Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава II Актуальные проблемы сотрудничества с Россией

Введение

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии это политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министрами иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в г. Джакарта и возглавляется Генеральным секретарём (на ноябрь 2008 г. — бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван, 9 января 2013 года бывший заместитель министра иностранных дел Вьетнама Ле Лыонг Минь стал новым генсекретарём данной организации, сменив на этом посту Сурина Питсувана, срок полномочий составляет 5 лет.). Также работа ведётся в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.
Глава I
АСЕАН в процессе региональной интеграции

 

Региональная интеграция — важная особенность развития со­временных международных отношений. В мире практически не осталось государств, которые не были бы членами, по крайней мере, одной или нескольких региональных группировок. Обще­признанным считается факт, что созданная в 1967 г. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии — АСЕАН — за прошедшие де­сятилетия стала наиболее успешным примером региональной ин­теграции за пределами Европы[1].

Начав с хрупкой, как бы экспериментальной антикоммуни­стической коалиции пяти развивающихся стран региона, АСЕАН превратилась во влиятельного игрока в региональном и мировом масштабе. Вокруг АСЕАН, объединяющей ныне 10 государств ЮВА с населением около 600 млн человек и совокупным ВВП, превысившим в 2008 г. 1 трлн долл. США, разворачиваются все более интенсивные интеграционные процессы, в которые вовле­чены все влиятельные акторы современной мировой политики. Ведущие мировые державы стремятся к установлению тесных связей с АСЕАН и конкурируют между собой за влияние на эту организацию. С серьезным опозданием, но все более энергично к ним подключается и Российская Федерация.

Вместе с тем страны АСЕАН сталкиваются с многочислен­ными внутренними и внешними вызовами, включая разразив­шийся в 2008 г. мировой финансовый кризис, социальную не­стабильность, экономический и военный дисбаланс в регионе. Естественно, что у АСЕАН имеется немало критиков и даже ак­тивных противников, которые обличают пассивность организа­ции в некоторых проблемах, медлительность в принятии реше­ний и неэффективность механизмов их реализации.

Государства, образующие те или иные интеграционные груп­пировки, меньше всего озабочены неким всеобщим благом, а в первую очередь реализуют свои национальные интересы или то, что их элиты считают таковыми. И среди них на первом плане — необходимость защитить себя и свои страны от неуправляемых рисков глобализации и потрясений мировых экономических кри­зисов, подобных тому, который, начавшись в 2008 г. в США, ох­ватил всю мировую экономику. Взяв курс на экономическую мо­дернизацию, страны АСЕАН придают первостепенное значение сохранению социальной и политической стабильности как важ­нейшего условия национального бытия.

На этот раз страны АСЕАН встретили обрушившийся на них кризис в значительно лучшем положении, чем десять лет назад. Сделав правильные выводы из уроков предыдущего (азиатского) финансового кризиса 1997 г., многие из них отвергли навязывае­мые МВФ условия кредитования. В результате они стали не столь зависимы от США, не обременены непосильными долгами и располагают определенным механизмом коллективного проти­водействия вызовам кризиса в рамках объединения АСЕАН+3.

Одним из самых важных элементов этого взаимодействия стали поддержка и развитие регионального сотрудничества в финансо­вой сфере, которое включало создание азиатских облигационных фондов (ABF-1 и ABF-2) с целью привлечения капитала для ин­вестиций, а также целый ряд валютных своп-соглашений, дву­сторонних и многосторонних.

Главную отличительную черту АСЕАН, которая предопреде­ляет успешное продвижение регионализма, составляет основан­ный на консенсусе механизм принятия решений, который в са­мых критических ситуациях отдает приоритет коллективным ин­тересам над индивидуальными интересами государств-членов.

АСЕАН с самого начала строилась на прагматизме. Идеоло­гия и раньше, но особенно после окончания холодной войны, никогда не была проблемой для лидеров стран Ассоциации. От­цы-основатели АСЕАН действительно были неутомимы в поис­ках согласия, и им это часто удавалось. Бывший генеральный секретарь АСЕАН Н. Г. Рейес (Филиппины) метко заметил, что, для того чтобы измерить значение АСЕАН, нужно спросить себя, а что бы стало с Юго-Восточной Азией без АСЕАН? «ЮВА ми­нус АСЕАН, — отвечал он сам, — означает большую дестабили­зацию, большую экономическую разруху и наверняка господство экспансионистских сил в регионе на фоне слабости, изолирован­ности и раскола всех других [сил]»[2].

Хартия АСЕАН, вступившая в силу 15 декабря 2008 г., на­правлена на создание более эффективного механизма сотрудни­чества и координации действий стран ЮВА, против давления глобализации, а также на выстраивание сбалансированных отно­шений с соседями, не входящими в эту группировку.

АСЕАН не является донором, выделяющим некоторым своим членам регулярную и немалую экономическую помощь, как в Ев­ропейском союзе. Страны-участницы рассчитывают прежде всего на себя и на взаимопомощь, на синергетический эффект от сло­жения усилий на важнейших направлениях своего развития. Они нуждаются в единой Юго-Восточной Азии не для того, чтобы соз­дать «Соединенные Штаты ЮВА». Об этом и речи никогда не было. Но довольно высокая степень политической интеграции оказалась необходимой для более эффективной защиты своих за­конных интересов, национальной идентичности и ценностей в ус­ловиях глобализирующегося мира и на фоне неуклонного усиле­ния комплексной мощи Китая и Индии в АТР. Это попытка, если не создать свой полюс в формирующемся многополярном мире, то хотя бы не дать другим растащить себя по разным полюсам.

В практике АСЕАН экономическая интеграция используется элитами этих стран как инструмент укрепления политической стабильности (сохранения своей власти и привилегий), государ­ственной независимости, ускорения хозяйственного и культурно­го развития, выживания в условиях глобальной конкуренции че­рез построение защитных механизмов, в том числе и с помощью коллективного протекционизма.

Стоит обратить внимание на то, с какой осто­рожностью и гибкостью эти страны продвигаются от состояния скорее номинальной экономической группировки ко все более реальной интеграции, от простейших к более сложным формам взаимодействия и сотрудничества в политической, экономиче­ской и социально-культурной областях, вплоть до создания Со­общества АСЕАН, а в более отдаленном будущем — и Восточно-азиатского сообщества.

Полувековой опыт Европейского союза показывает, что для успеха интеграции нужны лидеры интеграционного «ядра», како­выми для ЕС стали Франция и Германия (в самой АСЕАН эту роль на протяжении 30 лет играла Индонезия). Поскольку между­народные отношения в «Большой Восточной Азии» остаются весьма сложными, эта роль лидера досталась именно АСЕАН и останется за ней, по мнению большинства аналитиков, еще на­долго, так как это наиболее приемлемый вариант для всех. Суще­ствует, однако, и другая точка зрения, согласно которой в самой АСЕАН слишком много проблем, мешающих осуществлять эту миссию, и динамика региональной интеграции будет определять­ся скорее развитием китайско-японских отношений. Пока же все страны региона формально соглашаются с ролью именно АСЕАН как двигателя региональной интеграции, неизменно подчеркивая это во всех документах, принимаемых различными международ­ными форумами.

Лидеры стран АСЕАН, со своей стороны, давно пришли к вы­воду, что Ассоциация не сможет реализовать свои цели без тесной кооперации с крупными азиатскими экономиками, включая соз­дание с ними зон свободной торговли. В итоге начала строиться система двусторонних соглашений со странами Восточной Азии вокруг АСЕАН как центра, на базе которого в будущем должно быть построено Восточноазиатское сообщество (ВАС)[3].

В стратегическом плане АСЕАН создает различные широкие региональные или межрегиональные структуры сотрудничества на основе принципа концентрических кругов «особых» отноше­ний. Их образовалось уже целых пять: самый узкий — в рамках самой АСЕАН; более широкий — по линии отношений в форма­те АСЕАН+3, т. е. с Китаем, Японией и Республикой Корея; еще более широкий — в формате строящегося Восточноазиатского сообщества (пока АСЕАН+6, включая Индию, Австралию и Но­вую Зеландию); и, наконец, самый широкий круг, включающий все страны АТЭС и других так называемых партнеров по диалогу, в том числе США, Канаду, ЕС, Россию и другие внерегиональные государства. Логика здесь такова: наращивая интеграцион­ные усилия по сотрудничеству внутри АСЕАН, эта группа стран может эффективно вступать в более широкие региональные объ­единения, а те, в свою очередь, могут содействовать продвиже­нию интересов АСЕАН и усиливать сотрудничество стран-чле­нов на глобальном многостороннем уровне.

В общественном мнении укоренился некий предрассудок, будто только в сотрудничестве с Западом возможна модернизация нашей экономики и страны, а с Востока идут лишь консер­ватизм, деспотия и отсталость. Потребовалось немало времени и усилий, чтобы преодолеть этот стереотип. То, что у России не только были, есть и всегда будут жизненно важные интересы в Азии, сейчас уже практически никто не подвергает сомнению. Прочно стоять «на двух ногах» на Западе и на Востоке — безаль­тернативная для нее политика, обусловленная и российской исто­рией, и уникальным геополитическим положением страны. В со­временных условиях, с ускорением процессов глобализации и при бурном росте Восточной Азии, которой большинство экспер­тов предрекают роль «двигателя» мирового развития в XXI в., эта аксиома особенно актуальна.

Регион АСЕАН имеет большое стратегическое значение. Че­рез него проходят важнейшие морские коммуникации, связываю­щие наш Дальний Восток с европейской частью страны, и Россия не меньше других заинтересована в поддержании здесь мира и стабильности. Поэтому российская дипломатия уже много лет выступает в поддержку усилий АСЕАН, направленных на созда­ние устойчивой, сбалансированной системы региональной безо­пасности, основанной на равноправном сотрудничестве всех рас­положенных здесь государств.

На протяжении последних десятилетий АСЕАН во многом способствовала сохранению мира и стабильности в ЮВА. Ей удалось связать определенными обязательствами все крупней­шие державы АТР.

Сделаны важные шаги на пути экономической интеграции региона, что позволило повысить его конкурентоспособность, привлекательность для иностранных инвесторов, создать новые рабочие места, повысить доходы и снизить потребительские цены. АСЕАН позволила создать региональную сеть организа­ций, занятых преодолением таких общих для всего АТР вызовов и угроз, как терроризм, сепаратизм и морское пиратство, трансгра­ничная преступность, эпидемии и пандемии, деградация природ­ной среды и др.

Новая, экономически и политически объединяющаяся Азия — это незаменимый, потенциально мощный фактор хозяйственно­го подъема России, особенно ее восточных регионов. Одна из главных задач России — поднять экономическое сотрудничество со странами АСЕАН на уже достигнутый уровень политического диалога с ними. Нам во многом благоприятствует то, что в обще­ственном мнении большинства стран АСЕАН доминирует благо­желательное отношение и доверие к России в отличие от сохра­няющихся сомнений и даже подозрений к истинным намерени­ям Китая, Японии, США и других стран Запада.

Прошлый опыт АСЕАН подтверждает позитивную роль ре­гиональной многосторонней организации в формировании но­вого мирового порядка, если и пока такая организация действует на основе открытого регионализма, равноправного сотрудничест­ва и ненаправленности против третьих стран.


Глава II Актуальные проблемы сотрудничества с Россией

 

Исторически Россия неразрывно связана с Азиатско-Тихо­океанским регионом. Она имеет жизненно важные политиче­ские и экономические интересы в АТР. Они сосредоточены на создании благоприятных условий для обеспечения безопасности страны, ее важнейших коммуникаций и модернизации всего ре­гиона Восточной Сибири и Дальнего Востока на базе инноваци­онного развития.

В целом политическая обстановка в регионе сохраняется ста­бильной, несмотря на разразившийся финансово-экономиче­ский кризис, наличие множества серьезных вызовов и угроз, по­пыток нарушить существующий стратегический баланс. Одним из важных факторов, работающих на стабилизацию, стало ин­тенсивное формирование в регионе нового центра мировой по­литики и глобальной экономики — АСЕАН.

С принятием в ноябре 2007 г. Хартии АСЕАН начался новый этап развития Ассоциации, ее качественной трансформации в действенную организацию, обладающую полномасштабной меж­дународной правосубъектностью.[4]

Какие тенденции возобладают в АТР, как они будут соотно­ситься с национальными интересами нашей страны, в немалой степени зависит от того, как будут складываться отношения ме­жду Россией и АСЕАН. Отсюда растущее внимание российской дипломатии к этой по-своему уникальной, системообразующей региональной группировке.

В практическую плоскость отношения нашей страны с АСЕАН вступили с окончанием холодной войны и эры биполяр­ного противостояния. В 1991 г. впервые в истории АСЕАН деле­гация СССР была приглашена в качестве гостя для участия в 24-й конференции министров иностранных дел Ассоциации. В 1994 г. между Россией и АСЕАН были установлены отноше­ния консультативного партнерства. В 1996 г. Россия получила статус полномасштабного партнера АСЕАН по диалогу. Тем са­мым было положено начало формированию нормативно-право­вой базы и созданию многостороннего механизма партнерства Россия - АСЕАН1.

Отношения России с АСЕАН строятся в рамках диалогового партнерства — основной формы внешних связей Ассоциации. Диалоговыми партнерами АСЕАН являются также Австралия, Новая Зеландия, США, Канада, Китай, Индия, Республика Ко­рея, Япония, а также ЕС.

К началу XXI в. эти отношения приобрели динамичный и разносторонний характер и стали неотъемлемым фактором со­хранения стабильного мира и безопасности в АТР. Неизменной поддержкой нашей страны пользуются, предпринимаемые асеановской «десяткой» шаги по укреплению мира, региональной безопасности и сотрудничества. В 2003 г. министры иностран­ных дел Российской Федерации и АСЕАН подписали совмест­ную Декларацию о партнерстве в деле мира и безопасности, процветания и развития в АТР.

В 2004 г. Россия присоединилась к Договору о дружбе и со­трудничестве в Юго-Восточной Азии, который уже более трех десятилетий определяет фундаментальные основы обеспечения мира и стабильности в регионе. Она также заявила о своем пози­тивном отношении к усилиям АСЕАН по созданию в Юго-Вос­точной Азии зоны, свободной от ядерного оружия, рассматривая их как реальный вклад в укрепление режима нераспространения ядерного оружия, в упрочение региональной и глобальной без­опасности[5].

2005 г. был особенно насыщен событиями в плане развития двусторонних отношений России с государствами АТР и даль­нейшего расширения российского участия в деятельности АСЕ­АН. Был сделан ряд крупных, а на отдельных направлениях — новаторских шагов по реализации генеральной линии на упроче­ние авторитета и веса России в региональных делах, наращива­ние российского участия в набирающих здесь силу интеграцион­ных процессах. На первом саммите Россия—АСЕАН, состоявшимся 13 декабря 2005 г. в Куа­ла-Лумпуре, была принята Декларация о развитом и все­объемлющем партнерстве между Россией и АСЕАН, цель кото­рого состоит в обеспечении «экономического роста, устойчивого развития, процветания и социального прогресса Российской Фе­дерации и АСЕАН на основе принципов равенства, взаимной выгоды и общей ответственности, а также содействия миру, ста­бильности, безопасности и процветанию в Азиатско-Тихоокеан­ском регионе».

Одновременно участники саммита приняли Комплексную программу действий по развитию сотрудничества на 2005— 2015 гг., нацеленную на его углубление и диверсификацию. Спе­циальный раздел Программы посвящен проблемам развития со­трудничества в сфере экономики, включая торговлю и инвести­ции, промышленность, энергетику, транспорт, финансы, малое и среднее предпринимательство, науку и технику, информаци­онно-коммуникационные технологии. Важное место в Програм­ме отводится сотрудничеству в области предупреждения и пре­одоления последствий стихийных бедствий, природопользова­ния, восстановления и охраны окружающей среды. В документе закреплена также договоренность о расширении сотрудничества

22 июля 2009 г. на о. Пхукет (Таиланд) состоялась очередная «постминистерская» встреча в рамках диалогового партнерства Россия—АСЕАН. Она показала, что это взаимодействие набирает обороты и становится все более предметным. Стороны зафикси­ровали успешную реализацию шести проектов в рамках финансо­вого фонда диалогового партнерства между нашей страной и АСЕАН. К этому времени были реализованы проекты в области выработки новых вакцин, в области возобновляемых источников энергии; дополнительные проекты находятся в стадии осуществ­ления. Все это происходит за счет взноса России в фонд «Рос­сия—АСЕАН», в котором уже имеется I млн. долл. Выступая с док­ладом «Обзор сотрудничества России—АСЕАН и его перспек­тив», министр иностранных дел России С. В.Лавров сообщил о решении Правительства РФ сделать дополнительный взнос в раз­мере 750 тыс. долл. Он выразил удовлетворение динамикой российско-асеановских отношений, отметив, что особый интерес партнеры проявляют к сфере энергетики: нефтегазовой сферы, электроэнергетике, мирному использованию атомной энергии. [6]

Госкорпорация Росатом выразила готовность предложить содей­ствие в разработке нормативно-правовой базы и подготовке спе­циалистов по проектированию, строительству и эксплуатации ядерных реакторов, а также провести семинар на тему взаимодействия в ядерно-энергетической сфере. Заинтересованность в об­суждении вопросов участия российской стороны в сооружении трансасеанского газопровода проявляет ОАО Газпром. Готовность к сотрудничеству в развитии электрораспределительных сетей в странах Индокитая выражает такой крупный оператор электроэнергетических проектов как ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС». Серьезным шагом на пути развития сотрудничества в такой взаи­мовыгодной сфере, как туризм, стал запуск механизма консульта­ций между профильными ведомствами России и стран — членов АСЕАН. Все эти и другие российские инициативы приняты на проработку в соответствующих структурах АСЕАН.

Таким образом, магистральные направления взаимодействия России с АСЕАН уже наметились. Реализация совместных про­ектов вырабатывает у сторон привычку к сотрудничеству, глав­ным критерием которого является практическая отдача. Посте­пенно они нащупывают зоны общих интересов, с тем чтобы вы­ходить на более крупные проекты.

Генеральный секретарь АСЕАН С. Питсуван и ректор МГИМО (У) МИД России академик А. В. Торкунов подписали Меморандум о создании Центра АСЕАН при Московском госу­дарственном институте международных отношений.

В условиях рыночной экономики все более ощутимым стало противоречие между требованиями развития экономики и бюро­кратическими способами управления ею. Встал вопрос о необхо­димости более эффективной адаптации системы управления к новой экономической среде. Эта система должна охватывать не только общегосударственный уровень, министерства и ведомства, но прежде всего сами субъекты взаимодействия.

Одна из особенностей нового этапа отношений между РФ и странами АСЕАН состоит в том, что если вплоть до конца 1990-х годов наша страна выстраивала свои связи с ними исклю­чительно на двусторонней основе, то сегодня во взаимоотноше­ниях с каждым государством этой региональной группировки приходится учитывать не только двусторонние аспекты сотруд­ничества, но степень и характер их участия в региональных и глобальных проектах.[7]

С учетом этого весьма полезным было бы налаживание кон­сультаций с соответствующими органами АСЕАН по вопросам макроэкономической и внешнеэкономической политики. Это дало бы нашей стране ощутимые результаты в плане выхода на емкий региональный рынок АСЕАН, способствовало формиро­ванию согласованных правил и стандартов, облегчило работу российских компаний в Юго-Восточной Азии, а компаний госу­дарств — членов АСЕАН — в России.

Повышению уровня взаимодействия должно также способст­вовать взаимное открытие в Джакарте и Москве специальных представительств Российской Федерации и АСЕАН. Одной из первоочередных задач в их деятельности должна стать проработка российско-асеановских соглашений по системным аспектам тор­гово-экономического сотрудничества.

Сближению законодательных аспектов многостороннего со­трудничества

В развитии институциональных аспектов сотрудничества осо­бое внимание предстоит уделить созданию таких условий, кото­рые способствовали бы вовлечению в сотрудничество малых и средних предприятий. Особо важной является активная под­держка со стороны государства различных организационно-юри­дических форм венчурного бизнеса. Малым и средним предпри­ятиям принадлежит важная роль поставщика услуг и субподряд­чика крупных компаний. Они, как правило, быстрее включаются в мирохозяйственные процессы, инновационную деятельность, производственную кооперацию с зарубежными фирмами. Однако для эффективного использования возможностей малого и среднего бизнеса предстоит решить проблему их кредитования, страхования, взаиморасчетов.

Положительную роль в развитии диалогового партнерства призвано сыграть созданное в России в марте 2006 г. обществен­ное движение «Восточное измерение».[8] Эту общественную орга­низацию возглавляет заместитель Председателя Совета Феде­рации Федерального Собрания РФ М. Е. Николаев. Участники движения планируют сконцентрировать усилия на создании бла­гоприятных условий, в том числе в законодательной сфере, для развития сотрудничества бизнесменов обеих сторон и контактов граждан России и государств АСЕАН.

В целом имеются все основания утверждать, что благодаря ак­тивным усилиям сторон с начала века создана определенная дого­ворно-правовая и институциональная основа для полнокровного сотрудничества России и АСЕАН в самых разных областях поли­тики, экономики, науки и культуры, которая, естественно, нуж­дается в дальнейшем дополнении и совершенствовании.


Заключение

Видя, какого уровня экономического взаимопроник­новения достигла сегодня Юго-Восточная Азия, её можно оха­рактеризовать как продвинутую, но все-таки начальную стадию процесса функциональной интеграции, т. е. стадию поддержа­ния мира и благосостояния между прежде враждовавшими на­циональными государствами на базе принятых всеми норм пове­дения и за счет взаимовыгодного обмена товарами, информаци­ей, услугами и капиталом.

АСЕАН находится в переходном периоде. Первоначальные цели, ставившиеся отцами-основателями, в большей части дос­тигнуты и превзойдены в сотрудничестве государств-членов меж­ду собой и с другими странами АТР. Между тем возникло много проблем и противоречий, тормозящих переход на новый уровень. В прошлом такое уже бывало, и каждый раз был необходим ка­кой-то сильный толчок извне: то кризис в Камбодже, то кон­фликт из-за островов в Южно-Китайском море, то финансовый кризис 1997 г. В наши дни таким вызовом стал быстрый подъем Китая и Индии на фоне ускоряющейся глобализации и инфор­матизации мировой экономики. Представляется, что и из этой ситуации страны АСЕАН сумеют найти адекватный выход.

Надо признать, что экономическая интеграция стран с чрез­вычайно различным политическим строем и уровнем экономи­ческого развития и благосостояния народов идет медленно и вы­зывает множество критических и скептических оценок со сторо­ны научного сообщества и некоторых радикально-либеральных политиков. Региональная интеграция, по их наблюдениям, в большей мере сводится к снятию барьеров для внутрипроизводственных связей действующих в регионе ТНК. Все другие барье­ры между странами остаются довольно высокими, и АСЕАН коллективно мало что делает для их снижения.

За сорок с лишним лет АСЕАН не просто выжила в трудней­ших условиях. Медленно, но верно она шла вперед, шаг за шагом опровергая скептиков. Постепенно она становилась существенным элементом региональной архитектуры. В 1976 г., когда лидеры первоначальной пятерки государств-членов (Индонезии, Ма­лайзии, Таиланда, Филиппин и Сингапура) собрались на саммит на о-ве Бали, они уже были способни подтвердить добрую волю и взаимную солидарность, подписав два основополагающих до­кумента; Декларацию согласия и Договор о дружбе и сотрудниче­стве.

Этот договор стал важнейшим инструментом АСЕАН не только потому, что он позволил разрешить немало споров и раз­ногласий между членами Ассоциации и сохранить мир в регио­не, но и потому, что кроме стран-членов к нему присоединилось уже около 10 других государств, являющихся важнейшими парт­нерами Ассоциации. Участие в договоре установлено как обяза­тельное условие участия в восточноазиатских саммитах.

Пока «западное сообщество ценностей», как часто именует себя ЕС, колеблется между идеализмом и реализмом и опасается за сохранность «своего» международного порядка, Азия, а точнее. Большая Восточная Азия, подталкиваемая мощным подъемом Китая, со стратегическим прагматизмом строит несущие опоры бу­дущего международного порядка.

Этот прагматизм не надо путать с беспринципностью. При всех особенностях ситуации в разных странах ЮВА и при всем воздействии на нее современных процессов глобализации ин­форматизации главным «рабочим языком» региональной полити­ки остается китайский. Как замечают специалисты, значительная часть понятийного аппарата — программ, лозунгов и т. п. — по­черпнуты из конфуцианства и древней китайской философии.

В основе азиатской политической культуры, воплощенной в «методе АСЕАН», лежит твердое убеждение: какова бы ни была проблема, ее следует решать путем переговоров и поиска ком­промисса. Важно не загонять оппонента в угол, а всегда давать ему возможность выйти из неприятной для него ситуации, «сохранив лицо». В этом и состоит «метод АСЕАН» — вклад наро­дов ЮВА в мировую политическую культуру международных от­ношений. Вопрос, над которым ломают головы лучшие умы стран АСЕ­АН, состоит в том, как осуществить назревшие перемены, не жертвуя преемственностью и достижениями прошлого. Прежде всего речь идет о сохранении фундаментальных принципов Дого­вора о дружбе и сотрудничестве, саше главные из которых неиз­менно повторяются во всех принимаемых политических и про­граммных документах АСЕАН, а именно: взаимное уважение независимости, суверенитета, равенст­ва, территориальной целостности и национальной иден­тичности всех государств; невмешательство во внутренние дела друг друга; мирное решение споров; отказ от применения силы и угроз ее применения.

Идеологическая борьба, или конкуренция идей, происходит в Азии с не меньшим накалом, чем в Европе. Правящие элиты Ин­дии и Японии считают себя поборниками демократии, Китай в ходе трансформации плановой экономики в рыночную в первую очередь решает огромные социальные задачи, стремясь любой ценой сохранить при этом внутреннюю политическую стабиль­ность, а АСЕАН использует свой многолетний опыт формирова­ния регионального сообщества для сдерживания великодержав­ного соперничества в регионе. То, что азиатская дискуссия об экономических и политических рецептах, стратегиях развития, правовой трансформации и демократической открытости сохра­няет формы азиатской учтивости, часто отличает ее от западного стиля. Но ее суть содержит богатый материал для формирования того самого нового международного порядка, о котором так мно­го говорят и пишут во всем мире.


 

Библиография

1. АСЕАН: итоги, проблемы, перспективы. Сборник статей. Отв.ред. Г.И. Чуфрин. М., 1998.

2. Байков А. Международные процессы. Т. 5. 2007. С.4.

3. Петровский В.Е. Азиатско-Тихоокеанские режимы безопасности после «холодной войны». Эволюция, перспективы российского участия. М., 1998. С.45.

4. Тихоокеанское обозрение 2004-2005. М., 2006. С. 145.

5. Россия в Азии: проблемы взаимодействия. Под ред. К.А. Кокарева. М., 2006. С. 415-437.

6. Клименко А.Ф. Стратегическое партнерство между Россией и Китаем в Центральной Азии и некоторые пути совершенствования региональной системы безопасности. 2005. №2.

 


[1] АСЕАН: итоги, проблемы, перспективы. Сборник статей. Отв.ред. Г.И. Чуфрин. М., 1998.

[2] Байков А. Международные процессы. Т. 5. 2007. С.4.

[3] Петровский В.Е. Азиатско-Тихоокеанские режимы безопасности после «холодной войны». Эволюция, перспективы российского участия. М., 1998. С.45.

[4] Тихоокеанское обозрение 2004-2005. М., 2006. С. 145.

[5] Россия в Азии: проблемы взаимодействия. Под ред. К.А. Кокарева. М., 2006. С. 415-437.

[6] Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам участия в постминистерской конференции Россия- АСЕАН, о,Пхукет, Таиланд, 22 июля 2009 г. http://www.mid.ru/1173-23-07-2009

[7] Алексеев А.В. Восточный вектор российской политики. http://www.mid.ru

[8] Клименко А.Ф. Стратегическое партнерство между Россией и Китаем в Центральной Азии и некоторые пути совершенствования региональной системы безопасности. 2005. №2.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.