Западная модель цивилизации и её перспективы
Христианский антропоцентризм обеспечил динамизм и эффективность цивилизации западного типа. Выделим некоторые направления его реализации: - абсолютизация индивидуализма, в рамках которого признается приоритет прав личности, подкрепленных принципом незыблемости частной собственности; - трактовка природы как подчиненного человеку объекта преимущественно производственно-хозяйственной и социокультурной деятельности; - активный труд как доминирующая форма взаимоотношений человека и природы, обеспечивающий динамизм изменений как субъекта (человека), так и объекта (природа); - потребительство как форма выражения личного успеха и позитивной исторической динамики. Антропоцентризм закрепил имманентную противоречивость западного типа развития. Действительно, с одной стороны, осуществляемая христианская модель обеспечивала экономическое процветание западной цивилизации, создание достаточно эффективно работающей социально-политической структуры. Именно в ее рамках сформулирована научная картина мира. С другой стороны, с момента структурирования западной цивилизации процессы, происходящие «внутри» нее, вызывали беспокойство и критическое отношение. Исторически сложились, по крайней мере, два диаметральных подхода к оценке возможностей и перспектив западной цивилизации: оптимистический и пессимистический. «Оптимисты» полагают, что «в руках» социума имеются «рычаги», позволяющие конструктивно ответить на возникающие противоречия развития. Со своей стороны, «пессимисты» оценивают позитивные возможности развития достаточно скептически и осторожно. На протяжении 2000-летней истории христианской цивилизации полемика между «оптимистами» и «пессимистами» практически никогда не затухала. Однако если в течение длительной исторической перспективы доминировали оптимистические трактовки развития западной цивилизации, то со второй половины XX в. все отчетливее фиксируется пессимистическая оценка, особенно в экологическом контексте будущего. По существу, начался активный поиск теоретической модели позитивного будущего. Ставилась задача преодолеть имманентную экофобность цивилизации западного типа. На теоретическом уровне антропоцентризм западной цивилизации оборачивается усилением конфликта в рамках глобальной социоприродной системы. В действительности же именно западная модель, опираясь на внутренние адаптивные возможности, конструктивно отвечает на глобальные вызовы современной цивилизации (экологизация рынка, информационные технологии и т. п.). По существу, на протяжении всего XX века шел процесс формирования нового типа взаимоотношений человека, социума и природы, новой этики поведения субъекта в объективном мире - «экологической этики». В ее основе - стремление и попытка адаптировать христианские стереотипы к новым условиям бытия. Теология связывает «экологизацию» сознания западного человека с материальным самоограничением и безграничным духовным развитием личности на пути к единению с Богом. Христианский человек должен преодолеть свою «противоречивую двойственность». Действительно, с одной стороны, человек, являясь следующим звеном «тварного мира» с Богом, сохраняет свой статус доминирующей силы в природе. С другой стороны, для экологического выживания человек вынужден ограничить свободу собственных действий, сохранить равновесие социоэкосистем. Церковь (и теология) как форму выражения экологической этики (поведения) рекомендует западному человеку новый образ бытия, основанный на умеренности, простоте и т. п. Экологическая (биосферная) этика - «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер). Это - не этика человека, а «этика природы». В рамках традиционных этических христианских стереотипов она находит выражение в тезисе: к объектам природы субъекту следует относиться так же, как к самому себе. Природа, в которую органично включается и человек, трактуется как высшая целостность, интегрирующая бытие во всех его проявлениях. Очевидно, что многие ориентиры экологической этики адаптируют соответствующие восточные стереотипы (преклонение перед всем живым, сострадание ко всякой жизни и т. п.). Тем самым, по существу, экологическая этика - определенный «мостик» между восточными и западными религиозно- духовными стереотипами. Сохраняется антропоцентризм, которому придается, однако, более мягкая (природосовместимая) форма выражения. Экологическая этика предстает как «дополнительность» экофобных западных представлений экофильными ориентальными (восточными) стереотипами. Это находит выражение в следующих ее характеристиках: - рассмотрение социоэкосистемы любого уровня в качестве единой целостности; - распространение гуманистических представлений не только на социум, но и на сферу живого; - понимание равенства всех живых существ; - обоснование идеи «рациональной ограниченности» материальных потребностей социума при «неограниченном развитии» духовного потенциала человека.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|