Восточная модель цивилизации и её вестернизация
Глобализм - мировоззрение, воспринимающее не только дифференциальную, но и интегральную сущность реальности. При этом интегральное видение мира доминирует над представлениями дифференциального типа. Социокультурной формой выражения глобализма является процесс глобализации социоприродных систем, для которого характерны динамизм и практически неограниченная пространственно-временная экспансия. Неуправляемая глобализация - один из существенных факторов дестабилизации мировой социоэкосистемы. Управление глобализацией предполагает реализацию стратегии устойчивого развития (УР-стратегия) как баланса между интегральностью и дифференциальностью развития социоприродных систем, взаимосвязи между западной активностью и восточной гармоничностью, выхода на уровень евразийства. Для восточной культуры характерно стремление к выявлению мирового космического принципа («мировой закон»), предшествующего существованию человека и природной среды (Дао, карма и т. п.). В ее рамках фиксируется идея вечного повторения бытия, скоротечности и «малости» человеческого существования по сравнению с космическими процессами. Бытие - бесконечный круговорот вещей, явлений, сущностей, не имеющий ни начала, ни конца. «Мировой закон» реализуется через моральное поведение человека. И в этом выражается его взаимосвязь с процессами космического порядка. Человек «восточного сознания» исходит из целостного понимания бытия в качестве единственно возможной реальности, все стороны которой взаимосвязаны и находятся в органическом единстве. Человек, познавая истинную сущность всего существующего, отождествляет себя с нею. В соответствии с восточными стереотипами человек должен стремиться к мистическому ощущению внутреннего единства с миром. Восточный человек не перестраивает внешний мир (это характерно для западного сознания), а приспосабливает себя к нему. В восточных религиозно-философских системах единство человека с внешним природным миром рассматривается не как взаимосвязь разнопорядковых сущностей, а как «растворение» границы между однопорядковыми структурами бытия. Доминанта экофильных тенденций в традиционной восточной культуре в основнуом базируется на имманентном природоцентризме (биосфероцентризме). Отметим некоторые из его характеристик. Во-первых, самоценность природной системы, в которой человек рассматривается в качестве естественной подсистемы. Во-вторых, целостность элементов системы «человек - среда», трактуемой как «интегральная дифференциальность». В-третьих, деятельность интерпретируется преимущественно в качестве познавательного процесса, ориентированного «вовнутрь» окружающей реальности. В-четвертых, поиск гармонии в природе как целевая установка взаимоотношений человека и среды его обитания. В-пятых, перспективное развитие системы «человек - среда» рассматривается в контексте коэволюции составляющих ее подсистем. В-шестых, цикличность бытия как неуклонный переход одного состояния жизненного цикла в другое («вечность жизни»). Однако для современной цивилизации восточного типа характерна вестернизация - процесс восприятия ценностей и стереотипов (экономических, технических, культурных и др.), которые присущи западному социуму. По существу, это - стремление преодолеть имманентный восточному восприятию бытия природоцентризм, отнюдь не способствующий активизации деятельности социума. К началу XXI в. вестернизация проявилась в следующих сферах: - в экономике: экспорт и адаптация к национальным условиям западных технологий, основанных на экстенсивном (и интенсивном) потреблении природных ресурсов; превращение ряда регионов Востока в «дочерние центры» транснациональных корпораций; - в социуме: расширение рыночных отношений, рост классового и имущественного расслоения населения; усиление урбанизации; - в политике: образование и укрепление национальных государств; усиление их роли в международных отношениях; - в культуре: сохранение национальных и духовных ценностей при одновременном усилении воздействия массовой культуры («американизация», «европеизация»). Для вестернизации характерна совокупность противоречий. Отметим ряд из них. Во-первых, противоречие между стремлением социума к сохранению традиций и осознанием необходимости трансформаций как фактора социокультурной динамики. Во-вторых, противоречие между восточными и западными ценностями и стереотипами, которые сохраняются и являются имманентным препятствием на пути эффективной модернизации по западному типу. Действительно, результаты вестернизации к началу XXI в. с наглядной очевидностью выявляют ее противоречивость. С одной стороны, из системы развивающихся стран выделилась небольшая группа «новых развитых стран» («азиатские тигры»), которым в самом деле удалось сочетать западную активность с сохранением восточных традиций, достичь существенного экономического динамизма. С другой стороны, основная группа развивающихся стран не смогла воспользоваться плодами вестернизации (неудача «зеленой революции», трудности индустриализации и т. п.). Экономический разрыв между развитыми и развивающимися странами увеличивается. Значительная часть развивающегося мира, особенно африканский континент, является неустойчивой зоной развития (экономические сложности, политическая неопределенность, бедность населения и др.). Следовательно, в теоретическом отношении преодоление восточного природоцентризма (с его стремлением к гармонизации отношения «человек - среда») возможно в процессе адаптации элементов западной модели, демонстрирующей свою сравнительную экономическую эффективность. В практическом же отношении противоречия вестернизации показывают, что «снятие» восточных стереотипов не предполагает простых и быстрых решений. И в этом смысле исторический природоцентризм (биосфероцентризм) восточного социума выступает как один из определяющих факторов «догоняющего развития» Востока по отношению к Западу. Если для культуры восточного типа характерен природоцентризм, то для западной культуры - антропоцентризм. Отметим важнейшие характеристики антропоцентризма западного типа. Во-первых, рассмотрение человека как субъекта (и объекта), доминирующего по отношению к любым другим природным объектам. Во-вторых, стремление «расщепить» целостность системы «человек - среда», которая представляется как «дифференциальная интегральность». В-третьих, трактовка деятельности преимущественно в качестве природопреобразовательного процесса, имеющего технико-технологические основания. В-четвертых, доминирование экономических стереотипов в целевой установке взаимоотношений человека и природы. В-пятых, связывание перспектив отношения «человек - среда» с преобразованием естественной природной среды в техническую сферу, полностью соответствующую стереотипам социума. В-шестых, рассмотрение эволюции социально-экологических процессов под «человеческим контролем» преимущественно в контексте положительной динамики.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|