ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 - 3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Таблица 1
Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов
Общеобразовательные предметы
| Количество баллов (ранг трудности)
|
Математика
|
|
Русский (национальный, иностранный язык)
|
|
Природоведение, информатика
|
|
Русская (национальная) литература
|
|
История (4 классов)
|
|
Рисование и музыка
|
|
Труд
|
|
Физическая культура
|
|
Таблица 2
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 - 9 классах
Общеобразовательные предметы
| Количество баллов (ранг трудности)
|
5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
|
Химия
|
|
|
|
|
|
Геометрия
|
|
|
|
|
|
Физика
|
|
|
|
|
|
Алгебра
|
|
|
|
|
|
Экономика
|
|
|
|
|
|
Черчение
|
|
|
|
|
|
Мировая художественная культура (МХК)
|
|
|
|
|
|
Биология
|
|
|
|
|
|
Математика
|
|
|
|
|
|
Иностранный язык
|
|
|
|
|
|
Русский язык
|
|
|
|
|
|
Краеведение
|
|
|
|
|
|
Природоведение
|
|
|
|
|
|
География
|
|
|
|
|
|
Граждановедение
|
|
|
|
|
|
История
|
|
|
|
|
|
Ритмика
|
|
|
|
|
|
Труд
|
|
|
|
|
|
Литература
|
|
|
|
|
|
ИЗО
|
|
|
|
|
|
Физическая культура
|
|
|
|
|
|
Экология
|
|
|
|
|
|
Музыка
|
|
|
|
|
|
Информатика
|
|
|
|
|
|
ОБЖ
|
|
|
|
|
|
Таблица 3
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 - 11 классах
Общеобразовательные предметы
| Количество баллов (ранг трудности)
| Общеобразовательные предметы
| Количество баллов (ранг трудности)
|
Физика
|
| Информатика, Экономика
|
|
Геометрия, химия
|
| История, Обществознание, МХК
|
|
Алгебра
|
| Астрономия
|
|
Русский язык
|
| География, Экология
|
|
Литература, иностранный язык
|
| ОБЖ, Краеведение
|
|
Биология
|
| Физическая культура
|
|
Приложение 4
к СанПиН 2.4.2.2821-10
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.