Здавалка
Главная | Обратная связь

Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление



Реферат

По теме:«Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление, необходимые для этого условия в дошкольном отделении. Развитие саморегуляции через физическую деятельность».

 

 

Подготовила:
Студентка 2 курса очной формы обучения

Черкасова Евгения Александровна

 

Москва, 2015

Оглавление

1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление. 3

2. Направление работы по здоровьесбережению в дошкольном учреждении. 9

3. Развитие саморегуляции через физическую деятельность. 12

Список литературы: 16

 


 

Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление

Здоровье подрастающего поколения является в настоящее время вопросом государственной важности. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – «это когда ничего не болит» - кажущаяся, и до сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

По словам Адама Смита, шотландского мыслителя “…Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием. Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем. Одним словом, благоразумие, направленное для сохранения здоровья считается качеством почтенным”.

Французский философ Клод Гельвеций в своих трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: “Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству”

Таким образом, великие философы – мыслители утверждали, что сам человек, главным образом, должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.

В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности - ее физическое и духовное здоровье. Активно внедряются в учебный процесс новые средства и технологии обучения. Исследователями отмечается, что на всех уровнях образования молодежи отсутствует обучение здоровому образу жизни, выработки навыков его соблюдения, снижена мотивация к адекватному поведению.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое здоровье– текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями. Эти потребности являются механизмом развития человека, и обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое здоровье– уровень роста и развития органов и систем организма , основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье– состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения. Сегодня физиологами и гигиенистами основным фактором риска нарушения здоровья детей и подростков признается стресс, который переживают воспитанники. При этом необходимо ясно осознавать, что вреден не сам по себе стресс, а неспособность воспитанника позитивно пережить отрицательные эмоции. Длительное пребывание в состоянии стресса может послужить толчком к развитию различных патологий, особенно если воспитанник страдает хроническими заболеваниями. Другое свойство негативных эффектных состояний состоит в том, что негативные эмоции могут накапливаться и возможен “аффективный взрыв” из-за повторения травмирующей ситуации или отсутствия внешних раздражителей, на которых негативные эмоции могут получить разрядку.

4. Нравственное здоровье– комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Признаками здоровья являются:

· специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

· показатели роста и развития;

· функциональное состояние и резервные возможности организма;

· наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

· уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ); это понятие положено в основу валеологии (валеология – интегративная наука о формировании, сохранении, укреплении и реабилитации здоровья, о факторах, его определяющих и разрушающих).

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

· отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

· оптимальный двигательный режим;

· рациональное питание;

· закаливание;

· личная гигиена;

· положительные эмоции.

Итак, здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Каким же должно быть учебное учреждение со здоровьесберегающей средой? Это, прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это педагогическая система, в которой должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни воспитанника, реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровье сберегающую деятельность. Способы формирования личностных концепций здоровья, выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях. Создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть учащийся.

Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:

- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;

- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

- созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в ДУУ;

- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.