Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОТ АПРИОРНОЙ



Эмпирическая психология как наука строится и развивается, опираясь на философскую

традицию эмпирицизма. Целесообразно различать эмпиризм — традицию, исторически

принципиально противостоявшую рационализму (см.: Дорфман, 2002б), и эмпирицизм — более

новую традицию, которая соединила в себе в первую очередь

эмпиризм, рационализм и прагматизм, ранее разрозненные философские течения. В англоязычной

литературе эти две традиции не различаются, обозначаясь единым понятием empiricism; тем не

менее в последнее время отчетливо наблюдается изменение вкладываемого в это понятие смысла.

Наиболее последовательно эмпирицизм заявлен в позитивизме (логическом эмпирицизме),

неопозитивизме и аналитической философии. Эмпирическая психология усвоила прежде всего

главную идею этой традиции: для объективного познания психических явлений и поведения

следует обращаться к источникам, коренящимся в самих психических явлениях и поведении.

Такой подход подразумевает, с одной стороны, что размышления исследователя о

психических явлениях и поведении могут не совпадать с истинной природой психических явлений

и поведения как таковых. С другой стороны, имеется в виду, что если источники познания

психических явлений и поведения коренятся в них самих, значит, о них можно судить лишь через

те признаки, которые открыты для органов чувств их наблюдателей. Именно чувственные данные,

организованные определенным образом в ходе наблюдения, служат наиболее существенными

индикаторами истинности психических явлений и поведения людей (и животных).

Однако это не значит, что принижается роль мышления и логики исследователя.

Принципиальным остается вопрос о том, как соотносятся между собой чувственные данные и

мышление (включая логику) исследователя о психических явлениях и поведении. Эмпирицизм

поддерживает исследовательское мышление и логику, которые оперируют чувственными

(эмпирическими) данными. Это значит, в частности, что любая идея или теория должна

подвергаться эмпирическому тестированию; эмпирические данные тестируют теорию, но не

служат и не обслуживают ее. Вот почему эмпирицизм отвергает исследовательское мышление и

логику, которые игнорируют чувственные

(эмпирические) данные. Эту позицию легко понять: исследовательское мышление и логика

должны служить не самим себе (рассуждения, не основанные на фактах, называют

спекулятивными, даже если логически они безукоризненны), а способствовать пониманию

природы изучаемых психических явлений и поведения.

В порядке сравнения заметим, что в психологии существует и другая, априорная традиция.

Эта традиция претендует на познание психических явлений и поведения, полагаясь на ресурсы

исследовательского мышления и логику безотносительно к чувственным данным. Более того,

априорная традиция трактует (явно или неявно) исследовательское мышление и логику как

единственный источник научного познания. В основе этой традиции лежит доверие к

философской метафизике. Ее идеи логически развертываются и экстраполируются на те или иные

особенности психических явлений и поведения.

В советской психологии теория психического отражения возникла как результат «переложения»

ленинской (философской) теории отражения на психический «материал». Несколько десятилетий она

претендовала на роль фундаментального принципа марксистской психологии. Эмпирические данные

«подгонялись» под эту теорию, но не подвергали проверке положение об отражении как таковом.

Иначе говоря, эмпирические данные не тестировали теорию, а служили ей.

Разумеется, в той или иной степени чувственный опыт может содержаться в теоретических

рассуждениях психологов, опирающихся на метафизическую (априорную) традицию. Но и в этом

случае фундаментальное различие между эмпирической и априорной традициями в психологии

сохраняется. Оно заключается в том, чему служит исследовательское мышление и логика,

используя чувственный опыт: познанию реальности такой, какая она есть (эмпирическая

психология), или такой, какой она «должна» быть в соответствии с заранее «установленными»

принципами, идеями и чисто теоретическими рассуждениями (априорная психология).

Таким образом, эмпирическая психология познает мир эмпирически и потому

фундаментальным образом отличается от априорной психологии, которая познает мир,

исключительно полагаясь на власть мышления







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.