Окончание последней сессии
Окончание последней сессии проходит так же, как и предыдущие, но, в отличие от них, консультант подводит итог всей проделанной совместной работы. При подведении итогов Дж. Саттон и В. Стюарт [Sutton J., Stewart W., 2002] рекомендуют консультанту во время резюмирования осветить следующие пункты: какие проблемы были затронуты в процессе совместной работы и как они были разрешены; какие цели были поставлены и как они были достигнуты; что способствовало личностному росту клиента, какие открытия были сделаны. Перед подведением итогов или во время него консультант может помочь клиенту перенести полученный опыт в реальную жизнь. В ней-ро-лингвистическом программировании это называется «подстройка к будущему». Осуществляя такую подстройку, консультант может спросить клиента: — «Что вы собираетесь делать, если подобная ситуация повторится снова?» — «Какие стратегии вы собираетесь использовать, если ваши взаимоотношения снова начнут ухудшаться?» — «Что вы теперь будете делать, чтобы не довести ситуацию до нежелательных последствий?» — «Как теперь вы будете реагировать на грубое поведение ваших соседей-подростков?» — «Как теперь вы будете уберегать себя от подобной стрессовой ситуации?» — «Как вы будете действовать теперь, если опять возникнет конфликтная ситуация?» К сожалению, в психологическом консультировании очень трудно оценить степень результативности своей профессиональной деятельности. Что можно считать успехом? Посещение клиентом всех запланированных сессий или желание самому продолжить разрешение ситуации? Четкое следование клиентом намеченному в ходе сессий плану или поиск новых стратегий после окончания совместной работы с консультантом? Трудно дать четкий ответ на подобные вопросы. Но, как бы там ни было, на последней сессии клиент и консультант могут обсудить то, насколько каждый из них удовлетворен проделанной работой и тем, чему они оба научились, что открыли в себе и осознали. Всегда хочется надеяться на «happy end», но в реальной жизни все может быть и иначе. Консультант должен быть готов и к следующим неприятным завершениям проделанной работы: когда клиент, которому мы помогаем, не пришел на следующую сессию и исчез без видимой причины, не дав о себе знать; когда клиент пришел на одну сессию и сказал, что мы помогли ему так, что он больше не нуждается в помощи консультанта; когда мы вынуждены направлять клиента к другому специалисту; когда клиент, с которым мы работали, считает, что мы не оказали ему никакой помощи, и поэтому он перестает посещать нас; когда клиент умирает [Frankland A., Sanders P., 2006]. Как говорилось выше, на начальном этапе обучения мы рекомендуем не планировать число сессий с клиентом, но по мере приобретения опыта и уверенности консультант может начинать оценивать время, которое он предположительно потратит на свою работу. Для начала он может договориться с клиентом, предположим, на 3—4 сессии, предупредив его, что после этого они вместе решат, сколько раз еще необходимо встретиться. Планирование количества сессий дает нам большое преимущество потому, что оно предоставляет как клиенту, так и консультанту уникальную возможность работать в удобном темпе без лишней спешки. Однако не исключена возможность того, что запланированное количество сессий будет сокращено по ряду причин. К таким причинам могут быть отнесены следующие: желание клиента самостоятельно продолжить поиск путей выхода из создавшейся ситуации; нежелание клиента продолжать совместную работу; трудности взаимодействия, с которыми столкнулись обе или хотя бы одна сторона консультационного процесса; невозможность оказания клиенту соответствующей помощи в связи с профессиональными ограничениями консультанта и др. Возможен и такой вариант, что число запланированных сессий будет увеличено по желанию клиента, поскольку завершить консультирующий процесс на той стадии, на которой ему представляется удобным, — это его полное право. Если клиент чувствует, что запланированное число сессий не привело к желаемому успеху и что он готов продолжать дальше, встречи с консультантом продолжаются. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|