Здавалка
Главная | Обратная связь

В. Финансовая стратегия корпорации



В рамках финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта непременно возникают две равноважные задачи:

1. Задача привлечения ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности.

Привлекаемые ресурсы состоят из :

¨ акционерного капитала (ресурсов, получаемых на относительно неопределенный срок с условием выплаты вознаграждения инвестору в виде дивидендов);

¨ ссудного капитала (ресурсов, получаемых у специализированных кредитно-финансовых институтов на основе срочности, возвратности и платности);

¨ кредиторской задолженности (ресурсов, получаемых у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов);

¨ реинвестируемой прибыли и фондов (ресурсов, получаемых в результате успешной коммерческой деятельности самого хозяйствующего общества, амортизационных отчислений).

Хозяйствующий субъект для привлечения ресурсов выходит на ссудный рынок капиталов, на котором происходит кругооборот предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов существенно меньше чем объем спроса на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы. Потенциальные вкладчики сравнивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность и т. д.

Таким образом, инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта – совокупность характеристик, позволяющая инвестору оценить насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее других.

 

Вопрос 107. Финн планы

Планирование как одна из важнейших функций управления производством, представляет собой процесс разработки, построения плана, способа будущих действий, определение направлений развития субъекта хозяйствования. В ходе планирования отрабатывается содержание и последовательность шагов, ведущих к намеченной цели, устанавливаются конечные результаты. Планы деятельности и развития предприятия обычно содержат ряд конкретных показателей, которые должны быть достигнуты в результате их осуществления и выполнения.

Основными существенными признаками планирования являются:

нацеленность на будущее;

в процессе планирования разрабатываются проекты желаемого состояния хозяйствующего субъекта в возможных (ожидаемых) условиях.

Цель планирования – создать ориентиры деятельности в будущем.

На предприятиях в зависимости от объекта управления выделяют объект планирования и, соответственно, объектно-ориентированную область планирования.

Финансовое планирование выделяется среди этих областей планирования:

как элемент управления финансами предприятия (планирование, организация, реализация, контроль)

как подсистема экономического и бизнес-планирования на предприятии (бизнес-планирование: финансовое, технико-экономическое, производственное).

Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых показателей, определяющих основные направления будущей деятельности по формированию и использованию фондов денежных средств предприятия.

Целью финансового планирования является создание системы ориентиров для наиболее эффективного финансового обеспечения деятельности предприятия.

Финансовое планирование является основой для проведения финансового анализа и контроля (сравнение плана и факта). В свою очередь, на основе результатов финансового контроля и анализа корректируются финансовые планы.

Результатом финансового планирования является совокупность планов, смет, бюджетов, на основе которых организуется, реализуется и контролируется деятельность по финансовому обеспечению деятельности предприятия.

2. Объекты финансового планирования:

1. Показатели, характеризующие деятельности предприятия:

а) стоимостные результаты деятельности (валовой оборот, выручка от реализации продукции)

б) затраты на производство (по элементам, по статьям калькуляции, по методу директ-костинг)

в) доходы и накопления (валовой доход, прибыль и платежи из прибыли, фонды, формируемые из прибыли)

Взаимосвязь стоимостных результатов деятельности можно отразить следующей схемой:

ВАЛОВОЙ ОБОРОТ
НЗП Произведенная (товарная продукция)
  ΔГП Стоимость реализованной продукции (выручка)
  сырье Брутто-результат деятельности
    Ао Валовой доход
      ЗП ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ (нетто-результат)
        ФИ Прибыль до уплаты налогов
          налоги Чистая прибыль
            дивиденды ФП
            ФСР ФПР

2. Показатели, характеризующие финансовые ресурсы и потребности:

а) объемы собственных средств

б) объемы привлеченных средств (заемные, устойчивые пассивы)

в) инвестиционные потребности

г) текущие (эксплуатационные) потребности

 

Денежные потоки предприятия

Денежные потоки представляют собой движение денежных средств предприятия и подразделяются на денежные притоки и оттоки. Разница между денежными притоками и оттоками представляет собой чистый денежный поток предприятия.

Потоки денежных средств целесообразно сгруппировать по трем основным направлениям деятельности предприятия:

инвестиционный

операционный

финансовый

Инвестиционная деятельность предприятия заключается в приобретении и продаже внеоборотных активов и других объектов инвестиционной деятельности.

Притоки от инвестиционной деятельности включают: поступления от продажи внеоборотных активов, реализации пакетов ценных бумаг, дивиденды и проценты по приобретенным ценным бумагам, поступления по ссудам, выплачиваемые заемщиками.

Оттоки от инвестиционной деятельности: выплаты, связанные с приобретением внеоборотных активов, приобретение пакетов ценных бумаг, выдача ссуд.

 

Операционная деятельность(текущая, основная, производственная) направлена на производство и реализацию продукции либо предоставление услуг.

Притоки от операционной деятельности: поступления от покупателей за проданные товары или оказанные услуги, прочие поступления, не связанные с инвестиционной или финансовой деятельностью.

Оттоки: выплаты поставщикам, выплаты работникам различного характера (з/п, вознаграждения, премии, стимулирование), перечисление налогов, штрафы, неустойки, пени, прочие, не связанные с инвестиционной и финансовой деятельностью.

 

Финансовая деятельность – деятельность результатом которой являются изменения в размере и составе собственного капитала и заемных средств предприятия. Движение денежных средств, возникающее в связи с операциями, вызывающими изменения, отражается в разделе «Финансовая деятельность» от чета о движении денежных средств.

Притоки от финансовой деятельности: поступления от эмиссии простых и привилегированных акций, поступления от выпуска облигаций, ссуды банков.

Оттоки: уплата дивидендов по выпущенным акциям, выкуп собственных акций, погашение процентов по облигациям, выплаты по финансовому лизингу, % банкам и погашение основного долга.

 

Налоговые платежи

Финансовое состояние и платежеспособность

 

3. Виды, формы и методы финансового планирования

Существуют две основные классификации видов ФП:

А) по периоду времени, на которые составлены планы:

краткосрочное (до 1 года, месяц, квартал)

среднесрочное на 1 год

долгосрочное на срок более 1 года.

На основе такой классификации производится увязка потребностей с источниками и инструментами привлечения средств для их покрытия:

На краткосрочный период – кредиторская задолженность

На среднесрочный – банковский кредит

На долгосрочный – инвестиционный кредит, облигационный займ, эмиссия акций

 

Б) по задачам, решение которых должно быть обеспечено:

стратегическое (перспективное)

текущее

оперативное

Характеристика видов, форм и методов финансового планирования

Вид задачи Период Формы Методы
Стратегическое Обеспечить развитие предприятия Долгосрочное (более 1года) Сценарий развития Прогноз Стратегический план Экспертные оценки, ЭММ, статистические методы, компьютерное моделирование
текущее Обеспечить деятельность в течение года На год Баланс доходов и расходов Общий бюджет развития п/п Балансовый, нормативный
оперативное Обеспечить платежеспособность в течение года Квартал Месяц Декада Неделя Платежный календарь, Кассовые планы, Графики движения денежных средств Балансовый Экспресс-методы оценки финансового состояния

 


[1] Англо-американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах.

[2] Термин "рынок капитала" – очень широкий. Он охватывает все рынки, на которых продаются акции, облигации, фьючерсы, и другие финансовые инструменты. Термин "рынок ценных бумаг" – более специфичен. Он относится только к акциям и облигациям. Термин "рынок акционерного капитала" – ещё более узкий. Он относится только к акциям, которые могут называться акционерным капиталом.

[3] Данные из книги "Советы директоров и корпоративное управление: тенденции развития в странах "большой семерки" на следующие десять лет", исследование, проведенное корпорацией "Оксфорд Аналитика Лтд", Оксфорд, Англия, для корпораций "Руссэл Рейнольдс Ассошиэйтс", "Прайс Уотерхаус", "Голдман Захс Интернэшнл", и "Гибсон, Дан и Кратчер" в сентябре 1992.

[4] Эрик Берглоев, 1993, "Управление акционерными обществами в странах переходного периода: Теория и политическое значение" в редакции Мазахико Аоки и Хьюнг-Ки, "Корпоративное управление экономики переходного периода: внутренний контроль и роль банков", Вашингтон. Всемирный Банк.

[5] Немецкая модель используется в немецких и австрийских корпорациях. Некоторые элементы этой модели присутствуют также в Нидерландах и Скандинавии. Кроме этого, недавно некоторые корпорации Франции и Бельгии также начали применять элементы немецкой модели.

[6] В немецком языке для обозначения корпорации употребляется термин "акционерное общество" (Aktiengesellschaft), поэтому, немецкие и австрийские корпорации используют сокращение AG после названия, например. Фольксваген АГ.

[7] Еще в 1994 году приблизительно 10 крупнейших немецких корпораций и банков все еще имели ограничения при голосовании, хотя в последнее время в странах Европейского Сообщества наметилась тенденция к отмене этих ограничений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.