Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы развития коммуникативных навыков.

1)виды и функции коммуникаций. Основные функции процесса коммуникации состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого его элемента. В отдельных актах реализуются следующие функции, по соотношению которых, условно выделяются: 1) управленческая, сообщения побудительные - убеждения, внушение приказ, просьба; 2) информативная, сообщение информативные - передача реальных или вымышленных сведений; 3)эмотивная, сообщения экспрессивные - возбуждение эмоционального переживания; 4) фатическая, сообщения фактические - установление и поддержание контакта (разговор о погоде); 5) поэтическая – ориентирована на форму высказывания; 6) конативная – ориентация на адресата;7) метафизическая – слова связанные с кодом (не важно каким образом выражаться); 8)конструктивная - формирование мышления индивида и общества; 9) референтная (или отражательная) - функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.

В соответствии с тремя видами трансакций различают, -Фронтальнаякоммуникация - вид коммуникации, при которой трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат».Диалог - вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками. Опосредованная коммуникация - вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему.

2) основные коммуникативные барьеры.

информационно-дефицитный барьер – в случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту. Это м. б. механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль.

эмоциональные барьеры - возникают, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.

социально-культурного различия и барьеры - различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий. Фонетическое непонимание, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи.

стилистический барьер - возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и реципиента и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента. Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, научной речи взрослого.

Логический и психологический барьер непонимания. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

3) вербальная и не вербальная коммуникация. Невербальное общение - это общение без помощи слов, которое часто возникает бессознательно. Оно может дополнять и усиливать словесное общение или ему противоречить, ослабляя его. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, но для достижения нужного эффекта его можно контролировать.

Вербальное общение - процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

4) перцептивная и эмоциональная стороны коммуникации. Первый этап. Он связан с погружением рецепиента в свои мысли, чувства, переживания. Самоосознание и рефлексия свидетельствуют о готовности личности к коммуникации. Собственно коммуникация начинается с чтения текста и его первоначальной рецепции - первоначальное погружение в мир автора и автокоммуникацию. Рецепиент в процессе воздействия на него произведений искусства становится объектом, на который направлена авторская суггестия. На уровне внимания читатель вступает в коммуникацию с автором, следуя его художественной логике, созерцая мир, созданный его творческим воображением, внимая его мыслям и чувствам, постигая его авторскую установку. В поэтических текстах огромную роль для возбуждения внимания читателя играет ритм, звукопись, интонация, и читатель, невольно заряжаясь лирической энергией автора, начинает декламировать текст, стараясь воспроизвести "авторскую партитуру чувств". Овладев вниманием читателя, писатель вызывает у него активное отношение к тексту - соучастие. При этом он может прямо обращаться к нему, вызывая его непосредственную реакцию на изображенное, отраженное в тексте или намекать на что-либо, интриговать, пробуждать ассоциации. Сотворчество читателя обусловлено его жизненным и художественным опытом, развитием его воображения, способностью к ассоциированию, сопереживанию и перевоплощению. Вторая фаза коммуникации начинается с актуализации впечатлений реципиентов и организации пространства диалога. Используются приемы творческих пересказов, выразительного чтения наиболее запомнившихся эпизодов и сцен, интервьюирования, экспресс-вопросов, чтения-комментирования, чтения в ролях, мизансценирования и т.д. Здесь очень сильна рецептивно-эмоциональная сторона коммуникации, установка на погружение в текст, чувства, мысли, смыслы персонажей произведения, воссоздание в воображении картин жизни, созданных писателем, присвоение читателем чужого опыта переживаний и жизни.

5) особенности межличностного восприятия и общения. Важными направлениями этой области исследования традиционно являются: формирование первого впечатления о человеке и различные обусловливающие его факторы; особенности восприятия черт лица; восприятие человека как личности; информационная и регулятивная роль процессов восприятия; оценка поведения человека (вербального и невербального); влияние на восприятие свойств воспринимающего и воспринимаемого, их взаимоотношений, самооценки, прошлого опыта; восприятие человека как значимого другого, взаимопонимание и межличностное притяжение.

Существуют различные механизмы и закономерности, действующие на разных уровнях социальной перцепции.

Это - «эффект ореола", "эффект последовательности", "эффект новизны" и другие феномены, действующие при формировании первого впечатления о человеке, а также: «идентификация", "проекция", "рефлексия", "эмпатия", помогающие глубже проникнуть во внутренний мир человека.

Каузальная атрибуция - это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. “Эффект ореола” в современной массовой коммуникации понимается то “голубое свечение”, которым отличаются телеэкраны и которое как бы передается наиболее часто мелькающим на телеэкране персонам. В традиционной социальной психологии под «ореолом» понимается распространение авторитета, популярности от конкретного лидера или же какого-то обобщенного символа на их наиболее доверенных последователей и сторонников. Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются.

Среди общих закономерностей восприятия обычно отмечают:

· принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воздействий, но при этом создает хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира;

· принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства;

· принцип константности (устойчивости): имеет место сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в меняющихся условиях.

Таким образом, восприятие предстает не как пассивный процесс, при котором мы автоматически реагируем на полученные стимулы, но как процесс активный. Чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации, лишь отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени зависят от нас, воспринимающих этот мир.

Особенности человеческого восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной коммуникации. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникать трудности в ходе межличностной коммуникации. Если позволять насущным интересам, эмоциям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.