Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные представления о назначении финансов как экономической категории



Финансовые отношения охватывают две сферы экономических денежных отношений:

1) Опосредствующих кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий разных форм собственности и домашних хозяйств;

2) Связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, которые аккумулируются в бюджетной системе.

Финансам присущи следующие общие черты:

1) Как экономическая категория они тесно связаны с процессом производства, который существует в разных экономических формациях;

2) Непосредственно связаны с товарно-денежным отношениями и государством;

3) Это стоимостная (денежная) категория;

4) Осуществляют распределение (на стадии макроэкономики) ВВП и НД;

5) Находят выражение в реальных денежных фондах, совокупность которых составляет финансовые ресурсы.

Сущность финансов, как и каждой экономической категории проявляется в их функциях. В экономической науке нет единого мнения о количестве функций. Считается, что финансы выполняют всего две функции, распределительную и контрольную. Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов (регулирующая, стимулирующая и воспроизводственная).

Распределительная функция. Эта функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне – государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:

1) Формирование фондов денежных средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне – централизованные средства государства;

2) Распределение денежных фондов через финансовые инструменты. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизаций) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

3) Использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне – улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны.

В результате распределения ВВП и НД создаются доходы общества.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. В сфере материального производства к первичным доходам относятся:

1) Прибыль предприятий;

2) Отчисления в социальные, внебюджетные фонды;

3) Доходы работающих.

Формирование первичных доходов материального производства – это начальный этап распределения, обусловленный законами товарного производства. Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов.

Необходимость перераспределения НД связана: 1) с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; 2) с наличием двух сфер – производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается НД); 3) существованием различных социальных групп населения.

Перераспределительный процесс ВВП и НД осуществляется прежде всего через финансы. При этом используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. В результате перераспределения формируются общегосударственные фонды – бюджеты всех уровней и внебюджетные социальные фонды. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить лиц, не занятых в сфере материального производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участвовать) в трудовом процессе.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики) в пользу наименее обеспеченных слоев населения страны.

Таким образом, распределительная функция финансов позволяет:

1) Образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства;

2) Образовывать не просто денежные фонды, а фонды целевого назначения;

3) Осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между сферами и социальными группами; создавать необходимые резервы, как на уровне предприятий, так и государства.

Контрольная функция. Финансы, связанные с движением денежной формы стоимости ВВП, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс. Сущность финансового контроля – сообщать обществу о всех неполадках в экономико-денежных отношениях. Контрольная функция, наглядно представляющая воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и НД. в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса.

Контрольная функция финансов проявляется:

1) До наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;

2) В процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;

3) В процессе подведения итогов, составления оценок исполнения денежных фондов.

Контрольная функция реализуется через:

1) Финансово-хозяйственный контроль на отдельных на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;

2) Финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;

3) Кредитно-банковский контроль , при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

На микроуровне (предприятие) – эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.

Стимулирующая функция.

Данная функция финансов позволяет государству с помощью различных финансовых рычагов оказывать воздействие на развитие предприятий и целых отраслей в необходимом обществу направлении. Такими рычагами воздействия на экономические процессы являются:

1) бюджет, средства из которого выделяются на развитие конкретной отрасли или объекта;

2) цены и тарифы, которые и в условиях рыночной экономики позволяют государству оказывать влияние на финансовое состояние компаний через государственное вмешательство в механизм ценообразования;

3) налоги, которые как наиболее мощный финансовый инструмент позволяют при низком уровне стимулировать производство, а при чрезмерно высоком – тормозить его;

4) экспортно-импортные пошлины, которые за счет низкого, льготного или высокого уровня делают экспортно-импортные операции разновыгодными.

Одновременное воздействие нескольких финансовых рычагов многократно усиливает эффект на развитие производства.

Воспроизводственная функция.

Обеспечивает постоянство кругооборота средств, как в рамках страны, так и в рамках каждого предприятия.

К этой функции финансов относится регулирование темпов и пропорций развития экономики, изменений ее отраслевой и территориальной структуры, финансы способствуют воспроизводству отраслей непроизводственной сферы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.