Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль финансов в расширенном воспроизводстве



Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и увеличение производственных фондов, рост ВВП и его главной части - национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит и финансам предприятия, и финансам государства.

В условиях административно-командной системы государство занимало решающую роль в распределении материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов. Это давало определенные положительные результаты. Во второй половине 20 столетия такая система перестала себя оправдывать.

Финансовая эффективность использования ресурсов становится крайне низкой, что выражалось в огромном незавершенном строительстве, увеличении объема неустановленного оборудования, снижении качества строительно-монтажных работ. Полное огосударствление хозяйства вызвало масштабную монополизацию производства и сбыта продукции, которое нарушило сбалансированность национального хозяйства.

Подрывались принципы коммерческого расчета: средства высокорентабельного предприятия передавались в пользу убыточных. Финансовые права хозяйствующих субъектов резко ограничивались. Инвестиционная деятельность ослаблялась кризисом неплатежей. За все последнее десятилетие (1991 – 1998 гг.) инвестиции в основной капитал ни разу не достигли в сопоставимых ценах предыдущего года.

Финансовые отношения как на микро-, так и на макроуровне не отвечает требованиям роста процесса производства.

Финансовые отношения предприятий характеризовались следующими чертами:

1) Относительно низкие темпы роста прибыли в связи с нестабильностью экономического развития;

2) Сравнительно низкий уровень амортизационного фонда, несмотря на ежегодную переоценку основных фондов;

3) Сокращение размера оборотных средств в связи с отсутствием регулярной реализации товаров и оказания услуг;

4) Слабое развитие фондового рынка, который оказался неспособен пополнить дополнительным капиталом предприятия;

5) Банковские ресурсы остаются дорогими и достаточно краткосрочными.

Граждане РФ смогли слабо поддержать инвестиционный процесс в связи с относительно невысокими доходами населения. Так, доля населения с денежными доходами выше прожиточного минимума составила в 2012 г. 29,9%, а к 2013 г. эта доля повысится только до 30%. Следовательно, широкое участие отдельных граждан своими средствами в капитальных затратах страны почти не исключалось.

Государственная инвестиционная деятельность осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов, также имеет тенденцию к сокращению. Общий объем уменьшения бюджетных ресурсов на капитальные затраты обусловлен прежде всего огромным дефицитом не только федерального, но и регионального бюджетов и значительными средствами, которые государство направляет на управление госдолга и вновь на ведение локальных военных операций.

Нежизнеспособность подобной системы, ее невосприимчивость к достижению научно-технического прогресса требовали коренных перемен в экономике. 90-е годы ознаменовались началом рыночных реформ, перестройкой финансовых отношений на всех уровнях. Изменения затронули как финотношения предприятий, так и финансовые отношения государства.

Финансовые отношения предприятий к началу нового столетия стали приобретать более устойчивый, стабильный характер.

Появлялись самостоятельные предприятия разных форм собственности, которые все больше основывались на принципах самофинансирования, самоокупаемости и материальной ответственности. Постепенное укрепление экономических позиций с конца 90-х гг. создало определенные возможности предприятиям увеличения собственных финансовых ресурсов (доходов, амортизационного фонда, устойчивых пассивов), так и мобилизованных на рынке для осуществления проведения самостоятельной инвестиционной политики. В целом кривая капиталовложений предприятий, хотя и медленно, начинает ползти вверх.

Серьезные изменения произошли и в области государственной инвестиционной политики. Перестройка экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе роста жизненного уровня народа потребовало расширение права на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития.

Качественные изменения в инвестиционной политике нашли свое отражение в федеральном бюджете РФ на 2012 г., эти изменения осуществляются в следующих направлениях:

1) Дальнейшая децентрализация инвестиционного процесса на основе многообразных форм собственности с уклоном повышения роли собственных источников накопления предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

2) Выделение средств из бюджета приоритетным отраслям национального хозяйства, в первую очередь энерготопливному комплексу и закрытым административно-территориальным образованиям;

3) Предоставление средств из бюджета преимущественно на условиях платежности и возвратности, в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

4) Расширение практики долевого государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

5) Активное привлечение иностранных капитальных вложений.

Некоторое улучшение финансового положения Российского государства для инвестиционного роста сыграло благоприятное увеличение цен на энергоресурсы 21 столетия и некоторое обесценение заработной платы и налоговых платежей.

В настоящее время Государственная Дума приступила к обсуждению экономической программы Правительства, разработанной Центром стратегических разработок во главе с Германом Грефом. Программа предусмотрена на 10-летний период. Первый этап должен охватить 1,5 года под названием «Россия: политика, экономика, власть». На этом этапе формируется законодательная база бюджетной реформы, включая налоговую реформу, разграничение полномочий всех уровней бюджетной системы, инвентаризация бюджетных расходов, реализация Бюджетного кодекса и ускоренное завершение перехода на казначейскую систему.

На втором этапе – 2010 г. – предполагается трансформация социальной защиты, обеспечение прозрачности бюджетной системы, максимальная консолидация внебюджетных фондов.

В течение третьего этапа – 2011 – 2012 гг. – должен произойти переход к новой структуре бюджетных расходов, характеризующейся низкой долей субсидий экономики и высоким объемом социальных обязательств.

Четвертый этап – 2013 – 2014 гг. – означает переход к новому распределению полномочий бюджетов, дополнительное снижение налогового бремени.

Одновременно предусматривается удвоение расходов на здравоохранение, просвещение и социальное обеспечение. Причем эти расходы следует рассматривать как инвестиционные вложения, вызванные требованием научно-технической революции. Быстрая количественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, отсюда непрерывный рост расходов на эти цели.

Причем социальные льготы и субсидии должны предоставляться лицам с доходом ниже прожиточного минимума и выделяться по категориям граждан, адресно, лично, с учетом реального материального положения. Для семей с уровнем потребления выше прожиточного минимума вводится платное образование и платное здравоохранение. Отменяются все льготы, в т.ч. и по жилищно-коммунальным платежам для сотрудников силовых структур.

В то же время предполагается стимулировать малый бизнес, который замучен ныне регистрацией, лицензированием.

Для того, чтобы налогоплательщики исправно платили налоги, государство должно изменить отношение к своим обязательствам, защищать на деньги, полученные от налогоплательщиков, собственников, охранять правопорядок.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.