Здавалка
Главная | Обратная связь

КАЧЕСТВО ТОВАРА И ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СЛУЧАЕ ПОКУПКИ ТОВАРА НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ТОВАРА



По общему правилу качественным признается товар, пригодный для любых целей, для которых товар такого рода обычно используется. Товар также должен соответствовать всем имеющимся обязательным требованиям к его качеству. Договором розничной купли-продажи могут быть установлены повышенные требования к качеству товара, либо товар может быть более низкого качества (ст. 496 ГК РФ). В последнем случае продавец обязан предупредить покупателя об имеющихся недостатках товара.

Товаром ненадлежащего качества является товар, имеющий недостатки, т.е. не соответствующий требованиям к его качеству. Недостатки товара могут быть выявлены как при осмотре товара или его подключении и т.п. (явные недостатки), так и в процессе использования или хранения товара (скрытые недостатки).

Все указанные требования покупателя подлежат удовлетворению только в случае, если продавец при заключении договора не оговорил, что реализует товар с недостатками, если они ему известны. В некоторых случаях такая оговорка может явствовать из самого характера продажи (продажа в специальных магазинах или отделах уцененных или бывших в употреблении товаров).

Покупатель вправе потребовать от продавца замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, либо соразмерного уменьшения покупной цены, либо устранения недостатков товара, либо возмещения расходов на устранение недостатков товара, либо расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.[3]

По общему правилу ст. 475 ГК РФ замена недоброкачественного товара допускается только в случае обнаружения в нем существенных недостатков.

Для договоров розничной купли-продажи замена товара, а также расторжение договора производится независимо от характера обнаружившихся в товаре недостатков, за исключением дорогостоящих и технически сложных товаров (постановление Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575 "Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков" (СЗ РФ, 1997, N 20, ст. 2303). Вопрос о том, является ли товар дорогостоящим, в случае спора решается судом с учетом обстоятельств конкретного дела (постановление Пленума ВС РФ N 7).

Исключение составляют также случаи реализации товара ненадлежащего качества через розничные комиссионные торговые предприятия. Согласно п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей в отношении товаров, закупленных продавцом по договору комиссии для последующей реализации потребителям, требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем либо третьим лицом и замене на товар аналогичной марки (модели, артикула) подлежит удовлетворению с согласия продавца. Указанные ограничения устанавливаются только в отношении тех продавцов, которые приобрели товар для последующей реализации потребителям по договору комиссии (ст.ст. 990-1004 ГК РФ). Действие этой нормы распространяется на товары, проданные потребителям розничными комиссионными торговыми предприятиями независимо от их организационно-правовой формы, а также иными продавцами, когда эти товары были приняты ими от граждан по договору комиссии (п. 17 постановления Пленума ВС РФ N 7).

Пунктом 1 ст. 18 Закона «о защите прав потребителей» потребителю предоставлено право требовать замены товара ненадлежащего качества не только на такой же товар, но и на аналогичный товар, но другой марки, модели, артикула.

ГК РФ не определяет сроков замены товара продавцом. Для случаев розничной торговли с участием потребителей Законом о защите прав потребителей установлены специальные сроки (ст. 21 Закона). Так, замена товара производится в семидневный срок с момента предъявления требования. Из этого общего правила предусмотрено несколько исключений.

Если для установки выхода товара из строя требуется дополнительная проверка, он должен быть заменен в течение 20 дней с момента предъявления требования.

Если у продавца отсутствует необходимый товар, замена товара ненадлежащего качества должна быть осуществлена в течение месяца со дня предъявления требования. При этом если обмену подлежит товар длительного пользования, продавец обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены аналогичный товар, обеспечив его доставку за свой счет. Исключения из этого правила предусмотрены Перечнем товаров длительного пользования, которые не предоставляются покупателю на время замены, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. Этот перечень является исчерпывающим, расширению по усмотрения одной из сторон договора не подлежит.

Если покупатель и продавец находятся в районах Крайнего Севера и других районах досрочного завоза товаров и у продавца отсутствует товар, необходимый для замены, она осуществляется в срок очередной доставки соответствующего товара в эти районы.

Сроки замены недоброкачественного товара для договоров розничной купли-продажи без участия потребителя определяются по общим правилам ст. 314 ГК РФ РФ.

При разнице в ценах на заменяемый товар и передаваемый взамен товар ненадлежащего качества производится перерасчет в соответствии со ст. 504 ГК РФ РФ.

Покупатель вправе требовать соразмерного уменьшения цены, если товар, несмотря на недостатки, пригоден к использованию, но в цене, объявленной продавцом при заключении договора не было учтено снижение качества товара. При разнице в ценах на дату покупки и дату уценки товара ненадлежащего качества производится перерасчет в соответствии со ст. 504 ГК РФ.

Покупатель вправе требовать незамедлительного (а не в разумный срок как это установлено п. 1 ст. 475 ГК РФ) безвозмездного устранения недостатков товара. Устранение недостатков товара осуществляется путем ремонта, замены вышедших из строя частей, деталей, агрегатов. Под безвозмездным устранением недостатков товара понимается не только то, что покупатель не обязан оплачивать работы по ремонту, замене деталей, но и стоимость этих частей, деталей, агрегатов и т.д. Указанные расходы по ремонту не подлежат возмещению и в случае превышения цены товара.

Для случаев ремонта товара длительного пользования Законом о защите прав потребителей установлена дополнительная обязанность продавца (изготовителя) за свой счет безвозмездно предоставить потребителю на все время ремонта аналогичный товар. Исключения из этого правила предусмотрены Перечнем товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о немедленном безвозмездном предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 8 октября 1993 г. N 995.

Покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

При возврате покупателю денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась цена товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида и других подобных обстоятельств, т.е. покупателю должна быть возвращена денежная сумма, равная цене на такой же новый товар.

Недоброкачественный товар по требованию продавца возвращается покупателем продавцу. Доставка товара производится за счет продавца.

8. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), круг прав покупателя ограничен требованиями замены товара ненадлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены. Покупатель также вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Гражданский кодекс специально не устанавливает сроки обнаружения недостатков проданного товара, применяется общее правило ст. 477 ГК РФ РФ.

Для случаев розничной купли-продажи Законом о защите прав потребителей в дополнение к общему положению установлено, что разумный срок, в течение которого потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками проданного ему товара (на который не установлен гарантийный срок или срок годности), во всяком случае не может быть для движимых вещей менее 6 месяцев.

Покупатель вправе требовать от продавца возмещения убытков, если в результате удовлетворения требований покупателя покрыты не все его убытки (ст. 393 ГК РФ РФ).

В соответствии с ст. 18 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе при расторжении договора требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, если применение потребителем одного из последствий продажи товара ненадлежащего качества не покрывает причиненных ему убытков.

Убытки, причиненные потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, взыскиваются в полной сумме сверх неустойки (ст. 13 Закона).

Законом о защите прав потребителей установлены дополнительные гарантии защиты прав потребителя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества.

Потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 503 и ст. 18 Закона требования продавцу либо организации, выполняющей на основании договора с ним функции продавца. Требования о безвозмездном устранении недостатков либо замене товара можно обратить непосредственно к изготовителю (или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним). Потребителю также предоставлено право возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

При продаже потребителю товара ненадлежащего качества, на который установлен срок годности, согласно п. 4 ст. 18 Закона он может обратить свои требования только к продавцу, и только если недостатки были обнаружены в течение срока годности.

В данном случае продавец обязан либо произвести замену недоброкачественного товара, либо принять товар и возвратить потребителю уплаченную им денежную сумму.

В п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» установлена обязанность продавца и изготовителя принять у покупателя товар ненадлежащего качества. При проведении продавцом проверки качества для выявления причин возникновения недостатков потребителю предоставляется право участвовать в проверке качества товара. При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) обязан произвести экспертизу товара за свой счет. В случае несогласия потребителя с ее результатами последний праве оспорить заключение экспертизы в судебном порядке.

Требования потребителя о соразмерном уменьшении цены, о возмещении расходов на устранение недостатков товара или возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат исполнению в течение 10 дней с момента предъявления требования.[4]

В случае нарушения продавцом сроков удовлетворения требований потребителя по поводу недостатков проданного товара, последний вправе потребовать выплаты неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки. При этом цена товара определяется исходя из его цены, существующей в месте выполнения продавцом требования об уплате неустойки в день его добровольного удовлетворения либо в день вынесения соответствующего судебного решения, если добровольного удовлетворения требований потребителя не было.

При замене недоброкачественного товара покупателю предоставлено право заменить товар либо на аналогичный, либо на товар другой марки, размера, фасона, сорта. В каждом из указанных случаев действуют различные правила.

При замене на такой же товар надлежащего качества фактически положение покупателя восстанавливается путем предоставления ему доброкачественного товара. Поэтому возмещения разницы в цене на товар в момент его приобретения покупателем и в момент обмена не происходит. Продавец не должен возмещать разницу в цене, если она понизилась, так же как покупатель не должен возмещать продавцу эту разницу, если цена повысилась.

При замене товара на аналогичный, но иного размера, фасона, сорта и т.д., разница в цене заменяемого товара и товара, передаваемого взамен недоброкачественного, подлежит возмещению. Обязанность возместить разницу в ценах на товар заменяемый и товар надлежащего качества, подлежащий передаче взамен недоброкачественного, ложится на продавца или покупателя в зависимости от того, больше или меньше цена на товар другой марки, фасона, размера и т.п. цены заменяемого товара, т.е. в случае, если цена товара, предоставляемого взамен недоброкачественного, превышает цену заменяемого товара, обязанность доплатить разницу в цене ложится на покупателя, и наоборот.

Цена на товар, который подлежит передаче взамен недоброкачественного, определяется на дату добровольного исполнения требований покупателя продавцом либо на дату вынесения судом решения о замене, но не на дату исполнения такого решения суда.

В случае предъявления покупателем требования о соразмерном уменьшении цены товара, стороны должны уменьшать цену, существующую на момент уценки. Это правило действует и в случае, если цена на товар, подлежащий уценке, уменьшилась с момента его приобретения покупателем. Представляется, что в данном случае уменьшение цены должно производиться в процентном соотношении к существующей на дату уценки цене.

По смыслу статьи, при уценке товара в расчет принимается цена, установленная на дату добровольного исполнения требований покупателя продавцом либо на дату вынесения судом решения о замене, но не на дату исполнения такого решения суда.

В случае отказа покупателя от договора путем возврата продавцу недоброкачественного товара, последний имеет право потребовать, кроме возврата продавцом уплаченной за товар цены, еще и возмещения разницы между ценой товара, установленной в договоре, и ценой соответствующего товара на момент удовлетворения требования продавца (на момент вынесения соответствующего решения судом, а не на дату исполнения такого решения суда).

При возврате покупателю денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась цена товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида и других обстоятельств. Покупатель получит сумму, равную цене на такой же новый товар.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.