Здавалка
Главная | Обратная связь

Почему трудно оценить реальные масштабы алкогольной смертности



Методика извлечения полезной информации из лукавой статистики

Авторы – Николаев И.В., Гетманов В.Н.

Сколько алкоголя потребляется в России?

В настоящее время существует множество различных методик для оценки уровня душевого потребления алкоголя в стране. В Таблице 1, позаимствованной нами из источника [1], приведены независимые оценки, построенные на основе эпидемических данных (Treml – 1997, Госкомстат РФ и Немцов – 2000, 2002). В 9-м столбце Таблицы 1 приведены для сравнения наши оценки, взятые из работы [2]. Во втором столбце Таблицы 1 приведены данные Госкомстата РФ по динамике душевого потребления алкоголя с 1960 по 2003 годы. В скобках указан «объём продаж» алкоголя, рассчитанный «по новой методике». Из сопоставления приведённых оценок видно, что, по выражению автора работы [1] Немцова А.В., «получаем на некотором этапе близкие результаты, что является способом их количественной верификации».

Почему трудно оценить реальные масштабы алкогольной смертности

По мнению Немцова А.В., «к трудностям в оценке потребления алкоголя в России добавляются большие трудности в оценке реальных масштабов связанной с алкоголем смертности. Это обусловлено тем, что в качестве смертности “по причинам, связанным с употреблением алкоголя” государственная статистика учитывает смерти при отравлении алкоголем, алкогольных циррозах печени, алкоголизме и алкогольных психозах. Они составляют около 3% от всех смертей в разные годы, притом, что потребление алкоголя в России, вероятно, самое высокое в Европе (до 15 литров чистого алкоголя на человека в год; западноевропейские лидеры Люксембург, Ирландия, Франция и Германия – от 10,9 до 14,2 литров)…

Существует ряд статистических ошибок в оценке алкогольной смертности.

Первая ошибка государственной статистики – неполный учёт прямых алкогольных потерь, главным образом, в силу низкой квалификации посмертной экспертизы. Так, смерти при алкогольных циррозах печени до 1998 года не превышали 8%, а позже выросли до 20% от всех смертей с диагнозом цирроза печени, тогда как во всём мире они составляют 30-40%, в зависимости от уровня потребления и других факторов.

Вторая ошибка – вольная или невольная, фальсификация диагнозов алкогольных смертей, в частности таких важных для характеристики алкогольной ситуации, как отравление алкоголем. Значительная их доля попадает в рубрику сердечно-сосудистых смертей.

Третья ошибка – полное пренебрежение учётом непрямых алкогольных потерь, т.е. смертей, для которых алкоголь является не единственной, но существенной причиной смерти, дополнительно сокращающей продолжительность жизни».

Ничего удивительного для нас, поборников абсолютной трезвости, нет в существовании вышеназванных «статистических ошибок в оценке алкогольной смертности», поскольку представители медицины в своей массе, от рядовых врачей до академиков АМН, регулярно и систематически сами «принимают на грудь», «закладывают за воротник» и т.п., считая алкогольный наркотик «пищевым продуктом». Видимо, многие из них ещё станут докторами медицинских наук и академиками, охраняя свой корпоративный интерес к «дружеской попойке»!







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.