Предпосылки глобализации
Если глобализация - естественно-исторический процесс, то и воззрения о науке (или системе научного знания), призванной выйти на уровень научного подхода к такому сложному феномену, как глобализация, формировались исторически. Выделим некоторые предпосылки становления глобалистики.
Исторические предпосылки Дискуссии о генезисе глобализации как историческом процессе обусловливают неоднозначность ответа на вопрос об ее истоках. Выделяют два принципиальных подхода в выявлении ее предпосылок: собственно исторический и современный. В рамках исторического подхода генезис научного анализа глобализации ассоциируется с различными формами познавательного процесса. Одни ученые связывают истоки исследований глобального типа с теоретическими мальтузианскими построениями, вскрывающими специфику динамики мирового демографического процесса; другие - с теорией интернационализации мирохозяйственных связей; третьи - с социокультурными схемами, доказывающими цикличность развития цивилизации и т. п. Однако наиболее существенное в этой связи является осознание глобального характера воздействия человека и его деятельности на природную среду. Именно этот тезис развивался в трудах Ж. Бюффона, Дж. Марша, Ч. Лайеля, Э. Реклю и др. Сторонников современного подхода можно было бы разделить на две группы. Одни исследователи акцентируют внимание на генезисе осознания планетарного характера взаимоотношений человека и природы, другие стремятся обозначить истоки собственно глобалистики. Обращается внимание на то, что лишь к началу XX столетия мировое сообщество отчетливо осознало свою взаимосвязь (экономическую, социальную, культурологическую, экологическую и др.), которая наибольшую степень рельефности стала приобретать к середине столетия. В этой связи считается, что ряд западных мыслителей (Э. Jlepya, Б. Рассел, П. Тейяр де Шарден, К. Ясперс и др.) сформировали идеи, которые создали реальные предпосылки глобалистики. Методологические предпосылки В качестве одной из них нередко рассматривается теория синергетики (И. Пригожин и др.). Именно синергетизм создает основу нового мировоззрения, соответствующего глобальному видению мира. Во-первых, преодолеваются (снимаются) традиционные представления линейного типа мышления; во-вторых, формируются представления о системах бифуркационного характера, которым присуща большая степень неопределенности в выборе направлений развития как соотношения нестабильности (хаоса) и равновесия (порядка) диссипативных структур. Теоретические основания синергетики предоставляют адекватный аппарат, используемый для моделирования глобальной динамики социоприродных систем планетарного уровня. Философские предпосылки Одна из них - философия «русского космизма», в идеологии которой складывалось научное представление о гармонии планетарной системы «человек-биосфера-Космос». Представители философско-религиозного направления «русского космизма» (B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров и др.) размышляли о «теокосмическом всеединстве» бытия, путях «совокупного спасения человечества», искали возможность бессмертия человеческого рода и т.п. На основе углубленных философско-религиозных представлений обосновывались возможность гармонии биосферных, социальных и космических процессов, «вписываемость» и человечества во все усложняющиеся глобальные социоприродные связи и отношения. В рамках естественнонаучного направления «русского космизма» (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др.) эти же проблемы трактовались на рациональных основаниях в контексте современных и прогнозных цивилизационных тенденций. Наиболее ярким выразителем идей «русского космизма» выступает В.И. Вернадский, который не только выявил реальные общечеловеческие противоречия XX века, но и наметил стратегические направления их преодоления. В основе его мировоззрения - представление о единстве исторического процесса, когда природные и социокультурные явления и вещи создают некое «единое целое», связывающее Запад и Восток, создающее предпосылки для «спаянности всех человеческих обществ». В рамках его представлений о ноосфере человечество не только рассматривается как феномен глобального масштаба, но и вскрываются механизмы «оразумляющего» взаимоотношения элементов глобальной системы «человек-биосфера-Космос». Социально-экономические предпосылки Классики рыночной экономики фиксировали значение товарно-денежных отношений для расширения взаимоотношений между отдельными государствами и их сообществами. Однако лишь в рамках марксистской социально-экономической доктрины, опираясь на идеи основоположников английской экономической науки (А.Смит, Д. Рикардо и др.), впервые удалось обстоятельно выявить и обосновать «цивилизаторское» значение капитализма. Именно в марксистской доктрине капитализм предстает как закономерный этап всемирно-исторического процесса, важнейшим элементов которого выступает тенденция интернационализации производственно-хозяйственной и социокультурной деятельности общества. Именно под воздействием капитала начинается, как показал К. Маркс, активный процесс преодоления национальной замкнутости в сфере как материального, так и духовного производства. «Цивилизаторское» значение капитала заключается в том, пояснялось Марксом, что результаты деятельности отдельных наций становятся «общим достоянием», разрушаются национальные стереотипы и исторически сложившийся «образ жизни». Развитие и расширение процесса интернационализации с логической неизбежностью ведет, в соответствии с марксистской доктриной, к созданию регулируемого «всемирного хозяйства как единого целого». Однако если марксизм планировал формирование «общих экономических всемирных отношений», т.е. развитие единой мировой цивилизации на основе «социалистического единства мира», то социальная реальность уже 90-х гг. XX в. опровергла эти представления. Принцип экономического единства мира постепенно реализуется на рыночной основе. Социокультурные предпосылки Выделяется несколько направлений соответствующих теоретических разработок: 1) цикличность - концептуальные построения (О. Шпенглер, Н.Д. Кондратьев и др.), исходящие из тезиса, в соответствии с которым мировые цивилизации с неизбежной определенностью проходят исторический путь (от генезиса и расцвета к неизбежной гибели и последующему возрождению в другой ипостаси); тем самым локальные цивилизации создают основания для принципиально единой мировой социокультурной динамики; 2) линейность - представления (Г. Гегель, К. Маркс, К. Ясперс и др.), на основе которых всемирно-историческая реальность трактуется как неуклонное продвижение (в качественном и количественном измерении) по пути прогресса, «захватывающее» все страны и народы; 3) индустриализм (и постиндустриализм) - концептуальные модели (Д. Белл, Дж. Гэлбрейг, У. Ростоу и др.), рассматривающие развитие науки и техники в качестве определяющего фактора динамики мировой цивилизации; именно научно-технический прогресс (подъем техники, энергетики и информатики) создает предпосылки для интеграции локальных и региональных социо- природных систем; 4) конвергенционализм - теоретические схемы (Р. Арон и др.), в рамках которых выявляются не дифференцирующие (разъединяющие), а интегрирующие (объединяющие) элементы (промышленность, техника, наука, образование и др.) различных (и противоположных) социально-экономических систем; обосновывается идеология мирового единства, а не конфронтации; 5) экологизм - совокупность концепций и теорий (теория «качества жизни», концепция «экологического развития и др.), исходящих из единства процессов, происходящих в глобальной социоприродной системе, что и обусловливает социально-экологическую взаимосвязь и взаимозависимость различных стран мирового сообщества. 3. Законы, правила и принципы глобалистики В ее рамках выявляются некоторые законы, принципы и правила, придающие глобалистике статус науки. Законы глобалистики Закон превращения цивилизации в силу планетарного масштаба. В процессе расширения и интенсификации производственно-хозяйственной и социокультурной деятельности человечества масштабы изменений глобальной социоэкосистемы приобретают геологический характер. Тем самым человеческая деятельность по своим последствиям сравнивается с геологическими (планетарными) процессами. Закон становления коэволюционных отношений в социоэкосистеме. Для динамики глобальной социоэкосистемы характерна эволюция: от хаотичности к более высокой «степени управляемости». В условиях ноосферного развития система «человек-социум-биосфера», реализуя принципы научного познания, выходит на уровень коэволюционных взаимоотношений составляющих подсистем. Закон внутреннего динамического развития. Устойчивость глобальной социоэкосистемы обеспечивается динамическим равновесием вещественных, энергетических и информационных потоков. При изменении количественных (и качественных) характеристик одного из потоков (в стремлении сохранить равновесие) реализуется соответствующая динамика других потоков. Закон потенциальной исчерпаемости природных ресурсов. Планетарный характер потребления природных ресурсов, обусловленный относительной неограниченностью роста потребностей цивилизации, чреват сравнительной исчерпаемостью естественного природно-ресурсного потенциала глобальной экосистемы. Этот процесс является функцией ряда показателей (темпы роста населения планеты, тенденции потребления, возможности научно-технического прогресса и др.). Закон ускоренного динамизма социоэкосистем. Для естественных экосистем и их составляющих характерна следующая закономерность: чем сложнее организация биологического вида, тем динамичнее темпы эволюции (человек возник много позже, чем птицы или млекопитающие). В рамках социоэкосистемы этот процесс стал еще динамичнее, что обусловлено интенсивной реализацией достижений научно-технического прогресса (компьютерная революция, биотехнологии и др.). Закон интегративного развития цивилизации. Позитивные перспективы социума связываются с комплексным использованием всего природно-ресурсного и интеллектуального потенциала, которым располагает цивилизация. Причем если на предшествующих этапах развития цивилизации преимущественно использовался природно-ресурсный потенциал, то в условиях информационно-технологических прорывов доминирующее развитие приобретает использование интеллектуального потенциала социума. Закон целостности познавательного процесса. Глобальность вызовов, стоящих перед современной цивилизацией, требует такой ориентации развития науки, чтобы реализовывалась тенденция к интеграции (взаимосвязи) естественных, технических и социогуманитарных наук. При этом интегративные тенденции развития научного знания сочетаются с сохранением сравнительно высокого статуса дифференциации всех областей и направлений наук о природе, технике и человеке (социуме). Закон отчуждения человека от биосферы. В процессе исторического развития усиливаются противоречия между человеком и средой его обитания. Более того, аккумулирование соответствующих противоречий повышает степень отчужденности субъекта и объекта, человека и природной системы, что угрожает не только позитивному развитию цивилизации, но и выживанию человека как биосоциального вида. Закон возрастания степени воздействия цивилизации на природную среду. Характер и масштабы человеческой деятельности обусловливают возрастание ее воздействия на естественную глобальную экосистему - биосферу, а в перспективе - и на космос Производственно-хозяйственное и социокультурное воздействие на биосферу радикальным образом трансформирует исторически сложившиеся экосистемы, что создает условия для нарушения биосферного равновесия.
Принципы глобалистики Принцип Ле Шателъе - Брауна. В процессе технико-антропогенного воздействия на глобальную социоэкосистему нарушение ее динамического равновесия до определенного момента воздействия преодолевается силами внутреннего характера. Планетарность воздействия цивилизации на биосферу, нарушая действие этого принципа, создает предпосылки для дисбаланса системы «человек-социум-биосфера». Принцип системной дополнительности. Глобальная социоэкосистема развивается таким образом, что ее подсистемы ((человек - экосистема, социум - биосфера и др.) обеспечивают динамику планетарной системы в ее целостности. Иными словам, эффективное развитие цивилизации предполагает сохранение качественных (и количественных) характеристик исторически сложившейся среды обитания человека. Правила глобалистики Правило необходимого разнообразия. Любая социоэкосистема, в том числе и глобальная, обеспечивает свою устойчивость увеличением разнообразия необходимого уровня: чем разнообразнее система, тем выше степень ее устойчивости. Правило взаимосвязи экономического и экологического развития. Чем эффективнее развивается социоэкосистема, тем больше ресурсов (финансовых, материальных, интеллектуальных и др.) выделяется для поддержания ее устойчивости и тем качественнее характеристики естественной среды обитания человека. Правило десяти процентов. Социоэкосистема сохраняет свое равновесие, если в процессе производственно-хозяйственной и социокультурной деятельности используется не больше 10% ее материальных, энергетических и информационных ресурсов. Для глобальной социоэкосистемы этот показатель снижается до 1-2% (имеется в виду изъятие биопродукции). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|