Агропромышленный комплекс как отрасль государственного управления
Сельское хозяйство представляет собой одну из важнейших отраслей российской экономики. Ее основным назначением является производство, переработка сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей населения в ней, а также поставка сырья для промышленного производства. Конституция РФ (ст. 71) относит к ведению РФ установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития нашей страны, в том числе и в сельском хозяйстве. Все же остальные вопросы сельского хозяйства относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"[280] государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель. Основными целями государственной аграрной политики являются: - повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров; - обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; - сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов; - формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка; - создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства; - наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов). Государственная аграрная политика основывается на следующих принципах: доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; доступность информации о состоянии государственной аграрной политики; единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке; последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие; участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики. Основные направления государственной аграрной политики: - поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами; - формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры; - государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей; - защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках; - развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса; - устойчивое развитие сельских территорий; - совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства. Для реализации государственной аграрной политики могут применяться следующие меры: - предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации; - применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей; - осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд; - регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; - информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи; - антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; - участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики; - проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций; - другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"[281] рыболовство - это деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов. Граждане и юридические лица могут осуществлять следующие виды рыболовства: промышленное рыболовство, в том числе прибрежное рыболовство; рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях; рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях; рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов; любительское и спортивное рыболовство; рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Управление в области рыболовства основывается на следующих принципах: - учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы; - приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов; - приоритет сохранения особо ценных видов водных биоресурсов, согласно которому добыча (вылов) особо ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами; - установление дифференцированного правового режима водных биоресурсов, в соответствии с которым при определении правового режима водных биоресурсов должны учитываться их научно обоснованные биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования, район промысла и другие факторы; - участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане Российской Федерации и общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; - учет интересов населения, проживающего на прибрежных территориях, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения; - предоставление в пользование водных биоресурсов гласно и открыто, согласно которому информация о предоставлении в пользование водных биоресурсов, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов, общедоступна любому лицу; - разделение функций управления федеральной собственностью на водные биоресурсы и осуществления контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому полномочия на управление федеральной собственностью на водные биоресурсы и полномочия на осуществление контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляются разными федеральными органами исполнительной власти; - платность использования водных биоресурсов, согласно которому любое использование водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ "О племенном животноводстве"[282] племенное животноводство - это разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях. Под племенным животным понимается сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в установленном порядке, а под племенной продукцией (материалом) - племенное животное, его семя и эмбрионы. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, непосредственно осуществляющие управление в области племенного животноводства, образуют единую систему органов исполнительной власти - государственную племенную службу, которая: -проводит единую научно-техническую политику в области племенного животноводства; -организует разработку и реализацию федеральных программ развития племенного животноводства и соответствующих территориальных (региональных) программ; -обеспечивает надлежащую экспертизу племенной продукции (материала); -утверждает стандарты, нормы и правила в области племенного животноводства; -регистрирует племенных животных и племенные стада соответственно в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре; -выдает сертификаты (свидетельства); -определяет условия применения селекционных и биотехнологических методов в области племенного животноводства; -устанавливает перечень видов животных, особи которых используются в качестве племенных животных; -определяет виды организаций по племенному животноводству; -разрабатывает предложения о мерах по государственному стимулированию племенного животноводства, в том числе по сохранению генофонда малочисленных и исчезающих пород сельскохозяйственных животных, полезных для селекционных целей; -координирует международное сотрудничество Российской Федерации в области племенного животноводства. В Российской Федерации осуществляется государственная регистрация племенных животных и племенных стад. В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 25 января 2007 г. № 43 "О порядке ведения государственного племенного регистра"[283] государственный племенной регистр ведет Департамент ветеринарии и животноводства Минсельхоза России. Объектами государственной регистрации являются стада племенных сельскохозяйственных животных различных видов и пород, принадлежащие организациям, осуществляющим деятельность в области племенного животноводства: племенным заводам, племенным репродукторам, генофондным хозяйствам, организациям по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных и другим видам организаций по племенному животноводству. В государственном племенном регистре содержатся основные идентификационные данные (адресные, количественные и качественные) объекта регистрации, в том числе информация об организациях по племенному животноводству. Племенная продукция (материал) подлежит обязательной сертификации на соответствие установленным стандартам, нормам и правилам в области племенного животноводства. Сертификация племенной продукции (материала) проводится в целях определения и документального подтверждения происхождения, продуктивности племенных животных, отсутствия у них генетических пороков, а также происхождения и качества семени или эмбрионов. Документ о результатах сертификации - сертификат (свидетельство) - является основанием для признания конкретного животного племенным и гарантирует определенный уровень эффективности его использования при соблюдении пользователем племенной продукции (материала) технологии ведения племенного животноводства. Финансирование племенного животноводства осуществляется на основании федеральных программ развития племенного животноводства, предусматривающих меры государственной поддержки племенного животноводства. Научные исследования в области племенного животноводства осуществляют научно-исследовательские организации Российской Федерации сельскохозяйственного профиля. Совместно с соответствующими органами государственной племенной службы указанные организации осуществляют разработку государственных научно-технических программ в области племенного животноводства, методов и приемов совершенствования процесса воспроизводства племенных животных, методик и технических средств для оценки и генетического контроля племенной продукции (материала), систем информационного обеспечения в области племенного животноводства. В соответствии с Законом РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии"[284] под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются: -реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства; -подготовка специалистов в области ветеринарии, производство препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организация научных исследований по проблемам ветеринарии; -контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации; -охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; -осуществление государственного ветеринарного надзора. Задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных, а также охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ "О карантине растений"[285] карантин растений - это правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации. Государственная служба карантина растений Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой государственных органов и организаций, обеспечивающих карантин растений. В соответствии с Положением о Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации[286] Государственная служба по карантину растений в Российской Федерации осуществляет охрану территории России от проникновения из зарубежных стран карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и семян сорняков, которые могут нанести значительный ущерб народному хозяйству. В состав Государственной службы по карантину растений входят: -Государственная инспекция по карантину растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; -Всероссийский научно-исследовательский институт карантина растений с его периферийной сетью; -пограничные государственные и государственные инспекции по карантину растений в республиках, краях, областях, автономных образованиях, карантинные лаборатории, фумигационные отряды, экспедиции, государственные городские и межрайонные инспекции по карантину растений, пограничные пункты по карантину растений в морских и речных портах (на пристанях), на железнодорожных станциях, в аэропортах, на почтамтах и шоссейных дорогах, районные и межрайонные пункты по карантину растений. К полномочиям Российской Федерации на обеспечение карантина растений относятся: -разработка и проведение в Российской Федерации единой государственной политики; -осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля; - установление и упразднение карантинной фитосанитарной зоны, установление и отмена карантинного фитосанитарного режима; -разработка и утверждение правил и норм обеспечения карантина растений, перечня карантинных объектов; - проведение контрольных обследований подкарантинных объектов; - установление карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации; -разработка и установление порядка ввоза на территорию Российской Федерации, вывоза с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза); - осуществление карантинной фитосанитарной сертификации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза); -организация и проведение обеззараживания подкарантинных объектов; - обеспечение выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации, касающимся карантина растений. При выявлении заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами федеральный орган исполнительной власти по обеспечению карантина растений устанавливает карантинную фитосанитарную зону и карантинный фитосанитарный режим, делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, налагающий карантин. В карантинной фитосанитарной зоне проводятся мероприятия по борьбе с карантинными объектами, локализации, ликвидации их очагов, вводятся запреты на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ограничения такого использования и вывоза и иные запреты и ограничения. Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию Российской Федерации, зараженная карантинными объектами, подлежит обеззараживанию в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в местах назначения, за исключением случаев, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений. Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию Российской Федерации из стран распространения карантинных объектов, подлежит профилактическому обеззараживанию в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений. В целях предотвращения проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения на территории Российской Федерации карантинных объектов подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) может быть изъята, уничтожена или возвращена по предписаниям должностных лиц федерального органа исполнительной власти по обеспечению карантина растений. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ[287] мелиорация земель - это коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий. Мелиоративными мероприятиями являются проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая мелиорация, химическая мелиорация. Основными направлениями деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области мелиорации земель являются: -разработка и реализация федеральных и региональных (территориальных) программ в области мелиорации земель; -организация финансирования мелиорации земель; -организация эксплуатации государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений; -распределение в установленном порядке водных ресурсов, забираемых из водных объектов; -паспортизация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений; -организация учета и проведение мониторинга мелиорированных земель; -организация разработки стандартов, норм и правил в области мелиорации земель; -организация и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области мелиорации земель; -проведение государственной экспертизы проектной документации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений; -контроль за состоянием мелиорированных земель; -иные направления деятельности, определенные законодательством Российской Федерации.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|