Здавалка
Главная | Обратная связь

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ



 

РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ В ЧАСТЯХ И ГАРНИЗОНАХ

ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

 

Тема 1. Организация и несение гарнизонной службы пожарной охраны

 

Время, предусмотренное для самостоятельной работы курсантов в соответствии с тематическим планом – 4 часа.

 

Методические рекомендации

Изучение данной темы следует начинать с рассмотрения понятия гарнизон пожарной охраны, под которым понимается совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учебных заведений, иных, предназначенных для тушения пожаров, противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Гарнизоны образуются на территории субъектов Российской Федерации (территориальные), городов и сельских районов (местные). Гарнизоны городов и сельских районов входят в состав соответствующих гарнизонов субъектов Российской Федерации

Далее курсантам необходимо рассмотреть задачи гарнизонной службы, изложенные в п.1.6. Приказа МЧС России от 5.05.2008г. №240 «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы создаются нештатные службы гарнизона - нештатные организационные формирования сил и средств ГПС. Нештатные службы гарнизона являются нештатными органами управления гарнизоном, создаются и возглавляются соответствующими должностными лицами из числа среднего и старшего начальствующего состава ГПС.

В состав нештатных служб включаются должностные лица и подразделения ГПС, выполняющие функции обеспечения гарнизонной службы.

В территориальных и местных гарнизонах создаются следующие нештатные службы:

• управления;

• газодымозащитная (НГДЗС);

• техническая (НТС);

• связи (НСС).

Курсантам необходимо самостоятельно разобраться в задачах нештатных служб, порядке их создания и функционирования.

Особое внимание при изучении темы следует обратить на состав должностных лиц гарнизона, кем они назначаются, их функциональные обязанности.

Должностными лицами гарнизона являются:

• начальник гарнизона;

• оперативный дежурный;

• диспетчер гарнизона;

• начальник НГДЗС;

• начальник НТС;

• начальник НСС.

Должностные лица гарнизона несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, за неправильное и неприменение предоставленных им прав, за нарушение установленного режима секретности, за сохранность имущества пожарной охраны.

Обязанности, права и ответственность должностных лиц гарнизона изложены в п.п. 1.4-1.6 Приказа МЧС России от 5.05.2008г. №240

Затем рекомендуется изучить: роль центрального пункта пожарной связи (дежурной части ЦУКС) в системе гарнизонной службы с учетом Концепции развития единых дежурно-диспетчерских служб; основные принципы определения районов выезда пожарных частей; порядок привлечения сил и средств; роль штабов пожаротушения в обеспечении гарнизонной службы; вопросы организации опорных пунктов тушения крупных пожаров: их дислокацию, разрядность, техническое оснащение и решаемые ими задачи; документы регламентирующие службу дежурного состава гарнизона пожарной охраны: содержание, порядок разработки, использования и хранения; особенности организации гарнизонной службы в районах сельской местности.

При изучении темы особое внимание необходимо уделить одному из основных факторов, влияющих на успешное тушение пожаров и обеспечение безопасности людей – это определение границ выезда пожарных подразделений, а также время следования подразделения на пожар (Тсл).

В гарнизонах пожарной охраны городов Тсл позволяет определять границы районов выезда пожарных частей. Существует два подхода к решению этой задачи: эмпирический и аналитический. Первый предполагает приближенное решение, основанное во многом на субъективном представлении как исходных данных, так и конечных результатов.

Количество пожарных депо и пожарных автомобилей для городов и других населенных пунктов определяется по НПБ 101-95.

Эти условия в конечном итоге формируют скорость движения пожарных автомобилей (Vсл) и радиус выезда частей гарнизона (Rо).

С учетом планировки района выезда пожарной части (коэффициент непрямолинейности Кн), время следования на пожар можно определить:

. ;

где: Rсл — расстояние по маршруту движения пожарного автомобиля, км;

R0 – расстояние от пожарной части до места пожара по прямой, км.

Оптимальная граница районов выезда двух ПЧ будет проходить в точках, для которых выполняется условие:

,

Далее надо усвоить, что оперативные документы составляют на основе нормативных правовых актов ГПС МЧС России, в которых приводятся общие рекомендации по содержанию, структуре и форме документов. Основной перечень и форма документов гарнизона рекомендованоПриказом МЧС России от 05.мая 2008 года № 240 «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

Расписание выезда подразделений гарнизона пожарной охраны это установленный в соответствии с законодательством порядок привлечения сил и средств гарнизона к тушению пожаров в городе или крупном населенном пункте.

Количество сил и средств зависит от обстановки на пожаре, оперативно-тактических особенностей объекта, а также от тактических возможностей подразделений. При составлении расписания выезда принимается номерная система вызовов. Номер вызова (ранг пожара) - условное цифровое выражение количества сил и средств, привлекаемые на тушение пожара в соответствии с расписанием выезда или планом привлечения сил и средств.

Количество номеров вызова зависит от количества пожарных подразделений в гарнизоне. Расписание должно предусматривать быстрое сосредоточение необходимого (расчетного) количества сил и средств на пожаре при минимальном количестве номеров. При пожаре № 1, как правило, выезжает дежурный караул в полном составе в район обслуживания пожарной части, а также на объекты, имеющие свои пожарные подразделения, во все места аварий и стихийных бедствий, где создалась опасность для жизни людей, угроза взрыва или пожара. Когда в боевом расчете дежурного караула кроме основных пожарных автомобилей состоят специальные или вспомогательные, необходимость их выезда определяет начальник дежурного караула или действующее расписание выезда.

По пожару № 2 дополнительно высылают три-четыре отделения (в зависимости от того, сколько их прибыло по № 1) на автоцистернах и автонасосах, а также отделения спецслужб.

В гарнизонах, имеющих по 10-12 пожарных частей, предусматривается не более трех рангов пожара, где наиболее целесообразным является такой порядок, при котором по каждому дополнительному номеру начиная со второго, на пожар выезжали четыре-пять отделений на основных пожарных автомобилях. Большее число номеров (4-5) устанавливается в крупных гарнизонах.

Для отдельных наиболее важных и пожароопасных объектов, на которых возможно быстрое развитие пожара и создание угрозы для жизни людей, предусматривается выезд сил и средств по повышенному номеру пожара при первом сообщении.

Корректировка количества сил и средств, предусмотренных на тот или иной объект расписанием выездов, проводится при составлении планов тушения пожаров, а также при проведении учений по решению пожарно-тактических задач.

К расписанию выездов составляются приложения, в которых перечислены:

• объекты, на которые высылаются силы по повышенным номерам пожара;

• безводные участки города, на которые дополнительно высылаются автоцистерны и рукавные автомобили;

• многоэтажные здания, на которые при первом сообщении о пожаре дополнительно высылаются автолестницы, автоподъемники, автомобили ГДЗС, дымососные станции.

В приложении должен быть определен порядок и состав подразделений, выезжающих за пределы обслуживаемого района; порядок передислокации подразделений для охраны города, при возникновении нескольких пожаров в городе (районе, области).

При составлении расписания выездов принимают во внимание, что в практике работы пожарной охраны принято считать безводными районами и участками такие, где водоисточники удалены от зданий и сооружений более чем на 500 м, а с недостаточным водоснабжением (территорию города или объектов) - водопровод, способный обеспечить расход воды 10-15 л/с, или удаление водоисточников на 300-500 м.

Кроме дополнительного вызова в эти районы автоцистерн большой емкости, для обеспечения водой на крупных пожарах заранее разрабатываются планы привлечения сил и средств пожарной охраны и приспособленной техники: автоводовозов, поливочных автомобилей и других автоцистерн, имеющихся в городском хозяйстве или на объекте.

При составлении расписания выезда пожарных частей на пожары необходимо предусмотреть резерв сил и средств.

Для сбора свободных от дежурства работников пожарной охраны, а также добровольных пожарных объекта заранее разрабатываются документы и способы их оповещения. Лица, прибывающие по тревоге, заполняют боевые расчеты резервных пожарных автомобилей и выезжают на тушение пожаров.

Расписание выезда на пожары вводится в действие приказом начальника гарнизона пожарной охраны. В приказе предусматривается порядок выезда на пожары начальствующего состава гарнизона, а также порядок выезда за пределы охраняемого города (населенного пункта).

Также разрабатываются планы совместных действий нескольких соседних гарнизонов пожарной охраны.

План привлечение сил и средств - расписание выезда, устанавливающее порядок привлечение сил и средств гарнизона (гарнизонов) к тушению пожаров на территории субъекта Российской Федерации, сельского района.

План привлечения сил и средств объявляется решением главы администрации и приказом начальника гарнизона.

Содержание плана согласовывается с руководителями предприятий, которые указаны в плане и руководителем горрайоргана внутренних дел.

Копии плана направляются руководителям предприятий указанных в нем, а также в дежурную часть горрайоргана внутренних дел для использования в служебной деятельности.

Расписание выездов на пожары и планы привлечение сил и средств находятся в центре управления силами гарнизона (ЦУКСе)

, а в каждой пожарной части имеется выписка (копия) расписания или план.

При изучении данной темы курсант должен усвоить, также, порядок взаимодействия ГПС со службами жизнеобеспечения города (объекта) при совместных действиях по тушению пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. На основании данных любого территориального гарнизона пожарной охраны составьте расписание выездов пожарных подразделений.

2. На основании данных любого местного гарнизона составьте план привлечения сил и средств гарнизона.

3. На основании характеристики любого города определите необходимое количество пожарных депо, основных и специальных пожарных автомобилей.

4. На основании данных определите границы районов выезда пожарных частей по охране города:

аналитическим;

эмпирическим методом.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте определение понятий «гарнизон пожарной охраны», «гарнизонная служба», «силы и средства пожарной охраны», «нештатные службы гарнизона», «расписание выезда», «план привлечения сил и средств», «район выезда подразделения», «номер (ранг) пожара», «оперативная обстановка».

2. Назовите основные задачи гарнизонной службы.

3. Какие нештатные службы гарнизона Вы знаете? Для чего они создаются и какие задачи решают?

4. Перечислите должностных лиц гарнизона, их функциональные обязанности.

5. Какие права предоставлены должностным лицам гарнизона?

6. Назовите основные задачи центра управления в кризисных ситуациях (службы пожарной связи «01»).

7. Для чего создается служба пожаротушения: назначение, задачи, разрядность?

8. Где приведен перечень документов, регламентирующих организацию гарнизонной службы пожарной охраны? Назовите основные из них.

9. Опорные пункты тушения крупных пожаров: задачи, порядок организации и привлечения.

10. Особенности организации гарнизонной службы в сельской местности.

11. Каковы особенности организации гарнизонной службы при введении особого противопожарного режима?

12. Как организуется взаимодействие ГПС со службами жизнеобеспечения города?

 

Литература:

Основная:

1. Артамонов В.С., Ткачев П.А., Моторин В.Б., Крейтор В.П, Фомин Г.П. и др. Организация службы и подготовки:Учебник для вузов МЧС России - СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2007, гл. 2.

2. Моторин В.Б., Ткачев И.Б., Касаев Р.А. Организация службы и подготовки: Курс лекций. – СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2006.

3. Фомин Г.П., Башаричев А.В., Клюй В.В., Шелепенькин А. Основы организации службы в пожарной охране Российской ФедерацииУчебное пособие для вузов МЧС России - СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2011, гл. 2;

В.В.Клюй, Г.П. Фомин, Д.В. Косенко. Нормативно-правовые документы федеральных органов исполнительной власти РФ по вопросам организации службы в пожарной охране: учебное пособие для средних и высших учебный заведений МЧС – СПб.:Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2012 год

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.