Здавалка
Главная | Обратная связь

Предпосылки глобализации



Если глобализация - естественно-исторический процесс, то и воззрения о науке (или системе научного знания), призванной выйти на уровень научного подхода к такому сложному феноме­ну, как глобализация, формировались исторически. Выделим не­которые предпосылки становления глобалистики.

 

 

Исторические предпосылки

Дискуссии о генезисе глобализации как историческом про­цессе обусловливают неоднозначность ответа на вопрос об ее ис­токах. Выделяют два принципиальных подхода в выявлении ее предпосылок: собственно исторический и современный.

В рамках исторического подхода генезис научного анализа глобализации ассоциируется с различными формами познава­тельного процесса. Одни ученые связывают истоки исследований глобального типа с теоретическими мальтузианскими построе­ниями, вскрывающими специфику динамики мирового демогра­фического процесса; другие - с теорией интернационализации мирохозяйственных связей; третьи - с социокультурными схема­ми, доказывающими цикличность развития цивилизации и т. п. Однако наиболее существенное в этой связи является осознание глобального характера воздействия человека и его деятельности на природную среду. Именно этот тезис развивался в трудах Ж. Бюффона, Дж. Марша, Ч. Лайеля, Э. Реклю и др.

Сторонников современного подхода можно было бы разде­лить на две группы. Одни исследователи акцентируют внимание на генезисе осознания планетарного характера взаимоотношений человека и природы, другие стремятся обозначить истоки собст­венно глобалистики.

Обращается внимание на то, что лишь к началу XX столетия мировое сообщество отчетливо осознало свою взаимосвязь (эко­номическую, социальную, культурологическую, экологическую и др.), которая наибольшую степень рельефности стала приобре­тать к середине столетия.

В этой связи считается, что ряд западных мыслителей (Э. Jlepya, Б. Рассел, П. Тейяр де Шарден, К. Ясперс и др.) сформи­ровали идеи, которые создали реальные предпосылки глобали­стики.

Методологические предпосылки

В качестве одной из них нередко рассматривается теория синергетики (И. Пригожин и др.).

Именно синергетизм создает основу нового мировоззрения, соответствующего глобальному видению мира. Во-первых, пре­одолеваются (снимаются) традиционные представления линейно­го типа мышления; во-вторых, формируются представления о системах бифуркационного характера, которым присуща боль­шая степень неопределенности в выборе направлений развития как соотношения нестабильности (хаоса) и равновесия (порядка) диссипативных структур. Теоретические основания синергетики предоставляют адекватный аппарат, используемый для модели­рования глобальной динамики социоприродных систем плане­тарного уровня.

Философские предпосылки

Одна из них - философия «русского космизма», в идеологии которой складывалось научное представление о гармонии плане­тарной системы «человек-биосфера-Космос».

Представители философско-религиозного направления «русского космизма» (B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров и др.) раз­мышляли о «теокосмическом всеединстве» бытия, путях «сово­купного спасения человечества», искали возможность бессмер­тия человеческого рода и т.п. На основе углубленных философ­ско-религиозных представлений обосновывались возможность гармонии биосферных, социальных и космических процессов, «вписываемость» и человечества во все усложняю­щиеся глобальные социоприродные связи и отношения.

В рамках естественнонаучного направления «русского кос­мизма» (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др.) эти же про­блемы трактовались на рациональных основаниях в контексте современных и прогнозных цивилизационных тенденций. Наи­более ярким выразителем идей «русского космизма» выступает В.И. Вернадский, который не только выявил реальные общечело­веческие противоречия XX века, но и наметил стратегические направления их преодоления.

В основе его мировоззрения - представление о единстве ис­торического процесса, когда природные и социокультурные яв­ления и вещи создают некое «единое целое», связывающее Запад и Восток, создающее предпосылки для «спаянности всех челове­ческих обществ». В рамках его представлений о ноосфере чело­вечество не только рассматривается как феномен глобального масштаба, но и вскрываются механизмы «оразумляющего» взаи­моотношения элементов глобальной системы «человек-био­сфера-Космос».

Социально-экономические предпосылки

Классики рыночной экономики фиксировали значение то­варно-денежных отношений для расширения взаимоотношений между отдельными государствами и их сообществами. Однако лишь в рамках марксистской социально-экономической доктри­ны, опираясь на идеи основоположников английской экономиче­ской науки (А.Смит, Д. Рикардо и др.), впервые удалось обстоя­тельно выявить и обосновать «цивилизаторское» значение капи­тализма. Именно в марксистской доктрине капитализм предстает как закономерный этап всемирно-исторического процесса, важней­шим элементов которого выступает тенденция интернационали­зации производственно-хозяйственной и социокультурной дея­тельности общества. Именно под воздействием капитала начина­ется, как показал К. Маркс, активный процесс преодоления на­циональной замкнутости в сфере как материального, так и ду­ховного производства. «Цивилизаторское» значение капитала за­ключается в том, пояснялось Марксом, что результаты деятель­ности отдельных наций становятся «общим достоянием», разру­шаются национальные стереотипы и исторически сложившийся «образ жизни».

Развитие и расширение процесса интернационализации с логической неизбежностью ведет, в соответствии с марксистской доктриной, к созданию регулируемого «всемирного хозяйства как единого целого». Однако если марксизм планировал форми­рование «общих экономических всемирных отношений», т.е. раз­витие единой мировой цивилизации на основе «социалистического единства мира», то социальная реальность уже 90-х гг. XX в. опро­вергла эти представления. Принцип экономического единства мира постепенно реализуется на рыночной основе.

Социокультурные предпосылки

Выделяется несколько направлений соответствующих теоре­тических разработок:

1) цикличность - концептуальные построения (О. Шпенглер, Н.Д. Кондратьев и др.), исходящие из тезиса, в со­ответствии с которым мировые цивилизации с неизбежной опре­деленностью проходят исторический путь (от генезиса и расцвета к неизбежной гибели и последующему возрождению в другой ипостаси); тем самым локальные цивилизации создают основа­ния для принципиально единой мировой социокультурной дина­мики;

2) линейность - представления (Г. Гегель, К. Маркс, К. Ясперс и др.), на основе которых всемирно-историческая реаль­ность трактуется как неуклонное продвижение (в качественном и количественном измерении) по пути прогресса, «захватываю­щее» все страны и народы;

3) индустриализм (и постиндустриализм) - концептуальные модели (Д. Белл, Дж. Гэлбрейг, У. Ростоу и др.), рассматриваю­щие развитие науки и техники в качестве определяющего факто­ра динамики мировой цивилизации; именно научно-технический прогресс (подъем техники, энергетики и информатики) создает предпосылки для интеграции локальных и региональных социо- природных систем;

4) конвергенционализм - теоретические схемы (Р. Арон и др.), в рамках которых выявляются не дифференцирующие (разъ­единяющие), а интегрирующие (объединяющие) элементы (про­мышленность, техника, наука, образование и др.) различных (и противоположных) социально-экономических систем; обосновы­вается идеология мирового единства, а не конфронтации;

5) экологизм - совокупность концепций и теорий (теория «качества жизни», концепция «экологического развития и др.), исходящих из единства процессов, происходящих в глобальной социоприродной системе, что и обусловливает социально-эколо­гическую взаимосвязь и взаимозависимость различных стран ми­рового сообщества.

3. Законы, правила и принципы глобалистики

В ее рамках выявляются некоторые законы, принципы и правила, придающие глобалистике статус науки.

Законы глобалистики

Закон превращения цивилизации в силу планетарного мас­штаба. В процессе расширения и интенсификации производст­венно-хозяйственной и социокультурной деятельности человече­ства масштабы изменений глобальной социоэкосистемы приоб­ретают геологический характер. Тем самым человеческая дея­тельность по своим последствиям сравнивается с геологическими (планетарными) процессами.

Закон становления коэволюционных отношений в социоэкосистеме. Для динамики глобальной социоэкосистемы характерна эво­люция: от хаотичности к более высокой «степени управляемости». В условиях ноосферного развития система «человек-социум-биосфера», реализуя принципы научного познания, выходит на уро­вень коэволюционных взаимоотношений составляющих подсистем.

Закон внутреннего динамического развития. Устойчивость глобальной социоэкосистемы обеспечивается динамическим рав­новесием вещественных, энергетических и информационных по­токов. При изменении количественных (и качественных) харак­теристик одного из потоков (в стремлении сохранить равновесие) реализуется соответствующая динамика других потоков.

Закон потенциальной исчерпаемости природных ресурсов. Планетарный характер потребления природных ресурсов, обу­словленный относительной неограниченностью роста потребно­стей цивилизации, чреват сравнительной исчерпаемостью естест­венного природно-ресурсного потенциала глобальной экосисте­мы. Этот процесс является функцией ряда показателей (темпы роста населения планеты, тенденции потребления, возможности научно-технического прогресса и др.).

Закон ускоренного динамизма социоэкосистем. Для естест­венных экосистем и их составляющих характерна следующая за­кономерность: чем сложнее организация биологического вида, тем динамичнее темпы эволюции (человек возник много позже, чем птицы или млекопитающие). В рамках социоэкосистемы этот процесс стал еще динамичнее, что обусловлено интенсивной реа­лизацией достижений научно-технического прогресса (компью­терная революция, биотехнологии и др.).

Закон интегративного развития цивилизации. Позитивные перспективы социума связываются с комплексным использовани­ем всего природно-ресурсного и интеллектуального потенциала, которым располагает цивилизация. Причем если на предшествую­щих этапах развития цивилизации преимущественно использовал­ся природно-ресурсный потенциал, то в условиях информационно-технологических прорывов доминирующее развитие приобретает использование интеллектуального потенциала социума.

Закон целостности познавательного процесса. Глобаль­ность вызовов, стоящих перед современной цивилизацией, тре­бует такой ориентации развития науки, чтобы реализовывалась тенденция к интеграции (взаимосвязи) естественных, техниче­ских и социогуманитарных наук. При этом интегративные тен­денции развития научного знания сочетаются с сохранением сравнительно высокого статуса дифференциации всех областей и направлений наук о природе, технике и человеке (социуме).

Закон отчуждения человека от биосферы. В процессе исторического развития усиливаются противоречия между челове­ком и средой его обитания. Более того, аккумулирование соот­ветствующих противоречий повышает степень отчужденности субъекта и объекта, человека и природной системы, что угрожает не только позитивному развитию цивилизации, но и выживанию человека как биосоциального вида.

Закон возрастания степени воздействия цивилизации на природную среду. Характер и масштабы человеческой деятельно­сти обусловливают возрастание ее воздействия на естественную глобальную экосистему - биосферу, а в перспективе - и на кос­мос Производственно-хозяйственное и социокультурное воздей­ствие на биосферу радикальным образом трансформирует исто­рически сложившиеся экосистемы, что создает условия для нарушения биосферного равновесия.

 

Принципы глобалистики

Принцип Ле Шателъе - Брауна. В процессе технико-антропогенного воздействия на глобальную социоэкосистему нарушение ее динамического равновесия до определенного момента воздействия преодолевается силами внутреннего характера. Планетарность воздействия цивилизации на биосферу, нарушая действие этого принципа, создает предпосылки для дисбаланса системы «человек-социум-биосфера».

Принцип системной дополнительности. Глобальная социоэкосистема развивается таким образом, что ее подсистемы ((человек - экосистема, социум - биосфера и др.) обеспечивают динамику планетарной системы в ее целостности. Иными словам, эффективное развитие цивилизации предполагает сохранение качественных (и количественных) характеристик исторически сложившейся среды обитания человека.

Правила глобалистики

Правило необходимого разнообразия. Любая социоэкосистема, в том числе и глобальная, обеспечивает свою устойчивость увеличением разнообразия необходимого уровня: чем раз­нообразнее система, тем выше степень ее устойчивости.

Правило взаимосвязи экономического и экологического раз­вития. Чем эффективнее развивается социоэкосистема, тем больше ресурсов (финансовых, материальных, интеллектуальных и др.) выделяется для поддержания ее устойчивости и тем каче­ственнее характеристики естественной среды обитания человека.

Правило десяти процентов. Социоэкосистема сохраняет свое равновесие, если в процессе производственно-хозяйственной и социокультурной деятельности используется не больше 10% ее материальных, энергетических и информационных ресурсов. Для глобальной социоэкосистемы этот показатель снижается до 1-2% (имеется в виду изъятие биопродукции).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.