Здавалка
Главная | Обратная связь

Восточная модель цивилизации и её вестернизация



Глобализм - мировоззрение, воспринимающее не только дифференциальную, но и интегральную сущность реальности. При этом интегральное видение мира доминирует над представ­лениями дифференциального типа.

Социокультурной формой выражения глобализма является процесс глобализации социоприродных систем, для которого ха­рактерны динамизм и практически неограниченная пространст­венно-временная экспансия. Неуправляемая глобализация - один из существенных факторов дестабилизации мировой социоэкосистемы. Управление глобализацией предполагает реализацию стратегии устойчивого развития (УР-стратегия) как баланса меж­ду интегральностью и дифференциальностью развития социо­природных систем, взаимосвязи между западной активностью и восточной гармоничностью, выхода на уровень евразийства.

Для восточной культуры характерно стремление к выявле­нию мирового космического принципа («мировой закон»), пред­шествующего существованию человека и природной среды (Дао, карма и т. п.). В ее рамках фиксируется идея вечного повторения бытия, скоротечности и «малости» человеческого существования по сравнению с космическими процессами. Бытие - бесконечный круговорот вещей, явлений, сущностей, не имеющий ни начала, ни конца. «Мировой закон» реализуется через моральное поведе­ние человека. И в этом выражается его взаимосвязь с процессами космического порядка.

Человек «восточного сознания» исходит из целостного по­нимания бытия в качестве единственно возможной реальности, все стороны которой взаимосвязаны и находятся в органическом единстве. Человек, познавая истинную сущность всего сущест­вующего, отождествляет себя с нею. В соответствии с восточны­ми стереотипами человек должен стремиться к мистическому ощущению внутреннего единства с миром. Восточный человек не перестраивает внешний мир (это характерно для западного сознания), а приспосабливает себя к нему. В восточных религи­озно-философских системах единство человека с внешним при­родным миром рассматривается не как взаимосвязь разнопоряд­ковых сущностей, а как «растворение» границы между однопорядковыми структурами бытия.

Доминанта экофильных тенденций в традиционной восточ­ной культуре в основнуом базируется на имманентном природоцентризме (биосфероцентризме). Отметим некоторые из его ха­рактеристик.

Во-первых, самоценность природной системы, в которой человек рассматривается в качестве естественной подсистемы.

Во-вторых, целостность элементов системы «человек - сре­да», трактуемой как «интегральная дифференциальность».

В-третьих, деятельность интерпретируется преимуществен­но в качестве познавательного процесса, ориентированного «во­внутрь» окружающей реальности.

В-четвертых, поиск гармонии в природе как целевая уста­новка взаимоотношений человека и среды его обитания.

В-пятых, перспективное развитие системы «человек - сре­да» рассматривается в контексте коэволюции составляющих ее подсистем.

В-шестых, цикличность бытия как неуклонный переход од­ного состояния жизненного цикла в другое («вечность жизни»).

Однако для современной цивилизации восточного типа ха­рактерна вестернизация - процесс восприятия ценностей и сте­реотипов (экономических, технических, культурных и др.), кото­рые присущи западному социуму. По существу, это - стремление преодолеть имманентный восточному восприятию бытия природоцентризм, отнюдь не способствующий активизации деятельно­сти социума.

К началу XXI в. вестернизация проявилась в следующих сферах:

- в экономике: экспорт и адаптация к национальным усло­виям западных технологий, основанных на экстенсивном (и ин­тенсивном) потреблении природных ресурсов; превращение ряда регионов Востока в «дочерние центры» транснациональных кор­пораций;

- в социуме: расширение рыночных отношений, рост клас­сового и имущественного расслоения населения; усиление урба­низации;

- в политике: образование и укрепление национальных го­сударств; усиление их роли в международных отношениях;

- в культуре: сохранение национальных и духовных ценно­стей при одновременном усилении воздействия массовой культу­ры («американизация», «европеизация»).

Для вестернизации характерна совокупность противоречий. Отметим ряд из них. Во-первых, противоречие между стремле­нием социума к сохранению традиций и осознанием необходи­мости трансформаций как фактора социокультурной динамики. Во-вторых, противоречие между восточными и западными цен­ностями и стереотипами, которые сохраняются и являются им­манентным препятствием на пути эффективной модернизации по

западному типу.

Действительно, результаты вестернизации к началу XXI в. с наглядной очевидностью выявляют ее противоречивость.

С одной стороны, из системы развивающихся стран выде­лилась небольшая группа «новых развитых стран» («азиатские тигры»), которым в самом деле удалось сочетать западную ак­тивность с сохранением восточных традиций, достичь сущест­венного экономического динамизма. С другой стороны, основная группа развивающихся стран не смогла воспользоваться плодами вестернизации (неудача «зеленой революции», трудности инду­стриализации и т. п.). Экономический разрыв между развитыми и развивающимися странами увеличивается. Значительная часть развивающегося мира, особенно африканский континент, являет­ся неустойчивой зоной развития (экономические сложности, по­литическая неопределенность, бедность населения и др.).

Следовательно, в теоретическом отношении преодоление восточного природоцентризма (с его стремлением к гармониза­ции отношения «человек - среда») возможно в процессе адапта­ции элементов западной модели, демонстрирующей свою срав­нительную экономическую эффективность. В практическом же отношении противоречия вестернизации показывают, что «сня­тие» восточных стереотипов не предполагает простых и быстрых решений. И в этом смысле исторический природоцентризм (биосфероцентризм) восточного социума выступает как один из оп­ределяющих факторов «догоняющего развития» Востока по от­ношению к Западу.

Если для культуры восточного типа характерен природоцен­тризм, то для западной культуры - антропоцентризм. Отметим важнейшие характеристики антропоцентризма западного типа.

Во-первых, рассмотрение человека как субъекта (и объекта), доминирующего по отношению к любым другим природным объектам.

Во-вторых, стремление «расщепить» целостность системы «человек - среда», которая представляется как «дифференциаль­ная интегральность».

В-третьих, трактовка деятельности преимущественно в ка­честве природопреобразовательного процесса, имеющего техни­ко-технологические основания.

В-четвертых, доминирование экономических стереотипов в целевой установке взаимоотношений человека и природы.

В-пятых, связывание перспектив отношения «человек - сре­да» с преобразованием естественной природной среды в техниче­скую сферу, полностью соответствующую стереотипам социума.

В-шестых, рассмотрение эволюции социально-экологичес­ких процессов под «человеческим контролем» преимущественно в контексте положительной динамики.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.