Психологические типы К. Г. ЮнгаСтр 1 из 50Следующая ⇒
Любовь Анатольевна Бескова, Елена Андреевна Удалова
Я и все остальные Начала соционики
(2004 г.)
Что лучше - жить с завязанными глазами, или отчетливо видеть, что происходит вокруг? Что практичнее - принимать решения вслепую, или делать осознанный выбор? Известные специалисты в области прикладной соционики помогут вам по-новому взглянуть на себя и на окружающих. Вы узнаете много интересного не только о себе, но и об известных людях, с которыми, как утверждает эта наука, у вас есть много общего.
Содержание
Об авторах Введение Истоки соционики З. Фрейд К. Г. Юнг И. Майерс-Бриггс А. Аугустинавичюте Предмет Метод Основные направления исследования и перспективы применения Соционические портреты ДОН КИХОТ (интуитивно-логический экстраверт) ДЮМА (сенсорно-этический интроверт) ГЮГО (этико-сенсорный экстраверт) РОБЕСПЬЕР (логико-интуитивный интроверт) ГАМЛЕТ (этико-интуитивный экстраверт) МАКСИМ (логико-сенсорный интроверт) ЖУКОВ (сенсорно-логический экстраверт) ЕСЕНИН (интуитивно-этический интроверт) НАПОЛЕОН (сенсорно-этический экстраверт) БАЛЬЗАК (интуитивно-логический интроверт) ДЖЕК (логико-интуитивный экстраверт) ДРАЙЗЕР (этико-сенсорный интроверт) ШТИРЛИЦ (логико-сенсорный экстраверт) ДОСТОЕВСКИЙ (этико-интуитивный интроверт) ГЕКСЛИ (интуитивно-этический экстраверт) ГАБЕН (сенсорно-логический интроверт) Аспекты и функции Модель А Базовые функции Творческие функции Ролевые функции Болевые точки Суггестивные функции Референтные функции Ограничительные функции Фоновые функции Еще раз о слабых функциях Интертипные отношения Размышления о свободе человека Не только соционика
Об авторах
Бескова Любовь Анатольевна.Закончила философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Кандидат философских наук, профессиональный преподаватель. Инициатор выпуска серии книг по соционике, составитель и редактор. Автор двух популярных книг по соционике «Путь к сердцу мужчины и... обратно» («Астрель», 2003) и «Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе» («Астрель», 2003), написанных в соавторстве с Е. А. Удаловой. Руководитель Центра прикладной соционики «Terra socionika». (Адрес сайта: www.terra-socionika.ru. E-mail:connect@terra-socionika.ru) Удалова Елена Андреевна.Выпускница физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1993 года работает в соционике. Автор нескольких книг, статей и методики обучения соционической диагностике, курс которой прошли уже более 25 групп. С 1998 года - руководитель школы прикладной соционики. Занимается обучением диагностике, консультированием индивидуальных и корпоративных клиентов, разработкой учебных и тренинговых программ. (Подробности на сайте www.socion.ru)
Введение
Истоки соционики
З. Фрейд
Австрийский врач (1856-1939), невропатолог, психолог, основатель психоанализа по праву может считаться предтечей теории информационного метаболизма (так еще называют соционику). Он жил и работал в Вене, много лет занимался лечением неврозов с помощью гипноза. Тогда у него сложилось представление о наличии психических процессов, которые находятся вне сферы сознания, но оказывают серьезное влияние на поведение пациента. Он первым ввел в культуру представление о том, что психические процессы не ограничиваются сферой осознанного, что неосознаваемые человеком элементы психики играют в его жизни существенную роль. В самом начале прошлого века Фрейд сумел поселить в умах людей идею о том, что человеческую психику анализировать можно и нужно. Он ввел в науку представление о том, что существует определенная структура психики, показал ее различные уровни - сознание (ego), подсознание (id) и предсознание (super-ego) и исследовал их взаимодействие. Комплексы и страхи, влечения и вытеснения стали предметом научного анализа. Появились методы, позволяющие помочь человеку разобраться в скрытых от него самого мотивах его поступков. В двадцатые годы фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Сейчас этот подход стал элементом общей культуры, помогающим людям сформулировать и разрешить свои психологические проблемы. Соционика опирается на психоанализ З. Фрейда, на его концепцию многослойного строения психической структуры человека.
К. Г. Юнг
Талантливый ученик З. Фрейда - Карл Густав Юнг (1875-1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую он вел около шестидесяти лет. В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между здоровыми людьми существуют объективные психологические различия, столь же неотъемлемые, как, например, цвет глаз. Разработанная типология, десятилетиями применявшаяся и уточнявшаяся в практике самого Юнга и его учеников, получила воплощение в книге «Психологические типы», вышедшей в 1921 году. Изучая особенности психологических проявлений людей, Юнг построил свою типологию личности. Он ввел принципиально новые понятия, которые положил в основу типологии, и это позволило применить методы объективного анализа к изучению человеческой психики. Сейчас дихотомии «экстраверсия - интроверсия», «рациональность - иррациональность», «мышление - чувство», «ощущение - интуиция» широко используются в обыденной и профессиональной речи. Они даже приобрели такие оттенки значений, которые Юнг вовсе не имел в виду. Для более наглядного представления типологии сведем в таблицу те признаки, по которым Юнг различал свои психологические типы.
Психологические типы К. Г. Юнга
В дальнейшем Юнг ввел учет дополнительных признаков, и типы стали называться, например, так: «интровертный мыслительный с доминированием интуиции». При этом количество типов удвоилось и дошло до 16. Соционика опирается на юнговскую типологию в ее первозданном, авторском понимании. Оказалось, что эта типология относится не столько к индивидуальному психическому миру каждого человека, сколько к общим принципам обработки информации о мире людьми различных типов. Замеченные Юнгом признаки - это базовые свойства информационной системы человека, конфигурация нашего «бортового компьютера». В соционике они изучаются с применением методов информатики. Это позволило создать модели информационной системы человека, выявить объективные законы взаимопонимания и объективно проанализировать типовые проблемы, возникающие в процессе общения людей с различными способами восприятия информации.
И. Бриггс Майерс
Большой вклад в развитие типологии Юнга на Западе внесла его ученица Кэтрин Бриггс, посещавшая его лекции в Швейцарии. Она занялась пропагандой его идей и увлекла этим свою дочь Изабель Бриггс Майерс (1897-1980). Изабель поставила перед собой цель сделать открытия Юнга понятными и полезными «среднему человеку». В течение сорока лет она разъясняла и распространяла теорию Юнга, а также разработала систему тестов для определения типа личности, который она назвала «Индикатор типов личности Майерс-Бриггс» (The Myers-Briggs Type Indicator) или MBTI. Юнговские установки, функции и классы в типологии Майерс-Бриггс выстроены в единую систему независимых признаков.Индексы-обозначения образованы от их английских названий. В разных работах встречаются разные переводы названий признаков. Во избежание путаницы, здесь указано название признака по Майерс-Бриггс.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|