Здавалка
Главная | Обратная связь

Политика выставления баллов

Силлабус дисциплины для студентов

Информация о дисциплине

Наименование дисциплины «Психология и развитие человека Код дисциплины Количество кредитов - 3 Курс, семестр 1 курс, 2 семестр
Наименование специальности Иностранный язык: два иностранных языка Шифр специальности 5В011900 Кафедра Педагогики Факультет Педагогический
Форма обучения - дневная Язык обучения - русский
Время консультаций:
должность, степень, звание ФИО преподавателя   К.с.н., доц. Мухамбетова К.А. контактная информация (телефон, e-mail)   раб.56-23-32, моб. 8 701 798 91 74
Подпись Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Сарсекеев Б.С. подпись ФИО

 

Краткое описание дисциплины.

Цель курса «Психология и развитие человека»сформировать целостное представление о закономерностях человеческого развития с точки зрения психологического знания.

 

Задачи курса «Психология и развитие человека»:

1. Раскрыть основные понятия, категории, принципы и методы психологии как науки.

2. Раскрыть понятие психического развития, его закономерностей, факторов и механизмов.

3. Ознакомить с основными психологическими теориями, раскрывающими сущность и закономерности развития человека.

4. Представить характеристику развития личности, деятельности и психических функций на всех этапах онтогенеза.

5. Сформировать навыки анализа психологических фактов онтогенетического развития.

 

В результате изучения дисциплины «Психология и развитие человека»студент должен знать

1. основные понятия психологии и психологии развития,

2. факторы, закономерности и механизмы психического развития, методы его исследования

3. основные теории психического развития человека в онтогенезе в отечественной и зарубежной психологии,

4. особенности развития поведения, психических функций и личности на различных этапах онтогенеза.

 

Должен уметь

- оперировать основными категориями психологии развития,

- сравнивать по ключевым позициям и понятиям различные теории психического развития,

- соотносить теоретически описываемые возрастные феномены с эмпирическими фактами развития человека,

- проектировать и осуществлять эмпирическое исследование онтогенетического развития различных сфер психического.

 

3. Пререквизиты дисциплины. Введение в специальность, История Казахстана, Информатика, Философия

4. Постреквизиты дисциплины. Социология, Возрастная психология, Политология.

5. Календарно-тематический план.

Наименование тем дисциплины Недели Аудиторные занятия Вид задания (описание) Всего (ч.)
Лекции (ч.) Пр/сем./лаб./ студ (ч.) СРСП Форма контроля СРС Форма контроля
Психология как наука. Проверка лекционного материала, проверка самост. раб. Проверка самостоятельной работы
Психология познавательных процессов Проверка лекционного материала, проверка самост. раб. Проверка самостоятельной работы
Общее и индивидуальное в психике человека: способности, темперамент, характер Проверка лекционного материала, проверка самост. раб. Проверка самостоятельной работы
Основные категории психологии развития. Проверка лекционного материала, проверка самост. раб. Проверка самостоятельной работы
Основные школы психологии развития Проверка лекционного материала, проверка самост. раб. Проверка самостоятельной работы
Биологические основы развития. Жизненный цикл развития человека Проверка лекционного материала, проверка самост. раб. Проверка самостоятельной работы
Младенчество Проверка лекционного материала, проверка самост. раб. Проверка самостоятельной работы
Ранее детство Проверка лекционного материала, проверка самост. раб. Проверка самостоятельной работы
Дошкольный возраст Проверка лекционного материала, проверка самост. раб. Проверка самостоятельной работы
Среднее детство Проверка лекционного материала, проверка самост. раб. Проверка самостоятельной работы
Подростковый возраст Проверка лекционного материала, проверка самост. раб. Проверка самостоятельной работы
Юность Проверка лекционного материала, проверка самост. раб. Проверка самостоятельной работы
Молодость (ранняя взрослость) Проверка лекционного материала, проверка самост. раб. Проверка самостоятельной работы
Зрелость. Проверка лекционного материала Проверка самостоятельной работы
Старость Проверка лекционного материала Проверка самостоятельной работы
         

Литература для изучения

Основная:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 1997.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1982–1984.

3. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.,1996.

4. Крайг Д. Психология развития (Human Development). СПб., 2000.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М., 1997.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2001.

7. Психология человека от рождения до смерти. / Под общ. ред. А.А. Реана. - СПб., 2001.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М., 2000.

Дополнительная:

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М., 1998.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. / Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. - М., 1999.

3. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание. - М., 1986.

4. Бине А. Измерение умственных способностей. - СПб., 1998.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - Воронеж, 1995

6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и нуач. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.- М., 1999.

7. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. - М., 1982.

8. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.

9. Маркова А.К., Матси Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

10. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. - Дубна, 1995

11. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. - М., 1991.

12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1990.

13. Психология подростка. Полное руководство. / Под ред. А.А.Реана. - СПб., 2003.

14. Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия. В 2 т. Т. 1, 2. Издание второе, дополненное. - Самара, 1999.

15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.

16. Роджерс К. Вопросы, которые я бы задал себе, если бы был учителем. Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995.

Политика выставления баллов

Вид работы Оценка (max балл) Количество Сумма
Рейтинг 1
лекции
СРСП
Итого
Рейтинг 2
лекции 2,2
СРСП
Итого

 

8. Требования преподавателя. Студент обязан осуществлять конспектирование читаемого курса лекций, активно участвовать в учебном процессе, выполнять задания, вовремя сдавать на проверку письменные работы (рефераты, доклады и др.), готовиться к коллоквиумам и экзаменам.

Приветствуется:

а) Обязательное посещение занятий;

б) Активность во время практических (семинарских) занятий;

в) Подготовка к занятиям, к выполнению домашнего задания и СРС;

г) Соблюдение норм поведения, принятых в вузе;

Недопустимо:

а) Опоздание и уход с занятий;

б) Пользование сотовыми телефонами во время занятий;

в) Обман и плагиат;

г) Несвоевременная сдача заданий;

д) Просить без особых причин выйти из аудитории;

е) Мешать другим во время лекций и семинарских занятий.

9. Экзаменационные вопросы

1. Предмет и задачи психологии развития.

2. Основные категории психологии развития.

3. Основные закономерности психического развития человека.

4. Схемы построения периодизации психического развития.

5. Психоаналитическая теория развития индивида.

6. Стадии психического развития индивида в классическом психоанализе.

7. Биогенетический подход в психологии развития.

8. Социогенетический подход в психологии развития.

9. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона.

10. Бихевиоризм и теория социального научения.

11. Общая характеристика стадий интеллектуального развития в теории Ж. Пиаже.

12. Основные понятия теории интеллектуального развития Ж. Пиаже: гомеостаз, адаптация, ассимиляция, аккомодация. Эгоцентризм и проблема децентрации.

13. Л. Колберг и Ж. Пиаже о нравственном развитии личности.

14. Культурно – историческая концепция Л.С. Выготского и его школа.

15. Возрастная периодизация психического развития индивида Д.Б. Эльконина.

16. Теория нравственного развития Л. Колберга

17. Возраст как категория психологии развития

18. Факторы, механизмы и цели психического развития.

19. Проблемы построения интегральной периодизации психического развития.

20. Психическое развитие младенца.

21. Кризис новорожденности.

22. Познавательное, психомоторное и эмоциональное развитие младенца.

23. Кризис одного года.

24. Раннее детство: развитие предметно-манипулятивной деятельности и познавательных процессов ребенка.

25. Раннее детство: особенности речевого развития.

26. Раннее детство: социальное, эмоциональное и личностное развитие ребенка.

27. Кризис трех лет.

28. Развитие психических функций в дошкольником возрасте.

29. Характеристика игровой деятельности в дошкольном возрасте.

30. Становление личностной сферы дошкольника: эмоций, мотивов, Я - концепции.

31. Психологическая готовность детей 6-летнего возраста к школе.

32. Среднее детство: кризис 7 лет.

33. Среднее детство: становление учебной деятельности.

34. Среднее детство: развитие когнитивной сферы.

35. Среднее детство: развитие мотивационной сферы и Я - концепции.

36. Развитие Я - концепции и личностные новообразования подросткового возраста.

37. Подростковый возраст: особенности общения со взрослыми и сверстниками.

38. Подростковый возраст: развитие когнитивной сферы.

39. Юность как этап развития. Основные задачи юности

40. Проблема определения оснований для построения периодизации психического развития на этапе взрослости.

41. Развитие в период ранней взрослости (молодость)

42. Кризис 30-ти лет

43. Развитие в средней взрослости.

44. Кризис среднего возраста

45. Развитие в поздней взрослости

46. Личность и старение

47. Родительство и развитие взрослости

48. Профессиональная деятельность и развитие. Стабильность и развитие

49. Проблема здоровья и болезни в средней взрослости

50. Проблема когнитивной непрерывности и изменчивости у взрослых

51. Психологические аспекты умирания и смерти.

52. Адаптация к старости.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.