Здавалка
Главная | Обратная связь

Институциональная основа геофинансов



Геофинансы поставили проблему совершенствования инсти­туциональной финансовой основы мироустройства. Здесь следу­ет иметь в виду несколько аспектов.

1. К концу XX столетия завершилось формирование междуна­родной кредитно-финансовой системы (МКФС)\ представляю­щей собой разветвленную схему со множеством многозвенных государственных и частнокредитных элементов, через которые осуществляется координация финансовых связей в мире. Обоб­щенно система состоит из ежегодных совещаний «восьмерки» (вопрос преобразования которой из «семерки» путем присое­динения России был недавно окончательно решен), принима­ющих наиболее важные стратегические решения; специализи­рованных учреждений ООН, занимающихся финансовыми воп­росами в мировом масштабе, а именно — организаций группы Всемирного банка и МВФ, которые являются координаторами в решении более конкретных практических задач, а также свое­образными гарантами платежеспособности субъектов отноше­ний; Парижского клуба — объединения государственных креди­торов, регулирующего и унифицирующего подходы кредиторов к тому или иному должнику; Лондонского клуба — объединения крупнейших частных кредиторов, вырабатывающего совмест­ную политику частных коммерческих банков по отношению к должникам; региональных банков развития, сфера деятельности которых ограничена определенными географическими района­ми; субрегиональных банков развития, межгосударственных орга­низаций, осуществляющих операции на двусторонней основе, и др.

Все вместе они составляют каркас геофинансовой системы и реализуют коллективную международную стратегию в облас­ти кредитно-финансовых и валютных отношений.

Сотрудничество того или иного государства с международ­ными кредитно-финансовыми институтами, являющееся со­ставной частью международной кредитно-финансовой систе­мы, предполагает наличие определенного круга участвующих в ней субъектов. К ним относятся государства и международные организации. Последние можно подразделить на две группы: международную организацию универсального характера — спе­циализированное учреждение ООН (МБРР, MAP, МАГИ, МВФ) и международные организации регионального характе­ра — региональные банки развития (ЕБРР, АзБР, МАБР, АфБР и др.). Степень участия международных кредитно-финан­совых организаций в мировой финансовой системе зависит от характера их правосубъектности и объема правоспособности.

2. Все международные кредитно-финансовые организации получили свой завершенный функциональный и организационный статус исходя из послевоенного геополитического мироустройства. При этом «холодная война» наложила огромную печать на цели, задачи (и, самое главное, на способы их достижения) международных организаций. Здесь произошло совпадение по­литических и военно-политических интересов лидеров мировых финансов (США и других развитых стран) с идеологической доктриной, провозглашаемой этими лидерами и направленной на поддержание западных ценностей в рамках техногенного постиндустриального мира. Эту же миссию выполняют и меж­дународные организации, внося апологетические нотки в свою деятельность. Сейчас ситуация поменялась. Процесс глобализа­ции, формирование наднациональных потоков (воспроизвод­ственных, геофинансовых и т. д.) ставят задачу пересмотра всей системы международных организаций. Теперь они призваны ра­ботать не в геополитических, а в геоэкономических и геофинансо­вых условиях. А отсюда и необходимость в их глубочайшей транс­формации. Речь идет, по сути дела, о новом пакете геоэкономи­ческих и геофинансовых организаций. Следует отметить, что, хотя определенный наднациональный статус некоторым междуна­родным организациям прививался в течение последних десяти­летий, существенных качественных изменений не произошло. Назрела острейшая необходимость в формировании нового гео­финансового института — геоэкономического трибунала, при­званного повысить ответственность за экономические преступ­ления в мирохозяйственной системе.

3. Новый геофинансовый каркас мировой хозяйственной системы выстраивается на основе возникновения и развития новых финансово-экономических форм и соответствующих им субъектов. К ним могут быть отнесены: офшорные зоны, сво­бодные экономические зоны, зоны наибольшего благоприят­ствования, зоны свободной торговли, таможенные, платеж­ные, валютные, экономические союзы и т. д. Набор этих форм и структур вместе с пакетом новых геоэкономических, геофи­нансовых структур составит узлы геофинансового каркаса со­временной геофинансовой системы.

4. Здесь уместно остановиться на новейших субъектах гео­финансового оборота, таких как страны-системы — государ­ства, выступающие в качестве глобальных предпринимателей, и т. д. Мы уже упоминали о том, что страны-системы делятся на два вида: 1) государственные системы, «опрокинутые вовне», и 2) государственные системы, «опрокинутые вовнутрь». К пер­вым относятся страны, которые вынесли хозяйственную дея­тельность за национальные рамки, значительно расширив на­циональный ареал хозяйствования и, соответственно, расши­рив возможности налогообложения. К таким странам относятся США, развитые страны, некоторые развивающиеся страны. Обладая мощными транснационализированными финансово- промышленными группами и делегируя им реализацию своих геофинансовых и геоэкономических интересов, такие страны монополизировали доступ к формированию и распределению мирового дохода и геофинансовой ренты. А вторые, в отличие от них, боясь транснационализации по идеологическим и дру­гим соображениям и не имея мощных транснациональных структур, наоборот, втягивают в свои национальные ареалы «чужие» звенья транснационализированных воспроизводствен­ных структур, тем самым значительно сокращая свой нацио­нальный хозяйственный ареал. В гипотетическом плане он мо­жет сокращаться до нуля. Таким образом, спутником геофинансов выступает геоэкономический неоколониализм — это новейший фе­номен современного мира.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.