Здавалка
Главная | Обратная связь

Баланс рационального (сценарного) и эмоционального (личного).



Органичным процесс обсуждения будет только тогда, когда в нем присутствуют как эмоции, так и здравый смысл.

Военная служба отличается от «тусовок» хиппи тем, что в первом случае делается акцент на необходимости выполнения сценарных предписаний, а во втором - приветствуется спонтанное самовыражение. В первом случае необходим холодный расчет, а война сама вызовет необходимое количество эмоций. Во втором - требуется «стимулировать» эмоции, поэтому хиппи и борются со слишком рационалистичными нормами общества. В деловых обсуждениях важно обеспечить баланс эмоционального и рационального, чтобы была как вода, так и турбина, которую она вращает. При избытке эмоций, как правило, снижается содержательность разговора, при излишней сухости и формальности - пропадает их «связь с жизнью».

«Золотая середина» между «техникой» и «чувствами».

Регулирование напряжения

В пылу дебатов следите, чтобы участники не перевернули стол переговоров.

Обсуждение - это река с порогами и заводями. А конструктивный настрой - плавное движение, которое должен обеспечить руководитель для своей «ладьи» - темы обсуждения. Участники увлечены, но руководитель должен быть хладнокровен, отстранен и внимателен к процессу. Если слишком много слов, все начинают говорить наперебой, и непременно возникнет путаница – значит, нужно притормозить. Когда возникает кризис темы и «зависает» напряженная пауза – необходимо внести свежую струю, напомнить о задачах, задать «предметные» вопросы. При возникновении излишней серьезности и угроза конфликта, необходимо разрядить атмосферу (например, уместной шуткой). Несерьезность - внести элемент драматизма. Словом, руководитель ответствен за поддержание нужной напряженности рабочей динамики в группе.

Вовремя срабатывающий клапан позволяет сохранить давление и избежать аварии.

Выбор обстановки.

Если люди профессионально занимаются обсуждениями - они способны качественно проводить их практически в любой обстановке. Но подчиненные скорее всего профессионалы в других областях, поэтому задача руководителя - через правильный подбор условий помочь им эффективно участвовать в обсуждении.

Вряд ли морг - подходящее место для обсуждения меню на завтра. Так же и громкая музыка мешает слышать друг друга. Разбросанные деловые бумаги и частые звонки тоже разрушают процесс обсуждения. Очень многие из мешающих факторов удается отследить, если более внимательно отнестись к выбору места и времени для обсуждения. И об этом должен заботиться руководитель. Причем, если обычно «о вкусах не спорят», то здесь руководителю придется взять ответственность за то, чтобы с его выбором согласилось большинство.

Приятно лежать в теплой ванне, однако, обсуждение рабочих вопросов требует других условий.

Имидж руководителя

В сказке о голом короле правдивое мнение было высказано внезапно. И довольно поздно. Не всегда откровенны те, которые говорят, что «все в порядке». Что же позволяет руководителю вовремя и правильно себя увидеть? Из каких качеств состоит имидж руководителя, и на что надо ориентироваться в его формировании?

Вместе с назначением на должность руководителя Вы вынуждены «выйти на сцену». И чем выше ранг, тем большее количество пар глаз Ваших подчиненных следят за каждым Вашим шагом. Еще бы! Ведь они зависят от Вас. И Вы получаете возможность, как и всякий артист, воздействовать своим «сценическим образом». Когда Вы были простым исполнителем, на Вас мало кто обращал внимание, теперь же каждое движение - объект интерпретаций. Поэтому руководитель не может отмахнуться от влияния своего имиджа. Однако, даже талантливому человеку трудно научиться оказывать впечатление, если он игнорирует опыт предшествующих мастеров. И напротив, владение техникой позволяет создать «вполне сносный образ» практически каждому. Имидж руководителя - это оформление, обрамление его управленческой активности и решений. В этом вопросе важны, конечно же, и внешние данные: аккуратный вид, манера держаться и прочее. Но в отличие от артиста, для руководителя более важное значение имеют психологические аспекты создаваемого им образа.

 

Имидж руководителя
7.2 «Заряженность» (энергичность и высокий тонус)
7.3 «Включенность» (реакции на изменение настоящего)    
7.4 «Честь мундира» (порядочность, принципиальность, нравственность)    
7.5 «Рентгеноскопия» (проницательная сила интеллекта)
7.6 «Артистизм» (находчивость и свобода эксперимента)    
7.7 «Значительность» (силовой стиль)
7.1 «Английская неторопливость» (пауза авторитета)

«Английская неторопливость» (пауза авторитета)

Способность не спешить, но все успевать, выгодно отличает лидера от остальных.

В актерском мастерстве огромное значение имеет способность правильно использовать паузы. Пауза в руках профессионала - сильнейшее оружие против торопливых, нетерпеливых и неуверенных в себе. Руководитель должен это знать и использовать. Красивое «притормаживание» и способность договаривать свои мысли придает значительность словам руководителя и увеличивает его авторитет.

Суетливый руководитель не вызывает доверия.

«Заряженность» (энергичность и высокий тонус)

Работа - это не всегда «делаю то, что хочу», а чаще «выполняю то, что требуется». Поэтому на обязательные и дисциплинированные действия приходится настраиваться. В интересах руководителя не сбивать этот настрой своим видом.

Вы хотите, чтобы Ваши подчиненные были веселы, бодры, жизнерадостны и работоспособны? Так в чем же дело? Вы на сцене, и зрительный зал присоединяется к Вам, подражая Вашему поведению!

Руководитель, двигающийся энергично, вызывает желание следовать за ним.

«Включенность» (реакции на изменение настоящего).

Чтобы не прятаться от подчиненных, необходимо уметь правильно и адекватно реагировать на них в непосредственном контакте.

Спонтанно реагировать нужно не на сами действия, а на их изменения. Невозможно действительно отреагировать на все обращения каждого подчиненного. По-настоящему реагировать надо только на избранные действия, позволяющие руководителю держать ситуацию под контролем. Остальные реакции приходится играть, так как демонстративно игнорировать не столь важные действия подчиненного тоже не стоит. Он может обидеться или даже решиться на реваншистские действия, например «наказать» каким-либо действием за пределами внимания и восприятия руководителя. Поэтому следует научиться хорошо «играть» ответную реакцию, или переводить внимание на другой аспект ситуации.

Отстраненный вид руководителя - повод для розыгрыша.

«Честь мундира» (порядочность, принципиальность, нравственность)

Выдвигая кого-либо в народные лидеры, люди надеются на его нравственную силу.

Руководитель должен быть положительным героем. Это обычно складывается из умения держать слово, привычки избегать сквернословия и примитивизма. Сальные шутки или банальные истины, например, создают впечатление низкой нравственности руководителя и заставляют настороженно относиться к его распоряжениям. Руководителя всегда оценивают строже, чем просто сотрудников. Поэтому ему нужно больше других заботиться о своей репутации и предъявлять к себе более высокие требования. В руководителе хотят видеть пример достойного поведения, олицетворение лучшихпринципов фирмы. А поскольку безнравственность и беспринципность чаще всего являются следствием слабости, то такого рода ошибки всегда снижают доверие к руководителю.

Даже в плохой компании авторитетом пользуются более принципиальные люди.

«Рентгеноскопия» (проницательная сила интеллекта).

Примитивное поведение вызывает ощущение, что мы общаемся с человеком «низкого интеллектуального уровня». Но ведь сложно заставить себя подчиниться «дураку»!

Одним из атрибутов внешнего поведения может являться, например, оценивающий взгляд. От этого внешнего приема растет Ваш имидж интеллектуала, потому что он связывается окружающими со способностью глубоко анализировать и находить решения в проблемных ситуациях. Хорошо сказанная реплика и красиво поданная мысль вызывает большое уважение к человеку и создает имидж острого и проницательного ума.

От того, в какой степени руководителя считают интеллектуалом, зависит и величина сопротивления подчиненных.

«Артистизм» (находчивость и свобода эксперимента).

Находчивому и остроумному руководителю гораздо проще создать доброжелательную атмосферу.

Негибкость артиста сразу заметна на сцене. Может быть, наши артисты подготовлены так хорошо отчасти именно благодаря различным техническим неполадкам во время спектаклей и необходимости выходить из положения, рассчитывая только на экспромт. Во всяком случае, руководитель в ситуациях, где нужно импровизировать нужды не знает. Чтобы выглядеть уместным и артистичным, руководителю важно, во-первых, уметь вести себя вариативно, а во-вторых - уметь сознательно и целенаправленно изменять свой стиль поведения, управляя этой своей «вариативностью».

Шаблонными реакциями трудно завести толпу.

«Значительность» (силовой стиль).

Некоторая «помпа» в поведении облегчает восприятие распоряжений.

Если у подростков в моде «рэп», а обыватели напуганы отсутствием защиты и постоянно обсуждают лишь новые приключения местных «гангстеров», то облик дворового лидера - это, к сожалению, сегодняшний «гопник» с пританцовывающе-подпрыгивающей походкой, разведенными в стороны от мнимых бицепсов руками и злобным взглядом из-под опущенной «по-бычьи» головы. Стрижка на манер «уголовника» и рыкающий стиль обращения лишь подчеркивают его «духовную» силу и готовность взять всех «под свое крыло». Такой силовой имидж может много значить для тех, кто насмотрелся второсортных голливудских фильмов, и он дает возможность «командовать» и лидировать во дворе. Руководителю современного предприятия смешно уподобляться подростку, но уметь оказывать впечатление «силовым имиджем» в цивилизованных формах - необходимость.

Руководитель обладает некоторыми силовыми преимуществами, которые ему иногда следует демонстрировать и в своем поведении.

 

* * *

 

Чтобы удерживать фирму на высоком уровне, необходимо создавать и поддерживать культуру управления. Проблемы, с этим связанные, нельзя решить раз и навсегда. Совершенствуя систему принятия решений, Вы закладываете основу, но для непосредственного влияния на сам процесс управления требуется еще и хорошая личностная подготовка. Первая стадия такой подготовки - обеспечение качества иерархической системы отношений «руководитель – подчиненный». Вторая - внедрение корпоративных форм взаимодействия, основанного на четком понимании, разделении общих целей и задач, а также согласованности личных управленческих стратегий у всего руководства фирмы. Третья ступень - это стиль работы «командой», основанный на максимальном привлечении сотрудников к подготовке управленческих решений и качестве обсуждения проблемных вопросов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.