Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические рекомендации



Обучаемым надо понять, что в последнее десятилетие человечество осознало насколько опасным для его существования стал окружающий мир. Подсчитано, что за год на Земле возникает 5-6 миллионов пожаров, примерно 100 тысяч гроз, около 10 тысяч наводнений, тысячи землетрясений, оползней, ураганов, тайфунов, сотни извержений вулканов, тропических циклонов.

За 10 месяцев 2012 года оперативная обстановка с пожарами в Российской Федерации по сравнению с аналогичным периодом прошлого года характеризовалась следующими основными показателями:

-зарегистрировано 128 тыс. 411 пожаров (-5,7%);

- - погибло при пожарах 8 тыс.578 человек (-7,6 %) , в том числе 415 детей (+7,5 %);

- получили травмы на пожарах 9 тыс.828 человек (-4,7 %);

- прямой материальный ущерб причинён в размере 11538,5 млн. рублей (-11,8%);

Подразделениями ГПС на пожарах спасено 72 тыс.137 человек и материальных ценностей на сумму более 32,9 млрд. рублей.

Одним из критериев успеха в тушении пожаров является высокая тактическая выучка, умение работать с различными ПТО, активные и решительные действия, дисциплинированность всех командиров и пожарных. Поэтому необходимо повышать теоретические знания и совершенствовать практические навыки личного состава подразделений ГПС, что достигается путём реализации в полном объёме планов подготовки и качества этой подготовки.

От качества и степени подготовки личного состава ГПС зависит не только успех выполнения поставленных перед ним задач, но часто и жизни самих пожарных.

Начальник дежурной смены несет ответственность за качество подготовки личного состава дежурной смены и проводит занятия и мероприятия, предусмотренные планом подготовки в дежурных сменах и расписанием занятий.

Главным в обучении личного состава необходимо считать подготовку к практической работе по организации действий на пожаре. Именно поэтому требование обеспечения органического единства обучения и воспитания, рационального соотношения профессиональных, практических навыков и теоретических знаний является главным.

Далее обучаемым надо рассмотреть принципы педагогической деятельности руководителя. А именно: - сознательность обучения; активность; принцип наглядности; принцип систематичности; принцип доступности; принцип прочности.

В обучении слушателей используются различные методы и методические приёмы.

В подразделениях пожарной охраны преимущественно проводят классно-групповые и практические занятия. Рассмотреть суть каждого.

Необходимо понять, на классно-групповых занятиях изучают теоретические вопросы, объясняющие принцип работы приборов, механизмов, агрегатов; тактико-технические характеристики пожарных машин. Объем знаний должен быть достаточным для понимания устройства и работы изучаемого оборудования и для практического использования его при тушении пожаров. При проведении классно-групповых занятий широко используется рассказ, беседа.

Затем следует уяснить их. Рассказ представляет собой систематизированное последовательное изложение учебного материала руководителем занятий. Рассказывая, объясняют принципы и закономерности работы механизмов, сообщают данные технических характеристик и т.д.

Беседа - целенаправленный вопросно-ответный способ обучения, обеспечивающий активное участие обучаемых в учебном процессе. Этот метод применяется при закреплении и повторении ранее полученных знаний. Беседа - более трудная форма занятий. Предлагаемые руководителем вопросы должны быть четко сформулированы, ответы на них должны быть однозначными.

Рассказ и беседа обычно дополняют друг друга. В начале любого занятия беседа позволяет выявить степень подготовленности обучаемых. В ходе занятий выясняется понимание излагаемых вопросов, а в конце - устанавливается степень усвоения изученного материала.

Необходимо понять, что наглядные методы используются для создания у обучаемых зрительного представления об упражнениях. Для более полного представления об упражнении или отдельных его элементах показ дополняется рассказом и объяснением.

Практические методы используются для формирования и закрепления навыков, совершенствования техники выполнения упражнений , а также для развития специальных двигательных качеств. При отработке упражнений очень важно учитывать уровень физической подготовленности занимающихся и доступность для них упражнения. Целеустремлённое повторение упражнений приводит к их прочному усвоению.

Практические занятия проводят при изучении оперативно-тактических особенностей наиболее важных объектов, новых видов пожарной техники, при решении пожарно-тактических задач, на занятиях по пожарно-строевой подготовке.

В ходе практических занятий закрепляются и углубляются ранее полученные знания. Практические занятия могут проводиться в классах, гаражах, на полигоне или на открытых площадках. Независимо от места проведения любое практическое занятие должно иметь соответствующее материальное обеспечение.

Ответственность за организацию и проведение занятия в части возлагается на начальника караула

Занятия проводят начальник караула, помощник начальника караула, командир отделения и другое должностное лицо.

Руководитель практических занятий в процессе подготовки к ним должен хорошо изучить теоретический материал по данной теме; инструкции, руководства по использованию пожарно-технического вооружения. Он сам должен хорошо работать с пожарным оборудованием и уметь научить приемам его использования.

Затем рекомендуется изучить последовательность работы руководителя при подготовке к занятиям. Он должен:

- заблаговременно готовиться к занятиям;

- уметь организовывать и методически правильно их провести;

- проверять состояние мест занятий и предусматривать меры по соблюдению правил по охране труда;

- хорошо знать и уметь выполнять правила и приёмы работы с пожарной техникой и оборудованием;

- знать и учитывать степень подготовленности пожарных, их возраст и состояние здоровья;

- добиваться правильного и чёткого выполнения всех приёмов , отрабатывать их на всех занятиях, требовать от занимающихся строгого соблюдения формы одежды, установленной для занятий;

- быть примером аккуратности, подтянутости, хорошо знать уставы и наставления.

Чёткое выполнение требований, предъявляемых к руководителю занятий, знание материала и умение самостоятельно выполнять правила и приёмы работы с техникой и оборудованием – основа проведения занятий в дежурном карауле. Знание и неукоснительное выполнение правил по охране труда на каждом занятии исключает травматизм и гибель личного состава пожарной охраны.

При организации подготовки руководителя занятия определяются этапы подготовки:

Ø подготовка к составлению методического плана;

Ø составление плана-конспекта и его утверждение;

Ø подготовка аудитории,

Ø подготовка технических и наглядных средств обучения к занятиям.

Подготовка руководителя к составлению плана слагается: из:

уяснения темы;

определения целей занятий;

отбора и изучения учебной литературы;

подбора технических средств обучения и наглядных пособий;

разработки плана изучения нового материала;

разработки общего плана проведения занятий.

Далее надо рассмотреть каждый пункт.

После изучения литературы следует приступить к наиболее ответственному этапу — к разработке плана изучения нового материала. План должен состоять из вопросов и подвопросов, расположенных в требуемой логической последовательности.

Вопросы должны быть краткими, понятными и соответствовать сути изучаемого материала. Это позволит руководителю занятий определить, какой тип урока целесообразно применить, есть ли возможность планировать опрос по пройденному материалу, закрепление материала, изученного на данных занятиях, выполнение упражнений и других элементов. При этом целесообразно продумать методические приемы изучения материала, позволяющие достичь максимальной результативности.

Завершающим элементом первого этапа подготовки руководителя является составление общего плана проведения занятий. Общий план (схема) занятий зависит от типа урока и может включать следующие элементы:

Ø подготовку обучаемых к занятиям;

Ø опрос по пройденному материалу

Ø объявление темы, целей и плана изучения нового материала;

Ø изложение нового материала; закрепление материала;

Ø подведение итогов занятий;

Ø выдачу заданий для самостоятельной работы и др.

По каждому элементу занятий выясняют, какое количество времени будет на него затрачено из общего бюджета времени, отведенного на занятия. Время необходимо распределить так, чтобы каждый элемент занятий был полностью отработан, а в конце занятий остался резерв на ответы при возникновении вопросов у обучаемых.

Далее, после тщательного изучения материала и составления общего плана проведения занятий обучаемый приступает ко второму этапу подготовки к составлению методического плана для проведения занятий. Форма плана может быть произвольной. Практикой организации и проведения классных занятий по ПТП личного состава выработаны определенные закономерности составления и структуры Методического плана. Объем конспективного материала зависит от опыта руководителя занятий и требований старших начальников.

Для начинающих руководителей занятий рекомендуется полное написание конспекта. Опытным руководителям (по усмотрению старших начальников) достаточно развернутого плана изучения нового учебного материала и тезисного изложения этого материала.

Надо знать, что основными источниками учебного материала являются действующие руководящие документы, учебники и учебные пособия последних изданий. Вместе с тем, ко всему изложенному в учебных пособиях, статьях журналов и в других публикациях следует относиться критически, поскольку в них могут быть допущены неточности или может приводиться устаревший материал. При каких-либо дополнениях необходимо проконсультироваться у старших начальников. Нужно постоянно стремиться к творческому обобщению и выводам на основе имеющихся знаний и личного опыта.

Написание полного текста изучаемого материала к данным занятиям полезно для каждого руководителя занятий, особенно для начсостава, имеющего недостаточный опыт проведения занятий.

Написание текста, полностью охватывающего излагаемый материал, не означает, что весь текст следует прочесть перед аудиторией. Механическое чтение лишило бы руководителя простоты, естественности и непринужденности при проведении занятий, не позволило бы использовать педагогические методы и приемы активизации обучаемых, установить психологический контакт с ними. Полный текст материала составляют для того, чтобы сохранить в памяти его содержание в деталях, при необходимости воспользоваться им на занятиях. Но нельзя быть к нему привязанным

После разработки план-конспект проверяется; подписывается и представляется на просмотр и утверждение старшему начальнику.

Подготовка аудитории, технических средств обучения и наглядных пособий заключается в том, что руководитель занятий отбирает краткие и содержательные фрагменты учебных кинофильмов, слайды и диапозитивы, наиболее полно отражающие изучаемый материал, а также плакаты, схемы и т. п. После отбора он контролирует исправность технических средств, проверяя их в такой последовательности, в какой они будут использованы на занятиях. При отборе наглядных пособий целесообразно обращать внимание не только на их содержание, но и на эстетическое оформление. Необходимо заранее принять меры по изготовлению недостающих схем, плакатов, слайдов, а также по устранению неисправностей технических средств обучения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.