Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика проведения занятия



Необходимо понять, что подготовка обучаемых к занятию заключается в том, чтобы психологически настроить обучаемых на плодотворную работу, добиться внимания и активного отношения к занятиям. Для этой цели руководитель занятий может использовать следующие приемы: войдя в аудиторию, сделать небольшую паузу, означающую, что обучаемым следует успокоиться; сделать, тактичное замечание отдельным лицам за нарушение тишины; попросить подготовить тетради, учебные пособия, напомнить примечательное событие или факт, происшедший в части, чтобы отвлечь обучаемых от других впечатлений и настроить на работу.

Руководитель занятия всегда должен быть спокоен, собран, доброжелателен; он не должен делать нетактичные замечания, повышать голос. Организация обучаемых для проведения занятий не занимает много времени, но вместе с тем дает им определенный заряд психологической энергии и повышает работоспособность.

Перед началом занятий руководитель должен предусмотреть, чтобы в классе не было никаких новых раздражителей, которые могли бы отвлекать обучаемых от работы и рассеивать их внимание. В частности, не рекомендуется заранее выставлять наглядные пособия, развешивать таблицы, схемы.

Из принципов сознательности, систематичности и прочности обучения вытекает, что в учебной работе нельзя продвигаться вперед до тех пор, пока обучаемые не усвоили пройденный материал. Поэтому проверка и оценка знаний обучаемых является весьма важным элементом занятия.

Обучаемые должны понять, что изучение нового материала (осмысливание и запоминание) начинают, как правило, с установления связи нового материала с ранее изученным. Обучаемые имеют определенные знания и навыки по ПТП, которые были получены ранее в системе подготовки в предыдущем и текущем учебных годах. Базируясь на этих знаниях и на накопленном практическом опыте, руководитель занятий может подвести обучаемых к осмыслению логической связи ранее изученного материала с новой темой.

Далее обучаемые увязывают новую тему с ранее изученным материалом, руководитель занятий должен кратко и четко ее сформулировать, определить цель занятий и назвать основные вопросы, которые должны быть изучены личным составом на занятиях. Усвоение этих вопросов позволяет достичь образовательных целей занятий.

Обучаемые должны понять, что изучение нового материала должно быть проблемным, с постановкой вопросов для активизации обучаемых и базироваться на ранее полученных знаниях и опыте работы. В этих условиях при проведении теоретических занятий широко используется метод беседы. Его суть заключается в том, что руководитель занятий с помощью умело поставленных вопросов побуждает обучаемых к активному воспроизведению изложенного материала в целях его более глубокого осмысления и усвоения.

Данный метод можно применять на любом этапе занятия: при изучении нового материала, закреплении, повторении и подведении итогов занятий. Беседа, как правило, проводится для сообщения и обобщения новых знаний. При этом руководитель занятий строит вопросы и предполагаемые ответы таким образом, чтобы они подводили мысль обучаемых к новым моментам, положениям и выводам.

Успех беседы зависит от умения поставить требуемый ряд вопросов и знания предполагаемых ответов обучаемых. Поэтому вопросы руководителя занятий должны быть сформулированы четко, без лишних пояснительных слов. Не рекомендуется повторять вопрос (особенно в различных формулировках) до получения ответа обучаемых.

Непосредственная работа по усвоению нового материала, как показывает практика, включает в себя первичное его восприятие и осмысление и последующее более глубокое осмысление и запоминание. Поэтому руководитель занятий, как правило, должен предусмотреть двукратную работу обучаемых по восприятию, осмыслению и запоминанию. Только при таком условии новый материал может быть усвоен непосредственно на занятиях.

Наряду с проблемным изучением материала руководитель занятий при изложении новых сведений может использовать метод рассказа и объяснения. Рассказ целесообразно применять, когда обучаемым неизвестны или малоизвестны сообщаемые сведения (например, при изучении новых огнетушащих веществ, способов тушения).

В этих случаях рассказ повышает познавательную активность, вызывает интерес и пробуждает любознательность, объяснение эффективно при изучении понятий, положений, закономерностей. При объяснении очень важно обеспечить научную и доказательную логику рассуждений; кроме того, для полного усвоения материала важно добиться сосредоточенности и внимания обучаемых.

Далее рассмотреть роль наглядных пособий и технических средств обучения. Они могут рассматриваться как источники новых знаний, средства выработки практических навыков и умений, а также контроля и оценки знаний. Поэтому их целесообразно использовать на всех этапах занятий: при изложении и осмыслении нового материала, при его закреплении, проведении упражнений, проверке и оценке знаний.

Важным этапом занятий является выработка навыков и умений по применению знаний на практике. Этот этап связан с использованием методов устных, письменных и практических упражнений.

Руководителю занятий надо иметь в виду, что нельзя переходить к упражнениям, если обучаемые не усвоили теоретический материал, который им необходим для выполнения упражнений. Нужно обращать особое внимание на осмысление обучаемыми порядка и способов выполнения практических упражнений. Несоблюдение этих условий приведет к тому, что цель упражнений не будет достигнута.

Для выработки необходимых навыков и умений используют письменные упражнения по расчету сил и средств для тушения пожаров, определению времени работы стволов и генераторов от заправочных емкостей пожарных машин и др. очень важно, чтобы тренировочные упражнения имели творческий характер, а предлагаемые руководителем задания и их выполнение способствовали выработке тактического мышления.

Закрепление учебного материала можно осуществлять по ходу занятий, после изучения отдельного вопроса или темы занятий в целом. Последний вариант чаще осуществляется в виде проверки результатов, достигнутых на данных занятиях. Проверка может проводиться устно или письменно с помощью заранее разработанных вопросов (упражнений). Она позволяет руководителю занятий узнать, как усвоен учебный материал, и установить, какие есть пробелы в знаниях, чтобы ликвидировать их на следующих занятиях, а также выдать персональные задания для самостоятельной работы.

В конце занятий руководитель подводит итоги: кратко напоминает о цели занятий и оценивает степень ее достижения; указывает положительные стороны и недостатки в работе личного состава на занятиях; дает общее задание обучаемым для самостоятельной работы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.