Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 2 история развития рынка ценных бумаг и его функционирование в других развитых странах



2.1 История возникновения и развития рынка ценных бумаг

Рынок, на котором осуществляются операции с ценными бумагами, представляет собой рынок ценных бумаг. Появление ценных: бумаг и совершение с ними разного рода финансовых операций имеет многовековую историю. Прообразом фондовых сделок являлся процесс обмена одной валюты на другую между торговцами на ярмарках. В разных городах мира купцы со всего света вели оживленную торговлю своим товаром. Чтобы привести в соответствие денежные единицы разных стран существовали меняльные конторы, владельцы которых обменивали деньги по текущему курсу за соответствующее комиссионное вознаграждение.

В конце 18 начало 19 века роль фондовой биржи в капиталистической экономике значительно возрастает. Идет процесс первоначального накопления капитала. В странах Европы и Америки появляются первые акционерные банки и промышленные корпорации, хотя тогда операция о ценными бумагами еще не оказывали существенного влияния на процессы, происходящие в экономике. Фондовая биржа не сразу, а поэтапно входила в единую систему финансово-экономических отношений, становилось важным элементом всего хозяйственного механизма государства. Это происходило по мере роста промышленного производства, развития торговли, кредитных отношений, строительства железных дорог и т.д. Стихия рынка свободной конкуренции обеспечивала почти неограниченный перелив крупных денежных средств из отрасли в отрасль, минуя государственное распределение, через фондовую биржу и сферу кредитования.

К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка. Нормативной правовой основой регулирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является действующее законодательство, прежде всего:

1) Гражданский кодекс Республики Беларусь;

2) Банковский кодекс республики Беларусь;

3) Законы Республики Беларусь: «О ценных бумагах и фондовых биржах», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», « О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь», «Об обращении переводных и простых векселей»; (Во-первых, уточнить актуальность указанных нормативных актов. Во-вторых, это не в этом разделе – здесь вы пишете о мировом опыте, а не о РБ!)

4) законодательные акты Республики Беларусь по вопросам рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и других министерств и ведомств.

В процессе регулирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь в той или иной мере принимают участие многие государственные органы. Президент, Национальное собрание, Совет Министров Республики Беларусь принимают соответствующие нормативные правовые акты, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием.

Более развитым сегментом рынка ценных бумаг Республики Беларусь является рынок государственных ценных бумаг.

Рынок государственных ценных бумаг является неотъемлемой частью любой развитой экономической системы. Их выпуск и обращение дают в руки государства мощный инструмент регулирования макроэкономики.

Государственные ценные бумаги - это долговые обязательства, эмитентом которых является правительство; органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.

Государственные ценные бумаги выпускаются для:

• финансирования текущего бюджетного дефицита;

• погашения ранее размещенных займов;

• обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

• сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;

•обеспечения коммерческих банков ликвидными коммерческими активами;

•финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

• поддержки социально значимых учреждений и организаций.

Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь (РБ) являются:

· Министерство финансов – эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг;

· Национальный Банк Республики Беларусь (НБ РБ) – экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг;

· инвесторы – профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями, обладающие избытком финансовых средств, которые инвестируются ими в ценные бумаги Правительства.

Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляется НБ РБ.

Рынок государственных ценных бумаг в Республике Беларусь функционирует с февраля 1994 года. В течение 15 лет Правительство республики своевременно выполняет обязательства по погашению своих долговых ценных бумаг.

Данный сегмент финансового рынка динамично развивается за счет расширения номенклатуры выпускаемых ценных бумаг и совершенствуется путем внедрения новых способов их размещения.

Возросшая привлекательность рынка государственных ценных бумаг во многом была обусловлена:

· разнообразием сроков обращения (3, 6, 9 месяцев, 1 год и более) предлагаемых Министерством финансов облигаций и условий выплаты дохода по ним;

· внедрением нового вида аукциона – биржевого;

· сохранением положительной реальной доходности государственных облигаций;

· участием нерезидентов;

· активизацией вторичного рынка;

· улучшением экономической ситуации в Республике Беларусь в целом.

Биржевой рынок государственных ценных бумаг выступает в качестве одного из важнейших элементов республиканского финансового рынка, с помощью которого Правительством и Национальным банком Республики Беларусь решаются задачи денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают государственные облигационные займы и безоблигационные займы.

Выпускаются облигации внутренних государственных и местных займов. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными, и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.

В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в РБ представлена следующими ценными бумагами:

• краткосрочные государственные облигации (ГКО) со сроком
обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета;

• долгосрочные государственные облигации (ДГО) со сроком обращения один год и более. Эти облигации также выпускаются Министерством финансов и могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств;

• государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) со сроком обращения один год и более. ГДО выпускаются Министерством финансов для покрытия дефицита государственного бюджета;

• краткосрочные обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении. Разработаны правила выпуска облигаций Национального банка Республики Беларусь с купонным доходом и на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Эти облигации предназначены, прежде всего, для привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно конвертируемой валюте и не размещенных ранее в банках.

Наибольшим спросом у инвесторов - юридических лиц пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте – белорусских рублях.

Государственные облигации - ценные бумаги эмитируемые государством с целью привлечения в государственный бюджет части заемных средств. Доходы, получаемые от ценных бумаг государства, в отличии от корпоративных ценных бумаг, имеют льготное налогообложение.

Владельцами государственных краткосрочных облигаций (со сроком обращения до одного года) (ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (со сроком обращения один год и более) (ГДО) могут быть юридические как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь.

Облигации эмитируются отдельными выпусками на основании решения Министерства финансов. Данные ценные бумаги выпускаются в виде записей на счетах с дисконтным или процентным доходом. По облигациям с дисконтным доходом при погашении выплачивается номинальная стоимость.

Процентный доход может выплачиваться ежемесячно, ежеквартально, а также при погашении данных ценных бумаг. Условия выплаты дохода определяются в решении Министерства финансов по каждому выпуску.

В процессе выпуска ГКО рассчитываются их доходность и цены на первичном рынке ценных бумаг. Этим занимается Министерство финансов, которое в день проведения аукциона, учитывая рекомендации Национального банка и предлагаемые на аукционе цены, устанавливает минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций.

Информация обобъеме рынка акций и облигаций и объема эмиссии акций юридических лици корпоративных облигаций представлена в таблицах согласно приложениям.

В целях дальнейшего развития фондового рынка, создания благоприятных условий для инвестирования в экономику республики, активизации процесса самостоятельного привлечения предприятиями инвестиций, Департаментом по ценным бумагам планируется во II полугодии 2012 года проведение работы по следующим направлениям:

- комплексное регулирование рынка ценных бумаг в соответствии с международными стандартами и современными потребностями рынка;

- актуализация Свода правил корпоративного поведения в целях повышения уровня корпоративной культуры и управления, поддержания стабильной работы акционерных обществ и снижения числа корпоративных конфликтов;

- повышение инвестиционной культуры участников рынка ценных бумаг и финансовой грамотности населения;

- обеспечение справедливой конкуренции и формирования рыночных цен на ценные бумаги;

- контроль за соблюдением профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе депозитариями, требований финансовой достаточности и иных норм законодательства о ценных бумагах;

- создание условий привлечения организациями республики инвестиций на зарубежных фондовых рынках, включая рынки стран СНГ, ЕврАзЭС и ЕЭП, путем:

В отчетном периоде Департаментом по ценным бумагам было рассмотрено 39 проектов нормативных правовых актов и правовых актов, не являющихся нормативными, подготовленных органами государственного управления, в числе которых:

16 проектов актов Президента Республики Беларусь (Указы, Декреты,распоряжения Президента Республики Беларусь);

5 проектов законов Республики Беларусь;

7 проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь;

11 проектов нормативных правовых актов (постановлений) и правовых актов, не являющихся нормативными, органов государственного управления, в том числе Национального банка Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь.

На первом этапе функционирования и развития фондового рынка Беларуси законодательством должны быть обеспечены гарантии необлагаемого налогом режима перехода отечественных и иностранных инвестиций в акции, облигации и иные ценные бумаги открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, а также льготное налогообложение деятельности на фондовом рынке и исключение двойного налогообложения дивидендов, иных доходов от деятельности с ценными бумагами.

В процессе становления и развития национального рынка ценных бумаг льготное налогообложение деятельности на фондовом рынке и доходности от ценных бумаг должно устанавливаться в приоритетных областях экономики, имеющих общенациональное значение [15 c.240].

Замечания по пункту:

См. выше

2) читая этот пункт, складывается впечатление, что РЦБ возник и развивался в Беларуси – переделайте пункт, его содержание не соответствует заявленному названию







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.