Здавалка
Главная | Обратная связь

Отдел работы с налогоплательщиками



 

По мере оснащения государственных налоговых инспекций средствами вычислительной техники учет, контроль и составление отчетности о поступлении налогов и других платежей в бюджет автоматизируются. В рамках автоматизированной информационной системы налоговой службы создаются автоматизированные рабочие места работников по учету налогов государственной налоговой службы, которые обеспечивают оперативный учет поступления налогов и других платежей в бюджет, ведение лицевых счетов плательщиков, снабжение справочной информацией по всем предприятиям и организациям - плательщиков, находящихся на территории региона, и составление отчетности.

Работниками отделов по учету налогов и других обязательных платежей (отделы по учету и отчетности) ведутся реестры, книги и журналы учета, карточки лицевых счетов плательщиков и составляется отчетность, утверждаемая приказом Госналогслужбы России на каждый отчетный год в установленном порядке. Работник отдела по учету и отчетности отвечает за правильность ведения учета и составления отчетности, осуществляет контроль за обоснованностью возвратов (или зачетов) средств из бюджета, а также несет ответственность за сохранность первичных документов. Карточки лицевых счетов предоставляются только правоохранительным органам и органам налоговой полиции по официальному запросу в связи с возбуждением уголовного дела или проведением проверки в порядке статьи 109 Налогового кодекса РФ. Карточки лицевого счета предоставляются так же в ходе проверок налоговых органов вышестоящими или контролирующими органами в период осуществления проверки.

Принципы учета начисленных и поступивших сумм налогов и других платежей, а также исправление выявленных ошибок, изложенные далее, сохраняют свое значение в полном объеме в условиях автоматизированного учета доходов.

При ведении карточек лицевых счетов налогоплательщиков в автоматизированном режиме на 1 января каждого года делается копия всей информационной базы данных за год на машинные носители и хранится в течение шести лет. Карточки лицевых счетов всех налогоплательщиков за год распечатываются и хранятся в течение пяти лет. По окончании указанного срока хранения эти материалы сдаются в архив налоговой инспекции, где по истечении одного года уничтожаются. В течение года делаются резервные копии информационной базы данных на каждое первое число месяца на машинные носители и хранятся в течение текущего года. В конце рабочего дня, после разноски в лицевые счета начисленных и поступивших сумм платежей делается резервная копия информационной базы данных за день на магнитные носители и хранится в течение двух дней.

Учет начисленных к уплате сумм в лицевых счетах плательщика осуществляется на основании следующих документов:

1. справки об авансовых взносах по налогу на прибыль;

2. уточненные справки об авансовых взносах по налогу на прибыль;

3. налоговые декларации (расчеты) (приложение!) налогоплательщиков о платежах в бюджет, представляемые в установленные законодательством сроки;

4. дубликат патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектом малого предпринимательства;

5. расчет единого налога с совокупного дохода (валовой выручки) субъекта малого предпринимательства, и расчет по единому налогу с вмененного дохода;

6. уточненные декларации (расчеты);

7. решения по актам выездных проверок;

8. решения по результатам камеральных проверок;

9. постановления по делам об административных правонарушениях.

Начисленные к уплате суммы налогов и других платежей отражаются в лицевых счетах плательщиков на основании выше перечисленных документов. На всех документах о начислении платежей указывается дата произведенной записи и ставится подпись лица, производившего эти записи.

При наличии сети автоматизированной связи между отделами, начисленные и доначисленные суммы налогов (платежей) из функционального отдела передаются в отдел учета и отчетности по сети с выводом на печать.

После разноски начислений по лицевым счетам на налоговом расчете делается отметка, что начисление произведено.

При подсчете общей суммы начисленных к уплате налогов, пеней и налоговых санкций по текущему году, указанные перерасчеты включаются в начисления текущего года. Начисление (сложение) пеней на доначисленную (уменьшенную) сумму производится со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога или сбора за соответствующий период (срок уплаты, для первоначального расчета).

Сальдо расчетов с бюджетом по состоянию на 1.01 текущего года изменению не подлежит, а начисленные к уменьшению или к доплате суммы за предыдущие годы, в том числе и по пеням, которые подлежат пересчету по измененным расчетам, проводятся в лицевом счете по дате представления уточненных расчетов в налоговый орган.

Документы об уплате зачете или возврате платежей, предоставляемые кредитными организациями, органами федерального казначейства, финансовыми органами и налогоплательщиками:

1. дополнительное платежное поручение, представленное налогоплательщиком в налоговый орган с отметкой кредитной организации о дате списания средств с расчетного счета налогоплательщика и выписка лицевого счета из банка;

2. копии платежных поручений налогоплательщика на перечисление средств в бюджет, полученные из органов федерального казначейства и финансовых органов с отметкой кредитной организации об исполнении платежного поручения налогоплательщика;

3. копии квитанций банков об уплате, если налоговые платежи осуществляются

4. наличными денежными средствами через их отделения;

5. копии инкассовых распоряжений, выставленных налоговыми органами;

6. полноформатные электронные документы, имеющие юридическую силу в случае, если в регионе применяется система электронных платежей;

7. мемориальные ордера о частичной уплате;

8. почтовые извещения;

9. объявление (ордер) об изъятии наличных денежных средств с указанием в реквизите «назначение взноса» наименование налога, срока уплаты, даты и номера об изъятии наличных денег налоговым инспектором;

10. исполненные заключения по форме N21 о зачете или возврате платежей;

11. документы, подтверждающие проведение различных видов зачетов по федеральному бюджету, доведенные Госналогслужбой России или Минфином России;

12. документы о взаимозачетах по бюджету субъекта РФ;

13. уведомления о проведенных зачетах (перерасчетах). У индивидуальных предпринимателей, имеющих идентификационный номер, отражение зачисленных в бюджеты сумм платежей также производится на основании вышеназванных документов.

Записи о поступлении платежей в карточках лицевых счетов должны проводиться отделами учета и отчетности не позднее трех рабочих дней с момента получения платежных документов. Проводка в лицевые счета поступивших в бюджет (внебюджетные фонды) сумм производится только после проверки полученных из кредитных организаций, органов федерального казначейства и финансовых органов выписок сводных реестров и приложенных к ним платежных документов. На всех платежных документах после проводки в лицевые счета делается отметка об исполнении.

Работник отдела учета и отчетности должен проверить правильность зачисления налогов и отнесения выплат на соответствующие подразделы Классификации доходов бюджетов РФ и соответствие указанных статей и подстатей классификации, на которые следует перечислить названный в платежном документе налог (платеж).

При ошибочном указании подраздела, статьи и подстатьи, либо в случае ошибочного зачисления по другому бюджету, налоговые органы на следующий день после выявления ошибки, направляют органам федерального казначейства или финансовым органам письменное уведомление (вместе с платежными документами) о необходимости сторнирования указанных сумм через кредитные организации и зачисления их по назначению, т. е. для осуществления исправительных проводок.

Суммы, поступившие от налогоплательщика по правильно оформленным платежным документам, разносятся в лицевые счета строго в соответствии с назначением платежа, указанным в платежном документе или инкассовом распоряжении.

Для учета поступлений платежей в неденежной форме, указанные платежи классифицируются по видам оплаты: зачет, соглашение, вексель, натуроплата т. д. и фиксируются дополнительно в отдельной отчетности. Ведение учета неденежных форм оплаты необходимо для правильного начисления пеней по соответствующим бюджетам.

Карточки лицевых счетов открываются по каждому налогу и платежу, уплачиваемому организацией, ее филиалом, представительством, налоговым агентом по уплате налогов.

По каждому налогу открываются отдельные карточки лицевых счетов по консолидированному бюджету, а также по федеральному, областному, городскому и районному бюджетам.

Поскольку обязанность налогоплательщика считается исполненной начиная с даты списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, проводка в карточки лицевого счета списанных с расчетного счета налогоплательщика и зачисленных в бюджеты средств осуществляется в следующем порядке.

На основании дополнительного платежного поручения, представленного в налоговые органы налогоплательщиком, в котором кредитной организацией проставлена отметка о дате списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика и копии выписки лицевого счета, списанные суммы проводятся в лицевой счет по консолидированному бюджету по дате списания средств с расчетного счета. По уровням бюджетов поступившие суммы платежей проводятся после распределения их территориальными органами федерального казначейства.

Если расчеты по начислениям в лицевые счета проводят отделы камеральных проверок, суммы начисленных, доначисленных (в том числе к уменьшению, возмещению) платежей, как за текущий месяц, так и за предыдущие периоды записываются в лицевой счет не позднее следующего дня после получения соответствующего документа (налогового расчета, декларации, расчета налога от фактической прибыли, расчета единого налога с совокупного дохода, уточненных расчетов по любому налогу, решений по актам проверки и др.) Запись доначислений или уменьшении платежей по актам проверки отчетов предприятий производится отдельными строками от записи сумм, начисленных за отчетный месяц. После записи каждой операции по начислению к уплате, уменьшению, доплате, возмещению, списания денежных средств с расчетного счета или зачисления в бюджет выводится сальдо расчетов.

По состоянию на 1-е число, следующего за отчетным для формирования налоговой отчетности производится начисление пеней в карточках лицевых счетов налогоплательщиков за отчетный месяц, и подводятся итоги за истекший месяц.

После подведения итогов в карточках лицевых счетов производится проверка правильности выведения итогов.

Сумма платежей, поступившая в размерах, превышающих начисленные к уплате суммы, считается переплатой.

В ряде случаев, заявляя об излишне уплаченных суммах, плательщик ходатайствует не только о возврате (зачете) сумм налога, но и о возврате сумм пени, начисленной на ошибочно завышенную сумму налога.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

Зачет переплаты, числящейся в карточке лицевого счета по одному налогу, в счет погашения недоимки по другим налогам оформляется налоговыми органами на основании письменного заявления налогоплательщика. Налоговые органы могут самостоятельно произвести зачет переплаты по одному налогу в счет погашения недоимки по другим налогам, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма.

Операция производится в пределах счета по учету доходов бюджета или внебюджетного фонда, на который зачислены излишне уплаченные (взысканные) платежи. Для осуществления указанной операции через органы федерального казначейства и финансовые органы субъектов РФ налоговые органы оформляют заключение по форме 21 и направляют их на исполнение в указанные органы. О проведенной операции налоговые органы в обязательном порядке уведомляют налогоплательщика.

Если налогоплательщик в заявлении предъявляет требование о возврате излишне уплаченных сумм, то заключение по форме N 21 оформляется только после соответствующей проверки состояния расчетов с бюджетами по всем налогам и платежам, включая пени и налоговые санкции.

Заключение по форме 21 на зачет или возврат оформляется для представления в соответствующие финансовые органы в десятидневный срок с даты подачи заявления налогоплательщиком на зачет или возврат излишне уплаченных сумм при условии, что налоговые расчеты (декларации) были предварительно камерально, а при необходимости, документально проверены.

Заявление налогоплательщика о зачете переплаты в счет погашения задолженности по другим налогам после регистрации в канцелярии налоговых органов поступает в отдел учета и отчетности.

Работник отдела учета и отчетности обязан проверить соответствие указанных в заявлении сумм с данными карточки лицевого счета (с учетом начисленных и фактически уплаченных сумм пеней и налоговых санкций), записать в заявлении плательщика имеющееся сальдо налога, пеней и налоговых санкций на день регистрации заявления, а в режиме автоматизации распечатать фактическое сальдо платежей на обороте заявления плательщика и не позднее третьего дня с даты поступления заявления налогоплательщика в отдел учета и отчетности передать в отдел камеральных проверок для подтверждения правильности начисленных к уплате или возмещению сумм и принятия совместного решения по возврату или зачету имеющихся переплат.

Инспектор отдела камеральных проверок сверяет соответствие ранее начисленных сумм налогов в карточках лицевых счетов с имеющимися в делах плательщика расчетами и при наличии расхождений уведомляет налогоплательщика о необходимости проведения сверки расчетов (в связи с расхождениями с данными налоговой инспекции). Налогоплательщик обязан представить в налоговую инспекцию все необходимые документы для подтверждения сумм, указанных в заявлении. После сверки расчетов производятся необходимые исправления начисленных к уплате сумм в лицевом счете налогоплательщика, либо налогоплательщиком в заявлении исправляются суммы, предъявленные к зачету.

Расчеты налогоплательщика к возмещению или к уменьшению ранее начисленных сумм перед рассмотрением вопроса о возврате или зачете в обязательном порядке проверяются отделами камеральных проверок и только после их заключения в десятидневный срок оформляется заключения по форме N 21 на зачет или возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм налога.

После резолюции отдела камеральных проверок заявление налогоплательщика возвращается в отдел учета и отчетности, где выписывается заключение по форме N 21 о возврате или зачете возникшей переплаты в счет уплаты по другому налогу (платежу) в 5 (4) экземплярах, и передается руководителю налоговой инспекции для утверждения. Первый экземпляр заключения скрепляется гербовой печатью налогового органа, после чего заполняются реестры заключений формы N 21 в двух экземплярах. Один экземпляр реестра вместе с комплектом заключений передается территориальному органу федерального казначейства или финансовому органу для исполнения, второй, с отметкой принявшего документы органа, хранится в отделах учета и отчетности. В заключениях по форме N 21 указывается общая сумма излишне уплаченного налога (платежа), подлежащая зачету или возврату.

При рассмотрении заявления на возврат переплаты, числящейся в карточке лицевого счета, по налогу (платежу), указанному в заявлении, работник отдела учета и отчетности обязан проверить наличие задолженности по всем налогам (платежам), пени, финансовым санкциям и штрафам в бюджеты всех уровней.

Недопустимы возвраты переплат:

1. при наличии задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям по другим платежам в бюджеты всех уровней, контроль за взиманием которых осуществляют налоговые органы;

2. при последующих корректировках авансовых платежей по налогу на прибыль в сторону увеличения;

3. при необоснованном применении налоговых льгот, что в дальнейшем может повлечь за собой уменьшение суммы переплаты по лицевому счету против уже перечисленной на расчетный счет плательщика;

4. в период проведения выездной (документальной) проверки налогоплательщика.

Наличие задолженности хотя бы по одному платежу (налог, пени, налоговые санкции) исключает возможность возврата в полном объеме, и рассматривается вопрос о зачете возникшей переплаты по одному налогу в счет уплаты по другим налогам и платежам. Работник по учету несет персональную ответственность за осуществление возвратов при наличии задолженности по другим налогам и платежам.

Заключение по форме N 21 оформляется налоговыми органами на всю сумму, подлежащую зачету или возврату, вне зависимости от размера ежедневных поступлений средств по налогу, по которому причитается возмещение. В случае если сумма излишне уплаченного налога, заявленная налогоплательщиком к возврату частично направляется на зачет недоимки по другим налогам, то оформляются отдельные заключения - на зачет и на возврат.

Если переплата образовалась путем проведения различных форм зачетов и других неденежных форм оплаты (натуроплата, векселя и т. д.), то сумма переплаты не подлежит возврату на расчетный счет плательщика, а засчитывается в счет текущих (предстоящих) платежей или, по заявлению плательщика, направляется в погашение задолженности по другим налогам в пределах того бюджетного счета, по которому она возникла (если иное не оговорено в соответствующих документах, регламентирующих проведение зачетов).

Один экземпляр заключений по форме N 21, исполненных органами федерального казначейства или финансовыми органами (на документе указанные органы проставляют дату исполнения) хранится в отделе учета и отчетности. При невозможности одновременного исполнения всей указанной в заключение суммы органы федерального заключения или финансовые органы проставляют в заключение несколько дат и, соответственно, - исполненных сумм. При этом в налоговые органы представляются ксерокопии заключений по форме 21 после каждого списания и копии платежных поручений финансовых органов. В налоговые органы возвращаются только полностью исполненные заключения по форме N 21. На бланках полностью исполненных заключений работником по учету делается отметка об исполнении. Исполненное полностью или частично заключение по форме 21 на возврат причитающихся из бюджета средств проводится в лицевом счете по дате исполнения органами федерального казначейства или финансовыми органами, при этом дата утверждения начальником налогового органа заключения по форме 21 на проведение зачета в налоговых органах считается датой списания с расчетного счета налогоплательщика, а дата исполнения (частичного исполнения) органами федерального казначейства и финансовыми органами - датой зачисления средств в бюджет.

Возврат (зачет) сумм переплат по счетам, держателями которых являются налоговые органы, производится самими налоговыми органами на основании утвержденных начальниками налоговых инспекций заключений по форме 21 по расчетным чекам или возвращаются на расчетный счет плательщика платежным поручением в течение 14 дней с даты подачи налогоплательщиком заявления в налоговый орган.

Возвраты переплат по платежам, по которым в налоговых органах не ведутся лицевые счета, осуществляются по месту фактического зачисления средств в бюджет на основании письменного разрешения соответствующих служб, уполномоченных осуществлять контролирующие функции за поступлением данных платежей в бюджеты.

По возвратам из бюджета и зачетам в отделе учета и отчетности ведутся отдельные дела (кроме того, с разделением для юридических и физических лиц), в которых хранятся заявления налогоплательщиков, распечатки сальдо расчетов с бюджетом (на дату выписки заключения) и один экземпляр исполненных заключений по форме N 21.

По ликвидируемому юридическому лицу возврат сумм переплат по налоговым платежам производится в процессе осуществления ликвидационной комиссией расчетов с кредиторами и дебиторами в установленные ликвидационной комиссией (ликвидатором) сроки его ликвидации. Вопросы о возвратах ликвидируемому юридическому лицу рассматриваются только после оформления акта сверки, подтверждающего отсутствии недоимки по всем налогам (сборам) включая задолженность по пеням, финансовым санкциям и штрафам.

При наличии задолженности по налоговым платежам (включая пени и штрафы), суммы причитающиеся ликвидируемой организации к возмещению в обязательном порядке должны быть, зачтены в погашение имеющейся задолженности и к возврату может быть, оформлена только сумма переплаты за минусом проведенных зачетов.

Предельный срок исков по возвратам и зачетам сумм излишне уплаченных налогов, сборов и платежей составляет 3 года.

Суммы платежей, излишне поступившие в результате неправильного их исчисления подлежат по решению соответствующего органа взыскания возврату, либо зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм, если не истек трехгодичный срок со дня их поступления.

Согласно пункту 8 статьи 78 части первой Налогового кодекса РФ, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Статья 13 Закона N 943-1 установлено, что суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а убытки, причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых инспекций и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом.

Организациями могут быть предъявлены требования о возмещении убытков, причиненных необоснованным взиманием доначисленных сумм налогов и финансовых санкций, по правилам, изложенным в ст. 15 и 16 ГК РФ, и в тех случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых правоотношений.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налоговых платежей в установленный срок налоговыми органами производится принудительное взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам (включая пени) по налогоплательщикам - организациям, сборщикам налогов или налоговым агентам путем обращения взыскания на денежные средства на счетах в банках или обращения взыскания на имущество.

Взыскание налоговых платежей производится путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, сборщика налогов или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика, сборщика налогов или налогового агента.

При отсутствии средств на счетах налогоплательщика налоговый орган по решению руководителя (его заместителя) обращает взыскание налога за счет имущества путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу – исполнителю.

Перед выставлением инкассовых распоряжений на счета налогоплательщика, являющегося недоимщиком по уплате налоговых платежей, ему направляется Требование об уплате налогов.

Отделы учета и отчетности ежемесячно представляют в отделы по принудительному взысканию недоимки список организаций недоимщиков, сборщиков налогов и налоговых агентов, имеющих задолженность перед бюджетами по налогам, пеням и налоговым санкциям - в разрезе налогов.

Отделы по принудительному взысканию недоимки готовят в двух экземплярах Требования об уплате налогов, один из которых вручается налогоплательщику - организации, сборщику налогов или налоговому агенту (заказным письмом, либо вручается лично под расписку). Вторые экземпляры Требований, направленных плательщикам с датой и отметкой инспектора по налогообложению о том, что начисленные суммы полностью проведены в карточку лицевого счета и проверены, хранятся в отделах по принудительному взысканию недоимки. На обратной стороне требования об уплате проставляется дата вручения его плательщику. В случае списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика (факт списания подтверждается дополнительным платежным поручением с отметкой банка о дате списания и выпиской из лицевого счета) при отсутствии средств на корреспондентском счете кредитной организации требование об уплате налогоплательщику не выставляется. В этом случае организуется выездная (документальная) проверка соответствующего банка. На основании результатов проверки требование о погашении задолженности выставляется в кредитную организацию.

В случае неисполнения Требования по уплате налогов в установленные сроки (или частичного исполнения) отделы учета и отчетности не позднее 10 дней после истечения срока исполнения Требования (срок исполнения, указанный на корешке Требования) на основании служебных записок отраслевого отдела выставляют инкассовые поручения (распоряжения) на расчетные счета налогоплательщика. В случае частичной уплаты налогоплательщиком задолженности к моменту выставления инкассового распоряжения суммы задолженности, подлежащие взысканию в бесспорном порядке, которые указываются в инкассовом распоряжении, должны быть уменьшены на сумму погашенной задолженности.

Инкассовые (распоряжения) о взыскании с расчетного счета налогоплательщика-организации, сборщика налогов или налогового агента просроченных платежей выставляются в кредитную организацию, обслуживающую налогоплательщика и регистрируются в журнале. В условиях автоматизированного учета допускается ведение журнала инкассовых распоряжений в автоматизированном режиме.

По получении из кредитных организаций инкассовых поручений, по которым произведено списание средств в бюджет, производятся соответствующие записи в лицевых счетах плательщиков, а также делается отметка о выполнении инкассового поручения в журнале. В случае отзыва из кредитной организации инкассового поручения в журнале указывается дата и номер письма об отзыве. На сдаваемых в кредитные организации распоряжениях должен быть проставлен порядковый номер по журналу регистрации.

Отзыв инкассовых распоряжений на полную сумму или частично производится при условии отсутствия или уменьшения задолженности в бюджет у данного налогоплательщика, предоставления ему отсрочки (рассрочки) или введения внешнего управления. Работник по учету готовит письмо в кредитную организацию об отзыве инкассовых распоряжений или уменьшении сумм, предъявленных к взысканию по ранее выставленным инкассовым распоряжениям за подписями руководителя налоговой инспекции и начальника отдела учета и отчетности, которое скрепляется гербовой печатью.

Задолженность по налоговым платежам перед бюджетом включает недоимку и платежи, уплата которых отсрочена (рассрочена) в соответствии с действующим законодательством. Недоимкой по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, по которым производятся начисления в карточках лицевого счета, считается сумма каждого из указанных платежей, не поступившая на соответствующие бюджетные счета в установленный законодательным актом срок.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки платежа, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в соответствующие периоды времени ставки рефинансирования ЦБ РФ, за каждый календарный день просрочки платежа (включая день уплаты), начиная со дня, следующего за днем, уставленным для уплаты налога или следующего дня истечения срока отсрочки (рассрочки), но не более 0,1 % в день.

Пени на суммы платежей, не внесенные в бюджет (не списанные с расчетного счета налогоплательщика) в установленные сроки уплаты, начисляются за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за днем установленным для уплаты налога, по день фактической уплаты включительно.

Начисление пеней производится в размере 1/300 действующей в соответствующие периоды времени ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не превышает 0,1% за каждый день просрочки платежа.

Максимальная ставка рефинансирования ЦБ РФ, применяемая для расчета пеней принимается равной 30%.

Если налоговым органом в результате камеральной проверки бухгалтерских отчетов и балансов, а также налоговых расчетов (деклараций), будет установлено, что платежи в бюджет подлежат взносу в большей сумме, чем показано в расчете плательщика, то в соответствии с установленным порядком, пени начисляются со следующего дня за установленным сроком для уплаты соответствующего налога за весь период задержки уплаты доначисленного налога, независимо от даты выявления налоговыми органами ошибок в расчетах.

Суммы, подлежащие перечислению в бюджет по результатам документальных проверок бухгалтерских отчетов и балансов указываются в актах документальных проверок. При этом в решении налогового органа по акту документальной проверки, помимо сумм доначисленных налогов, указываются суммы начисленных за истекший период пеней, рассчитанные до даты составления акта документальной проверки включительно и суммы налоговых санкций. Пени на дополнительно начисленные суммы налогов и налоговые санкции по актам документальных проверок проводятся в лицевые счета налогоплательщика на основании решения налогового органа одновременно с доначисленными суммами налогов. При этом для сохранения непрерывности временного периода, за который производится исчисление пеней, их дальнейшее исчисление на доначисленный налог производится, начиная со следующего дня за днем подписания акта документальной проверки по день фактической уплаты доначисленного налога включительно.

Изменением срока исполнения налогового обязательства признается отнесение установленного срока уплаты налога либо его части на более поздний срок. Срок исполнения налогового обязательства может быть изменен в отношении всей либо части суммы налога, подлежащей уплате, с начислением процентов на сумму отсроченной задолженности. Отсрочкой признается изменение срока исполнения налогового обязательства на срок от одного до шести месяцев с установлением единовременной уплаты отсроченных платежей на основаниях, установленных действующим законодательством. Рассрочкой признается изменение срока исполнения налогового обязательства с установлением поэтапной уплаты отсроченных платежей на срок, не превышающий шесть месяцев с момента представления рассрочки на основаниях, установленных действующим законодательством по графику, утвержденному уполномоченным органом, если иное не установлено соответствующими законодательными актами. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении.

Размер процентов за пользование бюджетными средствами по отсрочкам и рассрочкам установлен ч. 1 НК РФ.

В отсроченные платежи по лицевому счету налогоплательщика включаются суммы платежей, взыскание которых приостановлено по решению судебных органов, а также суммы задолженности, числящиеся в карточках лицевого счета на момент установления внешнего управления предприятием, введенного на основании

Не реже одного раза в квартал работником отдела учета и отчетности производится проверка правильности произведенных записей в лицевых счетах плательщиков. Проверке подлежат все без исключения лицевые счета. При проверке лицевых счетов организаций особое внимание должно быть обращено на следующие моменты: по всем ли срокам уплаты произведены на карточке записи операций по начислению платежей, а также доначисленных платежей в результате перерасчетов и проверки налоговых отчетов и правильности выведенного сальдо расчетов плательщиков с бюджетом (недоимка или переплата).

При этом также проверяется соответствие сумм, поступивших в бюджет с начала года по лицевым счетам, суммам, записанным в реестре, по соответствующим подразделам классификации доходов бюджета.

Начальником отдела учета (заместителем начальника) налоговой инспекции ежеквартально производится выборочная проверка своевременности и правильности разноски данных первичных документов о начислениях и поступлениях в бюджет и других записей.

При расхождении сальдо расчетов с бюджетом по данным налогоплательщика и данным налогового органа устанавливаются причины расхождений, для чего налоговые органы вправе затребовать у налогоплательщика реестр начислений по всем срокам уплаты и реестр поступлений, подтвержденный платежными документами. По окончании сверки расчетов плательщик обязан устранить выявленные расхождения, при необходимости внести исправления в бухгалтерскую отчетность и сообщить обо всех мероприятиях в месячный срок в налоговый орган по месту нахождения на налоговом учете. В случае выявления ошибок в лицевом счете налогоплательщика по вине налоговых органов, указанные ошибки исправляются в установленном порядке.

В целях ускорения и полноты охвата сверок по платежам в бюджеты по данным налоговых органов с данными налогоплательщика по итогам финансового года по каждому налогу в разрезе бюджетов в налоговых органах, где лицевые счета ведутся в автоматизированном режиме акт сверки по определенной форме должен заполняться автоматически с использованием программных средств, предусматривающих возможность корректировки данных и указания причин расхождений.

С окончанием года во всех лицевых счетах после записи всех операций за последнее число декабря, включая и запись по начислению пени по 31 декабря включительно, на суммы, числящиеся не уплаченными на коней года, срок уплаты которых истек, подводятся итоги за год начисленных, уменьшенных, уплаченных и возвращенных сумм основных платежей, пени, процентов, финансовых санкций и штрафов по каждому бюджету отдельно и в целом по консолидированному бюджету.

Если по лицевому счету на конец года числится переплата, по которой истек срок исковой давности (3 года с даты образования переплаты) и налогоплательщик не подавал заявления в налоговые органы о зачете указанной переплаты в счет погашения задолженности по другим налогам или о возврате указанной суммы, следует произвести ее списание. Списание суммы переплаты отражается в карточке лицевого счета путем проведения операции «Списано».

Списание производится на основании решения начальника налогового органа либо решений Арбитражного или народного судов, если вопрос рассматривался в судебных органах.

При подведении итогов за год по строке «Сальдо расчетов» записывается сумма недоимки или переплаты (если таковые имели место), показанные при записи последней операции за декабрь. Сумма недоимки или переплаты по основным платежам, пени, процентам и штрафным санкциям переносится в новые лицевые счета на текущий год. При этом сальдо расчетов с бюджетом выводится по каждому уровню бюджетов отдельно, а также по консолидированному бюджету.

После открытия новых лицевых счетов организаций на текущий год в лицевых счетах прошлого года делается следующая запись: «Сверка по начисленным и уплаченным суммам произведена. Счет закрыт, дата, подпись. Сальдо расчетов перенесено в новый лицевой счет на ---- г. (подпись)». В случае отсутствия задолженности или переплаты за истекший год, в лицевой счет текущего года выносится нулевое сальдо расчетов с бюджетами.

Снятие с учета в одной налоговой инспекции и постановка на учет организаций и физических лиц в другой налоговой инспекции (передача налогоплательщиков) осуществляется на основании Решения руководителя налогового органа о передаче. Предварительно в обязательном порядке производится сверка расчетов с налогоплательщиком и составляется Акт сверки расчетов с бюджетом. Копия Решения о передаче налогоплательщика в другую налоговую инспекцию направляется в налоговый орган по новому месту постановки на учет. При этом налоговые органы направляют в финансовые органы уведомления о снятии налогоплательщика с учета в данной налоговой инспекции и постановке на учет в другой налоговой инспекции.

В случаях реорганизации предприятий сальдо расчетов по платежам в бюджет у тех предприятий, которые утратили самостоятельность, переносится в карточку лицевого счета вновь созданного предприятия (правопреемника, правопреемников). При этом правопреемник обязан исполнить обязанности по уплате налогов реорганизованного предприятия и уплатить все пени и штрафы, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям и возникшим до завершения реорганизации.

По завершении реорганизации предприятия выводится сальдо его расчетов с бюджетом, производится закрытие карточек лицевого счета реорганизованного предприятия и делается запись «Карточка закрыта в связи с реорганизацией. Сальдо недоимки и переплат перенесено правопреемнику (кам), указать ИНН правопреемника (ков)». В карточки лицевых счетов правопреемника (ков) переносится сальдо недоимки (переплат) и делается запись «Передано сальдо недоимки (переплат) реорганизованного предприятия, указать ИНН».

Основанием для применении порядка списания невозможной ко взысканию задолженности является получение налоговыми органами справки об исключении из ЕГРН, после чего производится снятие налогоплательщика с учета в соответствии с установленным порядком и закрытие карточек лицевых счетов данного налогоплательщика.

Сальдо задолженности по ликвидированным организациям по состоянию на дату вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства и решения ликвидационной комиссии, выносится за баланс (при ведении лицевых счетов в автоматизированном режиме карточки лицевых счетов выносятся в отдельный файл) и сохраняются до вынесения решения финансового органа, которому предоставлено право на списание оставшейся непогашенной суммы задолженности с отметкой «задолженность, невозможная к взысканию, решение ликвидационной комиссии, дата, N».

Не подлежат списанию по лицевым счетам налогоплательщиков суммы, снятые с расчетного счета плательщика, но не поступившие в бюджет по причин отсутствия средств на корреспондентском счете кредитной организации. В этом случае к кредитной организации применяются меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством. Списание задолженности производится ежеквартально согласно реестра налогоплательщиков, снятых с налогового учета и имеющих задолженность по платежам в бюджет. Для списания задолженности, невозможной ко взысканию, создается инвентаризационная комиссия, которая утверждается приказом начальника налогового органа в следующем составе:

1. руководитель (заместитель) налоговой инспекции;

2. начальник (заместитель) отдела учета и отчетности;

3. начальник (заместитель) отдела по взысканию недоимки;

4. юрисконсульт налоговой инспекции.

Итоги работы инвентаризационной комиссии оформляются протоколом заседания с решением о списании невозможной ко взысканию задолженности и указанием причин, по которым не обеспечено ее своевременное взыскание.

Копия протокола заседания инвентаризационной комиссии и акта инвентаризации направляется налоговыми органами в соответствующие органы.

Соответствующий финансовый орган на основании документов, предоставленных налоговыми органами принимает решение о списании задолженности и направляет копию Решения в налоговый орган для закрытия карточек лицевого счета.

После получения Решения финансового органа карточки лицевого счета закрываются с отметкой «Счет закрыт. Списана задолженность, Решение, дата, N», после чего указанные карточки лицевого счета архивируются, и производится снятие с учета, которое осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке учета налогоплательщиков.

Вся документация по учету в налоговых органах (карточки лицевых счетов, книги, чистые бланки карточек, сводки о поступлении налогов и платежей, документы о поступлении платежей и другие документы) должна хранится в приспособленных для этого шкафах, исключающий свободный доступ. Все документы строгой отчетности должны храниться в несгораемых сейфах.

Законченные книги и карточки лицевых счетов, книги по учету бланков строгой отчетности и все первичные документы хранятся в течение пяти лет. По окончании указанного срока хранения эти материалы сдаются в архив налоговой инспекции, где по истечении одного года уничтожаются.

Отчетность при автоматизированном ведении учета представляет собой совокупность формируемых на ЭВМ машинограмм (видеограмм) и наборов (массивов) учетных данных на машинных носителях, а также таблиц.

Одной из функций отдела учета, отчетности и анализа является составление отчетности о фактически поступивших в бюджет суммах налогов и других платежей, о недоимки, о результатах контрольно - проверочной работы инспекции, а также обеспечивает ее представление в установленном порядке вышестоящей налоговой инспекции, в органы федерального казначейства и финансовые органы.

Сведения о поступлении сумм по федеральному и территориальному бюджетам проставляются в отчетности по данным реестра, который заполняется на основании сведений территориальных органов федерального казначейства и финансовых органов.

Прием от налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов).

Статьи 80, 81 главы 13 «Налоговая декларация» части первой Кодекса.

Прием, регистрация, рассмотрение заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, проставление отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов, при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь. Проставление отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов в полном объеме (на каждом заявлении сумма НДС или (и) акциза). Приказ Минфина России от 20.01.2005 № 3н.

«О проставлении налоговыми органами отметок на счетах-фактурах и заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» (Зарегистрировано в Минюсте России 1 марта 2005 г. N 6363; Российская газета, № 51, 16.03.2005).

Прием сведений о доходах физических лиц от налоговых агентов и выдача протокола приема.

Срок реализации - При представлении сведений, в присутствии налогового агента.

Форма представления - Форма «Протокол приема сведений о доходах физических лиц»

Законодательные и иные нормативные правовые акты. - Глава 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Кодекса.

Приказ ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706 «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц» (Зарегистрировано в Минюсте России 17 ноября 2006 г. N 8507; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 51, 18.12.2006).

Приказ МНС РФ от 31.10.2003 №БГ-3-04/583 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год»

Регистрация (заверение и скрепление печатью) Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Срок реализации - При обращении, в присутствии налогоплательщика.

Форма представления - Заверение подписью должностного лица налогового органа и скрепление печатью Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Законодательные и иные нормативные правовые акты. – Гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» ч. 2 НК РФ.

Приказ Минфина России от 30.12.2005 № 167н «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и Порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте России 3 февраля 2006 г. N 7453; Российская газета, № 34, 17.02.2006).

Услуга, процедура - Регистрация (заверение и скрепление печатью) Книги учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.

Срок реализации - При обращении, в присутствии налогоплательщика.

Форма представления - Заверение подписью должностного лица налогового органа и скрепление печатью Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей.

Законодательные и иные нормативные правовые акты. - Приказ Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 августа 2002 г. N 3756; Российская газета, № 171, 11.09.2002).

При обращении налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя, являющегося собственником товаров, экспортируемых в Республику Беларусь (далее - Экспортер), в налоговый орган по месту учета для проставления отметок на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами товаров для белорусских покупателей, Экспортером представляются следующие документы:

1. заявление произвольной формы о проставлении отметок на счетах-фактурах (далее - Заявление);

2. счета-фактуры, составленные российскими продавцами товаров для белорусских покупателей.

Документы могут быть представлены Экспортером в налоговый орган лично или его представителем либо направлены по почте заказным письмом с описью вложения. В случае направления документов по почте заказным письмом датой представления в налоговые органы документов считается шестой день начиная с даты его отправки.

Проставление отметок на счетах-фактурах производится должностными лицами структурного подразделения, ответственного за работу с налогоплательщиками, уполномоченными в соответствии с приказом руководителя (его заместителя) налогового органа, в срок не более 5 рабочих дней с даты представления в налоговый орган документов, посредством проставления на каждом счете-фактуре штампа «Зарегистрировано» с указанием даты регистрации и регистрационного номера, удостоверяемых подписью должностного лица налогового органа, проставившего отметку.

Регистрационный номер формируется при приеме счетов-фактур на основе порядкового номера, указанного в журнале регистрации (приложение 2, 3) отметок на счетах-фактурах, нарастающим итогом в текущем году. По окончании года нумерация возобновляется.

Факт проставления отметки налогового органа на счетах-фактурах фиксируется в Журнале.

Листы Журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены гербовой печатью налогового органа.

До момента изготовления штампа проставление отметок на счетах-фактурах осуществляется посредством проставления на счетах-фактурах даты регистрации, регистрационного номера, удостоверяемых гербовой печатью налогового органа и подписью руководителя (его заместителя) налогового органа.

После проставления отметок налогового органа на счетах-фактурах с них снимаются копии, которые остаются на хранении в налоговом органе вместе с Заявлениями.

Счета-фактуры с отметкой налогового органа вручаются (направляются по почте) Экспортеру или его представителю. Факт вручения (направления по почте) счетов-фактур фиксируется в Журнале.

В случае, если в графе 10 счета-фактуры, представленного Экспортером в налоговый орган, указана страна происхождения иная чем РФ, то такие счета-фактуры вручаются (направляются по почте) Экспортеру или его представителю без проставления на них отметки налогового органа.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.