Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблемы религии в философии А. Бергсона.

Бергсон Анри (1859-1941) – франц. философ, представитель интуитивизма и философии жизни. В 1878, окончив Лицей Кондорсе в Париже, поступил в Высшую нормальную школу. После ее окончания преподавал в лицее г. Анжера (1881-1883), а затем — в Лицее Блеза Паскаля в Клермон-Ферране. В 1888 получил назначение в Париж, преподавал в лицеях Людовика Великого и Генриха IV, а с 1889 — в Коллеж Роллен и Высшей Нормальной школе. В 1900 стал профессором Коллеж де Франс, где читал курсы лекций по философии. В 1914 был избран президентом Академии моральных и политических наук и членом Французской академии наук. В годы Первой мировой войны занялся политической деятельностью, осуществлял дипломатические миссии в Испании и США. В 1922 стал первым президентом Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству. В 1927 Б. была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Концепция религии французского философа-интуитивиста Анри Бергсона (1859-1941) разрабатывалась им также в рамках философии жизни, которая, правда, приобрела у него несколько мистический характер. Его взгляды на сущность жизни и на познание отражены в работе «Творческая эволюция» (1907), а на религию и мораль – в работе «Два источника морали и религии» (1932).

Мировоззрение Бергсона в целом пантеистично: «в истоках жизни лежит сознание или, скорее, сверхсознание», он сравнивает сверхсознание с ракетой, «потухшие остатки которой падают в виде материи». Это некий первичный импульс, жизненный порыв, обладающий потребностью творчества, - жизнь непрерывно эволюционирует и самопроизвольно творит новые формы; она развивается в виде пучка, в процессе роста создающего расходящиеся направления. Жизнь – это поток, по мере эволюции преобразующий неорганизованную материю. Там, где она не может преодолеть сопротивление материи, образуется тупик, жизненный порыв угасает, но преодоление материи ведет к образованию новых, непредвидимых форм. Человек – результат творческой эволюции, от него зависит продвижение или угасание творческого порыва. Он обладает интеллектом, познающим механическое, внешнюю сторону вещей, отношения между ними, в то время как существует естественное врожденное знание самих вещей – инстинкт, который при благоприятных обстоятельствах развивается в высшую форму познания – интуицию, способную познать сущность бытия.

Таким образом, гносеология Бергсона носит иррационалистический характер, а его учение о жизни является по существу мистификацией понятия эволюции.

Эти особенности философии Бергсона нашли отражение в его философии религии. Религия, по Бергсону, порождена жизнью (наряду со словом «жизнь» он употребляет иногда слово «природа» - это целостность жизни и материи) и является неотъемлемой принадлежностью человеческого общества: «никогда не существовало общества без религии»; «без религии человечество никогда не обходилось». Она врождена; знания же о первоначальной религии мы обретаем, говорит Бергсон, путем интроспекции в глубине души, в состоянии озарения, - ведь природа человека не меняется, а потому «верования, врожденно присущие нашим предкам, сохраняются в самой глубине нас самих…».

Но в силу каких причин образуются человеческие сообщества? Они, согласно Бергсону, появились в соответствии с биологическими законами – «их создания в определенном отношении захотела природа». Бергсон различает два типа общества: закрытое и открытое, соответственно, они являются источниками двух типов морали и двух типов религии - это мораль закрытая и открытая, религия статическая, или естественная, и динамическая. Закрытое общество – это историческая и современная реальность; оно «выходит из рук природы» и существует в форме племени, народности, государства с ограниченным числом людей. Для него характерна «внутренняя замкнутость, сплоченность, иерархия, абсолютная власть вождя»; его члены тесно связаны между собой: «социальная жизнь была включена в структурный план человека как вида, как и в план пчелы».

В закрытом обществе люди следуют морали статической, «существующей как факт в данный момент, в данном обществе»; она принудительна, обязательна, отражает «природное требование совместной жизни людей». Мораль в закрытом обществе субрациональна, поскольку природа наделила человечество инстинктами, и, прежде всего, инстинктом социальным, - для того, чтобы обеспечить сплоченность общества. (129).. Жизненный порыв здесь заторможен, поскольку люди не обладают свободой, подчиняясь обстоятельствам. Интересно, что Бергсон отделил мораль от религии: каждая из них развивается сама по себе: «люди всегда получали своих богов по традиции, не требуя от них сертификата о нравственности». Вместе с тем, религия тоже стремится к сохранению и укреплению связи между членами общества.

Религия, как и мораль, в закрытом обществе обусловлена биологическими, естественными закономерностями, и предназначена для сплочения этого общества. Формирование религиозных представлений в этом обществе Бергсон предоставляет «мифотворческой функции», - эту деятельность востребовала от сознания «какая-то потребность», социальная или индивидуальная. Не совсем ясно, как Бергсон представляет себе соотношение религии и мифотворческой функции: в одном месте он пишет, что «религия была основанием мифотворческой функции», а значит, не причиной религии, а ее следствием ; в другом – что творческий порыв породил «внутри человеческого ума мифотворческую функцию, которая вырабатывает религию» .

 

Это вымысел, форма воображения, которую породило внутри ума давление инстинкта. Она самопроизвольно производит «с помощью первоначально вырисовывающихся элементарных личностей» всё более и более возвышенных богов или низших богов, подобных духам, т.е религию, а также магию; «мифотворческая способность создана для того, чтобы производить духов и богов». Бергсон признает творения мифотворческой функции в закрытом обществе заблуждениями, которые «были тогда выгодными для биологического вида деформациями истины», а вымыслы были «определены фундаментальными требованиями жизни».

Во всех этих рассуждениях Бергсона сквозит вполне традиционный натуралистический подход к проблеме появления религиозных представлений: они суть продукт воображения, фантазии человека, тем более, что, по Бергсону, «в ведении этой функции находятся роман, драма, мифология…». Другое дело, что само существование мифологической функции приписывается деятельности жизненного порыва, накладывая мистический оттенок на учение мыслителя о религии. Этот же оттенок проявляется в его рассуждениях о «намерениях природы», «реакции природы» и т.д. (подобные фразы можно было бы принять за метафору, если бы они не употреблялись так часто).

Бергсон обращает внимание на преемственность религий, справедливо замечая, что «человек хорошо понимает новое, только если продолжает старое», - эта его мысль в целом не оригинальна, в том числе и в ее отношении к религии. Так, христианство многое извлекло из античной религии, философии, обрядов, неоплатонизма.

Рассматривая воздействие религии на общество, Бергсон дает ей в целом положительную оценку: она помогает сохранить общество, регулирует отношения людей, укрепляет и дисциплинирует человека. В результате извилистых мыслительных ходов Бергсон формулирует несколько положений, претендующих на определения религий. Религия, пишет он, «есть защитная реакция природы против разлагающей силы ума». Ум посоветует индивиду жить приятно, стать эгоистом. «Но природа не дремлет», она устраняет препятствия сплочению общества.

Далее. «Религия есть защитная реакция природы против созданного умом представления о неизбежности смерти». Религия защищает от депрессии, вызываемой мыслями о смерти, поскольку общество нуждается в устойчивом и продолжительном существовании. Поэтому ощущению смертности природа противопоставляет образ продолжения жизни после смерти. Религиозные представления о благоприятных силах направлены против гнетущего состояния, источник которого – в уме; эти представления рождаются внутри самого ума. Она вдохновляет литературу и искусству. Наконец, религия возвращает человека в творческий порыв. Это возвращение совершается уже в открытом обществе, в открытой морали, в динамической религии.

Открытое общество, по Бергсону, радикально отличается от закрытого, хотя сохраняет кое-какие его традиции (так, мифотворческая функция через образы и символы обеспечивает распространение динамической религии). Открытое общество свободно от границ, разделяющих людей, это всё человечество, в основе морали которого лежит любовь ко всем людям. Открытое общество, – скорее, мечта о будущем человечества, чем реальность. В мире были и есть только ростки этого общества – в лице моральных героев, религиозных деятелей, заботящихся о человечестве, великих мистиков. Это гении, раздвигавшие границы ума, сознание которых суперрационально: вокруг их ума возникает «бахрома интуиции», позволяющая глубоко проникнуть в сущность бытия и отношений между людьми; это также особо одаренные души, чувствующие себя родственными всем душам и в любовном порыве устремляющиеся к человечеству в целом. И если в закрытом обществе мораль представляла систему приказов, продиктованных безличными социальными требованиями, то в открытом - это призывы, брошенное в сознание общества личностями, представляющими лучшее в человечестве. В соответствии с теорией эволюции Бергсон признает прогресс человечества, видя его причину в деятельности личностей, воодушевленных христианской этикой. Он провозглашает гуманистическую идею самостоятельности, активности человека: от человека зависит дальнейшее продвижение или угасание жизненного порыва. И в то же время каждый из одаренных людей оказывается результатом усилия творческой эволюции.

Динамическая религия ассоциируется у Бергсона с мистицизмом, который, по его словам, гарантирует душе безопасность и безмятежность. Он рассматривает мистицизм в его разных проявлениях, начиная с «пробных набросков будущего мистицизма» в языческих мистериях, рассматривая далее «не полный мистицизм» Востока и полный мистицизм «великих христианских мистиков». Высшая степень мистицизма, по Бергсону, - соприкосновение и даже «частичное совпадение с творческим усилием, проявление которого есть жизнь. Усилие это идет от Бога, если только оно не есть сам Бог». В размышлениях Бергсона мистицизм – это сила, которая медленно преобразует человечество. Мистический порыв будет передаваться небольшому числу одаренных людей, которые образуют духовную общину, Такие общины будут множиться. Бергсон надеялся на то, что постепенно мистицизм будет включаться в религию, сформированную в интеллектуальных понятиях, и тогда к нему приобщатся более широкие слои. Христианству Бергсон предрекал роль распространителя мистицизма, религии вообще – популяризатора мистицизма. В конечном счете философ-иррационалист пришел к выводу: мистицизм – «могучий помощник философского исследования», мистики «указали философу, откуда и куда движется жизнь».

Схема эволюции мира, возникновения и развития человеческого общества, его культуры, созданная Бергсоном, несколько искусственна и является, скорее, интеллектуальной конструкцией, нежели интуитивным озарением, посредством которого он предлагал познать жизнь в ее глубинной сущности и проявлениях. Так же искусственны его рассуждения о статической и динамической религии.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.