Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные методы социальной психологии



Этапы становления социальной психологии как науки.

Объектом социальной психологии как науки является изучение закономерностей психологии социальных отношений. Предметом социальной психологии является изучение категорий, характеризующих закономерности психологии социальных отношений.

Впервые понятие «социальная психология» введено в 1908 г. Опубликованы одновременно две работы «Введение в социальную психологию» английского психолога В. Мак-Дугалла и «Социальная психология» американского социолога Э.Росса – это является фактом того, что социальная психология как самостоятельная наука возникает на стыке двух наук - психологии и социологии.

Этапы становления зарубежной социальной психологии как науки. Первый этап: накопления знаний в философии и общей психологии VI в. до н.э. -середина XIX в. Второй этап: выделение описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания 50 - 60 гг. XIX в. - 20гг. XX в. ( О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Тард, Г. Лебон, В. Мак-Дугалл, Э.Росс). Третий этап: развитие экспериментальных методов в социальной психологии 20 гг. XX – XXI вв. (Г. Оллпорт, К. Левин, Г. Тэджфел, С. Московичи и др.)

Этапы становления отечественной социальной психологии как науки. Первый этап: социальная психология в лоне философии на рубеже XIX -ХХ вв. Субъективная социология (П.Л.Лавров, Н.И. Кареев, М.М.Ковалевский, Н.К. Михайловский), неокантианская школа (М.В. Хвостов, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий), школа неопозитивизма ( А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев), школа экспериментальной социальной психологии ( М.В. Ланге, В.М. Бехтерев). Второй этап: 20- 70 гг. ХХ в - становление и развитие психологии в советской России (Л.С. Выгодский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев П.Я. Гальперин, А Г. Асмолов и др.). Третий этап: конец ХХ - начало ХХI вв. институционализация социальной психологии в РФ (Б.Д. Парыгин, Е.В. Шорохова, Г.М. Андреева, К.К. Платонов, Л.И. Уманский, А.В. Петровский и др.)

.

Лекция 2. Методы социально-психологического исследования

2.1. Основные методы социальной психологии.

2.2. Социометрия как специальный метод социальной психологии.

Основные методы социальной психологии

Метод от греческого это путь, способ, решения конкретной проблемы. Социологический метод - способ сбора, обработки, анализа данных. В социальной психологии используют следующие социологические методы: статистика, контент-анализ, опрос, кросс-культурный анализ, анализ документов, тестирование, фокус-группа, тренинг, наблюдение и эксперимент.

Наблюдение является общенаучным, универсальным методом исследования в разных областях науки. По определению наблюдение – это эмпирическое отражение действительности. В отличие от повседневного наблюдения, научное наблюдение осуществляется на основе программы исследования. Программа включает: объект, предмет, задачи, методику наблюдения, план наблюдения, форму интерпретации фактов. В основе наблюдения лежат чувственные формы познания: ощущение, восприятие, представление, которые обеспечивают:

1. непосредственную связь исследователя с предметом изучения,

2. позволяют получить первичную, оперативную информацию о предмете исследования,

3. дают возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность, что имеет немаловажное значение при изучении предмета.

Наблюдение также предполагает наличие карты наблюдения, которая позволяет фиксировать предмет наблюдения в соответствие с поставленной целью.

Существует несколько видов наблюдений: включённое, не включенное, скрытое, открытое. Включенное – это наблюдение, при котором социолог живет (работает) в среде тех, кого он изучает, что помогает понять поступки людей Невключенное наблюдение – метод наблюдения со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения, изучая все возможные источники информации. Открытое наблюдение - это метод изучения, при котором предмет наблюдения сознательно участвует в исследовании. Открытое наблюдение имеет очевидные преимущества потому, что позволяет выявить факты, которые могут быть обнаружены только при участии в жизни предмета исследования. Можно сопоставить то, что говорят исследователю наблюдаемые с тем, что они делают. С помощью открытого наблюдения можно получить достаточно точные данные. Скрытое наблюдение, при котором предмету наблюдения о проведении исследования не сообщают. Многие ученые считают недопустимый подобный подход, называя его «методом обмана» (скрытая камера, фотография). Для анализа полученной информации в процессе наблюдения необходим переход к другим, рациональным методам, чтобы охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Итогом наблюдения является отчет, на основе статистики - анализ данных в числовой форме.

Контент-анализ - количественный и качественный анализ содержания информационных источников. Опрос - методы, получения информации, письменный (анкетирование) и устный (интервью). Кросс-культурный анализ – это научный метод сравнения в какой-либо области. Анализ документов - метод сбора информации, зафиксированной в документах. Тестирование - от английского опыт, проба, метод психологической диагностики на основе типовых тестов. Фокус- группа - метод качественных исследований в социологии. Изучение причины сложившегося отношения к предмету исследования с помощью опроса (интервью). При отборе участников фокус-группы необходимо подбирать незнакомых между собой людей. Тренинг – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат - это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.