Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация анализа продуктов деятельности



Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий:

1. Предварительно четко формулируют цель исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках.

2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка.

3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы.

4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у ребенка мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него.

5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка.

6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой. При этом важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку.

7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью [3, с. 67].

Метод изучения продуктов деятельности имеет достоинства. К ним относятся:

- возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей;

- при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей;

- возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;

- сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности.

Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов . - 2-е изд., стереотип / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 320 с.

2. Мельников, В. М., Ямпольский, Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. - М.: Просвещение,1985.- 309 с.

3. Соколова, Е. Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций / Е.Е. Соколова. - М.: Российское психологическое общество,1999.- 167с .

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.