Организация анализа продуктов деятельности ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий: 1. Предварительно четко формулируют цель исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках. 2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка. 3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы. 4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у ребенка мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него. 5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка. 6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой. При этом важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку. 7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью [3, с. 67]. Метод изучения продуктов деятельности имеет достоинства. К ним относятся: - возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей; - при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей; - возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт; - сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование. Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов . - 2-е изд., стереотип / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 320 с. 2. Мельников, В. М., Ямпольский, Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. - М.: Просвещение,1985.- 309 с. 3. Соколова, Е. Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций / Е.Е. Соколова. - М.: Российское психологическое общество,1999.- 167с .
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|