Здавалка
Главная | Обратная связь

Изменение категории «разделение труда»



Товарное производство базируется на разделении труда. Это принципиальное условие для возникновения обмена. Обмен — это ориентир и движущая пружина воспроизводства.

В геоэкономической системе разделение труда принимает разнообразные и взаимообусловленные формы. Если взять всю мировую товарную массу, то важно знать, с какого разделения труда сняты те или иные товары. Иными словами, товар несет в себе «окраску» международного разделения труда, его формы. На разных исторических этапах становления мирового рынка про­порции в количественном отношении (объемы) между таким образом «окрашенными» товарами менялись.

До середины 50-х гг. текущего столетия в структуре мирового товарного оборота львиную долю занимали товары, отражаю­щие общее разделение труда. В дальнейшем, начиная с 60-х гг., ускорение роста мирового товарного обращения объясняется структурными изменениями в мирохозяйственной сфере, сбли­жением хозяйствующих организмов, углублением международ­ной специализации, связанной с выходом за национальные рам­ки сначала частного (внутриотраслевого), а затем (70-е гг.) и единичного (поузлового и технологического) разделения труда. На мировом рынке произошел своего рода ассортиментный взрыв — появление быстро расширяющегося спектра однородных товаров и функциональных сфер их применения.

Неудержимый рост ассортимента товаров, усложнение их потребительских свойств, развертывание все удлиняющегося «ассортиментного шлейфа» у товаров одного наименования, т. е. появление целого ряда аналогов, отличающихся только по какому-либо одному или нескольким ведущим характеристи­кам, явилось логическим результатом соединения достижений научно-технической революции с практическими результатами применения системы маркетинга крупными фирмами.

В дальнейшем, с выходом на мировую арену в 70—80-х гг. крупномасштабной инвестиционной и производственной ко­операции, общественное разделение труда в международной сфере претерпевает серьезнейшие качественные изменения. Встал вопрос о том, не приводят ли сдвиги в общественном разделении труда к столь глубоким его качественным измене­ниям, что требуется переосмысление самого понятия «между­народное разделение труда».

Новый, производственно-сбытовой характер общественного разделения труда стал сказываться на динамике международно­го товарного обмена. Встречные товарные потоки постепенно наполняются новым содержанием — во внешнеторговый обо­рот вовлекается не только конечная готовая продукция, но и целый спектр товаров, используемых для создания конечной продукции. Иначе говоря, осуществляются поставки продукции на всех стадиях единого производственного процесса, перешаг­нувшего национальные рамки (комплектующие узлы и детали, основные и вспомогательные материалы, стандартная и специ­альная оснастка, техническая документация и т. д.). Интенсив­ное развитие крупномасштабного научно-технического и производственно-инвестиционного кооперирования привело к смещению границ обмена товарами и услугами на новый стык — межфирменный, межкорпорационный обмен между круп­ными производственно-инвестиционными комплексами. Сло­жилось межанклавное (межкорпорационное) разделение труда.

Межанклавное (межкорпорационное) разделение труда — специали­зация хозяйствующих субъектов, сформировавшихся на транснациональной основе и выступающих в организационно-управлен­ческом плане как интернационализированные воспроизводствен­ные ядра.

Это явление настолько всеобъемлющее и важное для понима­ния судеб общественного разделения труда в международной сфере, что стало ключевым в формировании геоэкономического про­странства. Сам термин «международное разделение труда» отны­не вмещает в себя более сложное содержание. С одной стороны, он традиционно выражает процесс стихийного распределения производственных обязанностей между нациями как производ­ственными единицами, с другой — производственные обязанно­сти планомерно распределяются внутри концернов, не выходя за их рамки, но перешагивая государственные границы. Разделе­ние труда вышло на новые стыки. На мировой карте наметились экономические границы, не совпадающие с национальными. Это и есть процесс межанклавного (межфирменного, межкорпораци- онного) общественного разделения труда. Оказывается, что сами национальные экономики «растаскиваются» сразу несколькими транснациональными фирмами как звенья разных комплексов.

Экономические границы — это условные, не совпадающие, как правило, с государственными границами, экономико-функциональные пределы влияния стран, мировых транснационализированных структур, выступающих как стыки межанклавного разделения тру­да, на которых идет обмен новыми товарными формами и услуга­ми и на которых реализуется и регулируется мировой доход; гра­ницы между «странами-системами».

Предпосылками развития новой разновидности обществен­ного разделения труда являются: во-первых, формирование но­сителя этого явления (субъекта общения); во-вторых, соответ­ствующие условия — «рынки среды» в виде расширения масш­табов международного кредита, усиления международной подвижности высококвалифицированной рабочей силы и науч­ных кадров; в-третьих, формирование соответствующего объекта обмена (новейших товарных форм).

В начале 80-х гг. XX в. основные компоненты, составляющие это единство, уже сформировались. Еще к 70-м гг. завершилось формирование производственно-сбытовых структур в рамках территориально-научных комплексов, научно-производственная база которых подготовила и ускорила смещение междуна­родного обмена в сторону производственно-инвестиционного и сбытового сотрудничества. Этому способствовал усилившийся в тот период обмен научно-техническими идеями, соединив­шийся с новыми возможностями финансирования крупных объектов, сооружаемых совместными усилиями в рамках гигантских производственно-коммерческих агломераций (ПКА) — своего рода подвижных интернационализированных воспроизвод­ственных мировых ядер (циклов).

Производственно-коммерческие агломерации — это временные, но относительно устойчивые образования, которые характеризуются общей производственной базой, технологическим и научно-тех­ническим единством складывающегося в их рамках процесса по производству и реализации новейших разновидностей товара (товар-объектов, товар-программ).

Производственно-коммерческие агломерации функциониру­ют в форме гигантских международных консорциумов (концер­нов), часто совместных дочерних корпораций, создаваемых ря­дом транснациональных корпораций, с широким диапазоном деятельности. Этот процесс является характернейшей особен­ностью развития общественного разделения труда в междуна­родной сфере.

Зарождение и ускоренное развитие новой разновидности общественного разделения труда в международной сфере выс­тупает в качестве важнейшего элемента приспособления нацио­нальных экономик к серьезным структурным сдвигам в миро­хозяйственной сфере. Решение таких проблем, как освоение месторождений нефти и газа в труднодоступных районах и на морских шельфах, создание технических средств добычи и пе­реработки глубоководных твердых минералов, развитие атом­ной энергетики, разработка и эксплуатация систем космичес­кой связи, создание новейших информационных систем и т. п., связано с привлечением огромных материальных и финансовых ресурсов, использованием накопленного научно-технического потенциала. Это стало возможно только на интернациональной основе, что, в свою очередь, сообщило мощные импульсы к формированию ПКА, включающих в себя строительство круп­нейших объектов «под ключ»: энергетических магистралей, га­зопроводов, металлургических, машиностроительных и нефте­химических комплексов, гостиничных и торговых комплексов для обслуживания туристов, военных баз, аэродромов, порто­вых сооружений и т. д.

Развернулся интенсивный процесс создания ПКА в целом ряде областей. Многие из них находятся под контролем амери­канских корпораций, однако государства и концерны Западной Европы и Японии также вступили на путь активного объедине­ния усилий ради создания собственного потенциала, сопоста­вимого с американским.

Подобные явления породили своеобразную конкуренцию на стыке крупнейших производственно-сбытовых агломераций. По мере их развития наметились новые тенденции, которые выли­лись в ломку меновых пропорций, модификацию цены как эко­номического инструмента — зародилась система новых мотивационных стимулов — стратегических эффектов.

Ускорению создания ПКА способствовали интенсификация выпуска продукции военного назначения, укрепление между­народных связей военно-промышленных комплексов государств. Перевод на военные рельсы ряда производств в рамках ПКА, их сращивание с национальными ВПК приводят к такому по­ложению, когда на дальнейшее развитие этого процесса оказы­вают мощное воздействие экономические факторы, значимость которых во многих случаях превосходит политические и воен­но-стратегические.

Однако, отмечая существенное усиление роли этой новой разновидности общественного разделения труда в международ­ной сфере, необходимо рассматривать динамику ее развития в тесной взаимосвязи с межнациональными, традиционными формами международного общения.

Характер подобного взаимодействия в геоэкономическом пространстве обусловлен рядом факторов. Опыт «холодной вой­ны» показывает, что в условиях развертывания гонки вооруже­ний усиливается борьба отдельных государств за самосохране­ние. Такой процесс порождает противоречивую тенденцию, которая размывает структуру ПКА, делает их в ряде случаев неустойчивыми, ведет к переориентации значительной части деятельности ряда ТНК и фирм в национальные рамки, тем самым усиливая и питая процесс межгосударственного обще­ния в его разнообразных формах.

На данный процесс немалое влияние оказывает государ­ственное регулирование взаимодействия внутренней и внешне­экономической сфер, направленное на поддержку и повыше­ние конкурентоспособности национальных фирм, наиболее рельефно оно проявилось в принятии программ, призванных нейтрализовать последствия энергетического, сырьевого, эко­логического кризисов, и в протекционистских мерах, регуляр­но охватывающих многие страны.

Усиление милитаризации экономики и интенсивный про­цесс создания ПКА приводят к свертыванию производства широкого спектра товаров, вымыванию ассортиментных ветвей товаров потребительского назначения, разнообразных машин и оборудования в рамках сформировавшихся было ТНК. Проис­ходит также ослабление отдельных видов деятельности в облас­ти услуг.

В данных условиях создается благоприятная почва для акти­визации деятельности в соответствующих областях ранее оттес­ненных оттуда фирм. Этот процесс первоначально разворачива­ется в национальных рамках и опирается на поддержку государ­ства, заинтересованного в укреплении национальных позиций на мировых товарных рынках.

Однако, поскольку вытеснение из производственно-сбытовой сферы отдельных видов продукции по отдельным отраслям и странам происходит неравномерно, создаются определенные условия для активизации выхода этих мелких и средних фирм на границы межгосударственного обмена и налаживания ин­тенсивных регулярных связей в международной сфере.

Это непрерывно происходящий процесс как бы возвраще­ния разделения труда между ПКА в рамки межгосударствен­ного общения и, напротив, «выноса» деятельности нацио­нальных структур за национальные рамки. Они начинают выс­тупать в качестве звеньев ПКА. Другими словами, сдвиги между двумя подсистемами общественного разделения труда (междуна­родного и межанклавного) приобретают характер пульсаций, в коих выражается важнейшая тенденция, присущая геоэкономи­ческой системе.

Пульсация «стыков» разделения труда — изменение конфигурации экономических границ под воздействием меняющейся геоэконо­мической ситуации и перегруппировки транснационализированных структур.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.