Здавалка
Главная | Обратная связь

Дошкольного возраста



Основные направления разви­тия театрализованной игрысостоят в постепенном переходе ребенка от иг­ры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и про­цесс, и результат; от игры в малой груп­пе сверстников, исполняющих анало­гичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ро­левые позиции которых различны (рав­ноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации просто­го «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочета­ются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

Задачи и содержание работы

В данном возрасте происходит углуб­ление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссер­ская), становлении мотивации интере­са к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практи­чески все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил млад­ший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возрас­та. Усложнение касается текстов, кото­рые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интерес­ными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимо названных выше игр, в работе с детьми ис­пользуются

многоперсонажные игры-драма­тизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «1уси-лебеди», «Красная Шапочка»);

игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;

постановка спектакля по произве­дению.

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивно­го и импровизационного характера (на­пример: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т.п.).

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вя­заный театр, конусный театр, театр на­родной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся дейст­вия с куклами на гапите. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), те­атр ложек и пр. Дети показывают поста­новки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе зна­комых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята»; Л. Зубкова «Мы делили апельсин»).

Существенно усложняются теат­рально-игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зри­тель» (быть внимательным и доброже­лательным зрителем; проявлять элемен­ты зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адек­ватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артис­тов», благодарить их с помощью апло­дисментов; позитивно оценивать игру сверстников-«артистов»).

Вторая группа умений связана с со­вершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невер­бальной (мимика, жесты, позы, движе­ния) и интонационной выразительнос­ти для передачи образа героя, его эмо­ций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как об­мануть медведя, - обрадовалась), для пе­редачи физических особенностей пер­сонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хо­чет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управ­лять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театра­лизованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизи­рующие приветствия и прощание, со­гласие и несогласие.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режис­сер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое про­странство на плоскости стола, напол­нять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребен­ку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразу­мевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариа­тивно использовать материалы и эле­менты костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостаю­щих атрибутов для игры.

Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с други­ми участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Воспитатель должен уделять внима­ние развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумыва­ния содержания игры и воплощения за­думанного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов вопло­щения образов героев и на этапе анали­за результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет мож­но показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои спо­собы реализации задуманного, действо­вать не на основе копирования взросло­го или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания со­держания текста.

Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.