Права детей – это права человека ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
© ФотоООН/КибаеПарк – Дети играют с мусором в трущобах Станг Минчи, одного из районов Пномпеня. Около 2000 человек живут на этой мусорной свалке и зарабатывают на жизнь, продавая пригодные для повторного использования отходы. Конвенция о правах ребёнка, ратифицированная 193 государствами, – соглашение о правах человека, наиболее широко признанное в мире. В Конвенции, которая одновременно является и одним из основополагающих документов для правозащитников, и важнейшим ориентиром для лиц, ответственных за разработку политики, ребёнок рассматривается не только как индивид, но и как член семьи и общества с соответствующими его возрасту правами и обязанностями. Однако, для претворения в жизнь высоких идеалов, нашедших отражение в Конвенции, требуются конкретные меры. Что же необходимо сделать для соблюдения прав ребёнка? По случаю Всемирного дня ребёнка, 20 ноября, в штаб-квартире ЮНЕСКО состоится семинар «Практическое соблюдение права ребёнка на уважение», участники которого рассмотрят проблемы применения Конвенции. Такие известные специалисты, как Самуэль Пизар, почётный посол ЮНЕСКО и специальный представитель по вопросам преподавания истории Холокоста, а также Вики Кольбер, основатель неправительственной организации «EscuelaNueva» («Новая школа») обратятся к идеям, составляющим наследие Януша Корчака, знаменитого польского врача, педагога и поборника прав детей, которого многие считают духовным отцом Конвенции о правах ребёнка. Участники семинара также обсудят роль качественного начального образования и педагогического новаторства в формировании полноправного глобального гражданства детей. Право на образование, закреплённое в Конвенции, является тем правом ребёнка, без которого невозможно соблюдение всех остальных прав. «Образование с ранних лет жизни помогает детям не только узнать о своих правах, но и приобрести необходимые навыки и умение отстаивать свои позиции», - отмечает Киан Танг, заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования. «Оптимальными условиями для этого являются безопасное и способствующее развитию ребёнка окружение, а также атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания». ЮНЕСКО последовательно защищает права каждого ребёнка, молодого человека и взрослого на качественное образование. Тем не менее, ситуация в области образования в мире далека от целей, намеченных программой «Образование для всех». 61 миллион детей и 71 миллион подростков не посещают школу..По меньшей мере 250 миллионов детей не умеют ни читать, ни считать даже после 4 лет обучения в школе, а 796 миллионов человек не обладают достаточной базовой грамотностью. Качественное образование помогает бороться с бедностью и способствует расширению индивидуальных и коллективных прав, социальному сплочению, укреплению мира и развитию человеческого потенциала. В хорошей школе уважаются права ребёнка, преодолевается отчуждение, обеспечивается бесплатное, обязательное, доступное обучение. При этом культурное многообразие становится не проблемой, а благоприятным фактором. Качественное начальное образование предоставляет всем детям равные исходные шансы и позволяет им добиться успеха на последующих этапах обучения. Дети имеют право на полноценное образование с самого раннего возраста. «Дети – наше будущее, поэтому их приоритеты являются нашими приоритетами», - подчеркивает Киан Танг.
Филиппов П. М. Джумагазиева Г. С. ПРАВА ДЕТЕЙ И ИХ ОХРАНА Монография Волгоград 2011 ББК 67.404.53 Ф53 Авторы: Филиппов Петр Мартынович – доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России; Джумагазиева Гульнара Сарсенбаевна – кандидат юридических наук. Рецензенты: Маликов Евгений Юрьевич – кандидат юридических наук, председатель Волгоградского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Коробов Олег Александрович – кандидат юридических наук, зам. председателя Волгоградского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» ISBN 978-5-89713-120-4 Ф53 Филиппов, П. М. Права детей и их охрана: Монография / П. М. Филиппов, Г. С. Джумагазиева. – Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2011. – 92 с. ISBN 978-5-89713-120-4 ББК67.404.53 © Филиппов П. М., Джумагазиева Г. С., 2011 © НОУ ВПО «Волгоградский институт экономики, социологии и права», 20113 Содержание Введение -------------------------------------------------------------------------- 5 Глава 1. Понятие и правовые основы прав несовершеннолетних --- 8 § 1. История развития института прав несовершеннолетних --------- 8 § 2. Новое определение несовершеннолетнего в российском праве -------------------------------------------------------------------------------- 12 § 3. Правосубъектность несовершеннолетнего ------------------------ 14 § 4. Определение понятий «реализация» и «осуществление» ------ 24 § 5. Органы опеки и попечительства как гарант прав детей -------- 27 Глава 2. Юридическая природа прав детей ----------------------------- 35 § 1. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних ------- 35 § 2. Реализация прав несовершеннолетних в семейном праве ------ 63 Заключение --------------------------------------------------------------------- 88 Ассоциацией юристов России и Министерством юстиции Российской Федерации уделяется большое внимание вопросам правового воспитания и просвещения детей. Настоящая монография посвящена исследованию правовой природы такого института, как права несовершеннолетних. Авторами раскрыта история зарождения и развития указанного института, проведен анализ норм законодательства разных периодов, регулирующих права несовершеннолетних и их охрану, а также складывающейся в данной сфере судебной практики. Правовое воспитание и просвещение детей, обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития и охрана его прав являются одними из основных задач современного общества. В связи с этим монография «Права детей и их охрана» не только представляет интерес как сугубо научное теоретическое исследование, но и имеет важное практическое значение, затрагивая актуальные вопросы, возникающие в сфере регулирования прав детей и их охраны.
Председатель Волгоградского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Е. Ю. Маликов5 Введение В России проблема защиты детей всегда волновала обществен- ность, поскольку затянувшийся экономический кризис пагубно повли- ял, прежде всего, на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстри- руют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, постоянный рост числа совершаемых подростками правона- рушений и преступлений, ежегодно увеличивающееся количество брошенных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время государство активно проводит политику по изменению существующего порядка защиты прав граждан, нуждаю- щихся в особом внимании в силу ряда причин. Одной из наиболее важных проблем здесь следует считать обеспечение защиты прав не- совершеннолетних. Предоставление несовершеннолетним реальной возможности осуществлять гражданские права – направление, пре- тендующее на особую актуальность в реализации правовой политики государства. Для этого необходимо задействование системы последо- вательно организованных юридических средств, гарантирующих ре- альную возможность реализации и защиты субъективных граждан- ских прав и законных интересов, а также создание целостной системы правового регулирования этих отношений. Как показывает практика, во многих случаях дети не имеют дос- тупа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскры- вающим вопросы правового положения несовершеннолетних. Со- гласно данным официальной статистики последних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье ежегодно подвергается около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каж- дый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10 % из них погибают; 60 % – сироты, достигшие трехлетнего возраста, – попадают в спе- цинтернаты с диагнозом «дебильность»; дети из 148 тыс. семей со- стоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних (из ком- ментариев к Российскому государственному периодичному отчету «По реализации Российской Федерацией Конвенции по правам ре- бенка в 2002–2006 гг.») . Эти факты еще раз подтверждают необхо- димость получения знаний в области защиты прав ребенка как деть- ми, так и родителями, а также преподавателями школ, детскими вра- чами и многими другими категориями населения.
С научной и практической точек зрения наибольшая сложность возникает именно при осуществлении и защите прав несовершенно- летних. Проблема прав несовершеннолетних и их реализации в по- следнее время волнует общественность: международное сообщество, руководителей разных стран, представителей науки. Это указывает на роль и значимость правового положения несовершеннолетнего как субъекта определенной категории граждан, от этого зависит жизне- деятельность общества. На наш взгляд, данная проблема должна рас- сматриваться в совокупности всех ее составных элементов. Несовершеннолетнему, на наш взгляд, в силу своего возраста сложно осуществлять и защищать свои имущественные и личные не- имущественные права. Этому есть причины: во-первых, происходит постоянное изменение ценностей и устоев общества; во-вторых, су- ществует проблема обращения детей в соответствующие инстанции для оказания им юридической помощи; в-третьих, законодательная база не всегда реально охватывает все сферы отношений с участием несовершеннолетних. Проблемы прав несовершеннолетних граждан всегда привлекали внимание ученых. Вопросы, связанные с правовым положением фи- зических лиц, нашли отражение в дореволюционной науке (Д. И. Мейер, Г. Ф. Шершеневич и др.). Проблемы правого положе- ния несовершеннолетних рассматривались также в работах Е. П. Ан- дреева, С. Н. Братуся, Я. Р. Веберса, О. С. Иоффе, Ю. Ф. Беспалова и др. Однако эти исследования либо выполнены на базе ранее действо- вавшего законодательства, либо касаются общеправового статуса граждан. В последние годы появились работы, посвященные правовому статусу граждан и отдельным его аспектам, касающимся защиты ин- тересов и прав несовершеннолетних. Среди таких работ можно на- звать, например, монографию Л. Ю. Михеевой «Опека и попечитель- ство: теория и практика». Права несовершеннолетних граждан и отдельные сферы отноше- ний в этой области рассматривались и на диссертационном уровнеПрава детей и их охрана (например, работы С. А. Сорокина «Права детей в семье по семейно- му законодательству РФ и Конвенции “О правах ребенка”», М. М. Махмутовой «Охрана имущественных прав несовершеннолет- них», И. Г. Король «Личные неимущественные права ребенка»). Од- нако названные труды посвящены либо общим вопросам гражданско- правового положения несовершеннолетних, либо охране или защите прав этих лиц, либо только имущественным правам несовершенно- летних, либо охране неимущественных прав ребенка. До настоящего времени не было монографического исследова- ния, посвященного вопросу осуществления прав несовершеннолет- них, многие авторы лишь фрагментарно затрагивали вопросы охраны и защиты имущественных и личных неимущественных прав ребенка. Авторы настоящей монографии впервые комплексно исследовали осуществление имущественных и личных неимущественных прав не- совершеннолетних в гражданском и семейном праве. Безусловно, авторы исследования не могут охватить в одной мо- нографии все проблемы осуществления прав несовершеннолетних. Некоторые вопросы защиты прав детей не укладываются в рамки на- стоящей монографии. ГЛАВА 1. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|