Основные критерии выбора СЭД
Основным критерием для выбора СЭД должно быть соответствие целям и задачам, которые будут решены вводом данного программного обеспечения, например. Остановимся подробнее на анализе возможных целей и задач использования СЭД. Если цель – минимизация затрат на хранение информационной составляющей бизнес-процессов, то задачами могут быть[45]: – создание единого хранилища для оперативной документации организации; – создание структурированного хранилища документации в соответствии с номенклатурой дел организации; – создание единого хранилища для архивной документации организации; – организация централизованного доступа к документам; –поддержка эффективного накопления, управления и доступа к информации и знаниям; – удешевление хранения бумажных документов. Если цель – оптимизация затрат на обеспечение ежедневной работы с документами, то задачами могут быть[46]: – минимизация традиционного документооборота; – сокращение расходов на управление документопотоками организации; – автоматизация деятельности подразделений работающих с документами; – введение корпоративных стандартов в работе с документами; – сокращение расходов на копирование документов и обеспечение контроля их печати; – создание системы документооборота, соответствующей международным нормам; – введение автоматизированной системы согласования документов; – минимизация сроков прохождения документа по вертикали управления; –автоматизация деятельности предприятия; – уменьшение скорости поиска документов; – исключение потери документов; – введение автоматизированной специализированной отчетности. Если цель – увеличение прибыли оптимизацией контроля бизнес- процессов организации, то задачами могут быть[47]: – создание структурированного реестра документации в соответствии с номенклатурой дел организации; – сокращение сроков согласования документов; – обеспечение прозрачности документопотока; – обеспечить контролируемость этапов работы с документами; –повышение исполнительской дисциплины за счет специализированной отчетности; – введение электронного ознакомления с документами под роспись; – автоматизация исполнения резолюций и поручений по документам; – повышение эффективности корпоративного управления по всем вертикалям власти; – повышение уровня информационной безопасности за счет механизмов ЭЦП и аудита системных событий; – предоставление руководству гибкого аналитического инструмента для получения информации о качестве работы с документами; – обеспечение распространение корпоративных стандартов и их неукоснительное соблюдение. – оптимизация бизнес-процессов и автоматизация механизма их выполнения и контроля. Следует выделить также технологический критерий: насколько подходит компьютерное оборудование, информационные сети для внедрения выбранной системы электронного документооборота, соответствует набору функций требованиям предприятия. Кроме того, следует выяснить, конфликтует ли данная система с уже имеющимся программным обеспечением или возможна полная интеграция. Составляющие технологического критерия выбора СЭД, таким образом, это[48]: – Распространенность системы электронного документооборота на региональном рынке; –Возможность интеграции системы электронного документооборота с системами доминирующими на региональном рынке; –Интегрированность с имеющимися лицензионными продуктами Microsoft, Windows; – Возможность работы как по оптоволоконной сети, так и по спутниковой; – Доступ с мобильного компьютерного оборудования: ноутбука, смартфо́на, iPad, iPhone; – Возможность репликации данных; Кроме того, следует учитывать человеческий фактор при выборе СЭД, в том числе: – Консерватизм персонала, нежелание переобучаться; – Низкая образованность, компьютерная безграмотность работников; – Боязнь прозрачности собственной деятельности для руководства; – Синдром служащего «советского типа», т.е. нежелание непосредственно работать с компьютером; – Частые изменения структуры предприятия; – Низкая формализация бизнес-процессов; – Наличие традиционного документооборота у постоянных бизнес- партнеров. Следует выделить критерий надежности при выборе системы электронного документооборота. Основными требованиями к обеспечению безопасности систем электронного документооборота являются[49]: – Обеспечение стабильности технического комплекса объекта информатизации; – Генерация и поддержка изолированной программной среды; – Высокая образованность, компьютерная грамотность работников; – Контроль и поддержка стабильности электронной среды существования электронных документов; –Встроенное межсетевое экранирование; – Обеспечение сохранности документов; –Возможность быстрого восстановления данных; – Аудит системных событий; –Разграничение прав доступа; – Обеспечение защиты доступа; –Встроенная криптографическая защита; –Протоколирование действий пользователей; –Обеспечение юридической значимости электронного документа; –Аутентификация пользователей и разделение доступа; –Обеспечение защиты от доступа не авторизованных пользователей; –Шифрование данных; – Автоматическое резервное копирование базы данных; –Встроенная электронно-цифровая подпись. Учет финансовых ресурсов предприятия для ввода системы электронного документооборота также следует отнести к критериям отбора СЭД. При расчете тотальной стоимости системы следует обратить внимание на следующее[50]: – Фактор «Цена – качество», т.е. соответствие функционала стоимости; – Наличие регионального центра обслуживания; – Возможность наращивать масштаб системы при расширении функционала, под его бизнес-процессы и задачи силами ИТ-специалистов заказчика, без привлечения вендора. – Возможность изменения системы под бизнес-процессы организации силами специалистов заказчика. Информационные менеджеры выделяют при выборе системы электронного документооборота в качестве критерия уровень зрелости предприятия в отношении организации электронного документооборота[51]. Если в компании нет понимания необходимости организации работы с документами по всей вертикали предприятия, а также сотрудники не имеют опыта и квалификации работы с компьютером, то надо поднять этот уровень перед внедрением СЭД. Осознание необходимости совершенствования работы с документами является начальным уровнем зрелости готовности организации к вводу СЭД. К сожалению, деятельность по оптимизации документооборота ведется без четкого планирования службой делопроизводства. Любые изменения процесса документирования происходят по запросу начальства без внесения их в нормативные акты. В данном случае целесообразным будет постепенный ввод СЭД (одного-двух наиболее важных модуля для автоматизации работы с документами на ограниченном количестве рабочих мест). Следующие уровни зрелости, готовности организации к введению системы электронного документооборота характеризуются прописанными процедурами совершенствования документооборота, обученным персоналом, осознанием необходимости изменений организации работы с документами по всей вертикали предприятия. В данных предприятиях возможен ввод полномасштабной СЭД, соответствующий требованиям бизнес-процессов. Критерием для выбора поставщика СЭД станет просмотр презентации системы, возможность поработать с демоверсией, отзывы пользователей данного программного обеспечения. Кроме того, надо рассматривать требования к хранению информации в СЭД. Что касается критерия объема хранящейся информации, то если нужно обеспечить хранение миллиардов объектов и сотен терабайт, необходимо выбрать систему, поддерживающую иерархическое структурное хранение (HSM - Hierarchal Storage Management). Эта технология позволяет хранить наиболее часто используемые данные на быстрых и дорогих носителях, в то время как малозначимая информация автоматически переносится на дешевые носители с меньшей работоспособностью. Критерий наличия архива большого объема на бумажных носителях, требует системы с встроенным модулем, с подсистемами массового ввода документов. Тогда как необходимость специфических форматов хранения документов, в том числе изображений документов, крупномасштабных чертежей и другая инженерно-конструкторская документация делает востребованными системы с встроенным графическим модулем 2- D или 3- D[52]. Таким образом, мы можем назвать следующие критерии выбора СЭД для организации или предприятия: соответствие целям и задачам организации; технологический критерий, критерий подготовленности персонала к внедрению СЭД, критерий надежности СЭД, критерий учета финансовых возможностей организации; уровень готовности предприятия к введению СЭД, критерий выбора поставщика СЭД, критерий объема хранения информации и наличия архива. То есть организация при выборе подходящей системы электронного документооборота должна учитывать все названные критерии. Причем данным набором дело не ограничивается, поскольку наука и практика не стоит на месте, появляются новые реалии и обстоятельства. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|