Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные критерии выбора СЭД



Основным критерием для выбора СЭД должно быть соответствие целям и задачам, которые будут решены вводом данного программного обеспечения, например. Остановимся подробнее на анализе возможных целей и задач использования СЭД.

Если цель – минимизация затрат на хранение информационной составляющей бизнес-процессов, то задачами могут быть[45]:

– создание единого хранилища для оперативной документации организации;

– создание структурированного хранилища документации в соответствии с номенклатурой дел организации;

– создание единого хранилища для архивной документации организации;

– организация централизованного доступа к документам;

–поддержка эффективного накопления, управления и доступа к информации и знаниям;

– удешевление хранения бумажных документов.

Если цель – оптимизация затрат на обеспечение ежедневной работы с документами, то задачами могут быть[46]:

– минимизация традиционного документооборота;

– сокращение расходов на управление документопотоками организации;

– автоматизация деятельности подразделений работающих с документами;

– введение корпоративных стандартов в работе с документами;

– сокращение расходов на копирование документов и обеспечение контроля их печати;

– создание системы документооборота, соответствующей международным нормам;

– введение автоматизированной системы согласования документов;

– минимизация сроков прохождения документа по вертикали управления;

–автоматизация деятельности предприятия;

– уменьшение скорости поиска документов;

– исключение потери документов;

– введение автоматизированной специализированной отчетности.

Если цель – увеличение прибыли оптимизацией контроля бизнес- процессов организации, то задачами могут быть[47]:

– создание структурированного реестра документации в соответствии с номенклатурой дел организации;

– сокращение сроков согласования документов;

– обеспечение прозрачности документопотока;

– обеспечить контролируемость этапов работы с документами;

–повышение исполнительской дисциплины за счет специализированной отчетности;

– введение электронного ознакомления с документами под роспись;

– автоматизация исполнения резолюций и поручений по документам;

– повышение эффективности корпоративного управления по всем вертикалям власти;

– повышение уровня информационной безопасности за счет механизмов ЭЦП и аудита системных событий;

– предоставление руководству гибкого аналитического инструмента для получения информации о качестве работы с документами;

– обеспечение распространение корпоративных стандартов и их неукоснительное соблюдение.

– оптимизация бизнес-процессов и автоматизация механизма их выполнения и контроля.

Следует выделить также технологический критерий: насколько подходит компьютерное оборудование, информационные сети для внедрения выбранной системы электронного документооборота, соответствует набору функций требованиям предприятия. Кроме того, следует выяснить, конфликтует ли данная система с уже имеющимся программным обеспечением или возможна полная интеграция. Составляющие технологического критерия выбора СЭД, таким образом, это[48]:

– Распространенность системы электронного документооборота на региональном рынке;

–Возможность интеграции системы электронного документооборота с системами доминирующими на региональном рынке;

–Интегрированность с имеющимися лицензионными продуктами Microsoft, Windows;

– Возможность работы как по оптоволоконной сети, так и по спутниковой;

– Доступ с мобильного компьютерного оборудования: ноутбука, смартфо́на, iPad, iPhone;

– Возможность репликации данных;

Кроме того, следует учитывать человеческий фактор при выборе СЭД, в том числе:

– Консерватизм персонала, нежелание переобучаться;

– Низкая образованность, компьютерная безграмотность работников;

– Боязнь прозрачности собственной деятельности для руководства;

– Синдром служащего «советского типа», т.е. нежелание непосредственно работать с компьютером;

– Частые изменения структуры предприятия;

– Низкая формализация бизнес-процессов;

– Наличие традиционного документооборота у постоянных бизнес- партнеров.

Следует выделить критерий надежности при выборе системы электронного документооборота. Основными требованиями к обеспечению безопасности систем электронного документооборота являются[49]:

– Обеспечение стабильности технического комплекса объекта информатизации;

– Генерация и поддержка изолированной программной среды;

– Высокая образованность, компьютерная грамотность работников;

– Контроль и поддержка стабильности электронной среды существования электронных документов;

–Встроенное межсетевое экранирование;

– Обеспечение сохранности документов;

–Возможность быстрого восстановления данных;

– Аудит системных событий;

–Разграничение прав доступа;

– Обеспечение защиты доступа;

–Встроенная криптографическая защита;

–Протоколирование действий пользователей;

–Обеспечение юридической значимости электронного документа;

–Аутентификация пользователей и разделение доступа;

–Обеспечение защиты от доступа не авторизованных пользователей;

–Шифрование данных;

– Автоматическое резервное копирование базы данных;

–Встроенная электронно-цифровая подпись.

Учет финансовых ресурсов предприятия для ввода системы электронного документооборота также следует отнести к критериям отбора СЭД. При расчете тотальной стоимости системы следует обратить внимание на следующее[50]:

– Фактор «Цена – качество», т.е. соответствие функционала стоимости;

– Наличие регионального центра обслуживания;

– Возможность наращивать масштаб системы при расширении функционала, под его бизнес-процессы и задачи силами ИТ-специалистов заказчика, без привлечения вендора.

– Возможность изменения системы под бизнес-процессы организации силами специалистов заказчика.

Информационные менеджеры выделяют при выборе системы электронного документооборота в качестве критерия уровень зрелости предприятия в отношении организации электронного документооборота[51].

Если в компании нет понимания необходимости организации работы с документами по всей вертикали предприятия, а также сотрудники не имеют опыта и квалификации работы с компьютером, то надо поднять этот уровень перед внедрением СЭД.

Осознание необходимости совершенствования работы с документами является начальным уровнем зрелости готовности организации к вводу СЭД.

К сожалению, деятельность по оптимизации документооборота ведется без четкого планирования службой делопроизводства. Любые изменения процесса документирования происходят по запросу начальства без внесения их в нормативные акты. В данном случае целесообразным будет постепенный ввод СЭД (одного-двух наиболее важных модуля для автоматизации работы с документами на ограниченном количестве рабочих мест).

Следующие уровни зрелости, готовности организации к введению системы электронного документооборота характеризуются прописанными процедурами совершенствования документооборота, обученным персоналом, осознанием необходимости изменений организации работы с документами по всей вертикали предприятия. В данных предприятиях возможен ввод полномасштабной СЭД, соответствующий требованиям бизнес-процессов.

Критерием для выбора поставщика СЭД станет просмотр презентации системы, возможность поработать с демоверсией, отзывы пользователей данного программного обеспечения.

Кроме того, надо рассматривать требования к хранению информации в СЭД.

Что касается критерия объема хранящейся информации, то если нужно обеспечить хранение миллиардов объектов и сотен терабайт, необходимо выбрать систему, поддерживающую иерархическое структурное хранение (HSM - Hierarchal Storage Management). Эта технология позволяет хранить наиболее часто используемые данные на быстрых и дорогих носителях, в то время как малозначимая информация автоматически переносится на дешевые носители с меньшей работоспособностью.

Критерий наличия архива большого объема на бумажных носителях, требует системы с встроенным модулем, с подсистемами массового ввода документов. Тогда как необходимость специфических форматов хранения документов, в том числе изображений документов, крупномасштабных чертежей и другая инженерно-конструкторская документация делает востребованными системы с встроенным графическим модулем 2- D или 3- D[52].

Таким образом, мы можем назвать следующие критерии выбора СЭД для организации или предприятия: соответствие целям и задачам организации; технологический критерий, критерий подготовленности персонала к внедрению СЭД, критерий надежности СЭД, критерий учета финансовых возможностей организации; уровень готовности предприятия к введению СЭД, критерий выбора поставщика СЭД, критерий объема хранения информации и наличия архива. То есть организация при выборе подходящей системы электронного документооборота должна учитывать все названные критерии. Причем данным набором дело не ограничивается, поскольку наука и практика не стоит на месте, появляются новые реалии и обстоятельства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.