Здавалка
Главная | Обратная связь

Философия Анри Бергсона

Учение Бергсона может быть названо эволюционным спиритуализмом. Опи­раясь па достижения естественной науки, идеи европейских спи­ритуалистов и католицизм, он разрабатывает теорию динамическо­го, творчески развивающегося мира. Главные произведения: «Вве­дение в метафизику» (1903) и «Творческая эволюция» (1907).

В философии Бергсона мир — это непрерывный творческий процесс эволюцииновых форм и состояний. К такому выводу философ приходит, анализируя понятие «время».Физическое или пространственное время всегда обратимо. Опыт в механике можно повторить бесчисленное количество раз с одним и тем же результатом. Но для сознания характерно другое время, которое Бергсон обозначает как «длительность».Мир физических вещей и мир сознания кардинально различаются. В реальной жизни, воспринимаемой сознанием, каждый последующий момент време­ни песет нечто повое. Он несводим к предыдущему моменту. Так же и в эволюции. Ее время необратимо, так как появляются но­вые формы, а от них невозможно вернуться к старым. Следовательно, реальное время — длительность — это жизнен­ный поток, континуум (непрерывность), постоянное творческое становление. длительности.

Бергсон не принимает декартово разделение мира па две суб­станции — дух и материю. Они есть лишь полюса единой реаль­ности («жизни»), проявляющей протяженность и мышление. Не соглашается Бергсон и с двумя традиционными представлениями эволюционизма — механистическим (эволюция целиком выводит­ся из прошлого — свершившихся причин) и финалистическим (эволюция выводится из будущего — из цели, к которой устрем­лено развитие). Ограниченность этих воззрений, по его мнению, преодолевает концепция творческой эволюции, которой подвер­жена «жизнь». Материяв данной концепции — продукт останов­ки и распада жизненного порыва. Через эволюцию «жизнь» стре­мится освободиться от оков инертной материи.

Траектория эволюции— не полет мяча, а взрыв гранаты, ос­колки которой и осколки осколков которой продолжают посто­янно взрываться. Энергия взрыва — это и есть творческий порыв жизни. Металл гранаты, препятствующий энергии взрыва, — это материя.

Человек приспособился к материальному миру с помощью интел­лекта, который действует через искусственные органы. Он дробит мир на отдельные элементы, а из них строит свое искусственное восприятие действительности. Инстинкт действует через естествен­ные органы. Он ближе к действительности. Но все же ни тот, ни дру­гой не дают ее полного восприятия. Только интуиция способна па это. Интуиция— это разум, стремящийся стать бескорыстным инс­тинктом. Это проникновение внутрь «жизни» и ее всевозможных из­меняющихся объектов. Это «видение духа со стороны самого духа». Не случайно учение Бергсона еще называют интуитивизмом.

Оригинальны социальные и религиоз­ные аспекты философии Анри Бергсона. Он выделяет два типа общества, а соответ­ственно и морали — закрытое и открытое общество.Первое: полное подчинение ин­дивида обществу и его инстинктам (глав­ный из них — продолжение рода), человек здесь, как муравей в муравейнике. Второе: ставка на свободу и индивидуальное нача­ло, творческую личность, которые не про­тивопоставляются коллективу. Идеалы та­кого общества — человечность и универ­сальные моральные ценности. Носители таких идеалов — пророки и мудрецы древности. Истинная рели­гия — это религия динамическая (открытая). Она пронизана мис­тицизмом, защищающим человека от угрозы мертвого интеллекта и осуществляющим интуитивное слияние с творческим жизненным порывом — «сверхсознанием»,Высшим Существом, или Богом.

Идеи А. Бергсона повлияли па развитие новых философских тече­ний (прагматизм, персонализм, экзистенциализм) и ученых-эволюци­онистов — Э. Леруа, П. Тейяра де Шардена, В.И. Вернадского.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.