Здавалка
Главная | Обратная связь

Дошкольного возраста



Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий по­тенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противореча­щих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции (назо­вем ее условно обучение), театрализо­ванные игры применяются главным об­разом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хо­роших результатов заставляет педаго­гов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе не­оправданно большого числа индивиду­альных и коллективных репетиций. Ре­бенка обучают быть «хорошим артис­том». И, как результат, зрелище состоя­лось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом уме­ния не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам он такие похожи на игру!

Вторую тенденцию в организации те­атрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его сто­роны к этому виду игровой деятельнос­ти: дети предоставлены самим себе, а воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребен­ка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев... Младших дошкольни­ков это привлекает прежде всего из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным ин­тересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятель­ности. Следствием является почти пол­ное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и по­требности в ней. Между тем музыкаль­ный руководитель принес в группу но­вый сценарий спектакля... Круг замкнул­ся, и самостоятельной творческой теат­рализованной игре места в нем не оста­лось...

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разра­ботки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «Детство» пред­лагает именно такую технологию. Что­бы понять ее, необходимо прежде всего раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции раз­вития театрализованной игры, и опре­делиться с понятиями.

Характерными особенностями театрализованных игрявляются ли­тературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Их можно разделить на две ос­новные группы: драматизации и режис­серские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизацияхребенок, исполняя роль в качестве «артиста», са­мостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невер­бальной выразительности. Видами дра­матизации являются игры-имитации образов животных, людей, литератур­ных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произве­дений; постановки спектаклей по одно­му или нескольким произведениям; иг­ры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре«артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «ар­тистами». «Озвучивая» героев и коммен­тируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настоль­ный, плоскостной и объемный, куколь­ный (бибабо, пальчиковый, марионе­ток) и т.д.

Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «В игре ребе­нок развивается, познает мир, об­щается» программы «Детство» (ав­тор кандидат педагогических наук, про­фессор Т.И. Бабаева). Общим для них всех является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубеж­ный» вид деятельности, тесно связан­ный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрали­зованную игру (особенно игру-драма­тизацию) характеризует перенос ак­цента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной дея­тельности, а значит, развитие театра­лизованной деятельности целесообраз­но осуществлять в контексте художест­венной деятельности.

Генезис становления последней рас­крыт НА Ветлугиной. С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения (как развития специальных умений) и творчества. Именно эта концепция по­ложена в основу технологии реализа­ции содержания раздела «Ребенок в мире художественной литерату­ры, изобразительного искусства и музыки» программы «Детство».

Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музы­кальной деятельности детей дошколь­ного возраста происходит в общем контексте становления художествен­ной деятельности. Однако данный под­ход по отношению к театрализован­ной деятельности разработан недоста­точно.

Вместе с тем анализ психолого-педа­гогической литературы и научных ис­следований (О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др.) доказывает целесообраз­ность его применения для целенаправ­ленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности де­лится на три этапа:

•художественное восприятие литера­турных и фольклорных произведений;

•освоение специальных умений для становления основных («актер», «ре­жиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костю­мер»);

•самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализо­ванной деятельности, в которой вос­приятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двига­тельная, музыкальная и пр.).

Значит, театрализованная деятель­ность интегративна, причем актив­ность и творчество проявляются в трех аспектах.

Во-первых, в создании драматичес­кого содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литератур­ным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сю­жета.

Во-вторых, в исполнении собствен­ного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительнос­ти: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, не­стандартное использование) декора­ций, костюмов, музыкального сопро­вождения, афиш, программок.

Из-за этих особенностей театрали­зованной деятельности по отноше­нию к ней чаще используется термин «театрально-игровая деятельность», что также вызывает определенные трудности в педагогической работе, поскольку содержит ряд противоре­чий: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной осно­вой театрализации; между импровизационностью игры и этапностью под­готовки театрализации; между акцен­том в игре на сам процесс, а в театра­лизации - на ее результат. Эти проти­воречия снимаются при условии орга­низации театрально-игровой дея­тельности как самоценной свободной и творческой деятельности дошколь­ника. Именно это условие является ос­новным, согласно общей концепции программы «Детство».

Таким образом, в программе «Детст­во» театрализованно-игровая дея­тельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

•как разновидность художествен­ной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной лите­ратуры, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следую­щими видами деятельности: литератур­ная, музыкальная и изобразительная;

•как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается». Так достигает­ся сочетание косвенного руководства ею с предоставлением ребенку воз­можности свободного самовыражения и бытование театрализованной игры в самостоятельной детской деятель­ности.

Таковы исходные теоретические по­ложения. Раскроем теперь специфику целей, задач и содержания работы вос­питателя с детьми разных возрастных групп.

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего

дошкольного возраста

Основные направления разви­тия театрализованной игрысостоят в постепенном переходе ребенка от на­блюдения театрализованной постанов­ки взрослого к самостоятельной игро­вой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклор­ных и литературных персонажей к ими­тации действий в сочетании с переда­чей основных эмоций героя и освое­нию роли как созданию простого «ти­пичного» образа в игре-драматизации.

Задачи и содержание работы

Прежде всего необходимо формиро­вать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спек­таклей, которые показывает воспита­тель, взяв за основу содержание знако­мых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, до­полняя отдельные фразы в диалогах ге­роев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фик­сируется на том, что в конце куклы кла­няются и просят поблагодарить их, по­хлопать в ладоши. Перчаточные и дру­гие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном об­щении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развле­чений он включает фрагмен­ты драматизации, переодева­ясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Важным аспектом деятель­ности воспитателя является постепенное расширение иг­рового опыта за счет освое­ния разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложне­нием игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.

Игра-имитация отдельных дейст­вий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основ­ных эмоций человека (выглянуло сол­нышко - дети обрадовались: улыбну­лись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последо­вательных действий в сочетании с пе­редачей основных эмоций героя (весе­лые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, ис­пугался и прыгнул за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (не­уклюжий медведь идет к домику, храб­рый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

Однотемная бессловесная игра-им­провизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павло­ва «На машине», «Земляничка»; Е. Чару­шин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Рука­вичка», «Заюшкина избушка», «Три мед­ведя»).

Инсценирование фрагментов ска­зок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народ­ным сказкам («Колобок», «Репка») и ав­торским текстам (В. Сутеев «Под гри­бом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской теа­трализованной игры - настольного теа­тра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских сти­хов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возмож­но только при условии развития специ­альных игровых умений.

Первая группа умений связана с осво­ением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмот­реть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «ар­тист», включающей умение использо­вать некоторые средства выразительно­сти (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и пережива­ний и правильно держать и «вести» кук­лу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участни­ками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровиза­ции, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они вклю­чаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детены­шем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы («Сол­нышко и дождик», «В лесу», «Веселые обезьянки», «Котята играют» и т.п.).

Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.