Здавалка
Главная | Обратная связь

Обстановка накануне востания



Предыстория событий

Древнееврейское государство Иудея, потерявшее самостоятельность ещё в 586 г. до н.э. после вавилонского завоевания, долгое время переходило из рук в руки могущественных держав. Так с 539 г. до н.э. начинается период персидского владычества, а между 323 г. до н.э. и 198 г. до н.э. Иудея находилась под властью государства Птолемеев. Но в 198 г. до н.э. Иудея переходит под владычество ещё одного эллинистического государства – державы Селевкидов, в процессе борьбы за политическое значение и могущество её правителя Антиоха III Великого с Птолемеями. Иудея тогда вошла в состав сатрапии «Келесирия и Финикия».

Держава Селевкидов (312-63 гг. до н. э.) являлась крупнейшим эллинистическим государством, охватывавшим в эпоху своего расцвета территории Малой Азии, Сирии, Финикии, Месопотамии, Ирана. Объединение в одном царстве таких разнородных областей, многочисленные народности и племена которых имели различные исторические и культурные традиции, естественно порождало стремление отдельных регионов к обособленности и независимости от центральной власти. Поэтому внутренняя политика Селевкидов в той или иной мере была постоянно направлена на нейтрализацию тенденций сепаратизма и укрепление единства державы.

Смелая попытка добиться консолидации идущей к распаду державы была предпринята выдающимся селевкидским правителем Антиохом IV (175-164 гг. до н. э.). Для объединения и укрепления своего разнородного царства он энергично провел целый комплекс реформ, важной составной частью которых стала реформа религиозная: населению державы был предложен культ единого, всеобщего божества — Бога вообще, объединявшего в себе божественность всех почитаемых в державе богов и воплощавшегося на земле в самом Антиохе IV, который официально именовался «Царь Антиох Бог Явившийся (Теос Эпифан)».

Религиозные мероприятия Антиоха IV в различных областях Селевкидской державы принимали различные формы и встречали неодинаковое отношение со стороны местного населения.

Так в Иудее эта политика встретила упорное вооружённое сопротивление. Национально-религиозной особенностью Иудеи являлся монотеизм, предполагавший строгое почитание иудеями единственно бога Яхве и их национальную обособленность под эгидой Яхве. Поэтому правление Антиоха IV стало одним из самых критических периодов в истории Иудеи, поскольку его религиозно-политические реформы в целом и ситуация, созданная в Иудее его сторонниками, являлись прямой угрозой иудейской религии.

Реакцией на деятельность в Иудее Антиоха IV и его сторонников стало начатое в 167 г. до н. э. движение под предводительством Маккавеев, имевшее в своей основе не только религиозные, но и социальные корни и опиравшееся на сельскую и городскую бедноту.

 

Обстановка накануне востания

Конфликт иудеев с Антиохом начался вовсе не по инициативе последнего. В Иудее происходила борьба за влияние в среде священнической знати. В правление Селевка IV Филопатора (187-175гг. до н.э.), предшественника Эпифана, пост первосвященника занимал Ония III, который по свидетельству второй книги Маккавейской[1] был влиятельным и уважаемым человеком. Тогда на его пост посягнул Симон «из колена Вениаминова, поставленный попечителем храма»[2], т.е. не из рода Леви (как известно, духовные посты имели право занимать только левиты – потомки Леви[3]). Его намеренья не увенчались успехом. Но по его пути пошёл брат Онии, Иисус, который взял себе греческое имя Иасон, что может говорить о его эллинофильских взглядах. Когда дошла весть о смерти царя Селевка и о возведении на трон Антиоха Эпифана (175г. до н.э.), Иасон обратился к нему с просьбой назначить его на пост первосвященника взамен на предоставление царю «триста шестьдесят талантов серебра и с некоторых доходов восемьдесят талантов. Сверх того, обещал и еще подписать сто пятьдесят талантов, если предоставлено ему будет властью его устроить училище для телесного упражнения юношей и писать Иерусалимлян Антиохиянами.»[4] Пост первосвященника Иасон получил и тут же начал выполнять задуманное. Возле крепости он построил гимнасий - «училище для телесного упражнения», - активно привлекая к занятиям в нём молодёжь. Иерусалимская знать также активно приобщалась к эллинским обычаям. Также, вероятно, чтобы сблизиться с эллинской властью, Иасон отправил от своего имени на жертву Геркулесу триста драхм серебра в Тир, когда там проходили пятилетние игры и присутствовал сам царь. Деньги эти, правда, по назначению употреблены не были – посланные с ними антиохияне сочли неприличным употреблять их на жертвоприношение, и в итоге они были потрачены на строительство гребных судов.

На этом заискивания Иасона перед Антиохом не заканчиваются. Когда Эпифан отправился с войском в Иоппию против одного из своих политически противников – Аполлония, сына Менесфея, - он остановился в Иерусалиме, «великолепно принятый Иасоном и городом, он вошел при светильниках и восклицаниях»[5]

Тремя годами позже Иасон отправил Менелая (урождённый Ония, сменивший имя на греческое видимо тоже из эллинофильских соображений), брата вышеупомянутого Симона к Антиоху «чтобы он доставил царю деньги и сделал представление о некоторых нужных делах». Менелай же пообещав царю податей на триста талантов серебра больше получил пост первосвященника, принадлежавший Иасону (стоит напомнить, что Симон, а значит и Менелай не принадлежал к левитам, а значит в принципе занимать этот посто не мог). Последний взбежал в страну Аммонитскую. Менелай не исполнил данных царю обещаний и был вызван к ответу. Поскольку Антиох отсутствовал, наводя порядок в других частях империи, Менелай держал ответ перед его почётным сановником Андронником. Менелай похитил из храма часть богатой утвари в качестве взятки Андроннику. С его помощью он устранил бывшего первосвященника Онию, осуждавшего действия своих преемников.

В то время в Иерусалиме произошли волнения из-за разграбления храма. Народ восстал против Лисимаха, поставленного Менелаем за главного на время его отсутствия, и он был убит. По жалобе старейшин на Менелая над ним должен был состояться суд, которого он избежал, благодаря обещанию взятки приближённому к царю Птолемею, сыну Дорименову.

Во время второго похода Антиоха в Египет (168г. до н.э.) прошёл слух о его смерти. Пользуясь этой ситуацией, Иасон с войском возвращается в Иерусалим, в надежде отомстить Менелаю. По сообщению Иосифа Флавия[6] Иасон имел большую поддержку в народе чем Менелай (особенно в свете упомянутых событий и нелевитского происхождения его), и, видимо в мятеже против Менелая народ его тоже поддержал, хотя последнего и поддерживал уважаемый род «сынов Товия». А поскольку Менелай был, можно сказать, поставленным лично царём чиновником, представляющим его интересы в этом регионе, то не удивительно, что Антиох, услышав о безпорядках в Иудее, решил, что это есть восстание против его власти. По возвращению из Египта вошёл в Иерусалим и подверг его жестокому разорению, уничтожив много жителей и разграбив Иерусалимский храм. Антиох взял город без боя, т.к. его приверженцы сами отворили ему ворота, а Менелай лично привёл его к храмовой сокровищнице. Иасон же бежал в Египет.

Поставив своих людей в Иерусалиме и Гаризине, а над ними выслужившегося при разграблении города Менелая, Антиох удалился в столицу. Двумя годами позже в Иерусалим пришёл Аполлоний начальник податей, стратег сатрапии, с двадцатью двумя тысячами войска, по повелению царя «всех взрослых избить, а женщин и детей продавать»[7]. Тот под видом мира вошёл в город и, дождавшись субботы, «велел своим людям вооружиться. Всех, вышедших на это зрелище, он умертвил и, вторгшись с войском в город, избил множество народа»[8]. Как известно из Пятикнижия, евреи обязаны были в субботний день не делать никакого дела[9], что помогло сирийцам разграбить город и вырезать много его жителей, не встретив при этом сопротивления. Тем самым, войска сирийцев без труда разорили город в очередной раз. Многие здания и укрепления города были сожжены и разрушены. Город Давидов, находящийся на Сионе рядом с храмом, в так называемом «нижнем городе», был огораждён крепостной стеной и в нём был размещён сирийский гарнизон, пдоставлявший в последствие сильную «головную боль» иерусалимлянам своими вылазками. Также к нему присоединились, сторонники Антиоха.

Так началась череда больших потрясений для Иудеи. С этого момента на десятки лет эта страна станет территорией борьбы державы Селевкидов за владение этим регионом с восставшим против иноземного владычества еврейским населением. Как видно из происходивших до этого момента событий, череда распрей внутри еврейской знати, представители которой руководствовались своими алчными интересами, переросшая в открытые вооружённые столкновения, заставила Антиоха IV Эпифана обратить внимание на этот неспокойный регион и усмотреть в этих событиях сепаратистские тенденции. Ответом на них послужило силовое вмешательство Антиоха в ситуацию и последующая политика насильственной эллинизации местного населения, о которой пойдёт речь далее.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.