, какого уровня экономического взаимопроникновения достигла сегодня Юго-Восточная Азия, её можно охарактеризовать как продвинутую, но все-таки начальную стадию процесса функциональной интеграции, т. е. стадию поддержания мира и благосостояния между прежде враждовавшими национальными государствами на базе принятых всеми норм поведения и за счет взаимовыгодного обмена товарами, информацией, услугами и капиталом. АСЕАН находится в переходном периоде. Первоначальные цели, ставившиеся отцами-основателями, в большей части достигнуты и превзойдены в сотрудничестве государств-членов между собой и с другими странами АТР. Между тем возникло много проблем и противоречий, тормозящих переход на новый уровень. В прошлом такое уже бывало, и каждый раз был необходим какой-то сильный толчок извне: то кризис в Камбодже, то конфликт из-за островов в Южно-Китайском море, то финансовый кризис 1997 г. В наши дни таким вызовом стал быстрый подъем Китая и Индии на фоне ускоряющейся глобализации и информатизации мировой экономики. Представляется, что и из этой ситуации страны АСЕАН сумеют найти адекватный выход. Надо признать, что экономическая интеграция стран с чрезвычайно различным политическим строем и уровнем экономического развития и благосостояния народов идет медленно и вызывает множество критических и скептических оценок со стороны научного сообщества и некоторых радикально-либеральных политиков. Региональная интеграция, по их наблюдениям, в большей мере сводится к снятию барьеров для внутрипроизводственных связей действующих в регионе ТНК. Все другие барьеры между странами остаются довольно высокими, и АСЕАН коллективно мало что делает для их снижения. За сорок с лишним лет АСЕАН не просто выжила в труднейших условиях. Медленно, но верно она шла вперед, шаг за шагом опровергая скептиков. Постепенно она становилась существенным элементом региональной архитектуры. В 1976 г., когда лидеры первоначальной пятерки государств-членов (Индонезии, Малайзии, Таиланда, Филиппин и Сингапура) собрались на саммит на о-ве Бали, они уже были способни подтвердить добрую волю и взаимную солидарность, подписав два основополагающих документа; Декларацию согласия и Договор о дружбе и сотрудничестве. Этот договор стал важнейшим инструментом АСЕАН не только потому, что он позволил разрешить немало споров и разногласий между членами Ассоциации и сохранить мир в регионе, но и потому, что кроме стран-членов к нему присоединилось уже около 10 других государств, являющихся важнейшими партнерами Ассоциации. Участие в договоре установлено как обязательное условие участия в восточноазиатских саммитах. Пока «западное сообщество ценностей», как часто именует себя ЕС, колеблется между идеализмом и реализмом и опасается за сохранность «своего» международного порядка, Азия, а точнее. Большая Восточная Азия, подталкиваемая мощным подъемом Китая, со стратегическим прагматизмом строит несущие опоры будущего международного порядка. Этот прагматизм не надо путать с беспринципностью. При всех особенностях ситуации в разных странах ЮВА и при всем воздействии на нее современных процессов глобализации информатизации главным «рабочим языком» региональной политики остается китайский. Как замечают специалисты, значительная часть понятийного аппарата — программ, лозунгов и т. п. — почерпнуты из конфуцианства и древней китайской философии. В основе азиатской политической культуры, воплощенной в «методе АСЕАН», лежит твердое убеждение: какова бы ни была проблема, ее следует решать путем переговоров и поиска компромисса. Важно не загонять оппонента в угол, а всегда давать ему возможность выйти из неприятной для него ситуации, «сохранив лицо». В этом и состоит «метод АСЕАН» — вклад народов ЮВА в мировую политическую культуру международных отношений. Вопрос, над которым ломают головы лучшие умы стран АСЕАН, состоит в том, как осуществить назревшие перемены, не жертвуя преемственностью и достижениями прошлого. Прежде всего речь идет о сохранении фундаментальных принципов Договора о дружбе и сотрудничестве, саше главные из которых неизменно повторяются во всех принимаемых политических и программных документах АСЕАН, а именно: взаимное уважение независимости, суверенитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности всех государств; невмешательство во внутренние дела друг друга; мирное решение споров; отказ от применения силы и угроз ее применения. Идеологическая борьба, или конкуренция идей, происходит в Азии с не меньшим накалом, чем в Европе. Правящие элиты Индии и Японии считают себя поборниками демократии, Китай в ходе трансформации плановой экономики в рыночную в первую очередь решает огромные социальные задачи, стремясь любой ценой сохранить при этом внутреннюю политическую стабильность, а АСЕАН использует свой многолетний опыт формирования регионального сообщества для сдерживания великодержавного соперничества в регионе. То, что азиатская дискуссия об экономических и политических рецептах, стратегиях развития, правовой трансформации и демократической открытости сохраняет формы азиатской учтивости, часто отличает ее от западного стиля. Но ее суть содержит богатый материал для формирования того самого нового международного порядка, о котором так много говорят и пишут во всем мире.
Библиография 1. АСЕАН: итоги, проблемы, перспективы. Сборник статей. Отв.ред. Г.И. Чуфрин. М., 1998. 2. Байков А. Международные процессы. Т. 5. 2007. С.4. 3. Петровский В.Е. Азиатско-Тихоокеанские режимы безопасности после «холодной войны». Эволюция, перспективы российского участия. М., 1998. С.45. 4. Тихоокеанское обозрение 2004-2005. М., 2006. С. 145. 5. Россия в Азии: проблемы взаимодействия. Под ред. К.А. Кокарева. М., 2006. С. 415-437. 6. Клименко А.Ф. Стратегическое партнерство между Россией и Китаем в Центральной Азии и некоторые пути совершенствования региональной системы безопасности. 2005. №2.
[1] АСЕАН: итоги, проблемы, перспективы. Сборник статей. Отв.ред. Г.И. Чуфрин. М., 1998. [2] Байков А. Международные процессы. Т. 5. 2007. С.4. [3] Петровский В.Е. Азиатско-Тихоокеанские режимы безопасности после «холодной войны». Эволюция, перспективы российского участия. М., 1998. С.45. [4] Тихоокеанское обозрение 2004-2005. М., 2006. С. 145. [5] Россия в Азии: проблемы взаимодействия. Под ред. К.А. Кокарева. М., 2006. С. 415-437. [6] Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам участия в постминистерской конференции Россия- АСЕАН, о,Пхукет, Таиланд, 22 июля 2009 г. http://www.mid.ru/1173-23-07-2009 [7] Алексеев А.В. Восточный вектор российской политики. http://www.mid.ru [8] Клименко А.Ф. Стратегическое партнерство между Россией и Китаем в Центральной Азии и некоторые пути совершенствования региональной системы безопасности. 2005. №2. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|