Понятие и особенности антимонопольного управления
Длительное время в Советском Союзе конкуренция в экономических отношениях отсутствовала полностью. Принцип монополизма был базовым для административно-хозяйственной системы государства. Сосредоточение всех рычагов управления экономикой в руках государства привело к созданию управленческой пирамиды с министерствами, ведомствами. К концу 80-х гг. XX в. всевластие монополий привело к чрезвычайно сложному экономическому положению страны. Монополии стали тормозом для дальнейшего развития экономики. В современных условиях рыночной экономики стержнем государственного регулирования предпринимательской деятельности является антимонопольное законодательство. Сегодня в нашей стране антимонопольные основы законодательства, в том числе и в сфере инвестиционной деятельности, постепенно развиваются. Формирование отечественного антимонопольного законодательства было предопределено проведением в России глобальных реформ, направленных на переход от централизованной плановой экономики к рыночной экономике. Принятый 22 марта 1991 г. в развитие законодательства о собственности и предпринимательской деятельности Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[251] определял организационные и правовые основы государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления доминирующего положения на соответствующих товарных рынках хозяйствующими субъектами, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Некоторые авторы федеральные органы государственного управления в области антимонопольной политики относят к сфере экономики, обосновывая это конечным результатом их регулирования отношений в производстве и права собственности. Однако по методам воздействия их все же следует отнести к координационно-контрольным органам. Они осуществляют меж отраслевые контрольно-надзорные функции за соблюдением нормативно-правовых актов в своей сфере деятельности другими федеральными органами исполнительной власти. То есть налицо главный признак межведомственного органа — принимать, нормативные акты по предметам ведения и в объеме своей компетенции, обязательные для исполнения другими не подчиненными им в организационном плане федеральными органами исполнительной власти. Сущность антимонопольной политики заключена в деятельности направленной против монополизма, то есть против абсолютного преобладания на рынке единоличного поставщика или продавца, против концентрации производства и сбыта в руках одного хозяйствующего субъекта, обладающего исключительным правом устанавливать цены на продукцию и услуги. Монополизм является сегодня одной из самых серьезных помех к осуществлению экономических реформ в России, так как он деформирует нормальные рыночные отношения, которые должны в идеале способствовать снижению цен и повышению качества. При отсутствии естественной конкуренции нет и снижения цен. Попытки внедрения рыночного механизма при отсутствии реальной конкуренции дают обратный эффект в экономике и торговле, например, ситуация криминального монополизма, установленная организованными преступными сообществами этнического происхождения в г. Москве и других городах России[252]. Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Защита конкуренции имеет межотраслевое значение, распространяется на всю экономическую сферу и затрагивает отдельные вопросы административно-политической сферы государственного управления. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции"[253] недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Указанный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Действие указанного Закона обеспечивается рядом постановлений Правительства РФ, большая часть которых регулирует порядок обращения к антимонопольному органу хозяйствующих субъектов.[254] Систему антимонопольного законодательства дополняют антимонопольные законы, вносящие в отдельные сферы предпринимательской деятельности соответствующие ограничения. В их числе - Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"[255], Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами"[256]. На рынке финансовых услуг наибольшее распространение получили соглашения между хозяйствующими субъектами и регулирующими их деятельность органами исполнительной власти. Эта договорная практика получила развитие и в инвестиционной деятельности. Контрольные функции антимонопольные органы осуществляют на основе анализа конкретной ситуации и условий соглашения между участниками рынка. Ограничивает ли конкретное соглашение конкуренцию на рынке или нет - на этот вопрос должен ответить регулирующий орган. При этом соответствующую установку для принятия такого решения дает перечень действий, которые не подпадают в число запрещаемых. Закон "О защите конкуренции" не предусматривает единого монопольного органа, регулирующего конкуренцию на финансовом рынке. В этом он отличается от антимонопольного закона, действующего на товарных рынках. Функциями контроля за конкуренцией наделены федеральные антимонопольные органы по каждому виду рынка финансовых услуг (Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам), которые принимают решения по согласованию с регулирующими органами, отвечающими за конкуренцию на соответствующем рынке. Антимонопольное законодательство позволяет антимонопольному органу принимать решение на основании анализа конкретной экономической ситуации - наличии доминирующего положения субъекта рыночных отношений на рынке, создании монополистической ситуации на рынке действиями субъекта рыночных отношений. Антимонопольный (конъюнктурный) метод регулирования позволит привлекать иностранные инвестиции на основе действующих международных стандартов и защищать интересы национальных инвесторов в условиях конкурентной борьбы. Федеральный закон "О защите конкуренции" формулирует ряд базовых понятий антимонопольного законодательства. В частности, под конкуренциейпонимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами; Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): 1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; 2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок. Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если: 1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке; 2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии. Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если: 1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке; 2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов. Не признается монопольно низкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке. Не признается монопольно низкой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии. Статья 14 Закона содержит перечень форм недобросовестной конкуренции, среди которых выделяются: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях"[257] естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода указанных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: -ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; -определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за: -любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу; -инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу; -продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу. Для совершения вышеуказанных действий субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения. Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям (ущемлению интересов потребителей товара либо сдерживанию экономически оправданного перехода товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка), а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной. Тесно связано с защитой конкуренции административно-правовое регулирование рекламной деятельности, целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. В соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Участниками рекламной деятельности являются рекламодатель (т.е. изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо), рекламопроизводитель (т.е. лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму), рекламораспространитель (т.е. лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств) и потребители рекламы (т.е. лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недобросовестной признается реклама, которая: -содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; -порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; -представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара; -является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: -о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; - о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара; - об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока; - о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара; - об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара; - о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара; - об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара; - о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций; - об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград; - о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами; - о результатах исследований и испытаний; - о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара; - о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар; - об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара; - о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии; - о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари; - об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами; - о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; - о лице, обязавшемся по ценной бумаге; -об изготовителе или о продавце рекламируемого товара и т.д.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|