Здавалка
Главная | Обратная связь

Модель покупательского поведения



Выявление, предвидение потребности потребителя, создание ценности для удовлетворения этой потребности — основа обеспечения эффективной маркетинговой деятельности предприятия на рынке. Изучение поведения потребителей — одно из ключевых направлений маркетинговых исследований. Поведение потребителей — это относительно новая научно-прикладная дисциплина, возникшая на стыке экономики, менеджмента, маркетинга и психологии.

Изучение поведения потребителей построено на следующих принципах:

· потребитель независим, его поведение целенаправленно, товары или услуги принимаются или отвергаются в соответствии с запросами и потребностями;

· поведение потребителей может быть изучено с помощью маркетинговых исследований, в основе которых лежит его моделирование;

· поведение потребителей поддается воздействию со стороны службы маркетинга предприятия, однако это не означает, что им можно манипулировать;

· как правило, поведение потребителей логично;

· поведение потребителей социально законно, основано на защите их прав со стороны государства.

 

В маркетинге разработано множество логических моделей,которые используются для воздействия на поведение потребителя. Рассмотрим модель «стимул реакция», которая состоит из следующих элементов:

«Вход»характеризуется воздействием на потребителя факторов внешнего характера культурной, социальной среды (внешние стимулы и раздражители), сюда также относят индивидуальные характеристики потребителя.

«Черный ящик сознания»— скрытые мыслительные процессы потребительского поведения. Они заключаются в том, что:

а) осознаются нужды, потребности;

б) возникают мотивы, побуждающие потребителя к действию по удовлетворению потребностей;

в) на основе имеющейся информации, опыта и знаний, оценки альтернатив формируется решение о покупке.

«Выход»ответная реакция потребителя после покупки:

а) удовлетворенность покупкой как соответствие между ожидаемым и реальностью;

б) неудовлетворенность покупкой как несоответствие между ожидаемым и реальностью.

На рисунке 1.4 представлена развернутая модель покупательского поведения.

Рисунок 1.4 - Развернутая модель покупательского поведения

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.