Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 44. Соотношение правообразования и правотворчества. Виды и стадии правотворчества.



Правооброзование — это особый объективный процесс, для последующего правотворчества. Он происходит в рамках философской, социально-культурной деятельности и т.д. Оказывает влияние так же факторы окружающей среды, состояние охраны общественного порядка от правонарушений, построение правовой системы. S – все!

Правотворчество – это деятельность прежде всего гос-ных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Это субъективная деятельность по созданию норм права.

Стадии:

1. Теоретическое правотворчество. Учитывается различные факторы правообразования.

2. Практическое правотворчество. Выражен в практической юридической процедуре принятия нормативного акта.

S правотворчества выступают г-ные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворчетво может выражаться в различных видах творческой деятельности:

1. обычное;

2. докртинальное,

3. договорная.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что:

– оно представляет собой деятельность активную, творческую, гос-ную;

– основная продукция его – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

– это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

– уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, – это показатель цивилизованности и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

– научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.);

– профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди – юристы, управленцы, экономисты и др.);

– законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе конституции, иных законов и подзаконных актов);

– демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

– гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворчес- ' кого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

– оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Следовательно, принципы правотворчества – это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

Правотворчество – богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.