Модель покупательского поведения
Выявление, предвидение потребности потребителя, создание ценности для удовлетворения этой потребности — основа обеспечения эффективной маркетинговой деятельности предприятия на рынке. Изучение поведения потребителей — одно из ключевых направлений маркетинговых исследований. Поведение потребителей — это относительно новая научно-прикладная дисциплина, возникшая на стыке экономики, менеджмента, маркетинга и психологии. Изучение поведения потребителей построено на следующих принципах: · потребитель независим, его поведение целенаправленно, товары или услуги принимаются или отвергаются в соответствии с запросами и потребностями; · поведение потребителей может быть изучено с помощью маркетинговых исследований, в основе которых лежит его моделирование; · поведение потребителей поддается воздействию со стороны службы маркетинга предприятия, однако это не означает, что им можно манипулировать; · как правило, поведение потребителей логично; · поведение потребителей социально законно, основано на защите их прав со стороны государства.
В маркетинге разработано множество логических моделей,которые используются для воздействия на поведение потребителя. Рассмотрим модель «стимул — реакция», которая состоит из следующих элементов: «Вход»характеризуется воздействием на потребителя факторов внешнего характера культурной, социальной среды (внешние стимулы и раздражители), сюда также относят индивидуальные характеристики потребителя. «Черный ящик сознания»— скрытые мыслительные процессы потребительского поведения. Они заключаются в том, что: а) осознаются нужды, потребности; б) возникают мотивы, побуждающие потребителя к действию по удовлетворению потребностей; в) на основе имеющейся информации, опыта и знаний, оценки альтернатив формируется решение о покупке. «Выход» — ответная реакция потребителя после покупки: а) удовлетворенность покупкой как соответствие между ожидаемым и реальностью; б) неудовлетворенность покупкой как несоответствие между ожидаемым и реальностью. На рисунке 1.4 представлена развернутая модель покупательского поведения.
Рисунок 1.4 - Развернутая модель покупательского поведения
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|