Здавалка
Главная | Обратная связь

Иуда Маккавей во главе восстания



В 166 г. до н.э. Иуда Маккавей возглавил войска восставших Иудеев, продолжая дело отца. Уже в первом серьёзном столкновении против антиохийских властей он одержал победу: он вступил в сражение с войском стратега сатрапии Аполлония (сына Фрасея) и одержал над ним победу. Аполлоний погиб в бою, его меч перешёл к Иуде, восставшим достался провиант разбитых войск.

Следущей была победа иудеев над сирийским военачальником Сироном. Тот подошёл с войском к возвышенности Вефорона (Бет-Хорон) – города в горах находящегося на пути к Иерусалиму не далеко от него в двенадцати римских милях (?) на северо-западе. Там Иуда с уступающим по численности войском внезапно напал на вражеские войска, и эта неожиданная атака повергла их в бегство и унесла жизни восьмисот человек.

В это время Антиох IV Эпифан был вынужден отправиться в восточные пределы страны в поход ради пополнения казны (165 г. до н.э.), и государственные дела легли на плечи Лисия, бывшего стратегом и протархом Келе-Сирии и Финикии, «совоспитанника и родственника царя»[26]. Лисий должен был послать войско в Иудею, чтобы «сокрушить и уничтожить могущество Израиля и остаток Иерусалима, и истребить память их от места того, и поселить во всех пределах их сынов иноплеменных и разделить по жребию землю их»[27]. Видимо, под разделением по жребию подразумевалась раздача земель во временное пользование за военную службу отдельным лицам или полисам и колониям, называемая «клерномией», т.к. в греческом варианте «разделение по жребию» передаётся как раз глаголом, от этого термина производным[28].

Для решения этого вопроса у Лисия в распоряжении была половина всех войск, оставленная Антиохом. На поход против Иудеи Лисий отправил сорока семитысячное войско, семь тысяч из которых – конница. Во главе войска он поставил «Птоломея, сына Дорименова, и Никанора и Горгия, мужей сильных из друзей царя»[29]. Войска Сирийцев расположились на равнине близ Эммаума - ещё одного населённого пункта в 22 римских милях (?)от Иерусалима.

Горгий, взяв отряд в пять тысяч пехоты и одну тысячу конницы, решил ночью атаковать лагерь Маккавея, о расположении которого ему доложили «жившие в крепости» - т.е. либо из гарнизона, всё ещё находящегося в Акре, либо кто-то из перебежчиков. Но Иуда каким-то образом предугадал этот манёвр и ночью покинул лагерь. Более того, он сам напал на лагерь сирийцев под Эммаумом на рассвете с тремя тысячами плохо вооружённого войска, опять застав врасплох не готовые к бою войска. Когда Горгий подоспел к своему лагерю, то пред ним предстала картина охваченного пожаром, покинутого войсками стана и еврейское ополчение находящееся в полной боевой готовности, т.к. и тут Иуда предвидел возможность подкрепления сирийцев и запретил войскам терять боевой порядок ради разграбления вражеского стана. Таким образом, Горгий был вынужден уйти ни с чем. Тогда Иуда обратился на добычу стана, «и захватили много золота и серебра, гиацинтовых и багряных одежд, и великое богатство»[30].

Через год Лисий предпринял ещё один поход против Иудеи, который возглавил лично. В этот раз с шестьюдесятью тысячами пехоты и пятью конницы он подошёл к Иудее со стороны Идумеи и встал у приграничного города Вефсуры (Бет-Цур). Там его настигло десятитысячное войско Иуды, которое обратило его войско в бегство и погубило около пяти тысяч воинов. Лисий был вынужден вернуться в Антиохию, чтобы собрать более сильное войско.

В Иудее наступило затишье. Иуда Маккавей со своим войска вступил в Иерусалим, осадив Акру. Было решено возобновить культовую деятельность храма, избрать священство. В храме были заменены осквернённая «нечистыми» языческими ритуалами утварь, алтарь. В честь «очищения» храма был установлен восьмидневный праздник, начинавшийся «в двадцать пятый день девятого месяца — это месяц Хаслев — сто сорок восьмого года(165 г. до н.э.)»[31], отмечаемый иудеями и по сей день, известный как Ханука. Весьма символично то, что ровно в этот день тремя годами ранее как раз и началось «осквернение» храма Антиохом.

Следующим шагом Иуды было укрепление обороны Иерусалима и пределов Иудеи. Вокруг Сиона была построена цитадель, для её охраны был выделен гарнизон. На границе с Идумеей – наиболее воинственным соседом Иудеи, - был укреплён уже упомянутый город Вефсура.

Соседним народам не нравилось усиление Иудеи, поэтому временное отступление сирийцев не стало для евреев временем для передышки. Соседние народы – идумейцы, «сыны Веана», аммонитяне периодически нападали на еврейские поселения, строили засады на дорогах. Чтобы решить эту проблему, Иуда предпринял ряд поход против соседей

Так он уничтожил упомянутых «сынов Веана» в их поселении (которые были неким разбойничьим объединением, судя по роду их занятий – грабежам [32]). Кроме того Иуда совершил поход против Тимофея, аммонитского предводителя, разбил его и прошёлся по городам страны Аммона.

В то же время в Галааде – исторической области Древнего Израиля на восточном берегу реки Иордан, в котором находилось много эллинистических поселений (т.н. Декаполис), начались преследования еврейского населения. Евреи нашли укрытие в крепости Дафема и попросили Иуду о помощи. Тогда же попросили помощи евреи, проживающие в Галилее – страны, находящейся севернее Иудеи, населённой преимущественно язычниками. Там еврейское население подверглось притеснением со стороны местного языческого населения, городов Тира, Сидона и Птолемаиды.

Иуда принял решение направиться в поход в указанные страны. Своего брата Симона с трёхтысячным войском он отправил в Галилею, а сам с другим братом Ионафаном с восьмитысячным войском пошёл в Галаад. В Иерусалиме за главных он оставил неких Иосифа, сына Захарии и Азарию, повелев им не вступать в военные конфликты. Те повеления не выполили и потерпели поражение от Горгия, когда попытались напасть на город Иамнию, но серьёзных последствий это не принесло. Симон справился со своей задачей, победив вражеские войска и эвакуировав еврейское население, находившееся в Галилеи и Арваттах. Иуда, перейдя Иордан, прошёл трёхдневный путь, и его мирно встретили Навуфи, рассказавшие о злоключениях иудеев в Галааде, о том, что «многие из них заперты в Васаре и Восоре, в Алемах, Хасфоре, Македе и Карнаине … и в прочих городах Галаада находятся в осаде, и что завтра назначено напасть на эти укрепления и взять их и погубить всех их в один день[33]». Иуда пошёл и взял город Восор. Также с тремя отрядами о нанёс неожиданный удар по войскам уже упоминаемого Тимофея, которые осаждали евреев в Дафеме, нанеся им урон в 8 тыс. потерь и заставив Тимофея отступить. Одержав победу, Иуда прошёл далее по стране Галаадской, взяв множество городов.

После своего поражения Тимофей собрал другое войско и встал под Рафоном на противоположном от войск евреев берегу. Из разведки Иуда узнал об этом и также что аравитяне помогают врагу. Тимофей надеялся, что Иуда побоится перейти реку, встанет у неё станом и окажется в ловушке. Иуда же предугадал этот манёвр, решив задействовалть всё войско, переправился через реку и одержал над Тимофеем победу. Тот бежал в Карнаин, но и он был взят Иудой.

Иуда, также как и Симон, эвакуировал местное еврейское население. На обратном пути он был вынужден осадить большой укреплённый город Ефрон, находящийся на пути в Иудею, жители которого не пожелали пропустить иудеев по своей территории.

После этих масштабных походов были предприняты небольшие походы в идумейский Хеврон, Самарию и филистимлянский Азот (Ашдод), находящийся на западе от Иудеи к Средиземному морю.

Антиох Эвпатор

После смерти Антиоха IV Эпифана на царствование пришёл его сын Антиох V Эвпатор в 164 г. до н.э., который воспитывался во время отсутствия отца его наместником Лисием. За своё двухлетнее правление он попытался, если уж не продолжить политику эллинизации, начатую его отцом, то хотя бы восстановить подчинение этого региона селевкидскому престолу.

В это время в Иудее Иуда Маккавей, расправившись с врагами внешними, решил окончательно очистить Иерусалим от врагов внутренних. Как известно, в крепости Акра, находящейся в нижнем городе, всё ещё находился сирийский гарнизон с перебежчиками – евреями-эллинофилами. Как уже упоминалось ранее, этот гарнизон не давал иерусалимлянам покоя своими постоянными вылазками: «находившиеся в крепости теснили Израиля вокруг святилища и всегда старались делать ему зло, а язычникам служить опорою»[34]. Не желая иметь под боком такое «осиное гнездо», Иуда преступил к осаде крепости. Находившиеся в ней евреи-эллинофилы послали к новому царю за помощью. Узнав от пришедших послов о том, как укрепилась Иудея, царь предпринял поход против неё, который возглавил лично. С по истине гигантским войском, что может свидетельствовать о том, насколько серьёзной царь видел ситуацию: «царь … собрал всех друзей своих и начальников войска своего и начальников конницы; пришли к нему и из других царств и с морских островов войска наемные, так что число войск его было: сто тысяч пеших, двадцать тысяч всадников и тридцать два слона, приученных к войне».

Царские войска подошли к Иудее со стороны Идумеи т.е. к крепости в Вефсуре и попытались её осадить. Но ночной вылазкой Иуда сумел уничтожить осадные орудия и отступить в Вефсахару. Утром царские войска пустились в погоню за войском Иуды, разделив их на отряды «к каждому слону по тысяче мужей в железных кольчугах и с медными шлемами на головах, сверх того по пятисот отборных всадников»[35]. Иуда напал на один из таких отрядов, убив около «шестисот мужей». В одном из таких боёв погиб один из братьев Иуды, Элеазар(сын Саварана?), который бросился на одного из слонов, считая, что на нём сидит сам царь. Убитый им слон придавил его же самого. Видя, что враг силён, Иуда был вынужден отступить в Иерусалим. Тогда же сдалась Вефсура, т.к. больше не могла держать осаду из-за истощения припасов. В ней был оставлен царский гарнизон.

Крепость в Иерусалиме, построенная Маккавеем в которой он с войском и укрылся, также подверглась длительной осаде. Но иудеи не могли долго выдерживать осаду, т.к. их припасы тоже подходили к концу. Это объясняется тем, что был седьмой[36] (или субботний) год[37], в который евреи не занимались земледелием. Казалось бы, гибель была неизбежна, но от покорения город спасло внешнее событие: в Антиохию вернулся Филипп, один из «друзей царя», из персидского похода вместе с войском, которого перед смертью Антиох IV Эпифан наделил властью над царством, «и дал ему венец и царскую одежду свою и перстень, чтобы он руководил Антиоха, сына его, и воспитывал его для царствования[38]». Обстоятельства этого завещания Эпифана, почему он переложил эти обязанности с Лисия на Филиппа, не указываются в источниках. Но так или иначе Антиох V Эвпатор был вынужден пойти на заключение мира с Иудой.

Мир был заключён с предоставлением иудеям свободы веры. Таким образом Селевкиды отказались от попыток насильственной эллинизации Иудеи. Но при этом, чтобы хоть как-то предупредить будущие столкновения, Антиох разрушил укрепления в Иерусалиме на правах почти победившего в осаде города. Но как бы не было это условие мира унизительным для иудеев, царские войска всё же отступили в столицу, для разрешения внутриполитических проблем.

Эвпатор вернулся в Антиохию. В которой владел уже Филипп и сумел отбить город. Но всё равно его трон оказался не прочным: через год (162 г. до н.э.) вернулся из Рима сын Селевка IV, Деметрий, который находился там в качестве заложника вместо своего дяди – почившего уже к тому моменту Антиоха Эпифана. Он был отпущен на родину, доказав перед римским Сенатом, что имеет больше прав на престол, чем Антиох Эвпатор. Убив его и регента Лисия, Деметрий воцарился над Сирией, известный как царь Деметрий I Сотер.

К новому правителю пришло посольство от партии евреев-эллинофилов, возглавляемых претендующим на священство Алкимом. Они всё также находились под притеснением со стороны партии ревнителей иудаизма во главе с Иудой Маккавеем и поэтому пришли защищать свои интересы. Тогда царь по их просьбе отправил в Иудею войско, во главе которого был поставлен Вакхид (Бакхид) – один из «друзей царя», крупный царский наместник при Деметрии I. Алкиму же был дан пост первосвященника.

К Иуде с братьями было посольство от пришедших войск, о том, что они пришли с миром. Памятуя о прошлых подобных прецедентах, как, например разорение города Аполлонием, Маккавей этому не поверил. Но к Алкиму и Вакхиду пришло собрание книжников и Асидеев (?)просить мира, считая, что «священник от племени Аарона[39] пришел вместе с войском и не обидит нас»[40]. Алким, обещавший мира, обещание не сдержал: 60 человек из собрания были убиты.

Войско Вакхида и Алкима отошло от Иерусалима к Визефе, деревне неподалёку от города, учинив там жестокую расправу нал жителями. Вакхид тогда отправился к царю, а Алким сумел завоевать Иерусалим. Тогда Иуда прибегнул к старой излюбленной тактике – внезапные нападения на поселения с истреблением вражеских отрядов. Тем самым он вынудил Алкима вернуться к царю за подкреплением. Сирийцы вернулись под предводительством военачальника Никанора. Тот изначально пытался заманить Иуду в ловушку и убить его во время переговоров, но он, предугадав этот замысел скрылся и выступил с войском в сражение против Никанора близ Хафарсаламы[41], в котором одержал над ним победу. Никанор потерял 5 тыс. человек. Он вернулся в Иерусалим и пригрозил уничтожить храм, в случае, если Иуда не будет побеждён, а затем расположился станом в Вефороне. Но Иуда с трёхтысячным войском совершил нападение на войска Никанора и одержал победу. Последний же погиб в бою.

После этого события Иуда фактически возглавляет страну и пытается сделать очень важный политический шаг — заключить союз с римлянами. Посылается делегация из «Евполема, сына Иоаннова, сына Аккосова, и Иасона, сына Елеазарова»[42]. Рим пообещал союз с Иудеей при условии взаимопомощи в войнах.


[1] 2 Мак.3:1,5; 4:1-3,34-37.

[2] 2 Мак.3:4.

[3] Исх 32:25—29.

[4] 2 Мак.4:8,9.

[5] 2 Мак.5:22.

[6] Флавий. Древности, XII,5:1

[7] 2 Мак.5:24.

[8] 2 Мак.5:25-27.

[9] Исх.20:8-11.

[10] 1 Мак.1:41.

[11] 2 Мак.6:1.

[12] Там же.

[13] Самаритяне – народ, населявший территорию бывшего израильского царства после его уничтожения и воспринявший от евреев иудаизм. Самаритяне считали себя, также как и евреи, потомками Авраама. У них также имелся храм, в котором справлялся культ Яхве, и который также, как и Иерусалимский был отдан для справления греческого культа. Только примечательно, что исходя из сообщения Иосифа Флавия, самаритяне сделали это добровольно, боясь, что их постигнет такая же участь как и евреев (Флавий. Древности, XII,5:5.).

[14] 2 Мак.6:2.

[15] Здесь идёт речь, видимо «нечистых» по закону Моисея животных, например свиней (Лев.11:7-8).

[16] 2 Мак.6:4-5.

[17] 1 Мак.1:56-57.

[18] 2 Мак.6:10-11.

[19] 2 Мак.6.

[20] 1 Мак.2:15.

[21] 1 Мак.2:1.

[22] В своей «Иудейской войне» Флавий называет Аппелеса Вакхидом и сообщает, что он прежде этого был поставлен начальником гарнизона Акры (I. 1:2,3), а в «Иудейских древностях» говорит, что царского чиновника, убитого Маттафией звали Аппелес (XII.6:2). Возможно, это несоответствие связанно с тем, что при написании «Древностей» Флавий прибегнул к другим источникам.

[23] 1 Мак.2:27.

[24] 1 Мак.2:44.

[25] 1 Мак.2:45-47.

[26] 2 Мак.11:1

[27] 1 Мак.3:35-36

[28] Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. — СПб.: Алетейя, 2000 г, с .423.

[29] 1 Мак.3:38

[30] 1 Мак.4:23

[31] Примерно в период с конца ноября по начало декабря.

[32] 1 Мак.5:4

[33] 1 Мак.5:25,27.

[34] 1Мак.6:18

[35] 1Мак.6:35

[36] Заповедь, закреплённая законом Моисея(Исх.15:1—7)

[37] 1Мак.6:53

[38] 1Мак.6:15

[39] Основатель первосвященнической династии, брат Моисея.

[40] 1Мак.7:14

[41] Селение на юге близ Иерусалима.

[42] 1Мак.8:17







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.