Здавалка
Главная | Обратная связь

Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.



4. Без местного управления и самоуправления нет никакой возможности формировать современную идеологию белорусского государства в условиях развития представительской демократии.

Согласно Конституции (ст.117), в Республике Беларусь существует система местного управления и самоуправления, включающая 4 элемента:

1) местные Советы депутатов;

2) исполнительные и распорядительные органы;

3) органы территориального общественного самоуправления;

4) местные референдумы, собрания и другие формы прямой демократии.

Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления на территории Беларуси состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Местное самоуправление в Республике Беларусь является существенным элементом конституционного строя республиканской Беларуси и одной из форм осуществления власти народа: это форма активного участия, организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значение исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основ собственной материально-технической базы и привлеченных средств.

Система местного самоуправления включает, кроме местных Советов депутатов, также и органы территориального самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в т.ч. единоличные). Местное самоуправление реализуется также и через проведение местных референдумов, собраний граждан и иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

Особо значимое место занимают местные выборные представительские сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов, которые составляют систему Советов в Республике Беларусь. Единство данной системы обеспечивается общностью правовых норм, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они решают в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории. По Конституции Республики Беларусь (ст.118) местные Советы депутатов избираются гражданами в административно-территориальных единицах сроком на 4 года.

В Республике Беларусь установлены 3 территориальных уровня Советов:

- первичный (сельские, поселковые, городские (городские районного подчинения) Советы);

- базовый (городские (городов областного подчинения) и районные Советы);

- областной (областные Советы, Минский городской Совет).

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Советы депутатов являются основным звеном местного самоуправления и представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь. Они обеспечивают на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

В последнее время идеологическая деятельность органов местного управления и самоуправления становится все более разносторонней и эффективной, повышается их воспитательная роль. Они занимаются массово-политической и культурно-просветительной работой, охраной общественного порядка, воспитанием молодежи, организацией её досуга и т.д.

Законом определены основные десять принципов местного управления и самоуправления :

- народовластие , участие граждан в местном управлении и самоуправлении;

- законность , социальная справедливость, гуманизм, защита прав и охраняемых законом интересов граждан;

- взаимодействие органов местного управления и самоуправления;

- разграничение компетенции представительных и исполнительных органов;

­- единство и целостность система местного управления и самоуправления;

- самостоятельность и независимость Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

- выборность Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетность населению;

- гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатам их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и интересы;

- сочетание местных и общегосударственных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

- ответственность за законность и обоснованность принятых решений.

Реализация данных принципов не только помогает решать управленческие задачи, но и способствует формированию определенных личностных качеств и идеалов, подходов к решению проблем. Это важно сегодня, когда идеологическое содержание государственного управления и самоуправления постоянно возрастает.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относят:

- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

- установлении в соответствии с законом местных налогов и сборов;

- определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

- назначение местных референдумов. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

В целом, белорусское местное самоуправление, несмотря на возможности, работает достаточно неэффективно. Местные органы власти еще не преодолели комплекс неполноценности, который появился в советский период, когда местные Советы были скорее формальным, чем реальным органом управления.

 

30. Специализированные идеологические и информационно-пропагандистские центры и учреждения Республики Беларусь.

 

Научно-исследовательские учреждения Научно-исследовательские центры и учреждения могут создаваться как государством или отдельными его институтам (ведомствами), так и гражданами или объединениями с целью удовлетворения потребности в научной информации. В том и другом случае они выступают в качестве институтов гражданского общества. Их основной задачей является осуществление научных исследова­ний по актуальным, с точки зрения интересов общества и госу­дарства, проблемам социально-гуманитарных наук — истории, философии, социологии, экономики, политологии, правоведе­ния, культурологии, психологии, педагогики, этики, эстетики, лингвистики, литературоведения и др.

В Беларуси сеть таких учреждений стала создаваться одновре­менно с открытием высших учебных заведений. Первым специа­лизированным научно-исследовательским учреждением соци­ально-гуманитарной направленности был Институт белорусской культуры (Инбелкульт), существовавший с 1922 по 1928 г. Затем на его основе в 1928 г. была создана Белорусская академия наук (БелАН, АН БССР), которая с 1991 г. называется Национальной академией наук Беларуси. В настоящее время в структуре НАН Беларуси действуют следующие научные учреждения социаль­но-гуманитарного профиля, а именно Институт истории, Инсти­тут философии, Институт социологии, Институт экономики, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора, Институт языка и литературы. Специализированные кафедры, объединя­ющие в своей совокупности представителей всего спектра современных социально-гуманитарных дисциплин имеются во всех высших учебных заведениях страны.

В настоящее время обычным явлением становятся частные научно-исследовательские центры, фонды и объединения со­циально-политической направленности. Они ставят целью сво­ей деятельности оказание услуг в сфере научной информации. Их заказчиками выступают как государственные, так и негосу­дарственные структуры. В тех и других случаях эти центры должны действовать с учетом национальных интересов РБ. Таков принцип деятельности подобных учреждений во всех странах мира.

^ Средства массовой информации Средства массовой информации (СМИ) принято определять как специфические организации (учреждения, предприятии, корпорации), создаваемые для сбора, обработки и открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, ки­но-, аудио- и видеозапись, спутниковая связь, кабельное телеви­дение и компьютерные сети.

Сложносокращенные названия рассматриваемого обще­ственного института — СМИ — стало столь привычным, что не требует своей расшифровки при всяком его употреблении. Пе­речень функций СМИ может быть большим или меньшим, одна­ко главной из них является информационная. Состоит она в сборе, обработке и распространении важных для граждан, ор­ганов власти, общественных институтов и общества в целом сведений о происходящих событиях и процессах. Ныне же СМИ буквально просвечивают всю многогранную деятельность современного общества, оповещают людей о любых мало-мальски значимых событиях и явлениях. Особен­но велика их роль в обеспечении информацией правительств, парламентов, политических партий, других общественных ин­ститутов.

Необходимо особо подчеркнуть роль исторически первого вида СМИ — прессы — в формировании самосознания народов и в процессе их становления в качестве наций. Именно с по­мощью газет, журналов, брошюр, листовок, настольных и на­стенных календарей массы людей усваивали информацию о прошлом своей общности, ее насущных потребностях и интере­сах, формулировали цели и задачи своих общих действий. Не­которые аналитики полагают, что нации в современном их по­нимании без прессы («печатного капитализма») вообще были бы невозможны .

В настоящее время на информационном поле Беларуси действуют СМИ всех возможных видов и типов. Аналитики вы­деляют, например, следующие их типы по субъектам учредите­лей и источникам финансирования: 1) государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти, и управления; 2) государственно-общественные СМИ, которые учреждаются совместно государственными и обще­ственными структурами; 3) СМИ институтов гражданского об­щества, которые отстаивают интересы объединений граждан и пропагандируют цели их деятельности; 4) СМИ чисто коммер­ческого характера, создаваемые ради получения прибыли; 5) СМИ неполитических организаций - научные, научно-произ­водственные и профессиональные издания, имеющие узкую специализацию и специфическую аудиторию.

^ Учреждения образования и культуры. Учреждения образования являются одним из наиболее важных, если не самым важным, элементов идеологического механизма каждого современного государства. С вступлением общества в индустриальную стадию своего развития образование и воспитание новых поколений людей перестало быть только частным делом. Преобразование общественного производства на основе индустриальных технологий и формирования нациоцентристской системы мироустройства — эти два процесса определили суть модернистского (индустриального) общества — поставили все национальные государства перед необходимостью превратить, образование и воспитание в важнейшую область своей политики. Организация и финансирование государством этого дела стало условием или, если хотите, императивом самосохранения и выживания нации в рыночно-конкурентном мире. Очевидно, что овладевать сложными и постоянно совершенствующимися тех­ническими механизмами и технологическими процессами могут только люди, обладающие соответствующими знаниями и навы­ками. Точно так же сознательно участвовать в обеспечении жизнеспособности и целостности нации-государства могут только люди, обладающие необходимыми для этого гражданскими ка­чествами. Поэтому Президент нашей страны А.Г. Лукашенко своевременно подчеркнул, что «во всем мире система образова­ния формирует не только специалиста, но и гражданина с опре­деленными моральными устоями».

^ Учреждений культуры.В нашей стране создана разветвленная сеть театрально-зрелищных и культурно-просветительских учрежде­ний. Она включает в себя театры, кинотеатры, дома культуры, кон­цертные залы, клубные учреждения, библиотеки, музеи, парки, ме­тодические центры народного творчества, которые образуют еди­ный социально-культурный комплекс.. В творческих союзах нашей страны насчитывается в общей слож­ности около 6 тыс. человек — писателей, композиторов, кинема­тографистов, художников, музыкальных и театральных деятелей, мастеров народного творчества, дизайнеров, литературно-худо­жественных критиков. Их деятельность направлена на увеко­вечение художественными средствами славного прошлого бело­русского народа, отражение его национальных идеалов и ценно­стей, его современных чаяний и устремлений. Она также способ­ствует формированию у подрастающего поколения, всех других категорий граждан Республики Беларусь идеалов патриотизма и социальной справедливости, высоких духовных и эстетических потребностей, на приобщение народа к художественному творче­ству и гуманистическим ценностям мировой культуры.

^ Общественные объединения. Общественным объединением принято называть группу людей, добровольно организовавшуюся в какой-либо форме для совместного удовлетворения определенных социальных потребностей либо для выражения и представления в институтах власти своих интересов, но не преследующую в качестве цели своей деятельности извлечения прибыли. Общественны­ми объединениями являются политические партии, профес­сиональные союзы и другие формирования граждан по инте­ресам — организации, общества, союзы, ассоциации, федера­ции, фонды и т.д. В западных странах объединения людей по интересам обычно называют группами интересов. Политичес­кие партии отличаются от групп интересов тем, что они вы­двигают кандидатов в представительные органы власти и на государственные должности, а группы интересов этого не де­лают. Политическая роль групп интересов состоит в оказании давления на органы власти с целью обеспечения принятия вы­годных для себя управленческих решений. Напомним, что в Республике Беларусь в настоящее время действует 15 полити­ческих партий, 36 республиканских профессиональных сою­зов и более 2,2 тыс. других объединений граждан.

Роль объединений граждан по интересам в функциониро­вании идеологии белорусского государства сильно варьиру­ется в зависимости от целей и задач их деятельности. Одни из них обычно не проявляют активности по вопросам идео­логии и политики государства. Это означает, что существую­щий в данный момент общественный порядок в целом их устраивает. Другие в числе целей деятельности ставят воспи­тание своих членов на официально признаваемых обще­ственных идеалах, ценностях, целях и представлениях и стре­мятся активно взаимодействовать по этим вопросам с инсти­тутами государства. Это означает, что такие общественные объединения не только всецело разделяют систему поддер­живаемых институтами власти ценностей и целей, но и стре­мятся внести свой вклад в их реализацию. К числу таких объединений в нашей стране, безусловно, относятся Белорусский союз женщин, Белорусское общественное объединение ветеранов, Белорусский республиканский союз молодежи и др. Конструктивное отношение к идеологии и политике нашего государства показывают Православная и Католическая церкви, другие религиозные организации. Третьи общественные объединения критически настроены по отношению к идеологии государства и ставят своей целью добиваться изменений в существующем общественном устройстве и в проводимой государством политике.

Специфические функции в идеологическом механизме со­временного государства выполняют профессиональные союзы и политические партии.

С переходом индустриально развитых обществ от либераль­но-рыночной экономической системы к социально ориентиро­ванной рыночной экономике существенно изменилась роль про­фессиональных союзов в сфере социально-экономических и поли­тических отношений: из инструмента классовой борьбы они пре­вратились в инструмент обеспечения конструктивного взаимо­действия между трудящимися, предпринимателями и государ­ством. Соответственно, изменилась и позиция объединения на­нимателей и институтов государства: они также восприняли принципы конструктивного взаимодействия друг с другом и профсоюзами в деле обеспечения общественного прогресса и социальной справедливости. Иными словами, профессиональ­ные союзы не отвергают идеи, ценности и принципы, лежащие в основе социально-демократического общественного устройства. Как уже отмечалось, его базовыми ценностями являются свобода, равноправие, справедливость, солидарность, сотрудничество и от­ветственность действующих в нем социальных субъектов.

Именно на таких подходах в настоящее время развивается взаимодействие органов государственной власти и управления Республики Беларусь, Федерации профсоюзов Беларуси и объ­единений нанимателей. Участвуя в рамках партнерского со­трудничества с государством в разработке законодательства и нормативно-правовых актов в сфере социально-экономических отношений, профсоюзы выступают не только в качестве ин­струмента защиты интересов наемных работников, но и в ка­честве важного элемента механизма функционирования бело­русской государственной идеологии.

^ Политические партии, особенно либеральной и социалисти­ческой направленности, стояли во главе общественных движе­ний за преобразование традиционных обществ в общества ин­дустриального и постиндустриального типов. В реальной политической жизни различные партии вы­ступают не против базовых ценностей демократического обще­ства, а отстаивают те или иные приоритеты в осуществляемой го­сударством политике или очередность решения назревших соци­ально-экономических проблем с позиций интересов определен­ных групп людей. Это, правда, не относится к лево- и праворади­кальным партиям, которые выступают с утопическими проекта­ми общественных преобразований: леворадикальные — за реали­зацию мысленных конструктов «светлого» будущего, а правора­дикальные — за возврат к «золотому» прошлому.

Анализ программных документов зарегистрированных в Ми­нистерстве юстиции Республики Беларусь в качестве политиче­ских партий объединений граждан показывает, что большин­ство из них разделяют идеи, ценности, принципы, представле­ния и цели, лежащие в основе организации и деятельности со­временного белорусского и государства. Идейные доктрины политических группировок, считающих себя в оппозиции к существующей власти, по-своему интерпретируют историю бело­русского народа и его государственности, выступают за смену формы правления в Республике Беларусь и за геополитическую переориентацию страны. Однако пока ни те, ни другие не являются политическими партиями в точном смысле этого поня­тия и не представлены в структурах власти нашей страны.

 

 

31.Воспитание относится к сфере социальных услуг и рассматривается как обязательный для государственных образовательных учреждений профессионального образования компонент педагогического процесса, охватывающий всех учащихся независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности. В основе воспитательного процесса лежит создание условий для развития личности, ее идейно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, двустороннее взаимодействие педагога и воспитанника, направленной на совместное решение задач развития личности.

Воспитание в учреждениях образования рассматривается как:

  • развитие личности гражданина Беларуси, способного к возрождению, сохранению и приумножению славы своего Отечества и ценностей национальной культуры;
  • "вхождение" учащегося в среду культуры, формирование позиции субъекта, способного к жизнетворчеству и самостоятельному выбору действий в социуме;
  • обеспечение социальной защиты и охраны жизни и здоровья молодежи, их прав;
  • формирование гуманистической позиции педагога, его способности к сотрудничеству.

Особенности нынешнего этапа развития учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, связаны с переходом к практической реализации идей новой воспитательной парадигмы, основу которой составляет идеологическое воспитание молодежи.

Целью идеологической и воспитательной работы в современных условиях является привитие подрастающему поколению граждан основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи в становлении сильного и авторитетного государства.

Государство гарантирует ориентацию учебно-воспитательного процесса на идеологические ценности, нравственные приоритеты белорусского общества, гармонизацию взаимоотношений учащегося с окружающим социумом, природой, самим собой; на формирование у молодежи уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям; на формирование у учащихся готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности.

Основными направлениями воспитательного процесса выступают:

  • идеологическое воспитание и формирование активной жизненной позиции;
  • становление мировоззренческих основ личности на основе базовых компонентов культуры;
  • формирование здорового образа жизни учащихся;
  • социально-психологическая и педагогическая поддержка учащихся в их личностном, профессиональном и социальном развитии;
  • развитие конкурентоспособности специалиста и содействие в достижении его профессиональной зрелости;
  • развитие коллективизма и навыков межличностного общения;
  • развитие творческого потенциала субъектов воспитательного процесса;
  • психолого-педагогическая профилактика и формирование ответственного поведения;
  • организационно-методическое обеспечение и повышение психологической культуры субъектов педагогического процесса.

Воспитывающая среда учреждения образования включает:

    1. формирование информационного пространства образовательного учреждения;
    2. осуществление психологического сопровождения ребенка в процессе воспитания;
    3. обеспечение гуманной среды и эстетики учреждения образования;
    4. формирование воспитательной системы открытого характера, обеспечения тесного контакта с семьей, другими институтами окружающего социума.

Программа воспитания учреждения образования включает в себя формулировку воспитательных целей и задач, ориентированных на реализацию задач общества и государства, конкретизированных с учетом особенностей социокультурного окружения, направления деятельности образовательного учреждения.
Содержание программы воспитания может быть выражено в форме описания приоритетных направлений деятельности, обеспечивающих формирование у учащихся вышеназванных ценностных ориентаций; в форме тематических блоков (циклов мероприятий, социальных проектов).

На выявление результатов реализации программы воспитания нацелен мониторинг воспитательного процесса. Мониторинг воспитательного процесса осуществляется в учреждении профессионального образования в целях оценки эффективности и постоянной коррекции условий, создаваемых в нем для воспитания учащихся.

 

32. Идеология белорусского государства и идейные доктрины политических партий Беларуси.

 

 

Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, был обусловлен рядом причин: кризисом экономической и политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; убежденностью в непригодности однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями о выборе путей развития.

Фактически начало формирования политических партий Беларуси связано с появлением и становлением в 1986–1987 гг. различного рода дискуссионных клубов и неформальных организаций («Талака», «Спадчына», «Тутэйшыя», «Мартыралог Беларусі» и др.).

В октябре 1988 г. на базе неформальных объединений был создан оргкомит Белорусского народного фронта (БНФ) за перестройку «Адраджэньне», учредительный съезд которого состоялся в июне 1989 г. в Вильнюсе. После II съезда (март 1991, Минск) БНФ преобразовался в партию с вертикальной организационной структурой, индивидуальным членством, уплатой взносов, образованием своих ячеек в трудовых коллективах.

В условиях общественного подъема начала 1990-х гг., сложных социально-экономических процессов, противостояния власти и оппозиционных сил создавались политические партии различных идеологических направлений, формировалась многопартийность. В 1991 г. в республике фактически существовало несколько партий, в том числе Коммунистическая партия Белоруссии и стоявшие в оппозиции к ней.

В августе 1991 г. после провала путча ГКЧП Верховный Совет Республики Беларусь приостановил деятельность Компартии Белоруссии. В декабре 1991 г. была создана Партия коммунистов Белорусская (ПКБ), зарегистрированная в мае 1992 г. В феврале 1993 г. парламент отменил свое решение о приостановке деятельности КПБ, после чего в республике существовали две коммунистические партии.

Важную роль в становлении партийной системы в стране сыграли президентские выборы в июле 1994 г., а также Закон «О политических партиях», принятый Верховным Советом РБ в октябре 1994 г. В Законе впервые в истории белорусского законодательства был закреплен порядок образования и деятельности политических партий. На основании Закона минимальное количество членов, необходимое для регистрации политической партии, было увеличено со 100 до 500 человек. После вступления Закона «О политических партиях» (1994 г.) в силу была проведена их перерегистрация, которую прошли все 24 существовавшие в то время политические партии.

После референдума 1996 г. и роспуска Верховного Совета 13-го созыва численность политических партий в республике сократилась, шел интенсивный процесс их реорганизации. Вместе с тем некоторые партии числились лишь на бумаге, не имели среди населения серьезной социальной поддержки, организационных звеньев на местах, не вели никакой работы. Согласно постановлению Верховного Суда Республики Беларусь стали считаться недействующими Гуманитарная партия, Белорусский научно-производственный конгресс, Белорусская партия «Очищение», Белорусская партия любителей пива и др.

На процесс формирования многопартийности в Беларуси значительное влияние оказал Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов и общественных объединений», в соответствии с которым была проведена их перерегистрация. Декрет увеличил минимальное количество членов партии, необходимое для регистрации, с 500 до 1000 от большинства областей республики и г.Минска. В результате из 28 существовавших на момент издания Декрета политических партий прошли перерегистрацию 17. В 2007 г. Верховный Суд страны принял решение о ликвидации Белорусской экологической партии зеленых «БЭЗ» и Белорусской партии женщин «Надзея».

Таким образом, в настоящее время (май 2008 г.) партийная система Беларуси включает в себя 15 официально зарегистрированных политических партий.

В зависимости от политической ориентации, идеологических доктрин, отношения к государственности республики, к проблемам национально-культурного возрождения белорусские партии можно условно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся «левые» партии: Компартия Беларуси (КПБ), Аграрная партия, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости, Партия коммунистов Белорусская (ПКБ). Данные партии отстаивают социалистический путь развития страны, создание планомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений. В социальной сфере они выступают за реализацию права на труд, обеспечение бесплатного среднего и высшего образования, бесплатной медицинской помощи, благоустроенного жилья, доступного отдыха, социальной справедливости, благополучие и безопасность граждан страны.

Что касается Партии коммунистов Белорусской, то в отличие от Компартии Беларуси, поддержавшей проводимый в стране курс и государственную идеологию, ПКБ в настоящее время утратила свое влияние в обществе, вошла в коалицию с «правыми» партиями (Объединенной гражданской и БНФ) и выступила против существующей власти, ее внутренней и внешней политики.

Ко второй группе (социал-демократические и социалистические партии) можно отнести Белорусскую социал-демократическую партию (Грамада), партию «Белорусская социал-демократическая Грамада», Социал-демократическую партию народного согласия. Они выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства и стремятся выразить позицию, объединяющую национальные традиции с мировым опытом, который избегает крайностей «правого» и «левого» радикализма. Первые две считают себя носителями социал-демократических традиций в Беларуси, берущих начало от созданной в 1903 г. Белорусской социалистической Грамады.

Социал-демократическая партия народного согласия, не примыкая к оппозиции, выступает за объединение умеренных общественно-политических сил, консолидацию белорусского общества. Сущность идеи народного согласия заключается в отказе от революционных скачков в пользу эволюционного развития на основе продуманных и последовательных реформ. В то же время партия не исключает политической борьбы, но ограничивает ее строгими рамками закона и нормами морали.

Третью группу составляют партии либерально-консервативной ориентации – Объединенная гражданская партия (ОГП) и Либерально-демократическая партия (ЛДП). Они подчеркивают приверженность либеральным ценностям, рыночным отношениям, демократии, многопартийности, гарантии гражданских прав и свобод. ЛДП, провозглашая себя конструктивной оппозицией к власти, в то же время выступает в поддержку Президента Республики Беларуси и с критикой действий ряда оппозиционных партий. Это самая многочисленная в стране политическая партия.

Основной задачей ОГП, как подчеркивалось на состоявшемся в апреле 2008 г. ХI съезде партии, является усиление влияния партии в обществе, привлечение в ее ряды профессионалов и авторитетных людей, укрепление и развитие региональных структур. Это тем более важно, учитывая, что делегаты съезда подвергли резкой критике руководящий центр ОГП за то, что он «оторвался от регионов», от активной деятельности отошли политические менеджеры и технологи, способные привлекать в партию новых членов.

К четвертой группе (национально-демократические партии) относятся Консервативно-христианская партия – БНФ и Партия БНФ – одна из старейших партий в республике. Разделение партии на две самостоятельные организации было вызвано резким падением ее авторитета в общественно-политической жизни страны, а также противоположными взглядами лидеров на происходящие в обществе и в партии процессы. Разногласия внутри БНФ были вызваны нежеланием З.Позняка и его сторонников менять стратегию и тактику в национально-демократическом движении, идти на компромиссы с потенциальными союзниками. Раскол БНФ, идейное и организационное размежевание, срыв сотрудничества с политическими партиями демократического направления, претензии на политическую обособленность, слабость организационных структур – все это привело к резкому падению рейтинга обеих партий.

К пятой группе принадлежат Белорусская партия «Зеленые», Республиканская партия и Белорусская социально-спортивная партия. У данных партий нет системообразующих идеологических принципов, четкой опоры на определенные социальные слои и возможности существенно повлиять на политическую жизнь в стране.

Традиционное лево-правое политическое деление применительно к Беларуси в значительной степени является условным и не отражает всего разнообразия межпартийных различий.

В настоящее время партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования, отличается нестабильностью и имеет свои особенности.

Одним из факторов, сдерживающих развитие партийного строительства в Беларуси, является то, что сегодня партии не представлены в исполнительных органах власти. Не имея представительства во властных структурах, они лишены возможности играть роль посредника и связующего звена, коммуникативного моста между государством и обществом, стать, наконец, формой участия граждан в политических решениях и контроле за властью.

Поскольку политические партии не обладают властными рычагами для решения насущных проблем людей, люди не видят в существовании партий большой пользы и не нуждаются в них. Поэтому весьма актуальным становится наведение «мостов», налаживание диалога, тесного сотрудничества органов власти с политическими партиями, привлечение их к рассмотрению и принятию важных социально-экономических и политических решений.

В связи со слабой материально-технической базой большинство политических партий не имеет собственных средств массовой информации, влияющих на формирование общественного мнения, а государственные и независимые средства информации, как правило, стараются дистанцироваться от них.

Не все партии способны разработать научно обоснованную, социально взвешенную, конструктивную программу деятельности. Программные документы многих партий не содержат ясной концепции политического, социально-экономического и духовного развития, характеризуются эклектикой идеологических выводов, расплывчатостью, неопределенностью представлений о будущем обществе. Несмотря на то, что большинство партий выступают за переход к рынку, за демократию и правовое государство, суверенитет Беларуси, в их программах отсутствует механизм такого перехода, взвешенная и профессиональная оценка ситуации, конкурентоспособные предложения, конкретная разработка мер и способов достижения поставленных задач. Программы ряда политических партий устарели и не отвечают реалиям современности. Со многими положениями партийных документов нельзя согласиться. Предложения, имеющиеся в арсеналах ряда партий, требуют анализа, чтобы определить их пригодность с точки зрения исторического опыта.

В условиях недифференцированности общества в социально-политическом плане, отсутствия среднего класса, социальной полноценной базы для многопартийности, разобщенности рабочего движения, трудно определить, кого реально представляют партии и их руководители. Крайняя степень фрагментации партийных сил, их неспособность к консолидации – все это подтверждает очевидные слабости белорусских партий. Большинство из них малочисленны по составу и с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации рубеж в 1000 человек. Нельзя не заметить, что о многих малых партиях не известно ничего, кроме имен их лидеров.

Более того, между политическими силами со схожей идеологической ориентацией и действующими в одном политическом поле не проявилась тенденция к взаимопониманию, к сплочению и укреплению этих сил. Об этом свидетельствует самостоятельное существование однотипных политических организаций: двух партий БНФ, двух – с ориентацией на развитие республиканского строя, двух – с коммунистической идеологией, нескольких социал-демократических партий. В связи с этим назрела необходимость объединения близких по идеологии партий. Такие партии, отражая социальные и политические чаяния граждан, могут конкурировать за получение властных полномочий для реализации поставленных целей.

К ошибкам, которые допускают партии, можно отнести недостаточное внимание к созданию организационных структур в регионах и отсутствие постоянной работы с ними; внутренние противоречия, мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом лагере вместо объединения для решения важных политических задач и др.

Перечисленные выше факторы обусловили слабость и неразвитость многопартийности. Поэтому речь о сложившейся партийной системе пока не может идти. Известно, что партийная система в странах с развитой демократией создавалась десятилетиями, например, в Америке – больше ста лет. Наличие множества партий – это еще не многопартийная система, но лишь основа для развертывания противоборства идей, а не социальных интересов. Подлинная многопартийность нуждается в создании специального механизма регулирования: взаимодействия между самими партиями; между партиями и властными структурами; между партиями и обществом. Эффективность политической деятельности партий, оппозиционных сил во многом зависит от их способности получить поддержку на выборах, от налаживания конструктивных переговоров с властью. Это дало бы возможность снять недоверие, предвзятость во взаимоотношениях, создать предпосылки для согласованности позиций и цивилизованного решения конфликтов.

Таким образом, многопартийная система как постоянный фактор универсальности и демократичности общественного строя находится в Беларуси еще на этапе становления. Ее формирование – это долгий и противоречивый процесс. Реальное состояние политического спектра будет определяться не всем наличным состоянием партий, а только теми из них, которые завоюют доверие народа, включатся в систему власти и смогут влиять на ход и осуществление общественных и государственных дел, на решение важнейших проблем, стоящих перед обществом.

 

33. Идеология белорусского государства и деятельность профсоюзных, молодежных и других общественных объединений.

Важным звеном в построении гражданского общества на современном этапе является создание общественных объединений граждан, как структур, которые представляют интересы определенной группы людей.

Деятельность общественных объединений регулируется нормативно-правовыми документами.

В Конституции Республики Беларусь в статье 36 определено право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов, включая профсоюзы.

Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. N 3254-XII «Об общественных объединениях» регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права граждан на объединение, и определяет принципы образования, регистрации и деятельности общественных объединений.

За период 2014 года – 1 полугодие 2015 года наметилась тенденция незначительного увеличения числа создания общественных объединений.

По направлению деятельности: 5 – просветительских, культурно-досуговых, воспитательных, 88 – благотворительных, 5 – национальных меньшинств, 14 – молодежных (в том числе 1 детское), 42 - физкультурно-спортивных, 3 – женских, 3 – сторонников природы, памятников истории, культуры, 4 – научно-технических, 7 – инвалидов войны и труда, ветеранских, прочих - 47.

В их составе конструктивные общественные объединения, творческие союзы, с которыми идеологическая вертикаль осуществляет взаимодействие. В этом процессе постоянно участвуют организация Белорусского общественного объединения ветеранов, общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи», объединение профсоюзов Беларуси, общественное объединение «Белорусский фонд мира», организация Республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание», организация общественного объединения «Белая Русь», общественное объединение «Белорусский союз женщин». Указанные структуры, как правило, принимают активное участие в подготовке и проведении общественно-политических мероприятий: выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и др.

Самая массовая общественная организация среди общественных объединений - профсоюзы.

Активная деятельность ФПБ значительно укрепила авторитет и влияние профсоюзов в стране. Федерация профсоюзов Беларуси стала реальной силой, способной эффективно отстаивать интересы трудящихся.

Компетенция, задачи и функции профсоюзов определены в Законе Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

В решении важнейших социальных вопросов используется институт социального партнерства, который признан одним из приоритетных в государственной политике в сфере социально-трудовых отношений. Это – форма взаимодействия органов государственного управления, объединения нанимателей и профессиональных союзов, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов.

Правовое регулирование социального партнерства в республике обеспечено: Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах», указами Президента Республики Беларусь «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам», «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников» и иными нормативными правовыми актами, затрагивающими вопросы социального партнерства.

На областном уровне одной из важнейших форм социального партнерства является Соглашение между облисполкомом, областным союзом нанимателей и областным объединением профсоюзов на годы, а также 2 районных, 47 отраслевых тарифных (в том числе 42 районных и городских) соглашения.

Соглашение является региональным правовым актом, содержащим обязательства Сторон в сфере труда, социальных льгот и гарантий работников и обязательным для исполнения.

В программе деятельности ФПБ на годы определены приоритетные направления деятельности, в частности: осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда; вопросы улучшения санитарно-бытовых условий работников трудовых коллективов; развитие профессиональной ориентации молодежи; воспитание гражданственности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения и др..

Большое внимание профсоюзными структурами уделяется пропаганде здорового образа жизни. Спортивный клуб профсоюзов объединяет и координирует работу специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов, в том числе специализированных школ олимпийского резерва, детско-юношеские школы созданы при профсоюзных комитетах предприятий.

Основными партнерами местных исполнительных и распорядительных органов в осуществлении молодежной политики являются молодежные и детские общественные объединения.

Развитие демократических основ общества привело не только к образованию значительного числа молодежных и детских общественных объединений, но и к формированию социальной необходимости направлять этот процесс в государственное русло. В этих условиях управление, развитие, координация и инициирование процесса общественной социализации детей и подростков становится одной из приоритетных задач государства.

В РБ реализуются республиканские и местные региональные программы, охватывающие весь спектр молодежной проблематики: улучшение жилищных условий, обеспечение трудовой занятости, в том числе, в свободное от учебы время, социальная работа, создание условий для более активного и эффективного включения молодёжи в социально-экономическую жизнь общества, патриотическое воспитание молодых граждан, формирование у них политической культуры, стимулирование осознанного, ответственного и активного участия в общественно-политической жизни области и республики, развитие позитивных молодёжных инициатив, соответствующих идеологии белорусского государства, поддержка деятельности детских и молодёжных общественных организаций, формирование у молодых граждан правосознания и высокой правовой культуры, законопослушного поведения, международное молодежное сотрудничество, информационное обеспечение системы работы с молодёжью.

Работа таких массовых организаций, как БРСМ, отличается многопрофильностью своей работы с молодежью, и охватывает многие направления государственной молодежной политики: занятость, образование, наука, здоровый образ жизни, молодежный туризм и некоторые другие. Особенностью деятельности БРСМ является охват практически всех категорий молодежи. Наиболее приоритетной на данном этапе целевой категорией населения для проведения воспитательной работы с молодежью является студенчество - среда, в которой стихийные настроения и ориентации молодежи обычно кристаллизуются в определенные идеологические стереотипы и транслируются затем на различные слои молодежи, оказывая существенное влияние на их настроения и поведение.

 

34. Идеология белорусского государства и деятельность религиозных объединений Беларуси.

 

Религиозная идеология – это стройная система религиозных идей, взглядов и представлений, разработкой которых занимаются специально подготовленные люди, служители культа, богословы.

Как автономная система, религия тесно связана с этнокультурной традицией, причем именно эта связь в значительной степени определяет незыблемость ее авторитета. Опираясь на традицию, религия придает ее нормам сакральный характер, и тем превращает их в жесткий стандарт, в обязательный для всех стереотип поведения. Будучи включенной, вместе с собственно религиозными идеями и институтами в единую систему (религию в широком смысле), традиция создает своего рода непробиваемый защитный панцирь, предохраняющий структуру от разрушения под воздействием внешних сил. Именно в этом – обратное воздействие религии на жизнь общества, на характер культуры, на ход истории.

В Конституции и Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» провозглашается свобода совести. В статье 31 Конституции каждому человеку предоставлено право определять свое отношение к религии, т. е. исповедовать любую религию, лично или совместно с другими, или не исповедовать никакой. В статье 7 Конституции говорится, что государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деятельность. Статья 5 запрещает создание организаций, ведущих пропаганду религиозной вражды. А в статье 16 прямо говорится о запрете деятельности религиозных организаций и их представителей, деятельность которых направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя или связана с нарушением прав и свобод граждан, угрожает их здоровью и моральности. Статьи 14 и 15 говорят о том, что государство регулирует отношения между этническими и социальными группами и обеспечивает сохранение и развитие их духовно-культурного наследия (в состав которого, естественно, входит и религия). Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования в Республике Беларусь носит светский характер (статья 9 Закона «О свободе совести и религиозных организациях»). Законодательство Республики Беларусь о свободе совести находится в контексте Всеобщей декларацией прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений без различия расы, пола, языка, национальности, политических взглядов, происхождения и социального положения.

Законодательство о свободе совести в Республике Беларусь представляет собой трехуровневую структуру:

· Первый уровень – международные правовые акты, содержащие основополагающие идеи, принципы религиозной свободы и носящие в целом правоустанавливающий и декларативный характер;

· Второй уровень – конституционные нормы и законы Республики Беларусь;

· Третий уровень – указы Президента Республики Беларусь, правовые акты органов исполнительной власти.

Совершенствование законодательства в сфере свободы совести должно проходить по нескольким направлениям:

· Привидение национального законодательства в соответствие с международными нормами;

· Обеспечение системного развития правовых актов, не допускающего принятия актов вне связи друг с другом, несогласованности и противоречивости содержащихся в нем норм;

· Формулирование и закрепление основных принципов конфессиональной политики государства;

· Закрепление и обеспечение гарантий права на свободу совести, что создает необходимые предпосылки для оптимизации религиозных процессов в стране.

Конфессиональная политика государства это прежде всего:

1. Комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к религиозным конфессиям, находящимся в равном положении, направленные на урегулирование отношений между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества;

2. Политические меры по обеспечению прав и свобод граждан на исповедание любой религии или не исповедание никакой (атеизм);

3. Сознательная деятельность государства, его аппарата, с целью достижения определенных целей в религиозной сфере, властными инструментами.

Сфера конфессиональной политики включает политику государства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций. Статус религиозных организаций близок к статусу общественных организаций. Стратегия сотрудничества общества, государства и религиозных организаций характерна для большинства развитых стран. Сам факт существования в обществе религии и ее институтов требует от каждого государства выработки и реализации хорошо продуманной, научно обоснованной модели политики по отношению к религиозным организациям: с одной стороны оказывая им разнообразную поддержку, с другой – осуществляя контроль за их деятельностью.

Стратегия религиозной политики государства определяется:

· Ход политического развития в целом;

· Место религиозных организаций в процессе исторического развития государства и общества;

· Уровень развития демократических институтов;

· Стратегия сотрудничества государства, общества и религиозных организаций, статус религиозных организаций близок к общественным;

· Активное включение религиозных организаций в политические процессы (в переходный период).

Государственная религиозная политика осуществляется при помощи органа государственного управления по делам религий. Его деятельность определяется статьями 10-12 закона «О свободе совести и религиозных организациях». Он ведет государственный реестр религиозных организаций и осуществляет контроль деятельности религиозных организаций и исполнения ими законодательства Республики Беларусь.

Религиозные организации, объединения и общины должны пройти государственную регистрацию и соответствовать следующим критериям: вероисповедание, разработанная культовая практика, проведение богослужений, религиозное воспитание и просвещение своих последователей, руководителем ее может быть только гражданин Республики Беларусь (ст. 13 закона «О свободе совести и религиозных организациях»). Если данные критерии отсутствуют, то в регистрации может быть отказано. Для полноценного рассмотрения создается государственная религиозная комиссия. В случае нарушения законодательства Республики Беларусь, осуществлении деятельности, противоречащей уставу религиозной организации, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия, пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни религиозная организация может быть ликвидирована (ст. 23 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).

Контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести и религиозных организациях на соответствующих территориях осуществляют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Областные, Минский городской исполнительные комитеты создают свои подразделения по делам религий, подчиненные им и республиканскому органу государственного управления по делам религий (ст. 36 закона «О свободе совести и религиозных организациях»). В случае нарушений религиозной организацией законодательства Республики Беларусь, регистрирующий орган в трехдневный срок выносит письменное предупреждение. Если имевшие место нарушения не были устранены в шестимесячный срок, то регистрирующий орган имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации. Причем ее деятельность приостанавливается до решения суда (ст. 37-38 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).

Запрещены:

· Создание и деятельность религиозных организаций, направленных против суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь;

· Создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях и образовательных учреждениях;

· Вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации и обучение их религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц их заменяющих.

Государственная религиозная политика в Республике Беларусь основывается на том, что «идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан» (ст. 6 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).

Государство активно сотрудничает с религиозными организациями в сфере культурно-нравственного воспитания, а в некоторой степени и в идеологической. Так уже традицией стало вручение премии «За духовное возрождение» накануне православного Рождества (по юлианскому календарю), проводимое совместно Президентом Республики Беларусь и митрополитом Минским и Слуцким, патриаршим экзархом Всея Беларуси.

Исторически так сложилось, что Беларусь – многоконфессиональное государство. В ходе развития белорусской государственности в разные временные периоды неизменным атрибутом идеологии белорусской государственности была религия. В конце X в. на землях современной Беларуси появляется христианство, принятое от Византии (православие ). Язычество (политеизм, многобожие) уступает более развитой религии – христианству, которое более отвечает интересам правящих слоев и позволяет княжествам Восточной Европы вступать в общение со странами Западной Европы и Византией «на равных». В XIV в., после заключения Кревской унии с Польшей, начинает распространяться католичество (после раскола в 1054 г. появляются греко-кафолическая церковь или православие (ортодоксия) и римско-католическая церковь). Вместе с эпохой Возрождения на Беларуси распространяются первые протестантские общины. С XIV в. на землях Беларуси появляются иудейские (евреи, караимы) и мусульманские общины (татары). Таким образом, Беларусь имеет исторически сложившуюся структуру нескольких традиционных конфессий, оказавших свое влияние на формирование и развитие белорусской нации: православие, католицизм, протестантство традиционное (евангелические лютеране ), иудаизм, ислам.

Закон «О свободе совести и религиозных организациях» основывается на принципах:

· Признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;

· Духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси;

· Неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.

Идеология белорусского государства должна основываться на тех базовых морально-нравственных и социальных ценностях, которые свойственны традиционным для страны конфессиям (православию, католичеству, протестантизму (в его классических формах), иудаизму и исламу), на основе которых сформировался самобытный менталитет населения Беларуси. Необходимо помнить, что религиозная ситуация на Беларуси в течение столетий определялась в основном довольно высоким уровнем межконфессиональной толерантности (терпимости).

В сфере идеологии у религий современное государство может позаимствовать много действительно нужного, учитывая тот многовековой «опыт» религии, как идеологии в традиционном обществе. Что тем более важно в условиях современных вызовов как в социально-политической, так и в идеологической сферах. Когда особенно важным в условиях глобализации и господства поп-культуры сохранить национальную самобытность и уникальность традиций Беларуси.

 

35. Роль идеологии белорусского государства в формировании и развитии политической культуры личности

 

Идеология белорусского государстваэто учение об идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития; это синтез гражданственно-патриотического государствен-ного самосознания и общественно-политической деятельности граждан.

В Республике Беларусь идеология рассматривается в самом широком смысле как теоретическая программа государственного строительства на ближайшую и отдалённую перспективу. Она охватывает экономику, политику, социальную и духовную сферы. И такое практически-ориентированное понимание государственной идеологии и идейно-воспитательной работы работает на уровне индивида, социальных слоёв, народа в целом. В целом, государственная идеология – это иммунная система для государства, общества, цивилизованного развития нации, народа.

Государственная идеология – сложное многокомпонентное и многоуровневое образование. Составными элементами государственной идеологии являются значимые для данного народа ценности – идеи, взгляды, представления, концепции, теории, верования и убеждения – историко-культурологического, политического, экономического и социально-гуманитарного характера.

Историко-культурологическая составляющая государственной идеологии Республики Беларусь включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования белорусского этноса, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытного народа или, что то же самое, особой нации. К данному элементу государственной идеологии относятся также представления о месте и роли белорусов в мировом историческом процессе, становлении их этнических, а затем и национально-культурных особенностей в контексте развития славянской, русославянской (восточнославянской), общеевропейской и мировой цивилизации.

Политическую составляющую государственной идеологии Республики Беларусь образует, прежде всего, комплекс идей и представлений белорусского народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, понимания сущности нынешней политической системы страны, степени соответствия её институтов современным потребностям, а также относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Политическая составляющая государственной идеологии включает в себя представления о характере социально-политического строя Республики Беларусь в целом, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, других общественных формирований в социально-политическом процессе. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности белорусского народа, а также совокупность идей относительно места и роли белорусов в мировом, политическом процессе.

Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя весь комплекс реализуемых государством и отвечающих интересам народа идей относительно формирования и развития национальной экономики. Она включает в себя разделяемые белорусским народом представления об особенностях организации своей экономической жизни, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимания им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления относительно справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоёв, жителей города и деревни,. Данная составляющая содержит также идеи и представления, раскрывающие понимание народом места и роли национальной экономики в региональном и мировом хозяйстве.

Социально-гуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Речь идёт, прежде всего, о подходе к человеку как высшей ценности и цели общества и государства, об ответственности государства за создание условий для свободного и достойного развития личности и об ответственности граждан за неукоснительное исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. Социально-гуманитарная идеология включает приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере развития науки, культуры и образования. Каждое государство вырабатывает и реализует определённые подходы к регулированию семейных отношений, культивированию определённых нравственных норм жизни своих граждан.

Будучи элементом политического сознания общества, государственная идеология также есть многоуровневый феномен. Выделяется высший, средний и низший уровень её проявления.

Высший уровень образуют сочинения, претендующие на научность. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи и доклады, написанные с использованием формального аппарата и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности общества. Второй, или средний, уровень государственной идеологии составляют произведения, в которых популяризуются и пропагандируются идеи, содержащиеся в вышеуказанных сочинениях. Сюда относятся книги, статьи, лекции, доклады, беседы, интервью широкого круга специалистов. Низший, или третий уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых, так или иначе, закрепляется содержание государственной идеологии: произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых разных жанров, концертные программы, школьные уроки и даже реклама.

 

 

36. Идеология белорусского государства как основа консолидации и духовно-нравственного единства общества.

 

 

Фундаментальными приоритетами и консолидирующей идеей белорусского общества, в рамках которых объединяются разнообразные многовариантные подходы и фиксируются значимые для открытого общества ценности, являются, несомненно, национальные интересы, предполагающие обеспечение национальной безопасности Беларуси; экономические приоритеты, направленные на создание динамично развивающейся, социально-ориентированной, рационально-целесообразной, рыночной экономики; основные приоритеты в социальной сфере, предусматривающие реализацию принципов социальной справедливости; обеспечение условий для реализации творческих способностей людей, социальной защиты интеллектуальной элиты Беларуси, сохранения научных школ и направлений.

Необходимо учитывать и культурно-духовный статус белорусского народа, который определяет нравственные начала и нормы социальной жизни и поведения человека в обществе.

Возможно, на современном этапе цивилизационного развития с его тенденцией к единству мирового процесса, признанием культурного плюрализма и необходимостью отказа от всякой иерархии культур, а значит, и отрицанием европоцентризма, именно славянский мир сможет сыграть роль творческого посредника между Востоком и Западом уже внутри славянства, Беларусь в этом процессе мирового единения может сыграть заметную роль.

Фундаментальную роль в становлении белорусской государственности играют культурные традиции, которые актуализируют национальную историческую память, гарантирующую преемственность общечеловеческого и культурного прогресса, формирование чувства укорененности в своей отчизне, патриотизма и ответственности за нее, заботы о своем «доме». Белорусский человек, глубоко общественное существо, предпочитающее ре







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.