Здавалка
Главная | Обратная связь

Расшифровка переноса



Чтобы помочь клиентам осознать свои взаимоотношения с терапевтом, терапевт должен, во-первых, быть достаточно восприимчивым к тому, что намеки на терапевтическую ситуацию, вероятно, будут закодированы, часто в форме ссылок на другие обстоятельства. Во-вторых, время от времени он должен чувствовать происходящее в самой терапевтической ситуации, чтобы знать, на какие стимулы реагирует клиент. Если клиенту кажется, будто на работе его критикуют, терапевт должен пересмотреть последние события в текущей терапии, дабы убедиться, не могло ли какое-нибудь из них навести клиента на мысль о критике его действий. При обнаружении такой возможности терапевту следует тактично и почтительно — насколько это возможно — взяться за расшифровку изложения клиентом этой ситуации. Гилл обращает особое внимание на такт и уважение, напоминая, что клиенты говорят то, о чем они думают, и то, о чем они говорят, составляет для них большую важность. Гилл полагает, что терапевт не станет говорить: «Вам кажется, что это я критикую вас» или «На самом деле, вы говорите, что это я критикую вас». Клиент не говорил этого и не имел это в виду. Лучше, если бы сенситивный терапевт мог сказать: «Я понимаю, что ощущение критики на работе очень беспокоит вас. И мне интересно, нет ли в дополнение к тому, что вы сказали, впечатления, что во время нашей последней сессии вы почувствовали критику с моей стороны»10.

Для аналитиков, делающих упор на повторном переживании, взаимоотношения являются центральными, они формируют возможности нового переживания. По мере того как терапевт поощряет осознание клиентами опыта отношений, клиенты больше осознают и свои изменя­ющиеся и развивающиеся отношения к терапевту. Кроме того, и взаимоотношения как таковые приобретают для них все большую важность. Они становятся микрокосмом жизни клиентов — смущением, способами устанавливать связи, желаниями и разочарованиями, надеждами и тревогами. Ведь, по сути, за время терапевтического часа все другие отношения абстрактны и отдалены. А здесь, в кабинете, существуют только терапевтические отношения, и они, таким образом, доступны для исследования с необычайной глубиной, непосредственностью и силой.

Это означает, что, хотя Гилл и придает значение обсуждению жизни клиента вне терапевтической ситуации, он, в известном смысле, при­писывает такому обсуждению меньшую степень эффективности и пред­почтительности, нежели обсуждению жизни в терапевтической ситуа­ции. А это поднимает такой вопрос: «Правда ли, что многое из того, о чем говорит клиент, на самом деле относится к терапевту?» Гилл мог бы заменить этот вопрос другим: «Верна или неверна эта правда, полезно ли действовать с этим предположением?» И опыт Гилла ведет его к тому, чтобы ответить «да» на этот вопрос.

Поскольку поощрение осознания отношений является очень важным в системе Гилла, давайте рассмотрим несколько примеров:

1. Часто перенос зашифровывается так, как будто речь идет об отношениях с другой личностью. «Мне кажется, я начал доверять своему любовнику немного больше». Терапевт подтверждает, что это важная перемена в жизни клиента, и уделяет этой теме столько времени и внимания, сколько считает полезным. Позже, в подходящее время, терапевт найдет удобную возможность добавить: «Мне кажется, у нас была хорошая сессия на прошлой неделе. Интересно, не являлось ли дополнительным значением ваших слов о своем любовнике то, что вы стали больше доверять мне».

Гилл приводит пример с клиентом, который беспокоился о том, что потерял домработницу. Терапевт наводит клиента на мысль, что он, возможно, волнуется еще о предстоящем перерыве в терапии по причине отпуска терапевта.

Другой из примеров Гилла касается жалоб клиента о жене, предъявляющей к нему неразумные требования. Терапевт вспоми­нает, что совсем недавно он был втянут в переговоры о времени тера­певтических встреч с этим клиентом, а вслух интересуется, не нахо­дит ли клиент его слишком требовательным и неразумным11.

2. Иногда перенос шифруется, приобретая вид другой ситуации: «Вчера вечером я пошел на вечеринку, там была тяжелая и гнетущая атмосфера». Терапевт выражает сочувственное понимание того, как это должно быть неприятно, а затем, когда это представляется уместным, говорит: «Ваш рассказ о вчерашней вечеринке поднимает другой вопрос. В последнее время наши встречи проходили с трудом, скажите, вы не находите нынешнюю атмосферу здесь тоже несколько тяжеловатой?»

3. Перенос может быть также зашифрован в форме выражения беспокойства по поводу того, как другая личность относится к клиенту: «Я действительно хочу знать, как мой начальник относится ко мне. Я не могу оставаться в неуверенности». Терапевт признает, как тяжело и мучительно это должно быть, и после обсуждения начальника может сказать: «Нет ли у вас еще каких-то вопросов о том, какие чувства я испытываю по отношению к вам?»

Обычной последовательностью является первоначальная ссылка на терапевтическую ситуацию, за которой следует описание отношений или обстоятельств вне терапии12. Клиент говорит:

«На прошлой неделе была хорошая сессия. (Пауза.) Мне кажет­ся, теперь я доверяю своему любовнику несколько больше».

«Я действительно не хотел приходить сегодня. (Пауза.) Про­шлым вечером я был на вечеринке, там была тяжелая и напряженная атмосфера».

«Я размышлял на этой неделе о том, что говорю здесь намного больше, чем вы. (Пауза.) Я действительно хочу знать мнение на­чальника обо мне, так как трудно оставаться в неопределенности».

В этих случаях работа терапевта совершается легче, поскольку правдоподобие интерпретаций усиливается переводом всех отношений клиента на перенос.

 

Середина сессии

Основная задача этой стадии - формулирование гипотез касательно природы проблем клиента и их проверка посредством сбора дополнительной информации и применения уместных техник. Если вы получаете необходимую информацию сохраняйте минимум контроля. Если же рассказ клиента малосодержателен, то стоит занять более активную позицию. Не бойтесь проявлять контроль. Клиент нормально реагируют, когда его вежливо прерывают. Порой клиент скатывается на малозначимые темы, или слишком подробно излагает несущественные детали. Хотя иногда такие малозначимые темы могут вывести на значимые области, однако чаще они лишь съедают весьма ограниченное время первой встречи.

Контроль за ходом беседы - это проявление ответственности консультанта. Только лишь слушания, даже самого чуткого, в большинстве ситуаций недостаточно. Проявление активности в ограничении содержания речи клиента и удержание фокуса на определённых жалобах, темах, ситуациях позволяет консультанту формулировать и проверять начальные гипотезы относительно клиента и его проблем, тем самым с максимальной пользой использовать потенциальную возможность их решения.

Когда вы придерживаетесь определённой линии исследования и появляется важная, но не связанная с ней информация, отметьте её про себя и убедитесь, что вы закончили текущую тему, прежде чем перейти к новой теме. Перейти к новой теме можно например следующим образом: “Когда вы говорили о ваших чувствах к мужу вы упомянули о смерти вашей матери и это, как мне показалось, очень важно для вас. Не могли бы вы больше рассказать об этом”. Перед тем как увлечься новой темой важно закончить предыдущую линию исследования. Увлечение новой темой является часто встречаемой ошибкой, которая приводит к спутанному и поверхностному пониманию проблем клиента.

В ситуации резкого перехода клиентом к изложению новой темы прямое проявление контроля со стороны консультанта может выглядеть, например, следующим образом: “Я понял, что это важно для вас, но не могли бы мы вернуться к тому, что вы сказали ранее о ваших проблемах на работе и рассказать о них?”

Представляйте новые темы клиенту, чтобы он понимал куда движется беседа (“Вы упомянули о ссорах с матерью. Поэтому я бы хотел сейчас обратиться к обсуждению вашей семьи и тех проблем, которые связаны с ней. Вероятно мы бы могли начать с вашей матери - не могли бы вы больше рассказать мне о ней?”). Изучайте вместе с клиентом каждую тему: начинайте с открытых вопросов, далее в случае необходимости используете прояснение, отражение чувств, конфронтацию, интерпретацию и другие техники. Использование техник на первой сессии носят характер пробного вмешательства. То, как клиент реагирует на пробные вмешательства консультанта, говорит нам о степени готовности использовать терапевтический потенциал консультирования, то есть тех средств, которые может предложить ему консультант. Как точно замечают Р. Шерман и Н.Фредман “каждую конкретную технику одновременно можно рассматривать и как психодиагностический тест” (цит. по Навайтис. Г. 1999). Откликаемость клиента на пробные вмешательства отражает уровень открытости-закрытости, способность входить в контакт со своими чувствами, умение использовать иную точку зрения для понимания своих проблем, и тому подобные важные факторы при оценки уместности того или иного вида консультирования.

Избегайте жаргона и проясняйте слова и фразы, которые вы не понимаете и которые могут иметь один смысл для вас и другой для клиента. Всегда следует прояснять диагностические и психологические “ярлыки”. Например, если клиент упоминает о депрессии, консультант может сказать: “Вы сказали, что были в депрессии. Не моли бы вы своими собственными словами сказать, что именно вы чувствовали?”.

При проявлении эмоций уместно проявление поддержки и эмпатии, стимулирующее их выражение. (“По-видимому, тогда это вас очень расстроило” или “Это решение, по-видимому, было очень трудным для вас”). Такие высказывания сообщают клиенту, что в отличии от большинства людей, вы способны говорить об их чувствах. Убедитесь, что вы проявляете именно эмпатию, а не симпатию. “Я вижу, как вам трудно говорить об этом” - это эмпатия. А “О боже как же вам не повезло” или “Не знаю как бы я сам справился в этой ситуации” - это симпатия. Проблема с симпатией в том, что она выражает снисходительную позицию консультанта и предполагает смиренную роль клиента. Симпатия часто воспринимается клиентом как проявление жалости. Поэтому если клиент упоминает о жалости следует исследовать не скатились ли вы с эмпатии на симпатию. Эмпатия - это проявление участия одного человеческого существа другому и признание его чувств, а не просто автоматическая реакция симпатии и сожаления. Если же говорить на языке терапевтических интервенций, то для выражения эмоций лучше всего подходят такие техники как отражение чувств (“В вашем голосе слышится разочарование. Вы чувствовали, что преодолели все эти проблемы. и вдруг появляется чувство вины и замешательства”), обратная связь (“У вас на глазах появились слёзы, по-видимому, это очень печалит вас”) и вопросы (Не могли бы вы больше сказать о том, что вас злит?”).

 

Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 224 с.

 

Типы запросов

Типы запросов клиента и способы их трансформации

Под запросом мы понимаем явно выражаемую клиентом просьбу или жалобу, его первое словесное формулирование своих трудностей, в разрешении которых он ожидает найти помощь у психолога. Не всякий запрос позволяет непосредственно перейти к содержательной работе. Ведь задача, адресованная себе и психологу изначально может быть сформулирована как нерешаемая. Поэтому можно говорить о степени конструктивности запроса со стороны клиента. Под неконструктивными понимаются запросы, содержащие предельное обобщение («хочу быть всегда спокойным, научиться никогда не волноваться, никогда не совершать ошибок» и т.п.). Запросы с предельным обобщением связаны с нереалистическими ожиданиями в возможности отказа от изменения и развития, установкой не на решение проблем, а на его избегание. Частой формой такого избегания является перфекционизм, т.е. стремление к первенству и совершенству всегда и во всем, соответствие идеализированным, нереальным нормам.

Перфекционизм, на первый взгляд, выступает как стремление к достижению, но на глубинном уровне выражает постоянную тревожность и мотивацию избегания по типу «если я буду самым совершенным, то никто и ни в чем не посмеет упрекнуть меня и все неприятности обойдут меня стороной».

Другим видом неконструктивного запроса является манипулятивный. Он содержит просьбу о помощи в изменении не самого клиента, а третьих лиц, об управлении другим человеком без его согласия. Такой запрос встречается часто и связан с распространенными иллюзиями о психологе как специалисте по построению разнообразных «хитростей» в манипулировании другими людьми. Встречаясь с подобным запросом, нужно сообщить клиенту, что нельзя решать проблемы третьих лиц заочно. Мы можем только помочь клиенту решить его проблемы, возникающие в связи с отношениями с этими третьими лицами.

Исключение составляет запрос родителей относительно ребенка с тяжелыми поведенческими и психическими нарушениями, поскольку родители обычно продолжают нести ответственность за таких детей, по крайней мере, до их совершеннолетия, а их собственные ресурсы взаимодействия с таким ребенком полностью исчерпаны.

Манипулятивный запрос возникает в тех случаях, когда человеку бессознательно хочется сохранить иллюзию всемогущества в отношении третьих лиц, уверенность в том, что существуют такие варианты его поведения, которые могут изменить в желательном направлении поведение других людей. Эта иллюзия широко распространена, поскольку позволяет снизить тревожность и сохранить надежду на контроль ситуации в объективно неопределенных условиях. Варианты этого запроса показаны в табл.

 

Таблица : Манипулятивный запрос

Варианты запроса   Типы высказываний   Процедуры работы психолога
Управление отношениями другого «Как сделать, чтобы он (она) захотел.., почувствовал.., относился.., поступил.., сделал...», Трансформация запроса в конструктивную форму,   интерпретация,   помощь в осознании личных проблем и трудностей обратившегося за психологической помощью
Управление желаниями другого «Заставьте его (ее).., скажите ему (ей)...», «Повлияйте на него (нее)...» Трансформация запроса в конструктивную форму,   интерпретация,   помощь в осознании личных проблем и трудностей обратившегося за психологической помощью
Управление поведением другого   Трансформация запроса в конструктивную форму,   интерпретация,   помощь в осознании личных проблем и трудностей обратившегося за психологической помощью
Управление эмоциями другого   Трансформация запроса в конструктивную форму,   интерпретация,   помощь в осознании личных проблем и трудностей обратившегося за психологической помощью
Управление психологом    

 

Конструктивные запросы:

Запрос об информации встречается в нашей культуре достаточно часто. В известном смысле это связано с объективным недостатком психолого-педагогической информации у населения. Чаще всего его предъявляют подростки, обладающие в силу возраста ограниченными знаниями и жизненным опытом. Люди, оказавшиеся в новых для них, необычных жизненных условиях, также могут предъявить этот запрос, особенно если их близкие тоже не обладают опытом решения подобных проблем. Это типично для периода быстрых социальных изменений.

И, наконец, третья группа лиц с таким запросом, — это родители, интересующиеся соответствием своих детей возрастным нормам развития, а также его прогнозом и возможностями коррекции. Предоставляя клиенту необходимую информацию, психологу следует стремиться избегать долженствования в своих рекомендациях, помня о вероятностности любого прогноза и оставлять возможность выбора вариантов действия за самим клиентом. Тем не менее, психологу стоит в ряде случаев (например, при патологических формах обращения родителя с ребенком) открыто заявить о том, к каким последствиям это может привести. Возлагая ответственность на клиента, ему можно сказать, что когда эти последствия возникнут, он не будет иметь право сказать, что не знал, к чему это приведет, а, стало быть, сознательно выбрал такое свое поведение вместе с его последствиями.

Характеристика запроса об информации дана в табл.

 

Таблица: Запрос об информации

  Варианты запроса   Типы высказываний   Процедуры работы психолога
Запрос о границах нормы «Нормально или нет..?, «Можно ли в таком возрасте начать.., отказаться..?», Библиотерапия, совет, информирование о возрастных и иных нормах, разъяснительная психотерапия, психодиагностика
Запрос о возможностях психологического изменения и его прогнозе «Можно ли его (ее) учить.., требовать.., разрешать.., запрещать в таком возрасте, состоянии, после таких событий..?», «К чему может привести..?» Библиотерапия, совет, информирование о возрастных и иных нормах, разъяснительная психотерапия, психодиагностика

 

Запрос о помощи в самопознании также характерен для подростков и отражает возрастные закономерности их развития. Часто его возникновение провоцируется проблемами профориентации («какие у меня способности?») и трудностями общения со сверстниками. Взрослые также предъявляют его в кризисных жизненных ситуациях, требующих пересмотра отношений к себе, своих установок и взглядов, переструктурирования Я- концепции. Нередко этот запрос возникает при внезапном тяжелом соматическом заболевании (рак, ишемия и др.). Это связано с адекватной интуицией клиента о том, что ему необходимо произвести некоторые изменения в понимании себя и окружающих. Наиболее естественно он может возникать у религиозных людей, связывающих болезнь с какими-то своими ошибками и неправильными решениями.При работе психолога с таким запросом следует стремиться к тому, чтобы растущее самопонимание клиента носило позитивный характер и не вылилось в самобичевание и самообвинение. Так же, как и в предыдущем случае, клиенту можно порекомендовать соответствующую литературу.

Характеристика этого запроса дана в табл.

 

Таблица : Запрос о помощи в самопознании

 

Варианты запроса   Типы высказываний Процедуры работы психолога
Запрос об определении способностей «К чему я способен..?», «Какой у меня характер?», «Помогите разобраться в себе...», «Почему это случилось со мной?» Психодиагностика, анализ жизненного пути, семейного сценария, родительских директив, анализ психодинамики когнитивных процессов, эмпатическое слушание, библиотерапия
Запрос о структурировании Я-концепции «К чему я способен..?», «Какой у меня характер?», «Помогите разобраться в себе...», «Почему это случилось со мной?» Психодиагностика, анализ жизненного пути, семейного сценария, родительских директив, анализ психодинамики когнитивных процессов, эмпатическое слушание, библиотерапия
Запрос о помощи в самопринятии и самопонимании   Психодиагностика, анализ жизненного пути, семейного сценария, родительских директив, анализ психодинамики когнитивных процессов, эмпатическое слушание, библиотерапия

 

Нередко обращение к психологу с запросом о помощи в саморазвитии. Это касается стремления научиться новым навыкам (познавательным, коммуникативным и т.д.) и формам поведения, а также желания отказаться от старых навыков и их замены чем- то конструктивным. Наличие такого запроса у взрослого человека — благоприятный прогностический признак, и в распоряжении психолога должно быть достаточно средств удовлетворения этого запроса. Вероятность его также вырастает в период быстрых социальных изменений, когда люди вынуждены менять стиль жизни, работу, обучаться новым профессиям. Также благоприятным признаком является возникновение такого запроса у пожилых людей, которые, возможно, не могли удовлетворить его раньше. Часто эти люди не находят взаимопонимания среди ближайшего окружения в связи со своими новыми устремлениями, поскольку окружению выгодно ожидать от них исполнения привычной роли «пенсионера» или «бабушки» («тебе уже поздно учиться, заниматься абстракциями» и т.д.). Для пожилых наиболее показано включение их в групповые формы психологической помощи, включающие разновозрастный контингент. Характеристика и варианты запроса о помощи в саморазвитии даны в табл.

 

Таблица : Запрос о помощи в саморазвитии

Варианты запроса Типы высказываний   Процедуры работы психолога
Развитие когнитивных способностей Помогите научиться общаться», «Помогите улучшить память, внимание.., развить способности к математике», «Научите управлять своими эмоциями» Анализ поведения, выработка новых навыков и паттернов, утешение неконструктивных реакций, развитие навыков саморегуляции, самообучения, работа с образами, библиотерапия
Развитие коммуникативных навыков Помогите научиться общаться», «Помогите улучшить память, внимание.., развить способности к математике», «Научите управлять своими эмоциями» Анализ поведения, выработка новых навыков и паттернов, утешение неконструктивных реакций, развитие навыков саморегуляции, самообучения, работа с образами, библиотерапия
Развитие навыков саморегуляции Помогите научиться общаться», «Помогите улучшить память, внимание.., развить способности к математике», «Научите управлять своими эмоциями» Анализ поведения, выработка новых навыков и паттернов, утешение неконструктивных реакций, развитие навыков саморегуляции, самообучения, работа с образами, библиотерапия

 

Особым видом запроса является запрос о трансформации (в смысле, характерном для традиции аналитической психологии К.Г. Юнга). Он включает в себя потребность человека начать жить «с чистого листа», отказавшись от жесткого детерминизма свой личной истории, осознать новый смысл жизни, отделить в себе свое подлинное от чуждого и наносного.

Такой запрос характерен для людей, столкнувшихся с кризисом середины жизни (второй половины жизни). Этот кризис несет в себе огромный жизненный потенциал самоизменения. Часто эти люди, а нередко и сами психологи, находятся под влиянием «деградантной» концепции возрастного развития («жизнь делится на две половины сначала — подъем, потом — спад). Они могут испытывать чувство вины за «неадекватность возрасту» своих новых устремлений («увлекся философией и ищу смысл жизни, как подросток»). Конструктивными формами работы психолога здесь будут те, которые включают элементы традиционных и современных духовных практик (психосинтез, логотерапия, Наука Разума, Эмпауэрмент, медитативные и телесно-ориентированные практики и др.).

Следует помнить, что кризис середины жизни нормален, а не патологичен. Патологично стремление его избежать и «протащить» во вторую половину жизни стереотипы и установки первой, отказываясь от ответственности за собственную зрелость. Характеристика этого запроса дана в табл.

 

Таблица : запрос о трансформации

Варианты запроса   Типы высказываний   Процедуры работы психолога
Экзистенциальный запрос «Хочу найти новый смысл в жизни» Психоанализ, логотерапия, трансактный анализ, психосинтез, медитативные техники, эмпатическое слушание, библиотерапия
Помощь в освобождении от прежнего жизненного сценария «Хочу стать другим человеком — я устал от самого себя», «Хочу освободиться от груза прошлого и начать новую жизнь», Психоанализ, логотерапия, трансактный анализ, психосинтез, медитативные техники, эмпатическое слушание, библиотерапия
Помощь в достижении личностной целостности «Хочу обрести внутренний стержень, быть в мире с самим собой» Психоанализ, логотерапия, трансактный анализ, психосинтез, медитативные техники, эмпатическое слушание, библиотерапия

 

Наиболее часто в психологическом консультировании встречается запрос о снятии симптома. Под термином «симптом» понимается любое психологическое, телесное или психосоматическое нарушение, беспокоящее человека и являющееся знаком более глубокой проблемы. Сюда мы относим и энергетические нарушения, типа хронической усталости и переживания «нехватки сил». Как правило, клиент рассматривает симптом достаточно изолированно, не улавливая глубинной его связи с разными сторонами своего существования. В ряде случаев клиент устанавливает упрощенные или примитивные причинно-следственные связи типа «все причины — в переутомлении, перенесенном гриппе и т.п.».

 

Запрос о снятии симптома может быть удовлетворен непосредственно, например посредством техник НЛП. Так, если человек испытывает страх перед начальником, то тогда работают именно с этим страхом, не вникая в личную историю клиента и историю развития симптома. Работа с запросом о снятии симптома может быть осуществлена и другим способом, через осознание психологических источников и функций симптома. Это приведет к построению новых схем поведения и самоосознания и, возможно, к появлению новых конструктивных запросов к психологу.Любой симптом всегда является решением психологической проблемы человека, пусть и не самым удачным. Он выступает свидетельством того, что человек, во всяком случае, проблему решал, пускай и неосознанно. Поэтому симптом всегда защищает человека от необходимости осуществлять поведение, которое ему представляется безрезультативным или безуспешным, освобождает от ответственности за ряд аспектов свой жизни и по-новому организует отношения с окружающими людьми.

Игнорирование этих функций симптома может привести к серьезным ошибкам в консультировании. Например, в приведенном выше примере страха перед начальником этот симптом может скрывать за собой совершенно различные проблемы. Общие варианты запроса даны в табл.

 

Таблица:Запрос о снятии симптома

Варианты запроса Типы высказываний Процедуры работы психолога
Жалобы на эмоциональные нарушения «Хочу избавиться от страхов (темноты, мышей, высоты, воды, публичных выступлений), вспышек гнева, агрессии, тревожности...» Интерпретация психологического смысла симптома, условий, поддерживающих симптомообразование, работа с образами, помощь в завершении старой реакции и формировании новой. Развитие способностей к самоподдержке и опоре на свои подлинные желания
Психосоматические симптомы «избавиться от энуреза, ожирения, бессонницы, заикания..», Интерпретация психологического смысла симптома, условий, поддерживающих симптомообразование, работа с образами, помощь в завершении старой реакции и формировании новой. Развитие способностей к самоподдержке и опоре на свои подлинные желания
Коммуникативные трудности «Не могу общаться с начальником (женщинами, детьми, мужчинами)» Интерпретация психологического смысла симптома, условий, поддерживающих симптомообразование, работа с образами, помощь в завершении старой реакции и формировании новой. Развитие способностей к самоподдержке и опоре на свои подлинные желания
Когнитивные нарушения «Не могу сконцентрироваться.., забываю все, что учу», Интерпретация психологического смысла симптома, условий, поддерживающих симптомообразование, работа с образами, помощь в завершении старой реакции и формировании новой. Развитие способностей к самоподдержке и опоре на свои подлинные желания
Энергетические проблемы «Нет сил» Интерпретация психологического смысла симптома, условий, поддерживающих симптомообразование, работа с образами, помощь в завершении старой реакции и формировании новой. Развитие способностей к самоподдержке и опоре на свои подлинные желания

 

Психологическая динамика клиента с запросом о снятии симптома

Литература :

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. –208 с.

Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему…: Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. – М.: А.П.О., 1995. – 48 с.

Меновщиков И.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд., стереотипное. М.: Смысл, 2000. – 109 с.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье / пер. с англ. М.Будыниной, Г.Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, 256 с.

Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии / пер. с англ. –СПб.:Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, 768 стр.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.