Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ



2.1 Методические рекомендации по подготовке и проведению урока

В ходе подготовки раздела №4 «Принципы работы программ векторной графики Corеl DRAW», мастер анализирует итоги предыдущих занятий (на основе этого уточняется содержание, тема и цель предстоящего урока). Тема определяет общее назначение той части учебного материала, который будет изучаться на уроке, то есть «что изучает», а цель урока «для чего изучается», «чего необходимо достичь». Определяя цель урока, мастер ставит перед собой и учащимися основную задачу, которую необходимо разрешить в ходе урока [15].

Готовясь к уроку, мастер определяет его структуру и время на каждый элемент. И структура и распределение времени во многом зависит от периода обучения, от места данного урока по теме. Обязательные структурные элементы урока:

· Вводный инструктаж.

· Упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущий инструктаж их мастером.

· Заключительный инструктаж.

Важным элементом является подготовка мастера к объяснению и практическому показу трудовых приемов. Готовясь к уроку, мастер внимательно продумывает все важнейшие моменты:

· что и когда нужно объяснить,

· какие трудовые приемы и в какой последовательности показать,

· кому и какие вопросы задать,

· когда и какие наглядные пособия и технические средства использовать,

· как организовать упражнения,

· на какие моменты обратить особое внимание в процессе

 

текущего инструктирования учащихся,

· как контролировать работу учащихся.

Характерная особенность этого периода заключается в том, что учащиеся на каждом уроке изучают новый незнакомый им материал. Что на этом уроке изучения закладывается фундамент мастерства квалифицированного рабочего. Мастеру необходимо проявить максимум педагогического мастерства, чтобы этот фундамент был прочным.

Основными задачами профессионального обучения на этапе изучения приемов и операций:

а) Научить учащегося правильно выполнять основные производственные приёмы и способы изучаемой операции;

б) Научить учащихся правильно и рационально выполнять изучаемую операцию в различных её разновидностях.

В ходе изучения операции мастер воспитывает у учащихся аккуратность, чувство ответственности, смекалку, ловкость и бережливость.

 


2.2 Описание каждого элемента урока профессионального обучения

 

Вводный инструктаж имеет своей задачей подготовить учащихся к выполнению упражнений и учебно-производственных работ, он включает в себя: сообщение темы и цели урока; показ эталонов работ, на которых будут изучаться приемы, определяемые целью урока. Рассказ о значении этих работ для народного хозяйства и для совершенствования квалификации; беседу с учащимися с целью использования их теоретических знаний в предстоящей практической работе; разбор с учащимися технической и технологической документации и использование ее в процессе выполнения учебных заданий; изложение требований к организации рабочего места и безопасности труда; показ и объяснение приемов выполнения работы (упражнения); показ и объяснение способов наладки, подбора и использования приспособлений и инструмента в предстоящей работе; ознакомление с опытом новаторов производства; способы самоконтроля и взаимного контроля учащихся в процессе выполнения ими заданий; проведение с учащимися пробных упражнений по выполнению изучае­мых приемов; выдачу заданий учащимся, сообщение норм времени и расстановку по рабочим местам [5].

Текущий инструктаж включает в себя целевые обходы рабочих мест учащихся для проверки: начала работы, выполнения условий безопасности труда, правильности выполнения техноло­гического процесса и приемов работы; организации рабочего места и ухода за оборудованием; выполнения технических условий; знаний, умений и навыков по технике измерений, подбору инструмента, по наладке оборудования, пользованию справочной литературой и инструкционно-технологической документацией, самоконтролю, планированию и обоснованию технологического процесса.

Заключительный инструктаж включает в себя: анализ работы учащихся на уроке; сообщение оценок за выполнение задания и освоение приемов работы; выдачу учащимся домашнего задания по подготовке к предстоящему уроку; указание по уборке помещения и рабочих мест.

2.3 Составление плана урока с конспектом водного инструктажа

Утверждаю

Зам. директора

по производственной работе

___________ Дорохов С.В.

План урока №1

по профессиональному обучению, по теме:

В группе:221 Профессия: Оператор ЭВМ

Мастер: Журавлева Татьяна Алексеевна

Тема урока Операция с контурами в Corel DRAW

Цели:

· Обучающая – сформировать у учащихся знания и навыки по выполнению операций с контурами.

· Воспитательная – сплочение коллектива, формирование уважительного отношения друг к другу.

· Развивающая – развитие логического мышления, памяти внимательности.

Тип и вид урока: урок по выполнению работ комплексного характера.

Методы проведения: беседа, объяснение, показ приемов, письменное инструктирование, упражнение.

Материально техническое оснащение:компьютеры, интерактивная доска, методические пособия.

Ход урока:

I. Организационная часть 2-3 минуты.

II. Вводный инструктаж – 30 минут.

1. Сообщить тему и цель урока.

2. Проверить знания учащихся по материалу, изученному на уроках спец предметов и производственного обучения, связанному с материалом данного урока.

Вопросы к учащимся:

a) Что такое толщина контура?

b) Чем определяется ширина пишущего инструмента?

c) Что такое вид контура и сколько их существует?

Ожидаемые ответы:

a) Толщиной контура называется расстояние между его краями, измеренное в направлении перпендикуляра к линии, определяющей форму контура

b) Шириной пишущего инструмента управлять нельзя — она определяется шириной линии обводки.

c) Видом, или стилем (style), контура называется фиксированное сочетание штрихов и просветов, повторяющееся вдоль всей длины линии, определяющей форму объекта. В Corel DRAW предусмотрено примерно два десятка стандартных видов контуров на любой вкус и имеется возможность дополнительно создавать свои собственные виды

3. Объяснить и показать приемы и способы выполняемой работы, ознакомить учащихся с документацией письменного инструктирования.

Показать приемы:

· Чтобы задать закругление углов квадрата, можно выполнить с помощью панели атрибутов.

· С той же панели можно преобразовать полученную фигуру в кривые. Выберать инструмент Shape (Форма) и выделить им все узлы новой кривой, растягивая вокруг нее прямоугольную рамку выделения.

· С помощью инструмента Pick (Выбор) можно выделять четыре прямолинейных отрезка.

4. Рассмотрение типичных ошибок, затруднений, дефектов, способов их предупреждений и устранения.

5. Повторение правил техники безопасности и организации рабочего места.

6. Проверка усвоения вводного инструктажа учащимися (закрепление).

Вопросы к учащимся:

a) Как нарисовать контур?

b) Как изменить толщину контура?

c) Как развернуть перо контурной линии?

7. Подвести итоги вводного инструктажа.

8. Выдача задания учащимся.

9. Сообщить критерии оценок.

Критерии оценок:

Отметка «отлично» ставиться:

· Уверенное и точное владение приемами работ

· Самостоятельность при выполнении работ

· Умение осуществлять контроль выполнения работ

· Соблюдение последовательности выполнения задания, в соответствии с методическими рекомендациями

· Соблюдение требований безопасности труда

· Самостоятельное планирование предстоящей работы

· Правильная организация рабочего места

· Проявление устойчивого интереса к теме

· Выполнение требований трудовой дисциплины

Отметка «хорошо» ставиться:

· Владение приемами работ (возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самими учащимися)

· Самостоятельное выполнение и контроль качества (возможна несущественная помощь мастера)

· Выполнение работ с несущественными ошибками, исправляемые самостоятельно

· Соблюдение требований безопасности труда

· Самостоятельное планирование предстоящей работы (возможна несущественная помощь мастера)

· Правильная организация рабочего места

· Проявление устойчивого или эпизодического интереса к теме

· Выполнение требований трудовой дисциплины

Отметка «удовлетворительно» ставиться:

· Недостаточное владение приемами работы

· Несущественные ошибки, но исправляемые с помощью мастера

· Выполнение приемов в основном в соответствии с последовательностью, с несущественными ошибками, исправляемые с помощью мастера

· Недостаточное владение приемами контроля, качества выполняемой работы

· Соблюдение требований безопасности труда

· Самостоятельное планирование предстоящей работы с несущественной помощью мастера

· Неустойчивый интерес к теме

· Несущественные ошибки в организации рабочего места

· Нарушение требований трудовой дисциплины

Отметка «неудовлетворительно» ставиться:

· Неточное выполнение приемов, с существенными ошибками

· Неумение осуществлять самоконтроль за выполнением работы

· Несоблюдение последовательности выполнения задания, приводящее к существенным ошибкам

· Нарушение требований безопасности труда

· Планирование предстоящей работы с помощью мастера

· Ошибки в организации рабочего места

· Отсутствие интереса к теме и профессии.

10. Распределить учащихся по рабочим местам.

III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование мастера – 5 часов.

Целевые обходы рабочих мест мастером:

1. Проверить своевременность начала работы учащихся

2. Проверить организацию рабочих мест учащихся

3. Проследить за правильностью выполнению приемов и способов работы

4. Проверить качество выполняемой работы

5. Способы самоконтроля, применяемое учащимися

6. Проверить соблюдение учащимися правил техники безопасности

7. Проверить использование учащимися методических рекомендаций при выполнении заданий

8. Прием и оценка выполненных работ учащимися

В процессе целевых обходов, мастер проводит текущие инструктажи: индивидуальный, коллективный, если типичные ошибки или затруднения возникают у многих учащихся, мастер останавливает всю группу и проводит инструктаж со своего рабочего места.

IV. Заключительный инструктаж – 15 минут

· Сообщение о достижении цели урока.

· Подведение итогов урока и анализ выполненных работ учащимися.

· Показ лучших работ учащихся и анализ их успехов.

· Разбор типичных ошибок, характерных недостатков, рассмотрение путей их устранения.

· Анализ выполнения учащимися правил техники безопасности, организация рабочих мест, использование рабочего времени.

· Сообщение оценок каждому учащемуся, их аргументирования.

· Сообщение темы следующего урока, выдача домашнего задания.

Тема следующего урока: «Создание фигур пересечением, исключением»

Домашнее задание: Повторить тему «Обводки и заливки. Редактирование формы объектов. Порядок перекрывания объектов»

Мастер: __________________ Журавлева Т.А.


2.4 Выбор методов, используемых на уроке

 

Метод обучения – процесс взаимодействия между мастерами и учащимися, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения [5].

Методы производственного обучения, используемые на уроках при изучении раздела №4 «Принципы работы программ векторной графики Corеl DRAW» следующие:

1) Словесные:

· Беседа

· Объяснение

2) Наглядные:

· Показ приемов

· Использование наглядных пособий

· Демонстрации

3) Практические:

· Упражнения по выполнению приемов

· самостоятельная работа

На уроке «Операции с контурами» использовались методы: беседа, объяснение, показ приемов, работа с литературой использование наглядных пособий. Использование ТСО упражнение, приемы,

операции, комплексные работы.

На вводном инструктаже: беседа, объяснение.

На основной части урока: самостоятельная работа учащихся, инструктаж мастера (индивидуально коллективный) использование методических рекомендаций по выполнению работы

На заключительной части урока: инструктаж, показ, выполнение работ.

 


2.5 Разработка методов контроля

Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте профессионального образования является наличие в них экспериментальных, практических умений. Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью практических заданий, которые могут составлять часть общей проверочной работы [12].

На практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, вот некоторые из них:

· устный или письменный опрос

· карточки - контроля

· краткая самостоятельная работа

· практическая или лабораторная работа

· тестовые задания

Но основные виды контроля на уроках мастер использует следующие:

- Текущий – на каждом уроке и этапе обучения;

- Периодический – по итогам изучения темы или нескольких взаимосвязанных тем предмета (контрольные вопросы, зачеты);

- Итоговый – по итогам изучения предмета (экзамен)

- Заключительный – итоговая аттестация

По окончанию изучения тем, учащиеся либо выполняли практические задания, либо опрашивались фронтально. По окончанию изучения раздела, была написана контрольная работа.

На уроках производственного обучения мастер использует упражнение «Обводка контуров».


 

2.6. Разработка учебно-программной документации







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.