Здавалка
Главная | Обратная связь

Возрастные особенности хоккеистов 13-14 лет



Специфика развития подросткового возраста в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором - половым созреванием.

Начало полового созревания приходится у большинства мальчиков на 12 - 14лет.

Процесс полового созревания, в особенности его начальный период, сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая центральную нервную систему.

Запускающим звеном этого процесса является гипоталамус. Гипоталамус, образующий с гипофизом единую гипоталамо-гипофизарную систему, является не только важнейшей структурой регулярной системы мозга, с которой связаны высшие нервные функции и психические процессы, но и центром нейроэндокринной регуляции физиологических систем, обеспечивающих гомеостаз.

Естественно, резкое повышение активности гипоталамуса на начальном этапе полового созревания обуславливает резкие изменения в функционировании организма.

У подростков (мальчиков) в 13-14-летнем возрасте можно заметить изменение темпов роста и пропорций тела [2].

Если ранее темпы роста были сравнительны низки, а удлинение тела происходило в основном за счет туловища, то в данном возрастном периоде ускоряется рост конечностей в длину. В первую очередь увеличивается длина рук, затем ног.

В результате на смену детскому телосложению с пропорциональным развитием туловища и конечностей приходит подростковый, голенастый тип, для которого характерна некоторая длиннорукость и длинноногость.

Отставание в темпах роста туловища, наблюдающееся в начале подросткового периода, имеет глубокие физиологические последствия и сказывается на динамике развития всех внутренних органов [7].

Так, в этот период замедляется рост сердца, и соответственно его функциональные возможности могут временно отставать от потребностей растущего тела.

Тормозится прирост легочных объемов, и соответственно снижаются функциональные возможности дыхательной системы. В первую очередь это сказывается на кислородном снабжении работающих мышц.

Скелетные мышцы конечностей интенсивно растут, однако больших изменений в строении мышечных волокон не происходит, т.е. качественные характеристики мышц остаются прежними.

В то же время биохимическая ситуация в мышечных клетках (волокнах) из-за усиления процессов синтеза, необходимых для роста, существенно меняется: энергетический обмен в клетках становится более напряженным и менее устойчивым. Особенно напряженно вынуждены работать митохондрии, обеспечивающие клетку необходимым резервом АТФ за счет окисления углеводов и жиров. В этой ситуации любые дополнительные затраты энергии (например, связанные с повышением двигательной, силовой активности выше определенного уровня) приводят к использованию менее экономичных, но зато безотказных источников энергетического обеспечения. В результате происходит активация процессов анаэробного (бескислородного) происхождения, в мышцах и крови накапливается молочная кислота, это приводит к нарушению внутренней среды организма, что отрицательно сказывается на мышечной работоспособности подростков [15].

Другое следствие биохимических сдвигов - снижение возможности длительно поддерживать постоянный уровень функциональной активности. Поэтому происходит временное уменьшение выносливости и работоспособности.

Следует подчеркнуть, что у подростков, регулярно занимающихся спортом, такого ослабления работоспособности не наблюдается, так как адаптация к мышечной деятельности позволяет им с минимальными потерями преодолевать этот сложный возрастной этап.

Однако и существенных приростов в циклических видах мышечной деятельности не происходит. На состоянии работоспособности сказываются поведенческие стереотипы. Появление первых признаков пубертата связано с резким снижением двигательной игровой активности, которая до этого была естественным тренингом, поддерживающим необходимый уровень физической работоспособности [2].

С этого возраста двигательная активность подростка в основном определяется развитием нового комплекса мотиваций, обуславливающих необходимость систематических занятий физической культурой (например, желанием достичь известных спортивных результатов).

При планировании занятий физической культурой и спортом с подростками 13-14 лет необходимо учитывать, что их возможности ограничены даже по сравнению с более младшими детьми.

Поэтому развитие общей выносливости затруднено, и основное внимание при организации занятий должно быть уделено развитию скоростно-силовых качеств, а также ловкости.

Первые психологические периодизации были созданы в начале ХХ века, при этом основным вопросом, как и при создании периодизации развития психике в филогенезе, стал вопрос об объективном критерии, который давал бы возможность выделить различные этапы формирования психики [2].

И для ученых, и для практиков, занимавшихся обучением и воспитанием детей, важно было определить их психологическое содержание, характерное для каждого возрастного периода, исходя из которого можно было разрабатывать методы воспитания и обучения.

Наиболее значимыми для понимания природы и механизмов психического развития стали периодизации, построенные на основании чисто внутренних, психологических параметров, прежде всего изменений в интеллектуальной и мотивационной сферах.

Критерием деления детства на периоды служат переходы от одного вида познания к другому.

Необходимо учитывать значение родителей в развитии личности ребенка, именно от них во многом зависит способ происхождения периодов психического развития, а травмы, полученные при общении со взрослыми в первые годы жизни, являются причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявиться и значительно позже.

Несмотря на существенные отличия между периодизациями, общими между ними являются не только возрастные границы, что связано и с психической симптоматикой, и с внешними, социальными условиями (например, с началом систематического обучения), но и преимущественно эволюционный подход, так как в них переход от одной ступени мышления к другой (или от одного вида мотивации к другому) происходит постепенно, а сам переход не связан с появлением негативных компонентов в различных видах деятельности [15].

Существует восемь основных стадий в развитии идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой.

Эти стадии являются серией критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни

При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному этапу.

Каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать.

В этот период школа, учителя, одноклассники, тренеры, друзья, партнеры по спорту играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно подросток учится, как у него складываются отношения с учителями, насколько серьезно он занят спортом и каковы его отношения с тренером, как все они оценивают его успехи в учебе и спорте, и зависит развитие данных качеств личности [7].

Может появиться чувство отчаяния, которое всегда связано с потерей идентичности, с полным или частичным «отвердением» каких-то эпизодов своей жизни или свойств личности.

Основное внимание необходимо уделять кризису подростково-юношеского периода, который сопровождается важными биологическими и психологическими изменениями, так как с изменением образа своего тела меняется и образ собственного Я подростка.

Кризис идентичности осознаваться с этого времени, который происходит в этот период, является основой личностной и социальной идентичности, которая начинает

Основой нормального личностного развития подростка является осознанное чувство цельности и идентичности.

Критерии развития личности подростка должны быть внутренними по отношению к развитию, и объективными - не терять своего значения на протяжении всего подросткового периода [15].

Таким образом, при планировании занятий физической культурой и спортом с подростками 13-14 лет необходимо учитывать, что их возможности ограничены даже по сравнению с более младшими детьми.

Поэтому развитие общей выносливости затруднено, и основное внимание при организации занятий должно быть уделено развитию скоростно-силовых качеств, а также ловкости.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.