Здавалка
Главная | Обратная связь

Механизм управления рисками в организации



2.1. Методы снижения риска

 

Снижение риска – это действия, способствующие уменьшению неблагоприятного для предприятия воздействия факторов и последствий.

Основные методы снижения риска:

– диверсификация, которая позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.

– приобретение дополнительной информации - более полная информация позволяет сделать точный прогноз и снизить риск, что делает ее очень ценной.

– самострахование - оперативное преодоление временных затруднений финансово-коммерческой деятельности.

– страхование - защита имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Страхование следует рассмотреть подробнее. Оно представляет собой экономическую категорию, сущность которой заключается в распределении ущерба между всеми участниками страхования.

Наиболее распространенный метод страхования риска - заключение страхового договора (страхового полиса) с одной из страховых компаний, (государственной или коммерческой).

Можно выделить наиболее распространенные виды страхования, связанные с предпринимательской деятельностью:

– страхование имущества предприятия (обычно имущество предприятия страхуется от стихийных бедствий);

– страхование отгруженной с предприятия продукции на период ее перевозки;

– страхование транспортных средств (предприятие страхует все принадлежащие ему транспортные средства);

– компенсационное страхование (предусматривает определенные суммы возмещения рабочим и служащим предприятия в случае частичной или полной потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, заболевания или смерти);

– медицинское страхование;

– страхование вынужденной приостановки работы предприятия. [11, с.462.]

 

Золотые правила снижения риска:

1. Иметь, по крайней мере, двух поставщиков для каждого закупаемого изделия. Дублирование поставщиков.

2. Дублирование потребителей.

3. Разделение партий при транспортировке ответственного груза.

4. Хранение ответственного материала, по крайней мере, в двух разных местах.

5. Иметь структуру портфеля капитала: треть – крупные компании, треть – средние компании, треть – небольшие компании.

6. Номенклатура портфеля акций – минимум 12 компаний.

7. Правило пяти пальцев при оценке правильного портфеля акций: одна акция – потери, три акции – достижение целей, одна акция – повышенный успех.

8. Разделение капитала по сферам ( источникам) дохода. В финансовом портфеле средней японской семьи с годовым доходом 5 млн иен акции составляют 3.9%, доходом 10-15 млн иен – 12%, доходом свыше млн иен – 16%.

9. Ориентация на среднюю норму прибыли по сферам вложения средств. Например, США за период 1970 – 1990 гг. средняя норма прибыли равнялась:

– нумизматика – 15,1;

– облигации – 8,1;

– марки – 12,9;

– частные дома – 7,7;

– золото – 12,8;

– акции – 6,8;

– китайский фарфор – 12,0;

– земля – 5,9;

– бриллианты – 9,9;

– валюта – 4,7;

Типовыми методами борьбы с риском в деятельности предприятия являются:

– уклонение от риска (отказ от ненадёжных партнёров, от инновационной деятельности, от рискованных сделок);

– локализация риска (выделение рискованной деятельность в самостоятельное производство);

– компенсация риска (усиление управленческого анализа, создание системы резервов, диверсификация видов деятельности);

– страхование риска (распределение ответственности, создание союзов, поиск гарантов, страхование потерь, лоббирование законопроектов).

 

2.2. Методы выявления риска

Для того чтобы оценить риск и принять соответствующее решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте – носителе риска. Эта первичная стадия носит название «выявления риска» и включает два основных этапа: сбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инцидентов.

Некоторые из описываемых в данной главе методов применимы для выявления любых рисков, другие – только для отдельных видов, например промышленных.

Наличие достаточно полной должным образом структурированной информации о рисках является основой для выработки эффективных мер по управлению ими. При оценке промышленных рисков соответствующие сведения должны содержаться и в декларации промышленной безопасности.

Существует много методов выявления риска, каждый из которых помогает получить информацию о характеристиках отдельных рисков, присущих определённому виду деятельности. Поэтому целесообразно использовать комплекс методов, чтобы решить поставленную задачу. Необходимо постоянно следить за эффективностью использования таких методов, чтобы вносить в них усовершенствования, которые могут оказаться полезными в дальнейшем.

Невозможно однозначно указать, какие методы будут наиболее эффективными в каждом конкретном случае, но это достигается легче, если риск-менеджер является специалистом-практиком в данной области хозяйственной деятельности, будь то промышленное производство, финансы и коммерция. [10, с.39.]

Работа по сбору информации и выявления рисков помогает идентифицировать большинство опасностей, но, как правило, через некоторое время обнаруживаются новые. Это может быть связано с накоплением опыта и статистических данных, а также с внедрением новых технологий и использованием других материалов. Поэтому важной составной частью организации деятельности в данной области является создание специальной программы по контролю и выявлению новых рисков. Такая программа должна планироваться отделом предприятия по управлению риском или риск - менеджером.

Какой бы план ни был выработан, он должен иметь собственный бюджет и экономическое обоснование, чтобы затраты на выявление рисков не превысили ущерб от них.

Одни методы базируются на анализе статистических, финансовых, управленческих и иных отчётных документов предприятия, другие требуют непосредственной инспекции мест расположения источников опасности. Существуют методы, которые больше подходят к послесобытийным, чем к дособыйтийным ситуациям. Некоторые методы выявления риска строятся на количественном анализе, а другие используют только качественные подходы. Однако все они направлены на одно – выявить и описать существующие в организации риски.

Надо отметить, сто поставленная задача является достаточно трудоёмкой и требует специальных знаний. Оптимальным в такой ситуации является привлечение для работы независимых фирм или экспертов в области оценки рисков и страхования (например, работа по выполнению и оценке рисков на крупном нефтеперерабатывающем предприятии Московского региона проводилась в течение года группой, куда входило до восьми специалистов).

Итак, к основным методам получения исходной информации о производственных объектах следует отнести:

– стандартизованный опросный лист;

– рассмотрение и анализ первичных документов управленческой и финансовой отчётности;

– анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчётов;

– составление и анализ диаграммы организационной структуры предприятия;

– составление и анализ карт технологических потоков производственных процессов;

– инспекционные посещения производственных подразделений;

– консультации специалистов в данной технической области;

– экспертизу документации специализированными консалтинговыми фирмами.

Каждый перечисленных методов способен дать достаточно большое количество информации, которая должна быть надлежащим образом проанализирована и структурирована. Основная цель такой работы – установить взаимосвязи между отдельными данными, содержащимися в различных источниках.

Ряд особенностей имеет выявление финансовых и коммерческих рисков предприятия. Основное значение в данном случае приобретает анализ финансовой документации предприятия. Для этого необходимо готовить специфические опросные листы, а также адаптировать и ряд других методов выявления риска. [10, с.41.]

 

2.3. Методы оценки риска

Оценка риска – это этап анализа риска, имеющий целью определить его количественные характеристики: вероятность наступления неблагоприятных событий и возможный размер ущерба. Можно выделить три основных метода оценки риска для конкретных процессов:

– анализ статистических данных по неблагоприятным событиям, имевшим место в прошлом;

– теоретический анализ структуры причинно-следственных связей процесс;

– экспертный подход. [10, с.61.]

Используя имеющиеся статистические данные, можно оценить и вероятность возникновения неблагоприятных событий, и размеры ущерба. Этот метод подходит для частых и однородных событий.

Для редких и уникальных событий, например крупных аварий, не имеющих репрезентативной статистики, теоретический анализ системы, имеющий целью выявить возможный ход развития событий и определить их последствия. Условно такой метод можно назвать сценарным подходом, поскольку итогом рассмотрения процесса в этом случае является построение цепочек событий, связанных причинно-следственными связями, для каждой из которых определена соответствующая вероятность. В начале цепочки стоит группа исходных событий, называемых причинами, в конце – группа событий, называемых последствиями.

Существует ряд принципиальных сложностей, связанных с оценкой риска при помощи сценарного подхода. Используемые математические модели и методы для расчёта последствий аварий и отказов оборудования содержат внутри себя значительную неопределённость, связанную с большой сложностью моделируемых объектов и недостаточным знанием путей развития неблагоприятных процессов. Поэтому большое значение для разработки стратегии управления рисками производственных предприятий и повышения точности расчётов имеет создание баз данных по отказам элементов оборудования, проработка различных вариантов и создание базы данных по сценариям развития аварий, а также повышение качества сбора первичной статистической информации. [10, с.62.]

Методы оценки риска:

– оценка вероятности неблагоприятных событий;

Среди методов оценки вероятности наступления неблагоприятных событий наиболее известными являются следующие:

– метод построения деревьев событий;

– метод «События – последствия»;

– метод деревьев отказов;

– метод индексов опасности.

Метод построения деревьев событий – это графический способ прослеживания последовательности отдельных возможных инцидентов, например отказов или неисправностей каких-либо элементов технологического процесса или системы, с оценкой вероятности каждого из промежуточных событий и вычисления суммарной вероятности конечного события, приводящего к убыткам. [10, с.62]

Метод «События – последствия» - это тот же метод деревьев событий, но только без использования графического изображения цепочек событий и оценки вероятности каждого события. По существу, это критический анализ работоспособности предприятия с точки зрения возможных неисправностей или выхода из строя оборудования, который на этапе проектирования широко используется в промышленности. Основная идея – расчленение сложных производственных систем на отдельные более простые и легче анализируемые части. Каждая такая часть подвергается тщательному анализу с целью выявить и идентифицировать все опасности и риски.

Метод деревьев отказов – это графическое представление всей цепочки событий, последствия которых могут привести к некоторому главному событию. Иначе говоря, определяются пути ,по которым отдельные индивидуальные события могут в результате их комбинированного воздействия привести к потенциально опасным ситуациям. В последние десятилетия этот метод получил широкое распространение во многих отраслях промышленности во всём мире. Применяется он также и для анализа предпринимательских и инвестиционных рисков.

Методы индексов опасности пригодны при оценке потенциальной опасности, существующей на промышленном предприятии, если требуется оценить риск интегрально, не вдаваясь в детали производственных процессов. Основная идея – оценить некоторым числовым значением (индексом) степень опасности рассматриваемой системы. Существуют различные способы, как это может быть сделано. [10, с.80.]

– Оценка ущерба

Ущерб имуществу изначально выражается в натуральном виде (так называемый «физический ущерб»), то есть в форме утраты или ухудшения свойств объектов. Далее при помощи определённой методики характеристики ущерба могут быть переведены в денежную форму («денежный ущерб»). [10, с.83.]

Денежная форма выражения ущерба называется убытками.

В финансовой сфере неблагоприятное событие, как правило, уже выражено в количественной форме (например, «получение прибыли ниже запланированной»), и весь процесс оценки ущерба отталкивается от этого события.

Ущерб жизни и здоровью граждан также может быть определён в натуральном или денежном виде. Однако вопрос о том, как адекватно оценить, например, стоимость травмы или гибель человека, не имеет в настоящее время однозначного ответа, и на этот счёт существуют различные методики, результаты которых могут различаться в сотни раз.

Методика оценка ущерба от различных рисков в наиболее полном виде должна включать в себя учёт как прямых, так и косвенных убытков.

Прямые убытки – это непосредственный ущерб здоровью, имуществу или имущественным интересам.

Косвенные убытки возникают, как следствие невозможности какое-то время осуществлять нормальную деятельность предприятия. К их числу относятся: упущенная выгода, убытки в виде претензий и исков вследствие невыполнения обязательств перед контрагентами, потеря имиджа организации, расходы на юридическое урегулирование дел и т.д. [10, с.84.]

В целом, все виды ущерба могут быть разделены на следующие большие группы.

– Ущерб имуществу предприятия (основным и оборотным фондом). Это наиболее распространённый и очевидный вид прямого ущерба. Общая сумма убытков по этой группе может быть рассчитана как полная восстановленная стоимость оборудования и сооружений, товаров и запасов на складских, включая затраты на строительные работы, монтаж и накладку оборудования.

– Убытки, связанные с потерей прибыли в результате снижения или остановки производства. Данный вид ущерба, как уже упоминалось, носит название упущенной выгоды, поскольку из-за наступления неблагоприятных событий может быть прервана нормальная производственная деятельность, и предприятие недополучит запланированную прибыль. [10, с.85.]

– Ущерб жизни и здоровью персонала. Необходимость компенсировать его возникает, если по вине предприятия в результате аварии или несчастного случая пострадали его работники. В состав убытков включаются: оплата расходов на лечение травмированных работников, оплата санитарно-курортного лечения, выплаты нетрудоспособности и инвалидности, компенсации родственникам в случае смерти, з вынужденные прогулы по болезни и другие виды выплат.

– Нанесение ущерба окружающей среде. Данный вид ущерба связан с наступлением гражданской ответственности предприятия перед государством и населением, проживающим на загрязнённой территории. В состав убытков входят выплаченные компенсации за ухудшение качества жизни на загрязнённых территориях (воздуха, воды, продуктов питания), долговременные последствия проявления загрязнения окружающей среды, ухудшение качества и выбытие из оборота природных ресурсов (пахотных земель, водоёмов, лесов, флоры и фауны).

– Нанесение прямого ущерба третьим лицам. Это означает, что в результате деятельности предприятия был нанесён ущерб гражданам и организациям, не связанным с предприятием хозяйственными отношениями.

– Убытки, связанные с недопоставкой продукции или услуг потребителям. К ним относятся штрафы за невыполнение обязательств по поставкам продукции или услуг, судебные издержки, компенсации за вынужденный простой предприятий – потребителей продукции.

Первые две группы рассмотренных ущербов связаны с имущественными рисками и непосредственно отражаются на имущественном положении предприятия. [10, с.86]

Ущерб, нанесённый персоналу предприятия в результате наступления чрезвычайных событий, обычно связывается с так называемыми коллективными рисками.

Три последние группы убытков возникают как следствие наступившей в силу закона гражданской ответственности предприятия перед третьими лицами. Их объём определяется в судебном порядке на основе рассмотрения претензий и исков пострадавших лиц к виновнику происшествия.

События, приводящие к нанесению ущерба окружающей среде, и убытки, вытекающие из этого, носят обобщённое название экологического риска. [10, с.87.]

Вывод: в механизм управления рисками входит: методы снижения риска, методы выявления риска и методы оценки риска. Для успешного развития организации необходимо учитывать данные методы управления рисками.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.