Институциональная основа геофинансов
Геофинансы поставили проблему совершенствования институциональной финансовой основы мироустройства. Здесь следует иметь в виду несколько аспектов. 1. К концу XX столетия завершилось формирование международной кредитно-финансовой системы (МКФС)\ представляющей собой разветвленную схему со множеством многозвенных государственных и частнокредитных элементов, через которые осуществляется координация финансовых связей в мире. Обобщенно система состоит из ежегодных совещаний «восьмерки» (вопрос преобразования которой из «семерки» путем присоединения России был недавно окончательно решен), принимающих наиболее важные стратегические решения; специализированных учреждений ООН, занимающихся финансовыми вопросами в мировом масштабе, а именно — организаций группы Всемирного банка и МВФ, которые являются координаторами в решении более конкретных практических задач, а также своеобразными гарантами платежеспособности субъектов отношений; Парижского клуба — объединения государственных кредиторов, регулирующего и унифицирующего подходы кредиторов к тому или иному должнику; Лондонского клуба — объединения крупнейших частных кредиторов, вырабатывающего совместную политику частных коммерческих банков по отношению к должникам; региональных банков развития, сфера деятельности которых ограничена определенными географическими районами; субрегиональных банков развития, межгосударственных организаций, осуществляющих операции на двусторонней основе, и др. Все вместе они составляют каркас геофинансовой системы и реализуют коллективную международную стратегию в области кредитно-финансовых и валютных отношений. Сотрудничество того или иного государства с международными кредитно-финансовыми институтами, являющееся составной частью международной кредитно-финансовой системы, предполагает наличие определенного круга участвующих в ней субъектов. К ним относятся государства и международные организации. Последние можно подразделить на две группы: международную организацию универсального характера — специализированное учреждение ООН (МБРР, MAP, МАГИ, МВФ) и международные организации регионального характера — региональные банки развития (ЕБРР, АзБР, МАБР, АфБР и др.). Степень участия международных кредитно-финансовых организаций в мировой финансовой системе зависит от характера их правосубъектности и объема правоспособности. 2. Все международные кредитно-финансовые организации получили свой завершенный функциональный и организационный статус исходя из послевоенного геополитического мироустройства. При этом «холодная война» наложила огромную печать на цели, задачи (и, самое главное, на способы их достижения) международных организаций. Здесь произошло совпадение политических и военно-политических интересов лидеров мировых финансов (США и других развитых стран) с идеологической доктриной, провозглашаемой этими лидерами и направленной на поддержание западных ценностей в рамках техногенного постиндустриального мира. Эту же миссию выполняют и международные организации, внося апологетические нотки в свою деятельность. Сейчас ситуация поменялась. Процесс глобализации, формирование наднациональных потоков (воспроизводственных, геофинансовых и т. д.) ставят задачу пересмотра всей системы международных организаций. Теперь они призваны работать не в геополитических, а в геоэкономических и геофинансовых условиях. А отсюда и необходимость в их глубочайшей трансформации. Речь идет, по сути дела, о новом пакете геоэкономических и геофинансовых организаций. Следует отметить, что, хотя определенный наднациональный статус некоторым международным организациям прививался в течение последних десятилетий, существенных качественных изменений не произошло. Назрела острейшая необходимость в формировании нового геофинансового института — геоэкономического трибунала, призванного повысить ответственность за экономические преступления в мирохозяйственной системе. 3. Новый геофинансовый каркас мировой хозяйственной системы выстраивается на основе возникновения и развития новых финансово-экономических форм и соответствующих им субъектов. К ним могут быть отнесены: офшорные зоны, свободные экономические зоны, зоны наибольшего благоприятствования, зоны свободной торговли, таможенные, платежные, валютные, экономические союзы и т. д. Набор этих форм и структур вместе с пакетом новых геоэкономических, геофинансовых структур составит узлы геофинансового каркаса современной геофинансовой системы. 4. Здесь уместно остановиться на новейших субъектах геофинансового оборота, таких как страны-системы — государства, выступающие в качестве глобальных предпринимателей, и т. д. Мы уже упоминали о том, что страны-системы делятся на два вида: 1) государственные системы, «опрокинутые вовне», и 2) государственные системы, «опрокинутые вовнутрь». К первым относятся страны, которые вынесли хозяйственную деятельность за национальные рамки, значительно расширив национальный ареал хозяйствования и, соответственно, расширив возможности налогообложения. К таким странам относятся США, развитые страны, некоторые развивающиеся страны. Обладая мощными транснационализированными финансово- промышленными группами и делегируя им реализацию своих геофинансовых и геоэкономических интересов, такие страны монополизировали доступ к формированию и распределению мирового дохода и геофинансовой ренты. А вторые, в отличие от них, боясь транснационализации по идеологическим и другим соображениям и не имея мощных транснациональных структур, наоборот, втягивают в свои национальные ареалы «чужие» звенья транснационализированных воспроизводственных структур, тем самым значительно сокращая свой национальный хозяйственный ареал. В гипотетическом плане он может сокращаться до нуля. Таким образом, спутником геофинансов выступает геоэкономический неоколониализм — это новейший феномен современного мира.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|