Консерватизм и неоконсерватизм. Определение, принципы, цели.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Либерализм и неолиберализм. Определение, принципы, цели. Либерализм (лат. свободный) – первая идеология, которая оформилась как современная идеология в новое время (17-18 вв) в борьбе буржуазии против феодальных порядков. Изначально носителем либеральных идей было 3 сословие – буржуазия. Классики либерализма: Дж. Локк, А. Смит, Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Т. Джеферсон, И. Бентом, А. де Токвиль. Классическое изложение либеральной идеологии – Декларация независимости США 1786 г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Фундаментальные принципы либеральной идеологии: 1. Индивидуализм (возможность предоставления человеку права самому устраивать свою собственную жизнь). 2. Свобода личности (свобода человека, а не группы, класса, нации, государства, от вторжения в его частную жизнь, от произвола властей). 3. Права человека (в первую очередь основные). 4. Принцип прогрессизма. Вера в прогресс. 5. Номократия – власть закона. Эгалитаризм – равенство всех перед законом. 6. Плюрализм мнений, взглядов и институтов. 7. Принцип частной собственности. 8. Принцип конкуренции. Для классического либерализма характерно отрицание патернализма, т.е. опеки со стороны государства над подданными. А. Смит предлагал отвести государству роль «ночного сторожа», ограничив его деятельность выполнением 3 функций: содержание ВС и полиции, обеспечение правосудия, создание и содержание общественных учреждений. Неолиберализм. Экономические кризисы 1929-1933 гг. и рабочие движения заставили либералов искать новые способы защиты индивидуальной свободы и пересмотреть взаимоотношения государства и общества. Впервые модель неолиберализма была апробирована на практике в США во времена нового курса Рузвельта в 30-е гг. 20 века. Чтобы вывести страну из экономического кризиса, была предпринята попытка введения рычагов ГУ в экономику. Такая модель, основанная на гибком сочетании государственных и негосударственных методов управления, получила название «государство всеобщего благоденствия». Отличительные черты неолиберализма: 1. Отказ от невмешательства государства в экономику. 2. Арбитраж государства. Активная социальная помощь незащищенным слоям населения. 3. Расширение функций государства. В Беларуси либеральные идеи известны со времен статутов ВКЛ, где закладывались идеи правового государства, однако наибольшее развитие идеи либерализма получили в Беларуси только в конце 20 века. Современный либерализм отображает интересы среднего класса. Консерватизм и неоконсерватизм. Определение, принципы, цели. Консерватизм (лат. сохранять, охранять) возник в конце 18 века. Впервые термин употребил французский писатель де Шатобриан в журнале «Консерватор» (издавался 1818-1820 гг., выражал реакцию французской аристократии на ВФР). Основоположники консерватизма: Э. Бёрк, Ж. де Местр, Л. де Бональт. Существует точка зрения, что консерватизм возник как противопоставление либерализму. Поэтому его не считают «чистой» идеологией и рассматривают как придаток либерализма. Фундаментальные принципы: 1. Нравственный абсолютизм – признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей, которые должны «обуздывать несовершенно греховную природу человека». 2. Традиционализм. 3. Ориентация на локальные ценности. «Общество сосредоточено, прежде всего, на локальном уровне: в семье, в общении, в местных институтах власти, поэтому социальные «мы» на местном уровне – это источник стабильности и залог укрепления государства». 4. Политический реализм. Реформы, которые проводятся в обществе должны быть рассчитаны на реальных людей, образ жизни которых и привычки нельзя изменить без больших несчастий. 5. Принцип анти прогрессизма. 6. Анти эгалитаризм в социальной сфере. Недоверие к социальному равенству, обоснование иерархической структуры общества. 7. Недоверие к демократии. Она ведет к разрушению моральных принципов и к торжеству посредственностей. 8. Принцип элитарности и естественной аристократии. Политика – это сфера профессиональной деятельности, и заниматься политикой должны лучшие, то есть достойные люди, выходцы из различных слоев. 9. Осуждение вовлечения масс в политику. Частные интересы более важны для человека, чем политика. Участие масс в политике должно быть ограничено и находиться под контролем. Неоконсерватизм. Как идеологическая доктрина окончательно оформился в 70-80-е гг. 20 века. После экономического кризиса 1973-1974 гг. именно неоконсерватизм стал действенной альтернативой социал-демократизму и либерализму. Это ознаменовалось приходом к власти консерваторов в США и ВБ. Неоконсерватизм сочетает в себе принципы классического либерализма и классического консерватизма. Из либерализма взяли принципы свободы и ответственности личности, а из консерватизма – приоритет локальных ценностей и нравственных норм. Представители: Д. Белл, Кристолл, Юнгер, М. Тэтчер, Р. Рейган. Основные признаки, установки: 1. В мировоззренческом плане. Приоритет принципа свободы над принципом равенства. 2. В экономическом плане. За ограничение вмешательства государства в рыночную экономику. 3. Социальная политика. Тесно связана с экономической. Базируется на следующих принципах: а) принцип солидарности. Представление о единстве труда и капитала. Дело фирмы – общее дело каждого. б) принцип справедливости. Справедливая з/п. в) принцип субсидиарности. Государства предоставляет социальные блага бесплатно только тем, кто в них нуждается и сам не в состоянии себя обеспечить. 4. В политической сфере. Старая консервативная традиция. Демократия должна быть вертикальной и элитарной. Демократия – «необходимое зло», т.к. человечество пока не придумало лучшего. 5. В сфере межличностных отношений. Стремятся привить традиционные буржуазные ценности: семья, дети, здоровый образ жизни, карьера, патриотизм. В Беларуси консерватизм как идеология не имел условий для развития ввиду отсутствия социальной базы. Однако определенная доля консервативных идей есть в современной белорусской идеологии. 3. Социализм. Основные направления, принципы, цели. Социалистическая идеология возникла в русле утопических представлений об обществе. Основана на коллективной собственности и социальном равенстве. Именно на этот идеал были ориентированы идеологи раннего (утопического) социализма Т. Мор, Кампанелла. Термин «социализм» (лат. общественный) введен Пьером Леру, французским мыслителем в работе «О социализме и индивидуализме». Основные принципы социалистических идеологий: 1. Оптимистический взгляд на природу человека (все человеческие пороки коренятся в социальной несправедливости). 2. Коллективизм и солидарность. Устранение эксплуатации человека человеком, помощь и сострадание обездоленным и эксплуатируемым. 3. Верховенство общественных интересов над частными. 4. Социальная справедливость (общественная собственность на средства производства, перераспределение доходов в пользу нуждающихся). 5. Прогрессизм. Основные направления социалистической идеологии: 1. Ортодоксальный марксизм (Маркс, Энгельс, Плеханов). 2. Ревизионизм – социал-демократизм (Каутский и др.). 3. Радикальный марксизм – революционный большевизм (Ленин, Р. Люксембург, К. Цеткин и др.). 4. Анархизм (Штирнер, Прудон, Бакунин). Коммунистические идеи зародились в древности. Термин «коммунизм» от лат. «общий, социальный». Теоретическое обоснование коммунистических идей в трудах Платона. Впервые термин «коммунизм» был использован Э. Кабе в работе под названием «Путешествие в Икарию» 1840 г. Марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения возник в 40-е гг. 19 века. Коммунистическая идеология и марксизм стали синонимами. Разработка коммунистической идеологии в современном смысле слова связано с основоположниками марксизма. Основные принципы классической коммунистической идеологии закреплены в Манифесте КП 1848 г. и включают: теорию общественных формаций, теорию классов и классовой борьбы, теория пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу. Социал-демократизм возник в конце 70-х гг. 19 века на почве рабочего движения, взявшего за основу идеологии марксизма. Отличительные черты социал-демократизма по сравнению с марксизмом: 1. Отказ от классовой борьбы. 2. Расширение социальной базы. Рабочий класс, интеллигенция, малый и средний бизнес. 3. Признание политического плюрализма, рыночной экономики, парламентской демократии. Принципы социал-демократизма: 1. Политическая демократия. Свобода, равенство. 2. Экономическая демократия. Общественная собственность в рамках смешанной экономики и участие трудящихся в управлении фирмами. 3. Социальная демократия. Повышение качества жизни, гуманизация условий труда, охрана окружающей среды и т.д. 4. Международная демократия. Установление нового мирового порядка на принципах равноправия и учетов интересов друг друга. В настоящее время в Беларуси социалистические ценности продолжают развиваться в ходе реализации политики социал-демократических партий. Таким образом, ИБГ включает в себя элементы социалистической, консервативной и либеральной идеологий.
8. Понятие государственной идеологии, ее элементы, уровни и функции. Государственная идеология – специфический тип идеологии, который обеспечивает большую или меньшую степень социального консенсуса и ощущение принадлежности к единому сообществу. В демократическом государстве наличие идеологии государства не ликвидирует идеологического плюрализма, различных идейно-политических течений. Государственная идеология несет в себе центристскую программу и охватывает все основные сферы жизнедеятельности общества. ИБГ – это целостная, относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в которых белорусский народ осознает себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения путем использования государственной власти. ИБГ – это система взглядов, соответствующих целям и особенностям белорусского пути общественного развития. ОИБГ: · культурно-историческая (цивилизационная) – совокупность устоявшихся идей и представления относительно происхождения и формирования белорусского народа, особенности развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности. · правовая – Конституция РБ. · политическая – белорусская политическая система. · экономическая основа – белорусская экономическая модель. · мировоззренческая основа – белорусская идеологическая доктрина, представленная в виде национальной идеи. Уровни функционирования государственной идеологии: 1. Теоретико-концептуальный. Образует научные учебные работы, содержащие концептуальный системный анализ различных сторон жизнедеятельности белорусского общества. 2. Программно-политический. Государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности и идеалы белорусского народа и основные направления внутренней и внешней политики. 3. Обыденно-актуализированный. Различные средства и формы выражения и пропаганды содержания государственной идеологии. Политические символы – государственная символика, исторические даты, политические ритуалы, архитектурные комплексы и сооружения, скульптурные памятники и мемориалы, памятные места, государственные знаки отличия, политическая топонимика, национальные и политические деятели, популярные книги, произведения искусства и т.д.
9. Понятие механизма государственной идеологии и его основные элементы.
Механизм функционирования государственной идеологии – совокупность лиц, институтов, организаций, учреждений, призванные заниматься формированием государственной идеологии, ее систематизации, нормативно-правовым закреплением, воспроизводством и распространением среди членов общества. Первый вариант механизма государственной идеологии был реализован в СССР. Идеологический аппарат создавался решением высших властей и фактически составлял часть системы ОГВ и управления. Орган, управляющий идеологической сферой, – ЦК КПСС. Специальный секретарь по идеологии, которому подчинялось несколько отделов: пропаганды, науки, культуры. Аналогичные подразделения существовали в союзе молодежи ВЛКСМ, армии, органов внутренних дел и государственной безопасности. Функционировала сеть идеологических учреждений (Институт марксизма-ленинизма, академия общественных наук при ЦК КПСС). Механизм ГИ в западных странах складывался как составная функция определенных учреждений государства и институтов гражданского общества (например, профсоюзный аппарат, политический, образовательный, религиозный, коммуникационный, культурный, семейный). Элементы механизма функционирования ГИ: выборы (референдумы), высшие лица государства, институты законодательной власти, Конституция, законы, другие НА, государственно-политические документы, ОИВ, ОМУиСУ, администрация трудовых коллективов, специализированные научно-исследовательские учреждения, учреждения национальной системы образования и культуры, СМИ, материальные и нематериальные проявления человеческого творчества. Идеологическая работа – деятельность людей (умственная, физическая, руководящая, креативная и др.) содержанием которой является производство идей, учений, теорий, концепций, доктрин, нормативно-правовое закрепление, систематизация и доведение до сознания различных категорий граждан с помощью различных средств и форм. Идеологи – лидеры национального движения, руководители государства, видные общественно-политические деятели.
10. Идейный плюрализм гражданского общества и государственная идеология.
11. Понятие государственности и ее теоретико-концептуальная интерпретация.
Понятие "государственность" значительно шире и глубже понятия "государство", но, безусловно, государственность включает в качестве своего компонента государство, связана с понятием "государственная власть", но не сводится к ней, к государственным органам, государственным структурам. Государственность — сложнейший комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, а также компонентов неполитического характера, обусловленных самобытностью (спецификой) социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий жизнедеятельности конкретного народа или объединения народов на определенном этапе развития общества. Государственность — это свойство, качество, состояние общества на конкретном историческом этапе, качественная характеристика его элементов и институтов, составляющая основное содержание и определенную черту общества. При этом на состояние общества, строй общественных отношений оказывают влияние не только государственная власть, ее структуры, но и другие институты, в том числе неполитического характера, например, экономическая, социальная, духовная, информационная и другие системы, а также международная обстановка. Итак, во-первых, государственность представляет собой комплексное понятие, отражающее качественное состояние государственно-организованного общества. Такая характеристика государственности позволяет всесторонне и объективно осветить этапы и тенденции ее исторического развития, выявить институциональную устойчивость важнейших процессов и закономерностей, прогнозировать дальнейшее движение, а в целом выработать единый взгляд на российскую государственность. Во-вторых, государственность обладает национально-духовной природой, национально-культурной ориентированностью, так как отражает накопленные данным народом духовные и иные социальные ценности. И в этом качестве государственность обладает типологическими особенностями, соответствующими этнокультурной уникальности Белпруси. Это в свою очередь требует обоснованной концепции ее государственно-правового развития с учетом национального своеобразия страны. Забвение или игнорирование национально-культурных аспектов способно привести к неправильному выбору пути и средств преобразования российского общества, к дезорганизации его жизнедеятельности. В-третьих, государственность — явление конкретно-историческое, так как характеризует состояние общества на определенном этапе развития. Ю.А.Тихомиров справедливо считает, что индикаторами перемен в обществе являются не только смена власти, формы государства, его режима, иных государственно-правовых институтов. "Меняются, - пишет он, - ценности, методы, отношения партий, процедуры и т.д. Даже в пределах определенного качественного состояния очевидны перемены государственных состояний, динамизм которых нужно учитывать".
12. Формирование белорусской этнической общности и национальной идеи.
Каждый народ на определённой исторической ступени своего развития приходит к осознанию самого себя, как социальной целостности. На основе духовной целостности возникающей на общности экономики, социальный условий, языка, культуры и религии, у народа формируется этническая, позднее, национальное самосознание и самоназвание. Самосознание включает в себя само восприятие, само представление и само идентичность, центральным звеном самосознания является идея, представляющая собой форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта. Национальная идея играет важнейшую созидательную роль в становлении национального самосознания народа, она становится воплощении его само бытности, она объединяет нас. Национальная идея белорусов выкристаллизовывалась на протяжении столетий по мере формирования белорусского этноса. Белорусская национальная идея начала складывалась в процессе формирования нации, которая не обладала в той период своей государственности, а входила в состав Российской империи (Северно-западный край). Впервые представление о белорусах как об особой нации было заявлено народниками в 1884 году в журнале «Гомон». Белорусскому народу ощутившему на себе тяжесть национального, социального гнёта, предстояло осознать себя, национальной целостности, встать на одни уровень с другими народами и обрести национальную независимость, доказать, что мы не хуже др. народов. В первые национальная идея воплотилась в начале 20-го века в стихотворении Янки Купалы «А хто там идзе?» Поэт объявил о существовании белорусов, как самобытной общности, и заявил о их праве о уважительной отношения к себе. Сформулированная Купалой идея самобытности белорусского народа получила дальнейшего развития в деятельности авторов газеты «Наша нива», представителей «Белорусского национального движения»: братья Луцкевичи, Купала, Колос, Богданович и т.д. Они выступали за Социально-политическое, экономическое и культурное возрождение. В начале 20-го века на передний план национально-освободительной движения появляется идея о приобретении национальной государственности. Огромную роль в аргументации этого аспекта национальной идеи, сыграл поэт Максим Богданович. Он отмечал общность исторических корней, русского, украинского и белорусского народа, однако единство исторических корней не даёт основание считать белорусскую культуру, ответвление русской, а это есть самобытная. Он подчёркивал самостоятельность белорусской национальности и белорусской культуры. Национальная белорусская идея получила реальные воплощения в приобретении государственности: БНР, БССР, РБ. Применительно к современности этот термин означает, гражданскую принадлежность человека к белорусскому государства как часть независимой стране, следовательно национальная идея сливается с идеей белорусской государственности.
13. Государственность на белорусских землях. Белорусская национальная государственность и альтернативы ее развития.
В обыденном сознании власть, государство и политика отождествляются. Как правило, в массовом сознании государство и власть приобретают образ символа высшего судьи, идеала национальной нравственности. Подобный синтез часто именуется термином «государственность». В современной научной литературе термин «государственность» употребляется в различных смыслах: а) как синоним государства вообще, государства того или иного типа (буржуазное, социалистическое и т.д.), а также для обозначения какого-либо этапа в развитии государства данного исторического типа; б) для обозначения системы (механизма) диктатуры определенного класса или политической организации общества; в) для обозначения государственного аппарата; г) при объединении группы каких-либо общих черт или признаков государства (например, тоталитарного, демократического государства). Понимание сути «государственности» в основном связано с теми или иными характеристиками государства. Но, хотя понятие «государственность» этимологически и связано с понятием «государство», но не тождественно его частичным характеристикам. Смысловое поле понятия «государственность» достаточно велико. Оно охватывает проблему взаимоотношения государства как политической организации общества с самим обществом как совокупностью граждан, подчиненных определенным законам общественного бытия, понимаемого в рамках существующей системы ценностей определенной эпохи определенного общества. Государственность – это способность и потребность человека осознанно вмешиваться в систему существующей государственной организации с целью ее оптимизации. Каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает определенную систему представлений, понятий, принципов формирования своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни. Эти идеи составляют основу построения народом своего государства. Систематизированную сумму выработанных народом идей и представлений об истории становления и развития своей государственности, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства можно назвать идеологией национальной государственности. Идеология белорусской государственности аккумулирует все конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеология белорусской государственности – это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространстве, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики. Центральным звеном самосознания народа, его духовной доминантой является идея, представляющая собой форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта (индивида, группы, народа), т. е. национальная идея. Национальная идея играет важнейшую роль в становлении национального самосознания народа, она способна консолидировать народ в единую социальную целостность. Формирование белорусов как самобытной этнической общности начинается в эпоху раннего средневековья. С V-VI вв. на территорию Беларуси проникают славянские племена. Одним из первых крупных государственных образований славян была Киевская Русь (вторая половина IX - начало XII века). В составе Киевской Руси находились и земли кривичей, радимичей, дреговичей, населявших земли современной Беларуси. Это было не столь централизованное государство, сколь политическое объединение местных феодалов вокруг великого князя в Киеве. Наиболее значимым на территории Беларуси было Полоцкое княжество, которое и считается истоком белорусской государственности. Полоцкое княжество, как и другие государственные образования того периода на территории Беларуси было раннефеодальной монархией, во главе с князем, который осуществлял верховную власть. Ему были подчинены рада и управленческий аппарат, занимавшийся сбором дани, налогов, судопроизводством и т. д. Законодательную власть осуществляло вече. Среди элементов политической системы важное место отводилось церкви, которая, по сути, была идеологическим центром. Высшее духовенство принимало активное участие в государственных и хозяйственных делах. В этот период оформился раннефеодальный общественный строй. Жители княжеств называли себя по названию главного города земли. Первые государственные образования, существовавшие в раннем средневековье на территории современной Беларуси, свидетельствовали о начале формировании белорусской государственности. С середины XIII века начался процесс образования Великого княжества Литовского. Образование ВКЛ – результат естественного исторического процесса, который длился более ста лет. На основе анализа национального состава руководящего органа ВКЛ (в частности паны - рада) принято считать, что до середины XV века ВКЛ – государство литовско-белорусское (так в конце XIV века в Раде 81% литовцев, а в середине XVI века белорусские и украинские магнаты составляли большинство). ВКЛ было феодальной монархией. На ранних этапах эта монархия приближалась к абсолютизму. В более поздний период княжество – парламентская представительная монархия. Языком общегосударственных документов ВКЛ был старобелорусский. На нем велось делопроизводство, заключались государственные договоры, издавались Статуты 1529, 1566, 1588 гг. В Великом княжестве Литовском произошло формирования белорусской народности. Этническое самоназвание белорусов той эпохи – литвины, употреблявшееся в западной части белорусских земель, и русские, употреблявшееся в восточной части. На формирование идеологии белорусской государственности оказал влияние факт существования в ВКЛ этносов разных религиозных и духовно-культурных ориентаций: восточной и западной, православной и католической, протестантской, иудейской, исламской. Принцип религиозно-этической толерантности сыграл важнейшую роль в процессе существования ВКЛ. Он способствовал сохранению в нем гражданского мира, созданию богатой культуры, основанной на этноконфессиональном синтезе. Следующий этап развития идеологии белорусской государственности связан с образованием в 1569г. Речи Посполитой в результате подписания Люблинской унии. Новое государство – Речь Посполитая – по сути своей представляла федерацию (с 1569 по 1588 г.); Конфедерацию (с 1588 г. – принят третий Статут ВКЛ, расширивший его права, по 1791 г.); унитарное государство (с 1791 г. – Конституция 1791г. отменила деление страны на Корону Польскую и ВКЛ – по 1795 г.) Условия для развития белорусской культуры ухудшились, в 1696г. белорусский язык утратил статус официального в ВКЛ и его позиции занял польский. Шляхта ВКЛ в значительной степени впитала представление о своей принадлежности к единому народу – польской шляхте. Но параллельно закладывались тенденции к был позднему развитию идеологии «краевости». Причиной осозания своей особости следует считать федеративное строение Речи Посполитой, Проявление особости очевидно из статьи Статута ВКЛ 1588г. о монопольном праве местной шляхты на занятие государственных должностей и приобретение земли в княжестве. В ментальности жителей страны можно отметить трехуровневое национальное самосознание: наше польское дело; наше литвинское дело; моя малая родина. После трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) Речь Посполитая перестала существовать. Белорусские земли включались в состав Российской империи по частям в течение 20 лет. Такое включение разрывало единую этническую общность белорусской народности. Политики не рассматривали эти территории как единое целое. Здесь, после ряда изменений, было образовано 5 губерний, которые составили административно-территориальную сущность, в дальнейшем называемую Северо-Западным краем и просуществовавшую до октября 1917г. Разделы Речи Посполитой ликвидировали и ВКЛ, что, в сочетании с поддержкой, оказываемой в первые десятилетия после включения царскими властями польской культуры на белорусских землях, привело к распространению в Беларуси политико-исторической концепции «общего» польского народа как многоэтнического образования, состоявшего не только из поляков, но и из белорусов, украинцев, литовцев. Именно в этот период происходит значительная полонизация белорусской шляхты, поэтому национально-освободительные восстания 1830-1831 и 1863-1864 гг. с их идей возрождения Речи Посполитой как польского государства имели достаточно мощную поддержку в Беларуси. Вместе с тем уже в начале XIX века начинает оформляться идея возрождения ВКЛ и белорусского языка. Распространение научных знаний о Беларуси и белорусах развивалось профессорами Виленского университета М.Бобровским и И.Даниловичем, а также Т.Нарбутом и др. Распространялась идея «краевости», т.е. идеологии местного патриотизма. Наиболее заметно это проявилось в деятельности «филоматов» и «филаретов» - А.Мицкевича, Я.Чечота и др. Руководитель «Демократического товарищества» Ф.Савич выступает с обоснованием права каждого народа на национальную самостоятельность. Первым с национальным вопросом выступил К.Каликовский. К.Калиновский хотел, чтобы отношения между Беларусью, Литвой, Польшей и Россией строились на основе равноправия и суверенности. Он связывал национальное освобождение с социальным, т. е. с уничтожением помещичьего землевладения и самодержавия и наделения крестьян землей. В конце XVIII- начале XIX в. название «Беларусь» закрепилось только за восточными губерниями – Витебской и Могилевской. Минская, Гродненская, Виленская губернии назывались «Литва». На постепенное развитие этнического самосознания привело к тому, что к концу XIX –началу XX в. название «белорусы» закрепилось за всей территорией проживания белорусского этноса, произошло формирование белорусской нации. Белорусская национальная идея начала складываться в процессе формирования белорусской нации, которая не обладала в то время своей государственностью, а ее территория была окраиной Российской империи. Ее суть изложена в знаменитом стихотворении Я.Купала «А хто там iдзе…»: белорусы – отдельный этнос, национальное самоопределение и освобождение осознаются в единстве с социальным освобождением. Дальнейшую конкретизацию идея национальной самобытности белорусов находит в публикациях авторов газеты «Наша нiва». Согласно оценке Л.М.Лыча в этот период во взглядах на белорусскую национальную идею явно преобладал ее культурно-языковой аспект. Во втором десятилетии XX века в Беларуси на передний план в национально-возрожденческом движении выдвигается проблема осуществления национальной государственности. Огромную роль в ее аргументации сыграл М.Богданович, изложивший в публицистическом произведении «Хто мы такiя», написанном в 1915г., представление о самобытности белорусов и стремление к государственной самостоятельности Беларуси. Стремление к воплощению национальной идеи в жизнь привело к провозглашению в 1918г. Белорусской Народной Республики (БНР). Хотя БНР провозглашалось в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории фактически не осуществляло, т. к. было создано на оккупированной германскими войсками территории. Реальная белорусская государственность была создана на советской основе в январе 1919г. в форме Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР). Итак, национальная белорусская идея в ХХ веке была реально воплощена. Белорусский народ завершил консолидацию в нацию, обрел государственность. БНР, БССР, Республика Беларусь – вот ступени создания белорусской государственности. На первой – декларировалась государственность, вторая – реализовала государственность в ограниченных масштабах (передав часть полномочий руководству СССР), третья – воплощение полной, общепризнанной мировым сообществом белорусской государственности. В сегодняшнем восприятии национальная идея сливается с идеей белорусской государственности, гражданственности. Ядро белорусской национальной идеи можно изложить следующим лозунгом: созидание сильной и процветающей Беларуси.
14. Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусской общности.
Социокультурная самобытность каждого народа является результатом его становления, этногенеза и взаимодействия с другими окружающими его этническими общностями. Этнические общности, близкие по своей пространственной локализации и культуре образуют цивилизации. Термин «цивилизация» (от лат.гражданский, государственно-правовой) ввели в научный оборот просветители 18 века. К концу 20 века утвердилось понимание цивилизации как сообщества людей, локализованных в пространстве и времени, которое характеризуется специфическими формами организации общественной жизни, своеобразием материально-духовной культуры и религии. Существенный вклад в разработку цивилизационных концепций общественного развития внесли Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Хантингтон и др. Согласно концепции Данилевского, развитие цивилизации имеет циклический характер и включает стадию зарождения (процесс формирования цивилизации на основе принадлежности к одной языковой группе), период развития (процесс оформления культурной и политической независимости), цивилизационная стадия (стадия расцвета), стадия упадка. Хантингтон. Облик современного мира определяется конкуренцией и борьбой 7-8 крупных цивилизаций. Западно-христианская охватывает Европу в границах западного христианства (Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия). Славяно-православная с центром в России. Китайско-конфуцианская – Китай и страны с родственной культурой (например, Вьетнам и Корея). Арабо-мусульманская. Японская. Латино-Американская. Индо-буддистская. Африканская. Социокультурная самобытность белорусского народа формируется на базе принадлежности к определенного цивилизационному типу. По своему географическому положению Беларусь находится в центре Европе, а основная часть населения принадлежит к христианскому вероисповеданию. Поэтому одни исследователи идентифицируют Беларусь с индоевропейской (христианской) цивилизацией. Другие (Мельник) отмечает, что основы цивилизационной идентичности Беларуси закладывались в период Киевской Руси (9-12 века), когда складывался особый культурно-исторический тип на собственно славянской почве под влиянием восточной, греко-византийской культуры, поэтому белорусы принадлежат в славяно-православной цивилизации. Третьи (Якодумова, Кузнецова) подчеркивают, что Беларусь находится на стыке двух цивилизаций: западной и восточной – поэтому впитала в себя как основы славяно-православной, так и западно-христианской цивилизации. В целом, все исследователи сходятся во мнении, что белорусы, испытав разное культурное влияние, сохранили свою цивилизационную идентичность, духовные традиции и ценности, синтезировав достижения западной и восточной цивилизаций.
15. Социокультурные (традиционные) идеалы и ценности белорусского народа.
Основные идеалы: 1)гуманистический и демократический идеал общественной жизни. Гуманизм (лат. человечный) – нравственно-этическая установка, которая заключается в признании человеческой личности высшей общественной ценностью. Сегодня этот идеал закреплен в ст. 2 Конституции. Демократизм – принцип политической жизни, состоящий в принятии самих народов решений относительно общих дел и в подчинении всех этим решениям. 2)Идеал свободолюбия и патриотизма. Патриотизм – нравственный и политический принцип, содержанием которого является любовь к родине, преданность и гордость за прошлое и настоящее своего отечества, стремление защищать свою родину. В истории отечественной культуры основателем национальной патриотической традиции считается Скорина. 3)Идеал социального равенства и справедливости. Сегодня нашел закрепление в Конституции РБ, в которой наше государство определяется как социальное. ОСНОВНЫЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА. под общечеловеческими ценностями понимают вневременные общечеловеческие фундаментальные ориентиры и нормы, аксиологические максимы, исходные моральные и религиозные каноны, которые являются абсолютным стандартом для людей всех цивилизаций, культур и эпох (золотое правило морали, религиозные догматы и заповеди, основные законы, существующие в большинстве стран мира). Общеславянские ценности. Владимир Соловьев в славянской душе видел соединение язычества (мифологизм), христианства (мудрость) и европейского мышления (рационализма). Славянский менталитет впитал в себя христианскую традицию, предполагающую уважение к власти, служение отечеству, чувство долго, соборность, стремление к святости и добродетели. Ценности восточного славянства. Для русской души характерна двойственность (амбивалентность), так как Россия находится на стыке двух цивилизаций. В русском характере сочетаются славянский компонент и татаро-монгольский (что привнесло в характер русского народа агрессивность, радикализм, рациональное стремление к свободе, что проявляется в бунтах, революциях и т.д.). Духовные ценности белорусского народа. Национальный менталитет – определенный способ восприятия окружающего мира, типичных образцов социального действия, регулирующих поведение данного народа и определяющих особенности его истории. В настоящее время также употребляется термин «национальный характер» - включающим в себя темперамент, эмоции, настроение, способы жизнедеятельности, оставляя в стороне рациональные аспекты поведения. Особенности национального характера белорусов: Толерантность (терпение, терпимость, снисходительность). Памяркоўнасць. Способность приспосабливаться к существующим условиям, рассудительность, отсутствие склонности к крайностям, стремление достичь согласия со своими партнерами. Трудолюбие. Грамада. Выражается в семейственности, стремлении поддержать своих, людей из одной местности, наладить родственные связи. Взаимопомощь.
16. Особенности национального характера белорусов и их влияние на политическую жизнь общества.
17. Идеология государства и национальная система права. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления основ идеологии белорусского государства.
Конституция /лат. Constitution – установление, строение/ - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами). В чисто формальном значении конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует другое название – основной закон. Каждая конституция выполняет ряд основных функций. Юридическая функция: конституция является главным источником права – нормы конституции обладают наивысшей юридической силой и лежат в основе всей системы национального права. Предписания конституции первичны, т.е. нет такой правовой нормы, которая не может быть включена в конституцию из-за несоответствия правовому акту государства. В случае принятия новой конституции все ранее принятые нормативные акты должны быть приведены в соответствие с конституцией. Политическая функция: всякая конституция – это политический документ, определяющий государственный строй на основе правил, устанавливаемых конституцией. Конституция содержит важнейшие ориентиры развития государства и общества, содержит нормы-цели, определяющие направления движения всех участников политического процесса. Идеологическая функция: конституция – мировоззренческий документ, способствующий формированию, распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей. Особенности конституции – ее прямое действие, т.е. нормы конституции обязательны для органов власти, а каждый гражданин может обратиться в суд, если считает свои конституционные права нарушенными. Конституция Республики Беларусь была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 г., вступила в силу со дня опубликования – 30 марта 1994 г., действует с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, с точки зрения формального подхода, конституционный строй – это форма организации государства, закрепленная в его конституции. Вместе с тем конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву. Чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обусловлено определенными гарантиями, обеспечивающими в своей совокупности такую форму или такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем. Таким образом, с содержательной точки зрения конституционный строй – это форма организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство, это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией. Основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного строя. Основы конституционного строя Республики Беларусь закреплены в статье 1 Конституцией Республики Беларусь: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство». Унитарное государство /лат. Unitaras – единство/ - государство, не имеющее в своем составе, в отличии от федерации, других государств. Унитарное государство делится на административно-территориальные единицы. В унитарном государстве – одна конституция, один высший представительный орган, одно правительство и т.п. Демократическое государство – государство, в котором обеспечиваются: - подлинное народовластие. Источником власти и легитимизации всех органов государства является суверенитет народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства; - политический и идеологический плюрализм, который включает многопартийность, право выбора политических и иных взглядов и исключает закрепление в законодательстве обязательной (официальной) идеологии. - принцип разделения властей. Главное требование этого принципа заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на три ветви: законодательную, избранную народом и призванную принимать законы и вырабатывать стратегию развития общества, регулировать общественные отношения, исполнительную, занимающуюся реализацией принятых законов, судебную, выступающую гарантом восстановления нарушенных норм, выполняющую роль независимого арбитра, следящего за соблюдением общепринятых правовых норм. Каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимно сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов, - развитое местное самоуправление. Социальное государство – это государство, социальная политика которого направлена на обеспечение достойного в материальном отношении существования человека и его свободное развитие, на преодоление неоправданных социальных различий. Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум, при этом каждый взрослый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Наиболее характерные черты социального государства отражены в его социальной политике, основными элементами которой являются: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Правовое государства – государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью ставит обеспечение прав и свобод человека. Основные черты правового государства: - права и свободы человека как высшая ценность (человек и его права не могут быть принесены в жертву какой-либо общей – государственной, религиозной, идеологической – цели; - верховенство демократической конституции по отношению к другим законам; - приоритет норм международного права перед нормами национального права; - обязанность государства, его органов, учреждений и должностных лиц действовать в рамках конституции и законов; - равенство всех перед законом (в правовом государстве никто не может быть исключен из сферы действия закона, только закон регулирует отношения между людьми).
18. Человек, его права и свободы – высшая ценность и цель деятельности белорусского общества и государства.
Неотъемлемым элементом сознания и ценностных ориентации белорусов является гуманистический идеал, согласно которому наивысшей общественной ценностью признается человек. Ныне он получил свое нормативно-правовое закрепление в статье 2 Конституции Республики Беларусь. В ней он выражен следующим образом: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». В конкретизированном и широко развернутом виде гуманистический идеал представлен в разделе II Конституции «Личность, общество, государство», в котором провозглашаются также гарантии их обеспечения. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 200.4 г.) воплотила в себе полный набор прав и свобод человека, закрепленных в международно-правовых актах. Более того, как отмечают эксперты, в ней значительно шире, глубже и конкретнее, чем это сделано в международных актах, отражены политические и другие права человека. Личные (гражданские) права и свободы. Личные права (в международной терминологии они называются гражданскими правами) — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена политического сообщества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. В Конституции Республики Беларусь гражданские права прописаны в полном соответствии с международными стандартами Организации Объединенных Наций, Право на жизнь провозглашается статьей 24 Конституции Республики Беларусь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Право на жизнь выступает и как ограничитель смертной казни. В нашей стране смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. Право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности. В статье 25 Конституции указывается, что ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Право на личную жизнь означает возможность человека самостоятельно определять свои поступки, располагать собой и своим временем по собственному усмотрению. Статья 28 Конституции Республики Беларусь закрепляет права гражданина на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.Право создавать семью Право на неприкосновенность жилища означает, что никто! не может без законного основания войти в жилище против вот ли проживающих в нем лиц. Согласно статье 29 Конституции Республики Беларусь гражданам гарантируется неприкосновенность жилища и иных их законных владений. Право на свободу передвижения и выбор места жительства закреплено в статье 30 Конституции Республики Беларусь. Это право является существенным элементом свободы самоопределения личности, условием профессионального и духовного развития человека, его достойной жизни. Конституция нашего государства закрепляет право граждан свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах своей страны, покидать ее и возвращаться обратно. Право самостоятельно определять свое отношение к религии закреплено в 31 статье Конституции Республики Беларусь. По существу, данное право тождественно свободе совести в ее узком понимании как свободы в области религии. Согласно упомянутой статье Конституции каждый вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.Право сохранять национальную принадлежность и пользоваться родным языком. Статья 50 Конституции, в сущности, устанавливает право принадлежности к той или иной нации, понимаемой как этнокультурной общности людей. Указанная статья устанавливает также право граждан Республики Беларусь пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка, воспитания и обучения.Право на судебную защиту. Согласно статье 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе изыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и возмещение морального вреда. Право на юридическую помощь предусматривается статьей 62 Конституции. Государство гарантирует гражданам возможность для осуществления защиты своих прав и свобод пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Право на защиту международных организаций установлено статьей 61 Конституции. Каждый гражданин в праве в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Политические права и свободы. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют необходимую предпосылку демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые она должна ориентироваться.. Экономические, социальные и культурные права и свободы. Экономические, социальные и культурные, относятся к поддержанию нрава и свободы и нормативному закреплению условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность человека в сфере труда и быта, занятости, социальной защищенности, образования, культурного творчества. Надо заметить, что в Конституции Республики Беларусь экономические, социальные и культурные права также изложены на только на уровне международных стандартов, «но и выше, глубже и конкретнее этих стандартов». Право на труд. В соответствии со статьей 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом о ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|