Здавалка
Главная | Обратная связь

Подготовка спортивного резерва в хоккее в Российской Федерации



Одними из важнейших критериев развития системы подготовки спортивного резерва в стране являются количество и квалификационный уровень спортсменов, занимающихся в учреждениях спортивной подготовки (спортивных школах) по виду спорта. В Таблицах 1 и 2 приведена динамика числа отделений по виду спорта хоккей с шайбой и численности занимающихся в них спортсменов в период 2007-2012 гг.

Необходимо отметить, что, не смотря на увеличение в 2012 году численности отделений по виду спорта по сравнению с аналогичным показателем 2007 года, данный показатель не является стабильным и ежегодно колеблется пределах +/- 20 единиц.

Динамика численности лиц занимающихся хоккеем в специализированных отделениях по виду спорта в период с 2007 по 2012 год носила положительный характер – ежегодный прирост численности занимающихся хоккеем в учреждениях составлял в среднем чуть более 2500 человек. В 2012 году численность занимающихся хоккеем по сравнению с 2007 годом приросла на 9000 человек, но сократилась по сравнению с 2011 годом на 1676 человек, что, в основном связано с тем, что в сведениях, предоставляемых субъектами Российской Федерации по форме статистической отчетности № 5-ФК, перестали учитываться лица, занимающиеся в детско-юношеских клубах физической подготовки [21].

Анализ и сравнение данных численности занимающихся хоккеем на разных этапах подготовки хоккеистов в учреждениях спортивной подготовки в период 2007-2012 годов (Приложение 1, таблицы 1,2), свидетельствуют о: поступательном увеличении численности лиц на спортивно-оздоровительном этапе; остановке роста и сокращении численности занимающихся спортсменов, в период с 2010 года, на этапе начальной подготовки; стабильном увеличении численности спортсменов на тренировочном этапе; нестабильности показателя числа спортсменов, проходящих подготовку на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства [6].

Динамика показателей в период 2007-2012 годов свидетельствует об относительно стабильном состоянии численности спортсменов на этапах спортивной подготовки. При этом следует учитывать, что многолетняя подготовка хоккеиста до уровня спортсмена высшего спортивного мастерства, включающая в себя все предыдущие этапы спортивной подготовки, занимает в среднем не менее 8-10 лет. В этой связи, пусть и незначительное, но сокращение численности хоккеистов на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, является результатом недостаточно эффективной работы на более ранних этапах в период 2002-2004 годов.

В этой же связи и основываясь на анализе показателей и их динамики на этапах в период с 2007 года, особое внимание в ближайшей перспективе следует уделить не только повышению качества работы на этапах спортивной подготовки, но и сохранности количества отделений по виду спорта и численности контингента на этапах спортивной подготовки, особенно на этапе начальной подготовки и этапе совершенствования спортивного мастерства [21].

Наиболее эффективным звеном в системе подготовки резерва для спортивных сборных команд страны являются училища олимпийского резерва. В современных социально-экономических условиях, система федеральных и региональных училищ олимпийского резерва (УОР) позволяет осуществлять качественную подготовку ближайшего спортивного резерва для сборных команд страны, особенно в части обеспечения равных условий и возможностей для спортивной подготовки, а также в вопросах обеспечения сохранности контингента талантливых спортсменов.

Анализ структуры финансирования спортивных школ показал, что до 97% выделенных средств идет на аренду спортсооружений, коммунальные услуги, заработную плату и только 3% средств идет непосредственно на спортивную подготовку [26].

Данные о численности и качестве контингента спортсменов-хоккеистов, обучавшихся в училищах олимпийского резерва в 2009 - 2012 гг., свидетельствуют о недостаточном использовании, в период до 2012 года, потенциала и возможностей отраслевых учреждений среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта, в вопросах спортивной подготовки талантливых и перспективных хоккеистов – ближайшего спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации, что естественным образом связано и с особенностями и спецификой спортивной подготовки по виду спорта в современных условиях и с отсутствием достаточных условий и возможностей в УОР, для организации качественного процесса подготовки.

Вместе с тем, в современных условиях, необходимость использования этого звена подготовки спортивного резерва для сборных команд страны по хоккею, является достаточно актуальной. В этой связи важным и показательным стало создание в 2012 году Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Государственного училища (техникума) олимпийского резерва по хоккею», в память о погибших в 2011 году игроках команды «Локомотив» [6].

Учреждение создано и функционирует с 2012 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2012 № 25-р. Сегодня учреждение обеспечивает подготовку специалистов среднего звена (базовый уровень квалификации), а также подготовку спортивного резерва и спортсменов - кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по хоккею в период их обучения и нахождения в Учреждении.

В 2013 году по специальности среднего профессионального образования – Физическая культура (очная), интегрированного с организацией и проведением учебно-тренировочных мероприятий по виду спорта – хоккей с шайбой в Учреждении обучалось 97 человек в возрасте от 15 до 18 лет. Воспитанники УОР представляли 5 федеральных округов России: Центральный, Приволжский, Северо-Западный, Сибирский и Уральский.

В первый же год существования нескольким студентам УОР присвоено звание кандидатов в мастера спорта по хоккею. Студенты УОР достойно выступают на спортивных соревнованиях различного уровня. Полученный опыт работы в рамках создания и организации работы федерального училища олимпийского резерва по хоккею в Ярославле, требует не только дальнейшего развития, поддержки и тщательнейшего поэтапного мониторинга и анализа полученных результатов, но и распространения лучших его результатов на территории других федеральных округов Российской Федерации.

Достаточно важным и серьезным инструментом стимулирования и поддержки развития видов спорта в субъектах Российской Федерации является система «базовых» олимпийских и параолимпийских видов спорта, культивируемых в субъектах Российской Федерации и утверждаемых Министерством спорта Российской Федерации. Указанная система и включение вида спорта во всероссийский перечень, говорят не только о том, что регион берет на себя повышенные обязательства по развитию того или иного вида спорта, но и позволяют субъектам Российской Федерации, при наличии существенных и серьезных результатов в вопросах подготовки спортивного резерва по «базовому» виду спорта, претендовать на финансовую поддержку организаций, осуществляющих спортивную подготовку, за счет средств федерального бюджета [26].

Лидером по числу занимающихся хоккеем в России является Центральный федеральный округ, где видом спорта занимается более 36 % лиц, от общего числа занимающихся хоккеем в стране, второе место занимает Приволжский федеральный округ – 27 %, на третьем и четвертом местах находятся Уральский и Сибирский федеральные округа с долей в 13-12 % от общего количества занимающихся хоккеем в стране.

Благодаря мерам, принимаемым совместно Министерством спорта Российской Федерации, Федерацией хоккея России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными федерациями хоккея, в стране обеспечена реализация мер направленных на поступательное развитие и создание условий для занятий хоккеем, в первую очередь в части развития материально-технической базы и инфраструктуры хоккея.

В 2013 году Россия заняла почетное второе место в мире по количеству катков для игры в хоккей с шайбой, проигрывая по этому показателю только родине вида спорта - Канаде. В России в 2013 году функционировало 2450 спортивных объектов, обеспечивающих возможности для профессионального и любительского хоккея и подготовки спортивного резерва по хоккею с шайбой. Анализ данных свидетельствует о стабильном развитии массового хоккея в стране, сохранении и растущем интересе у граждан к занятиям данным видом спорта [21].

Таким образом, следует уделить усиленное внимание на этап совершенствования спортивного мастерства и этап высшего спортивного мастерства, в связи с сокращением численности хоккеистов на этих этапах.

В этой же связи особое внимание в ближайшей перспективе следует уделить не только повышению качества работы на этапах спортивной подготовки, но и сохранности количества отделений по виду спорта и численности контингента на этапах спортивной подготовки, особенно на этапе начальной подготовки и этапе совершенствования спортивного мастерства.

А также с учетом все возрастающего интереса у населения к занятиям хоккеем, роста числа любительских команд и турниров с их участием и возрастающей нагрузкой на спортивные сооружения, особое внимание необходимо уделить рациональному и целевому развитию хоккейной инфраструктуры, в первую очередь в субъектах с наибольшим потенциалом развития вида спорта, в том числе с точки зрения наличия достаточного человеческого потенциала и положительных демографических показателей, а также в регионах, где существуют хоккейные традиции, но до сих пор присутствует недостаточный уровень развития материально-технической базы для занятий населением хоккеем с шайбой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.