Здавалка
Главная | Обратная связь

Самораскрытие консультанта и клиента



Иногда во время сессии консультант осознает, что у него самого или кого-то из его бывших клиентов имеется аналогичный опыт и этот человек успешно преодолел трудности и с достоинством вышел из проблемной ситуации. В этом случае консультант нередко сталкивается с соблазном поделиться опытом с клиентом и косвенным способом указать ему путь выхода из тупика. Такие действия консультанта, скорее всего, не будут являться оправданными, потому что нет гарантии, что его собственный опыт или даже, скажем, опыт многих людей, подойдет и окажется полезным именно этому клиенту. Пример консультанта с первого взгляда может показаться клиенту заманчивым, и он последует ему, вместо того чтобы активизировать свои внутренние резервы и использовать свой уникальный опыт для принятия решения.

В некоторых же ситуациях консультант может применять данную технику, но не для указания пути решения проблемы, а как небольшую эмоциональную поддержку, показав клиенту, что он не одинок, что и другие люди были в подобных ситуациях и испытывали аналогичные чувства. Используя технику самораскрытия, консультант демонстрирует клиенту свою искренность, разделяет с клиентом свои чувства и свой жизненный опыт, подает пример ассертивного поведения [Sut-tonJ., Stewart W., 2002].

Давайте рассмотрим следующий отрывок из сессии:

Клиент. Когда я прихожу в 8 «В» класс, у меня дрожат руки и ноги, и я испытываю страх... Их лица... насмешливые... недоверчивые... я чувствую, что они не ждут меня... что они хотят поскорее уйти домой... Я прихожу к ним и тут же теряюсь... и поэтому мне кажется, что еще одно мгновение, и я напрочь забуду все, что собиралась рассказать...

Консультант. Меня тоже одолевало подобное чувство, когда в прошлом году я читал лекцию подросткам (самораскрытие)... но я думаю, что в результате совместной работы мы сумеем справиться с вашим волнением.

В данном отрывке консультант использует самораскрытие для того, чтобы поддержать клиента эмоционально, дать ей понять, что и другие люди могут испытывать подобные чувства в подобных ситуациях. Консультант в краткой форме приводит пример из своей жизни, релевантный проблеме клиента, и тут же продолжает обсуждение, не заостряя внимание на своем примере.

Используя самораскрытие, нужно придерживаться следующих правил:

О использовать данный прием в середине сессии;

О использовать данный прием в качестве эмоциональной поддержки, а не в качестве примера выхода из проблемной ситуации;

D быть предельно кратким;

О после самораскрытия немедленно перейти к обсуждению проблем клиента;

О сохранять фокус на том, о чем говорит клиент, а не концентрировать внимание на используемом примере из опыта консультанта.

Самораскрытие – это сложное, многогранное явление, которому было посвящено более двухсот научных трудов (Watkins, 1990). Оно может быть кратко определено как «техника сознательного, преднамеренного раскрытия клиницистами информации о своей жизни за пределами отношений консультирования» (Simone McCarthy & Skay, 1998, p. 174). Основополагающая работа в этой области принадлежит Сиднею Жорарду (Jourard, 1958, 1964). По Жорарду , самораскрытие заключается в том, чтобы представить себя другому с помощью раскрытия сведений личного характера. Жорард обнаружил, что самораскрытие помогает устанавливать доверие и способствует формированию взаимоотношений консультирования. Взаимному самораскрытию он дал название диадический эффект (Jourard, 1968).

Самораскрытие клиента необходимо для успешности процесса консультирования. Однако самораскрытие консультанта не всегда обязательно. «В каждом конкретном случае взаимоотношений консультанта с клиентом вопрос о самораскрытии консультанта должен решаться отдельно»; при этом необходимо побеспокоиться о том, чтобы степень самораскрытия соответствовала «потребностям клиента» (Hendrick, 1988, р. 423).

Клиенты больше доверяют тем консультантам, которые делятся с ними информацией личного характера (конечно, в разумных пределах). В таких случаях клиент идет на ответное самораскрытие (Curtis, 1981; Kottler et al, 1994). Подростки особенно охотно общаются с теми консультантами, которые демонстрируют «определенную незащищенность и доступность на личностном уровне» (Simone et al., 1998, p. 174). При первоначальном собеседовании консультанты используют специальную форму самораскрытия. Они в письменной форме предоставляют клиентам сведения о себе и о сущности процесса консультирования (в качестве образца подобного документа можно рассматривать контракт, представленный на рис. 5.1). Кроме того, они используют самораскрытие непосредственно в процессе консультирования, особенно в фазах понимания и действия, открывая клиентам уместные в данной ситуации факты своей жизни. Спонтанное самораскрытие может существенно облегчить процесс сближения с клиентом (Doster & Nesbitt, 1979; Watkins, 1990).

Глэддинг С. Психологическое консультирование

. -- 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736с: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.