Здавалка
Главная | Обратная связь

Пути модернизации общества и политической системы



Обобщая условия модернизации различных стран и режимов, многие ученые настаивали на необходимости определенной последовательности преобразований, соблюдения известных правил при их осуществлении. Так, У. Мур и А. Экстайн полагали необходимым начинать реформирование с индустриализации общества; К. Гриффин — с реформ в сельском хозяйстве; М. Леви настаивал на интенсивной помощи развитых стран, С. Эйзенштадт — на развитии институтов, которые могли бы учитывать социальные перемены; У. Шрамм считал, что главная роль принадлежит политическим коммуникациям, транслирующим общие ценности; Б. Хиггинс видел главное звено модернизации в урбанизации поселений и т.д.

В более общем виде проблема выбора вариантов и путей модернизации решалась в теоретическом споре либералов и консерваторов. Так, ученые либеральногонаправления (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай) полагали, что появление среднего класса и рост образованного населения приводят к серьезным изменениям в природе и организации управления. Это не только кладет предел вмешательству идеологии в регулирование социальных процессов, но и ставит под сомнение эффективность централизованных форм реализации решений (поскольку политически активное население способствует возникновению дополнительных центров властного влияния). В целом же характер и динамика модернизации зависят от открытой конкуренции свободных элит и степени политической вовлеченности рядовых граждан. От соотношения этих форм, которые должны обязательно присутствовать в политической игре, и зависят варианты развития общества и системы власти в переходный период.

В принципе возможны четыре основных варианта развития событий:

— при приоритете конкуренции элит над участием рядовых граждан складываются наиболее оптимальные предпосылки для последовательной демократизации общества и осуществления реформ;

— в условиях возвышения роли конкуренции элит, но при низкой (и отрицательной) активности основной части населения складываются предпосылки установления авторитарных режимов правления и торможения преобразований;

— доминирование политического участия населения над соревнованием свободных элит (когда активность управляемых опережает профессиональную активность управляющих) способствует нарастанию охлократических тенденций, что может провоцировать ужесточение форм правления и замедление преобразований;

— одновременная минимизация соревновательности элит и политического участия масс ведет к хаосу, дезинтеграции социума и политической системы, что также может провоцировать приход третьей силы и установление диктатуры.

В русле этого подхода американский политолог Р. Даль выдвинул теорию полиархии (о которой уже говорилось в гл. II). По его мнению, применительно к слаборазвитым странам полиархия обеспечивает открытое политическое соперничество лидеров и элит, высокую политическую активность населения, что и создает политические условия и предпосылки осуществления реформ. При этом полиархическая политическая система не всегда легко достижима для стран, двигающихся от «закрытой гегемонии» к системе, исключающей произвол элиты и дающей возможность гражданам контролировать деятельность власть предержащих.

Роберт Даль выделял семь условий, влияющих на движение стран к полиархии: последовательность в осуществлении политических реформ; установление сильной исполнительной власти для социально-экономических преобразований в обществе; достижение определенного уровня социально-экономического развития, позволяющего производить структурные преобразования в государстве; установление определенных отношений равенства—неравенства; субкультурное разнообразие; наличие интенсивной иностранной помощи (международного контроля); демократические убеждения политических активистов и лидеров.

По мнению этого американского ученого, переход к полиархии должен быть постепенным, эволюционным, избегающим резких, скачкообразных движений и предполагающим последовательное овладение правящими элитами консенсусной технологии властвования. Авторитаризм же, понимаемый им как неизбежное установление гегемонии лишь одной из сил, участвующих в политическом диалоге, может не только иметь отрицательные последствия но и негативно сказаться на достижении целей модернизации. Поэтому эффективность полиархического режима власти, нарастание его политической результативности зависят от обеспечения взаимной безопасности конкурирующих элит, установления сильной исполнительной власти и развития центров самоуправления на местах.

Теоретики же консервативнойориентации придерживаются иной точки зрения на процесс модернизации. По их мнению, главным источником модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью в политическую жизнь и институализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов. В то же время неподготовленность масс к управлению, неумение использовать институты власти, а следовательно, и неосуществимость их ожиданий от включения в политику способствуют дестабилизации режима правления и его коррумпированности. Таким образом из-за опережающего участия масс модернизация вызывает «не политическое развитие, а политический упадок» . Иначе говоря, в тех странах, где промышленный, индустриальный скачок не ложится на почву демократических традиций, на приверженность населения праву, идеи компромисса, любые попытки реформирования системы власти будут иметь негативные для общества последствия.

Если, полагают консерваторы, для экономики главным показателем реформирования является рост, то для политики — стабильность. Поэтому для модернизируемых государств необходим «крепкий» политический режим с легитимной правящей партией, способной сдерживать тенденцию к дестабилизации. Таким образом, в противоположность тем, кто, как К. Дейч, призывал укреплять интеграцию общества на основе культуры, образования, религии, философии, искусства, С. Хантингтон делает упор на организованности, порядке, авторитарных методах правления. Именно эти средства приспособления политического режима к изменяющейся обстановке предполагают компетентное политическое руководство, сильную государственную бюрократию, возможность поэтапной структурализации реформ, своевременность начала преобразований и другие необходимые средства и действия, ведущие к позитивным результатам модернизации.

Ученые консервативного направления указывали на возможность вариантов модернизации, ибо авторитарные режимы весьма неоднородны. Так, американский ученый X. Линдз полагал, что, во-первых, авторитарные режимы могут осуществлять частичную либерализацию, связанную с определенным перераспределением власти в пользу оппозиции (т.е. устанавливать т.н. полусостязательный авторитаризм), чтобы избежать дополнительного социального перенапряжения, но сохранить ведущие рычаги управления в своих руках; во-вторых, авторитарные режимы могут пойти на широкую либерализацию в силу ценностных привязанностей правящих элит; в-третьих, режим правления может развиваться по пути «тупиковой либерализации», при которой жесткое правление сначала заменяется политикой «декомпрессии» (предполагающей диалог с оппозицией, способный втиснуть недовольство в законное русло), а затем выливается в репрессии против оппозиции и заканчивается установлением еще более жесткой диктатуры, чем прежде. В принципе не исключался и четвертый вариант эволюции авторитарного режима, связанный с революционным развитием событий или военной катастрофой и приводящий к непредсказуемым результатам.

В целом, несмотря на подтверждение целесообразности установления авторитарных режимов в ряде стран (например в Южной Корее, Тайване, Чили), отрицание значения демократизации несет в себе серьезную опасность произвола элит и перерастания переходных режимов в откровенные диктатуры.

Беларусь, подобно таким странам, как Россия, Китай, Бразилия, находится в состоянии вторичной, «догоняющей» модернизации, которая осуществляется в значительной мере за счет экономических и социально-культурных контактов со странами, находящимися на зрелой индустриальной и постиндустриальной стадии развития. Вторичная модернизация отличается неравномерностью развития различных сфер общества, в ней смешиваются элементы традиционного, индустриального и постиндустриального общества. В политике это проявляется в противоречивом сочетании разнородных политических символов и смыслов, апеллирующих к различным принципам организации политической жизни.

Процессы модернизации развиваются в белорусском обществе с советских времен.

Еще в советские времена в белорусской экономике было налажено индустриальное производство. В 1965-1975 гг. была проведена реконструкция отраслей народного хозяйства, в результате которой в научно-производственной специализации в масштабах советской экономической системы Белоруссия приобрела роль «сборочного цеха».

С 1957 по 1979 гг. на карте республики появилось 28 новых городов (Светлогорск, Новополоцк, Жодино, Новолукомль, Солигорск и др.). Минск по численности увеличился втрое, уступив в темпах роста единственному в мире городу — Мехико. Урбанизация изменила соотношение городского и сельского населения. В период с 1959 по 1999 гг. численность городского населения Беларуси возросла почти в 2,9 раза, а численность сельского населения сократилась в 1,8 раза. В 2005 г. доля городского населения Беларуси составляла 72 %, а доля сельского населения — 28 % (против 79 % сельского и 21 % городского населения в 1959 г.).

В XX в. в Беларуси была достигнута всеобщая грамотность. В 2000 г. общий коэффициент охвата населения базовым образованием составил 95,4%.

В наименьшей степени модернизационные процессы затронули культурную и особенно политическую жизнь белорусского общества. Плюрализм мнений, независимые средства массовой информации, соревновательная многопартийность начали появляться в Беларуси только в конце 80-х — начале 90-х годов XX в. и все еще продолжают развиваться.

В то же время, развитие научно-технического прогресса, отсутствие в Беларуси собственных природных ресурсов требуют продолжения модернизации. Сегодня в Беларуси происходит постиндустриальная модернизация, главной чертой которой является перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу услуг. Для включения широких слоев общества в процесс перехода Беларуси к постиндустриальному обществу в рамках белорусской модели развития необходимо:

— создать эффективную систему переквалификации экономически активного населения;

—повысить долю занятых в негосударственном секторе, в сфере кредитования и страхования;

— сократить количество занятых в сельском хозяйстве;

— решить проблемы, связанные с сокращением продолжительности трудового дня, снижением доли тяжелого физического труда, освобождением женщин от работы в тяжелых и вредных условиях, а также от ночных смен;

— обеспечить высокое качество медицинского обслуживания, защиту прав потребителей, развитие национальных рекреативных ресурсов, а также культивировать среди белорусов здоровый образ жизни.

 

 

25. Сильная и процветающая Беларусь, постиндустриальное (информационное) общество – национально-государственный идеал белорусов и стратегическая цепь развития белорусского общества.

Идеология Белорусского государства на современном этапе начала формироваться в 2003 году, когда президент А.Г. Лукашенко обосновал необходимость формирования белорусской национальной идеи и государственной идеологии. «Общество не могло существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан». Государство без идеологии, как человек без мысли не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам.

Основными принципами идеологии белорусского государства являются:

· социальная справедливость (социально-политическая цель белорусского общества — создание условий социальной справедливости и подлинного народовластия, гуманного отношения к человеку);

· историческая преемственность (выражается в сохранении, воспроизведении и развитии лучших сторон белорусской национальной культуры, обычаев, традиций. Белорусский народ имеет древнюю богатую историю, где глубокие корни христианства и гуманизма);

· человеческая солидарность (основана на взаимопомощи, социально-политическом партнерстве власти и народа как суверенно и первоисточников власти);

· межнациональное согласие (между братскими народами: белорусами, русскими, украинцами. Общество не может продвигаться по пути прогресса без укрепления и развития доверия и взаимного уважения между людьми различных национальностей и вероисповеданий без объединений их усилий в деле совместного созидательного труда без использования гуманистического потенциала дружбы народов):

· стратегический курс на союз России и Беларуси. (Исторический смысл создания союзного государства заключается в том, что Беларусь основывает свою стратегию развития на принципах многополюсного мира справедливого мирового порядка общемировой международной безопасности. Строительство Белорусско-Российского союзного государства является гарантией национальной безопасности и независимости РБ).

Республиканский референдум 17 октября 2004 года продемонстрировал, что белорусский народ поддерживает сильную власть, основанную на принципах социальной справедливости и ориентированную на защиту интересов белорусского народа.

В формирование белорусской государственности и национальной идеи значительную роль играют СМИ. По данным социальных исследований рейтинги телевидения, радио и прессы как основных СМИ выглядит следующим образом:

· на первом месте телевидение (80% респондентов);

· на втором — пресса (70%);

· на третьем — радио (50%).

Высокая культура — наше национальное достояние.

В Беларуси много делается для сохранения самобытной национальной культуры для развития высокой классической культуры. В Республике Беларусь успешно работают и несут людям высокие гуманные идеалы, духовно-нравственные и эстетические ценности национальный академический театр оперы, национальный академический театр балета, национальный академический драмтеатр Я. Купалы, белорусской государственной филармонии и др. коллективы. Они достойно представляют нашу республику в разных странах мира, знакомят с лучшими достижениями современной белорусской культуры.

Будущее нашего общества и государства органично связано с процессом становления и развития молодого человека, его физических и интеллектуальных способностей, высоких моральных качеств, патриотизма, духовности. Однако из приоритетных задач — гармоничное развитие личности и творческих способностей учащихся и студентов. В настоящее время без образованного, воспитанного человека не возможно развитие нашего общества.

XXI век — общество знаний, где вместе с тем культура, нравственность, ценности, идеология имеют актуальное значение. Сильная и процветающая Беларусь — это государство для народа с социально-ориентировочной моделью рыночной экономики и устойчивым политическим и экономическим развитием.

 

26. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства.

 

Теоретическая модель социально-экономического развития – это совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемых к системе народного хозяйства и к социальной сфере общества, к его социальной и институциональной структуре, к эффективности функционирования властно-управленческой организации, к качеству населения.

Каждое государство создает собственную модель национально-экономического развития, которая формируется на базе синтеза региональных тенденций и мирового опыта. Впервые четкую формулировку основных особенностей белорусской модели дал в марте 2002 г. Президент РБ А.Г. Лукашенко в выступлении на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Ее особенности заключаются в следующем:

1. построение сильного и эффективного государства. Сильная и авторитетная государственная власть рассматривается как гарант недопущения олигархического беспредела, разграбления народных богатств, разрушения национальной экономики и прорыва криминала к рычагам системы управления. Сильная государственная власть понимается как обязательное условие для обеспечения политической стабильности, социальной справедливости и экономической эффективности, а также как залог национальной безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны;

2. обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования. Это означает создание одинаково благоприятных социально-экономических и правовых условий для развития государственного и частного секторов. При этом главным приоритетом для предприятий всех форм собственности должны быть национальные интересы;

3. осуществление индивидуальной, продуманной приватизации, которая должна быть нацелена на повышение эффективности производства. Приватизация рассматривается, прежде всего, как средство формирования эффективно действующего собственника. При этом руководство Беларуси считает необходимым сохранять государственную собственность на стратегически важные предприятия, осуществлять государственную поддержку приоритетных, с точки зрения усиления их позиций на мировом рынке, производств;

4. развертывание широких интеграционных процессов со странами СНГ, прежде всего с Россией, в сфере экономики, здравоохранения, образования, науки, обороны, культуры. Однако Беларусь готова поддерживать интеграцию только в рамках Союза равноправных государств и не согласна поступаться чем-либо в области своего суверенитета и независимости;

5. многовекторность внешнеэкономических связей. Беларусь должна присутствовать в тех регионах мира, где это экономически выгодно и отвечает ее национальным интересам;

6. проведение сильной социальной политики государства. Сегодня только социально ориентированная экономика может пониматься как эффективная. При этом социальная ориентация экономики подразумевает приоритетное инвестирование в сферу образования, здравоохранения, культуры, а также оказание адресной социальной помощи экономически уязвимым слоям населения. Основная задача белорусской экономической модели – на основе высокой эффективности производства обеспечить достойный материальный уровень жизни как для всего общества, так и для отдельных его групп.

Белорусская модель получила название социально ориентированной многоукладной рыночной экономики. Приоритетное значение в ее рамках придается развитию наукоемких, интеллектуально насыщенных производств с одновременным обеспечением принципов социальной справедливости и честного выполнения работниками своего служебного долга. В целом белорусская модель должна способствовать достижению высокого качества жизни народа, что является приоритетной задачей и высшей целью государства.

Переход к такой модели не может быть единовременным, он требует длительного периода. К тому же он напрямую зависит от экономической политики, проводимой государством, а также от механизма ее реализации.

Роль государственного регулирования и управления экономикой при переходе Беларуси к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях, даже возрастает. Именно государство должно взять на себя принятие решений необходимых для общества. Государственное регулирование включает в себя следующие специфические функции:

· поддержка науки, образования н научно-технического прогресса как главного фактора повышения эффективности производства;

· проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка;

· обеспечение социальной ориентации экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты;

· создание системы гражданского законодательного регулирования функций государства, адекватной требованиям рыночной экономики;

· обеспечение условий для развития конкуренции, нейтрализации ее недобросовестных форм;

· формирование высокоэффективных частного и государственного секторов экономики;

· создание среды для малого и среднего бизнеса;

· стимулирование роста конкурентоспособных производств и финансово-промышленных организаций, а также создание законодательной базы для стимулирования инвестиционной деятельности.

Развитие белорусской экономики находит свое отражение в идеологии белорусского государства. Ее главные ориентиры, стратегические направления и приоритеты воплощены в таких программных документов как: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года; Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года; Концепция и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года; Комплексном прогнозе до 2020 года и др.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) была утверждена в мае 2004 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия ООН, принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.

В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих вышеперечисленных прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь.

Белорусская модель гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов. Она базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей. Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель включает специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает такие составляющие как эгоцентризм, эксплуатация чужого труда, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам.

Сложившиеся тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений. Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – «высокий интеллект – инновации – благосостояние».

Достижение этой цели предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. выделены следующие этапы и их задачи.

Основной целью первого этапа (до 2010 г.). является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период обозначаются: развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг; инновационное развитие национальной экономики; наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств; развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.

Целью второго этапа (2011–2020 гг.). является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания.

Республика Беларусь обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Это, прежде всего: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.); высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; достаточно мощная строительная база; многовекторные внешнеэкономические связи. Данные таблицы 1 показывают, что Беларусь имеет весомые предпосылки для перехода к устойчивому развитию.

Учитывая опыт реализации НСУР-97, «Повестку дня на ХХ век», Итоговые документы Всемирного Саммита в Йоханнесбурге (Йоханнесбург, сентябрь 2002 г.), национальная стратегия строится на следующих принципах устойчивого развития:

- человек – цель прогресса; уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;

- повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;

- приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры – важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;

- улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;

- переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;

- усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;

- рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;

- развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

- экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;

- ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;

- повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.

Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов.

Определенные успехи на пути к достижению генеральной цели устойчивого развития уже достигнуты. Жизнь подтвердила правильность ряда экономических преобразований в стране. Не пойдя на обвальную приватизацию, резкое имущественное расслоение, куплю-продажу сельскохозяйственных земель, децентрализацию в управлении экономикой, руководству республики удалось сохранить не только промышленность, науку, социальную сферу, но и социально-политическую стабильность.

В XXI век наша республика вошла с открытой и ориентированной на экспорт экономикой. Около 60% ВВП органично связано с внешними рынками, а значит зависит от их конъюнктуры. Занимая по территории в Европе 0,9%, по численности населения – 1,4% и соответственно 0,15 и 0,18% в мировом сообществе, Беларусь специализируется на производстве продукции машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов и конструкции, химической и нефтехимической промышленности, радиотехнической, пищевой, оптико-механической, животноводческой, льноводческой, картофелеводческой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

На III Всебелорусском собрании в 2006 г. Президент А.Г. Лукашенко подвел итоги последней пятилетки (2000 – 2005 гг.), подчеркнув ее успех по итогам экономического развития.

Среднемесячная заработная плата белорусских граждан за пять лет возросла с 70 долларов до 261. Средний размер пенсии увеличился более чем в три раза и составил 107 долларов. Пенсии в Беларуси не только по темпам, но и по своему абсолютному размеру выше, чем других странах СНГ. Важно, что увеличилась не только зарплата граждан, но и их покупательская способность. За один 2000 год индекс потребительских цен возрос более чем на 100 процентов. За пятилетку количество малообеспеченных граждан уменьшилось вдвое.

Изменилась структура потребительских расходов. Доля расходов на покупку продуктов питания в общем объеме потребительских расходов семьи снизилась за пять лет с 60 до 45 процентов. Это значит, что большую часть заработанных денег люди имеют возможность направлять на строительство жилья, покупку бытовых приборов, автомобилей, техники, отдых и другие нужды. За пять лет количество автомобилей, находящихся в собственности граждан, возросло до 1 миллиона 700 штук. Сегодня на 100 семей приходится 53 автомобиля. Стремительно растет количество абонентов сотовой связи. В 2005 году на 1000 человек приходилось почти 250 сотовых телефонов. Это один из самых высоких показателей в Восточной Европе.

Сегодня в Беларуси выплачивается 10 видов различных социальных пособий. Реализуются государственные программы социальной помощи ветеранам, одиноким пожилым людям, инвалида. Беларусь – единственная из бывших республик СССР, которая не допустила ухудшения здравоохранения. Объем предоставляемых медицинских услуг в расчете на 1000 жителей в Беларуси на 30 процентов выше, чем в Украине, и на 20 процентов выше, чем в России.

Реализация социальных программ была бы невозможной без успехов в сфере экономики. Валовой внутренний продукт за пять лет возрос больше, чем на 43 процента. Объем промышленного производства потребительских товаров в стране за пять лет был увеличен в полтора раза. Последовательна реализация экономической программы позволила не только обеспечить стабильный рост валового внутреннего продукта, но и укрепить национальную внутреннюю волюту, банковскую систему страны. Среднегодовой прирост инвестиций на создание и воспроизводство основных средств составил более 20 процентов. За пять лет капитальные вложения в инвестиции, направляемые в сельское хозяйство увеличились почти в 4 раза, в промышленность – в 2 раза, в транспорт – в 2 раза, в жилищное строительство – почти в 1,5 раза.

Неплохие результаты достигнуты в сельском хозяйстве. За пятилетку рост сельскохозяйственной продукции составил 26 процентов, причем в общественном секторе – почти 40. Из всех стран Содружества в Беларуси самый высокий уровень сельскохозяйственного производства на душу населения. В 2005 году в расчете на одного жителя произведено 70 килограммов мяса, получено 575 килограммов молока. Это в два раза больше, чем в России и Украине.

Сегодня республика все больше интегрируется в мирохозяйственные связи, где ведущими тенденциями стали глобализация, гуманизация и экологизация социально-экономических процессов, становление постиндустриального общества, формирование транснациональных корпораций и региональных интеграционных объединений стран. Поэтому, несмотря на существенные достижения в развитии экономической сферы общества, сегодня представляется совершенно очевидным необходимость проведения новых качественных преобразований. На III Всебелорусском собрании президентом были не только подведены итоги прошедшего периода, но также определены цели, задачи и пути развития Беларуси в предстоящем пятилетии. Основными экономическими ориентирами новой пятилетки были названы:

· усиленное развитие рыночной инфраструктуры, институтов предпринимательства, достижение оптимального сочетания механизмов государственного и рыночного регулирования, совершенствование системы налогообложения;

· переход к ресурсосберегающему типу производства, при котором решающее значение приобретают не объемы израсходованного материала и затраченной энергии, а человеческий капитал – наука, образование, информация и творческий труд;

· использование новейших технологий, опережающее развитие наукоемких отраслей, импортозамещающих и экспортно-ориентированных производств;

· дальнейшее развитие жилищного строительства с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования – системы строительных сбережений и накоплений, ипотечного кредитования;

· активизация структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперирования и интеграции крупных и небольших предприятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, а также развитие сферы услуг;

· развитие агропромышленного комплекса и сопряженных с ним отраслей (в Беларуси утверждена Государственная программа возрождения и развития села до 2010 года, которая предусматривает открытие новых производств, развитие гибких форм трудовых отношений, создание новых рабочих мест на основе кооперации труда между различными отраслями АПК, радикальное улучшение условий жизни сельчан путем строительства и обновления агрогородков, повышения зарплаты в сельском хозяйстве);

· дальнейшая интеграция Беларуси в систему международного разделения труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ и других международных интеграционных образований.

Ядром новой парадигмы социально-экономической развития Беларуси выступает человек, который рассматривается не как средство или фактор экономического развития, а как его цель.

Проводимая в Беларуси экономическая политика учитывает происходящие изменения в экономиках развитых стран мира: изменение их социального облика, связанного с переходом в постиндустриальное общество, возрастающей ролью НТП и инноваций; развитие процессов интернационализации, глобализации и интеграции. В ней находят отражение проблемы экологии, которые неотделимы сегодня от экономического развития. При этом вопрос стоит не только о решении уже существующих проблем, но и о предупреждении новых.

Экономическая политика Беларуси создает условия и предпосылки для вывода республики на новый интеллектуально-инновационный путь развития, напрямую связанный с социализацией экономики, с выходом ее на социальную ориентацию. Тем не менее, перед руководством республик сегодня стоит еще множество актуальных проблем. Среди них: необходимость увеличения престижа науки и образования; создание системы стимулирования высококвалифицированного и качественного труда; снижение непроизводительных государственных расходов и уменьшение на этой основе налогового пресса; укрепление национальной денежной единицы; создание стимулирующего механизма инвестирования и ценообразования; завершение создания необходимой законодательно-правовой базы для реформирования экономики и повышения ее эффективности и др.

 

27. Идеи устойчивого и инновационного развития и их значение в реализации задач постиндустриальной модернизации Беларуси.

 

На нынешнем историческом этапе к числу приоритетных задач постиндустриальной модернизации могут быть отнесены:

· формирование наукоемкой, ресурсосберегающей и экологозащитной экономики, способной обеспечивать материальные предпосылки для устойчивого социального, политического и духовного развития общества (нации);

· широкое внедрение информационных технологий во
всех областях жизнедеятельности людей; мощная государственная поддержка перспективных направлений научно-теоретических исследований; всемерное развитие сети учреждений по разработке инновационных проектов;

· формирование человека, способного жить и действовать в условиях информационного общества — физически
здорового, образованного и профессионально подготовленного к использованию новейших технологий;

· разработка и реализация комплекса мер по охране здоровья женщин, созданию условий для гармоничного сочетания ими трудовой деятельности с выполнением материнских обязанностей;

· формирование сферы услуг в качестве преобладающего сектора экономики, т.е. создание разветвленной сети социальных учреждений и организаций по удовлетворению разнообразных потребностей населения и в особенности потребностей гуманитарного характера;

· развитие системы социально-политических институтов, призванных обеспечивать широкое и эффективное участие граждан в управлении делами общества и государства
(демократизация жизни);

· обеспечение оптимального сочетания, с одной стороны, культурных ценностей, выработанных народом в предыдущие эпохи своего развития, а с другой — альтернативных
феноменов культуры, формирующихся в процессе становления постиндустриального информационного общества.[124]

Способ движения Беларуси к своей стратегической цели – устойчивое и инновационное развитие.

Понятие «устойчивое развитие» введено в научный оборот после состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. В ее работе принимали участие делегации из 179 стран мира. В дальнейшем этот термин использовался в июле 2002 г. на конференции в Йоханнесбурге, на которой рассматривались проблемы бедности и богатства. Рассуждая о сущности понятия «устойчивое развитие», следует обратить внимание, во-первых, на то что этой категорией выражают необходимость сохранения природы для будущих поколений. Во-вторых, трактовка понятия часто сопрягается с добавлением слова «динамичное». Но развитие уже само по себе динамично, иначе это не развитие. Поэтому в понятии «устойчивое развитие» динамика отражена в полной мере. В-третьих, понимание устойчивого развития невозможно без усвоения сути ноосферной теории, то есть приоритетности развития национального интеллектуального потенциала. Системное изложение ноосферной теории принадлежит академику В. Вернадскому. Эти проблемы разрабатывали и другие исследователи: Н. Моисеев и В. Коптюг (наш земляк, премией которого награждаются ученые, занимающиеся проблематикой устойчивого развития).

В-четвертых, устойчивое развитие предполагает выбор инновационной парадигмы совершенствования всех отношений: экономических, политических, социальных, экологических. Суть ее заключается в изменении понимания новой сферы разума, культуры, духовности в природоохранной деятельности. Об этом говорил еще и В. Вернадский. И это очевидно: мировое развитие имеет такие индустриальные темпы и динамику, что поставило под угрозу существование планеты Земля. Сегодня жизненно необходимо ввести научный аспект, регулирующий переход биосферы в ноосферу, а также развития всей системы социально-экономических отношений. И поэтому, как никогда, возрастает роль инновационного интеллекта, человеческого разума.

Устойчивое общественное развитие является одной из важнейших проблем современного мирового сообщества. В Республике Беларусь оно включает все факторы (экономические и внеэкономические в их взаимосвязи) и предполагает:

– синтез общемировых, цивилизованных приоритетов на основе ноосферной социальной парадигмы, где важнейшее место занимает формирование эффективной инновационной системы «природа – человек – общество»;

– высокую роль планетарных экологических компонент в сочетании с геополитическими, историческими, культурологическими, ментальными особенностями Республики Беларусь;

– предпочтение социально ориентированной рыночной экономике, с оптимальным уровнем государственного управления;

– создание сильного негосударственного сектора экономики, опирающегося на смешанные формы собственности;

– повышение социальной и экономико-экологической эффективности государственного сектора экономики;

– развитие экономической демократии на уровне предприятия;

– учет региональных особенностей в Республике Беларусь;

– обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному ноосферному обществу на основе реализации научных нововведений и новых высокоэффективных технологий;

– повышение благосостояния народа до уровня, обеспечивающего достойное качество жизни, и формирование целостного социально и духовно развитого человека – творческого и деятельного, инициативного и предприимчивого;

– максимальное использование человеческого и информационно-образовательного ресурса Республики Беларусь, который включает высокий уровень национального образования, развития науки, профессиональный уровень кадров и т.д.;

– создание эффективного государства устойчивого развития, максимально использующего социальный потенциал.

Значимость проблемы устойчивого развития объясняется, прежде всего, глобальными проблемами, на решение которых направлена новая международная стратегия и которые накладывают отпечаток на развитие всего мирового сообщества.

Во-первых,осуществление планетарного развития на традиционной технологической, психологической и экономической основах в обозримом будущем поставит человечество на грань физического уничтожения. Причем причин может быть несколько: глобальное потепление и порождаемые им природно-климатические катастрофы, новые небывалые пандемии и т.д., и начать действовать они могут одновременно.

Во-вторых,усиление социального неравенствакак между странами, так и внутри отдельных стран. Сегодня доля 20% беднейшего населения мира в общем объеме доходов составляет 1,1%, что в 78 раз ниже доходов 20% наиболее богатой части. Для сравнения: в 1960 г. данное соотношение было 1:30, а в 1991 г. – 1:61. Усиливается социальная поляризация даже в развитых странах, в большинстве же стран СНГ она достигает недопустимых масштабов.

В-третьих,поступательное приближение экологической катастрофы. Если рост населения в обозримом будущем продолжится такими темпами, в условиях существующих распределительных отношениях ВВП между людьми, то планета может и не выдержать. Данный рост опасен для существования человечества потому, что даже при существующих шести миллиардах людей более двух миллиардов обречены на массовые инфекционные заболевания (так как не имеют ни медицинского обслуживания, ни чистой питьевой воды), не получают полноценного питания: около пятисот миллионов находятся на грани голодной смерти. При сохранении этих тенденций цифры могут возрасти в несколько раз. Очевидно, что сотни миллионов людей не будут пассивно ожидать неминуемой смерти. Дифференциация уровня жизни, которая растет не только между развитыми и развивающимися странами, но и практически в каждой из последних, неизбежно приведет к социальным и межгосударственным конфликтам.

В-четвертых, уменьшение разнообразия форм жизни на Земле, сокращение численности популяции животных, уничтожение растительного мира значительно снижает адаптационный потенциал живой природы и человека, как ее компоненты.

В-пятых,снижение темпов роста продуктивности сельского хозяйствапри увеличении темпов прироста населения. С 1950 по 1994 гг. рост продуктивности мирового сельского хозяйства достигал 2,6–3% в год. После 1994 г. рост составлял менее 1% в год. В настоящее время около 840 млн человек голодают или стоят перед проблемой продовольственной безопасности.

В-шестых,надвигающийся энергетический кризис.Подсчитано, что мировая потребность в первичной энергии в 1992 г. составляла 11 млрд единиц условного топлива. К 2025 г. она может увеличиться в 2,5 раза, а к 2050 г. – почти в 4. При этом отмечается, что уже сегодня невозможно наращивание производства и потребления энергии масштабами и темпами второй половины XX века. В связи с тем что запасы энергоресурсов могут иссякнуть в ближайшие десятилетия, необходимо искать альтернативные источники энергии. Дальнейшее увеличение мощностей тепловых и прежних атомных электростанций неизбежно приведет к катастрофическому загрязнению атмосферы и усилению природных катаклизм.

В-седьмых,невозможность поддерживать мировой материально-сырьевой баланс.Проблематично наращивать добычу полезных ископаемых наблюдаемыми темпами и масштабами, потому что в таком случае земная поверхность из-за «вскрышных работ» на огромных пространствах превратится в абсолютно безжизненную пустыню.

В-восьмых,повсеместное увеличение угроз от гонки вооружений, терроризма, организованной преступности, коррупции, наркотиков, различных болезней, которые не знают государственных границ.

Все чаще концепция устойчивого развития подводит к выводу о невозможности продолжать традиционное развитие. В этом смысле распространяется убеждение, что модель развития, реализованная в милитаризированном американском и западном обществах, основанном на идеологии получения любыми средствами прибыли, «протестантского фундаментализма» и «рационального экономического эгоизма» не может рекомендоваться человечеству на перспективу. Следует отметить, что православное мировоззрение, основанное не на эгоистических устремлениях отдельных индивидов, а на императиве соборно жить в мире, опираясь на любовь к людям (прошлым, нынешним и будущим поколениям), и стремление к созданию справедливого общества на Земле, в наибольшей степени соответствует современным потребностям человечества. В этом контексте и следует рассматривать основную предпосылку концепции устойчивого развития, которая и положена в основу Нациоанальной стратегии устойчивого развития Беларуси (НСУР -2020). Устойчивое развитие «состоит в обеспечении стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной окружающей среды и раионального использования природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей, нынешнего и будущего поколений населения Беларуси при учете интересов других государств»1

Важнейшим условием обеспечения устойчивого развития является становление ноосферной социально-экономической парадигмы и формирование на ее основе инновационной системы экономики и общества. Это означает:

во-первых, формирование сильного, эффективного правового государства, обеспечивающего гражданам условия и поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития;

во-вторых, постепенный переход к постиндустриальному обществу с преимущественно «пятым» и «шестым» технологическими укладами, экологически чистым производством;

в-третьих, развитие демократии и гражданского общества, социального партнерства между государством и общественными организациями, системой формирования всесторонне гармонично развитого и духовно богатого человека, восприимчивого к научно-техническим нововведениям;

в-четвертых, развитие социально ориентированного рыночного хозяйства.

Отсюда вытекают основные особенности белорусской модели социально-экономического развития страны:

1. Построение и развитие сильной и эффективной государственной власти.

2. Наличие частного и государственного сектора в экономике, т.е. равноправие всех форм собственности, всех фом хозяйствования.

3. Приватизация не как самоцель, а как средство привлечения заинтересованного инвестора, формирования эфыективного собственника.

4. Сильная социальная политика.

5. Многовекторность внешенеполитической политики.

 

 

28. Внутри- и внешнеполитические условия реализации стратегической цели Беларуси.

 

Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности РБ. Национальная консолидация. Необходимо отдавать отчет в том, что постиндустриальная модернизация нашей страны может успешно осуществляться только при наличии, по крайней мере, трех условий — национальной консолидации, национальной безопасности и благоприятной внешнеполитической обстановки. Все общественные силы Беларуси должны сознавать, что без согласия между ними по основополагающим общественным ценностям достижение заявленных целей модернизации может оказаться проблематичным. Не может успешно развиваться общество, раздираемое постоянными спорами о целях и путях осуществления своего политического курса. Это вовсе не означает полного единодушия и единомыслия, искусственно насажденного властными институтами, но предполагает общее понимание того, что представляет собой белорусская нация сегодня, каково ее положение в современном мире и куда она должна двигаться. Исключительно важным условием национальной консолидации представляется закрепление в Основном Законе Республики Беларусь с согласия всех социально-политических сил общества основополагающих ценностей и устремлений народа. Конституция любого современного демократического государства, концентрируя фундаментальные ценности составляющего его народа, выполняет консолидирующую и мобилизационную роль в жизни общества. И напротив, если этот важнейший документ односторонне отражает узкоэгоистические интересы какой-либо части общества в ущерб общим интересам, он перестает выполнять объединяющую нацию функцию. Более того, при подобных условиях Конституция страны становится источником социальных коллизий, может провоцировать противоборство различных социальных сил. Национальная безопасность. Одним из важнейших условий развития всякого социального субъекта является его безопасность. В политической науке различают безопасность национальную (государственную), региональную, международную и глобальную. Национальная, или государственная, безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от негативного воздействия внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается территориальная целостность и суверенитет государства, стабильность общества и гарантируется возможность прогрессивного развития нации. Обеспечение национальной безопасности — одна из важнейших функций государства. В данной области общественных отношений непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам как внутренними, так и внешними. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности развития личности, общества и государства. Это определение носит общий характер, оно применимо к любой сфере жизнедеятельности людей, однако требует своей конкретизации применительно к каждой из них. Под угрозами национальной безопасности понимают действия, явления и процессы (или их совокупность), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства. Они могут проявляться в самых различных областях жизнедеятельности людей — политической, экономической, социальной, духовно-культурной. В связи с этим принято выделять следующие основные слагаемые национальной безопасности: политическая, военная, экономическая, продовольственная, энергетическая, информационная, экологическая, демографическая, гуманитарная и др. За прошедшие годы шаг за шагом фактически заново создана система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. В различных областях это нашло свое выражение в следующем: •в области политической безопасности — в окончательном оформлении национальной государственности со всеми ее атрибутами, утверждении реального суверенитета Беларуси, развитии взаимовыгодного сотрудничества с другими странами как на двусторонней, так и многосторонней основе; •в области военной безопасности — в создании вооруженных сил, способных обеспечить отражение нападения агрессора как самостоятельно, так и совместно с вооруженными силами союзников, в налаживании военно-политического сотрудничества в интересах поддержания обороноспособности страны в рамках Договора о создании Союзного государства Беларуси и России и Договора о коллективной безопасности; •в области экономической безопасности — в обеспечении к 2001 г. докризисного уровня производства, а с 2003 по 2008 г. — ежегодного прироста валового внутреннего продукта от 8 до 10 и более процентов, что означает возможность нации без внешнего вмешательства и давления извне определять пути и формы своего развития*; •в области продовольственной безопасности — в обеспечении путем совершенствования организации сельскохозяйственного производства, его технического переоснащения и внедрения интенсивных технологий ежегодного прироста его продукции в среднем более чем на 6 процентов, что позволяет не только полностью удовлетворять потребности населения страны в отечественных продуктах питания, но и экспортировать их в другие государства; •в области энергетической безопасности—от мероприятий по усилению бережливости, использования местных видов топлива и строительства собственной атомной электростанции до расширения географии поставщиков энергоносителей в нашу страну; •в области информационной безопасности — в создании системы регулирования доступа к информации, имеющей для нации жизненно важное значение; •в области экологической безопасности — в осуществлении системы мер по последовательному преодолению последствий аварии 1986 г. на Чернобыльской АЭС, в разработке и реализации программ сохранения биосферы и среды обитания человека, защите биологического и ландшафтного разнообразия территории страны, экологизации отечественной экономики; •в области демографической безопасности — в принятии комплекса мер по обеспечению положительной динамики изменения народонаселения страны; •в области гуманитарной безопасности — в разработке и реализации системы мер по сохранению и укреплению здоровья населения, сохранению духовного и культурного наследия, укреплению традиционных ценностей общества, развитию интеллектуального потенциала нации, обеспечению прав граждан на свободу совести и вероисповедания. Внешнеполитические интересы Республики Беларусь. Основной внешнеполитический интерес Республики Беларусь связан с обеспечением суверенитета и территориальной целостности страны, созданием благоприятных международных предпосылок для ее всестороннего развития. Расположение страны по линии водораздела между двумя цивилизационными общностями — западной и православной — объективно предполагает многовекторность ее внешнеполитического курса, что, однако, не исключает и определенного выстраивания приоритетов ее внешней политики. Беларусь заинтересована в поддержании баланса между европейским и евразийским политическим и экономическим пространством. Одновременно в ее интересах — формирование многополярной системы международных отношений, отражающей многообразие современного мира.  

29. Роль Президента Республики Беларусь, институтов государственной власти и управления в формировании и функционировании идеологии белорусского государства.

 

Институционализированная президентская власть имеет свое структурно-функциональное назначение в государственном механизме Республики Беларусь. Можно выделить следующие функции, которые президентская власть выполняет в политической системе общества[xii].

Во-первых, гарантийная функция. Президент – гарант Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности. Характерно, что данная формула не знает ни оговорок, ни ограничений. Общество вправе ожидать, что в соответствии с порядком, установленным самой Конституцией, президент предпринимает все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности.

Во-вторых, арбитражно-интегративная функция, которая вытекает из «вневластного» характера президентской власти. Конституция стремится поставить президента над ветвями власти, над другими государственными институтами не в качестве лица, сосредоточившего в своих руках властные полномочия других ветвей власти, а в качестве арбитра в отношениях между ними.

Наличие такой функции в системе государственной власти объясняется логикой ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также необходимостью их согласованного взаимодействия, стабильного сотрудничества и единства.

Невозможно представить функционирование современной государственности на основе принципа разделения властей без авторитетного арбитра, обеспечивающего политическую и экономическую стабильность, без хранителя основ конституционного строя, существующих ценностей общества, который не только олицетворяет единство народа и государства внутри страны и вовне, но и обеспечивает необходимое взаимодействие всех ветвей власти.

Президент координирует действия государственных органов, использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между ними. В случае недостижения согласованного решения он может передать рассмотрение дела на разрешение соответствующего суда.

Конституция Беларуси наделяет президента правом вмешиваться в рассмотрение законопроектов палатами парламента в случае непринятия ими согласительного текста законопроекта. В данной ситуации президент вправе потребовать от Палаты представителей принятия окончательного решения.

Одной из форм реализации арбитражно-интегративной функции является обращение президента к избирательному корпусу посредством вынесения вопроса на референдум или досрочного роспуска парламента, что позволяет цивилизованным путем разрешать конфликты между властями, возникающие на основе двойной демократической легитимности.

В-третьих, контрольная функция. Президентская власть наделена рядом контрольных полномочий, принадлежащих президенту по Конституции или установленных им фактически. В отношении исполнительной власти это достигается посредством отчетности правительства перед президентом, прямого подчинения ряда министерств и ведомств непосредственно главе государства, отмены нормативных актов правительства. В отношении парламента и суда – это фактически складывающиеся отношения. Например, приостановление президентом действия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Конституции Республики Беларусь. Все это свидетельствует об определенном фактическом контроле главы государства в отношении законодательного органа.

Мировой опыт показывает, что сильная президентская власть – атрибут практически всех (за малым исключением) переходных обществ. Это признают западные ученые и государствоведы.

Например, К.Санстейн считает, что «сильный президент – это единственный в своем роде руководитель, который может принести государству наибольшую пользу, и можно предположить, что для стран Восточной Европы и бывшего СССР наличие сильного президента является условием для проведения необходимых реформ». С.Холмс полагает, что страны, сталкивающиеся с жестоким экономическим или политическим кризисами, ищут в первую очередь сильного руководителя для их полного и быстрейшего разрешения.

Институт президентства в Беларуси является ведущим органом государственной власти, а президент – не только юридическим, но и фактическим лидером белорусского государства, который пользуется огромной поддержкой населения страны. Подтверждением данного постулата является небывалая активность белорусских избирателей на президентских выборах 2001 года – в голосовании приняли участие 6.169.087 человек, или 83,86% от числа включенных в списки: за А.Лукашенко было подано 4.666.680 голосов, или 75,65% от принявших участие в голосовании; за В.Гончарика – 965.261 голос, или 15,65%; за С.Гайдукевича – 153.199 голосов, или 2,48%.

Сегодня белорусское общество в целом осознает необходимость сильного института президентства, способного объединить все прогрессивные силы общества для выведения страны из экономического кризиса, построения правового государства и демократического общества, создания необходимых условий для гармоничного и всестороннего развития личности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.