Здавалка
Главная | Обратная связь

Б. Объемные конфигурации



1. Разграничение пространств по функциональному назначе­нию. Здесь речь идет об объемном вычленении подпространств из глобального пространства (геофинансового, геоэкономичес­кого, геоинформационного, правового, геополитического, гео­стратегического и т. д. и т. п.). Поведение границ в данном слу­чае совершенно необычно. Симбиоз, синтез этих подпрост­ранств дает нам глобальное пространство, но методологически границы этих «окрашенных» оболочек вполне ощутимы: для каждого подпространства характерно его функциональное на­значение, т. е. его функциональная «окраска».

2. Степень заполнения глобального пространства подпрост­ранствами, их объемные границы вполне методологически и реально описываемы, а степень их расширения, в свою очередь, дает представление о соотношении границ как между различными подпространства­ми, так и с глобальным пространством в целом (см. критерий В классификации в табл. 1 и в тексте). Наблюдается ситуация, когда одни подпространства, выходя на наднациональный уро­вень, практически приближаются к глобальному пространству и заполняют весь целостный мир. Другие трансграничные обра­зования на наднациональном уровне не достигают статуса гло­бальности, кроме того, возможен процесс их затухания. Поэто­му ошибочно считать наднациональные процессы глобальными. Сначала следует соразмерить их с глобальным пространством и определить степень их вызревания, стадию, на которой они находятся на пути к глобализации, ибо они уже «оторвались» от национальной почвы. В истории таких примеров и ситуаций предостаточно. Так, например, до середины XX в. военно-поли­тическая компонента («власть и сила»), составляющая основу геополитики, практически вытеснила, придавила в своем раз­витии все другие подпространства, становясь главенствующей и приоритетной. Все остальные сферы (экономика, культура, мораль, этика, национальная политика, религия, право и т. п.) были подчинены этому пространству. Иными словами, мы имели дело с практическим замещением глобальной общ­ности частным подпространством. Каков же был результат? Сила и власть в рамках всеобъемлющей геополитики неминуе­мо приводят к столкновению политических, военных, сило­вых интересов, к неизбежной перетасовке сфер влияния, выз­реванию острых противоречий и конфликтных узлов, нараста­нию угроз и вызовов и, как результат, к прямому применению военной силы, мировым войнам. Однако со сменой ориентиров развития, формированием новейшего набора мотиваций и ценно­стей, направленных на избежание мировых столкновений, на­блюдается процесс затухания темпов расширения данной сфе­ры (данного подпространства), его очагового размывания, выч­ленения из него целых зон и ареалов, определения тех новейших приоритетов, которые с неизбежностью повторяют весь данный процесс. Сегодня это связано с геоэкономикой и геофинансами, которые вывели на передовые позиции новей­шие трансграничные конфигурации: воспроизводственные, финансовые, информационные, подверженные безудержному расширению. При этом здесь уже наметилась своя особая трансграничность.

3. Вместе с тем по мере заполнения наднациональным пото­ком всего глобального пространства наступает «порог перелива и момент (фаза) зарождения качественно новых наднациональных потоков. Пространственный цикл продвижения объем­ных границ повторяется вновь.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.